Применение технологии В.М. Монахова на уроках математики для учащихся с нарушением слуха
статья по алгебре (8 класс) на тему

Ральникова Татьяна Юрьевна

В статье кратко раскрыта суть технологии Монахова в том виде, в котором я применяю её на уроках в школе для слабослышащих детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_v.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии В.М. Монахова на уроках математики для учащихся с нарушением слуха

Теоретико-методические аспекты использования личностно-ориентированного обучения в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении  для глухих детей.

1. Особенности математического образования в школе-интернате для глухих детей.

Преподавание математике в школе для детей с недостатками слуха ставит те же основные задачи, которые стоят и перед общеобразовательной школой:

  • математическое развитие учащихся,
  • формирование математического мышления, рациональных способов и приемов усвоения математических знаний,
  • обучение самостоятельному поиску в приобретении новых знаний и пр.

 Таким образом, содержание курса математики в школе для глухих детей в основном совпадает с учебным материалом, предусмотренным для школы общего назначения. Однако возможности глухих детей, приходящих в школу, не позволяют им сразу овладевать тем же материалом  и в том же объеме, который предлагается их слышащим сверстникам. Пути и методы реализации этих задач в специальной школе несколько иные. Так, программа общеобразовательной школы предполагает такое построение педагогического процесса, при котором учащиеся с первых дней обучения подводятся к пониманию общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых явлений, к осознанию взаимосвязи между явлениями, к достаточно сложным математическим обобщениям. Здесь уроки математики адресованы ученикам со сформированной речью. Математическое развитие неслышащих осуществляется постепенно, по мере формирования и развития словесной речи, математического словаря, понятийного мышления в специально организованных условиях, с применением (наряду с общепедагогическими) специальных приемов (А.И.Дьячков, 1971, С.А.Зыков, 1977, Т.В.Розанова, 1984, Н.Ф.Слезина, 1967, В.Б.Сухова, 1986 и др.).

Задача формирования математического языка в школе глухих выступает особенно отчетливо. Особенности усвоения математических знаний неслышащими учащимися, обуславливаются тем, что несформированность словесной речи тормозит усвоение математических понятий. Отсутствие нужных речевых обозначений затрудняет расчленение и выделение признаков предметов, при этом зачастую, как основной, выделяется не существенный признак объекта или группы объектов (форма, количество), а второстепенный (величина, расположение в пространстве). Отсюда понятны их трудности в обобщении действий, так как без полной и точной словесной характеристики действий, словесного обозначения существенных признаков предметов невозможно точное и полное выделение в них существенных признаков, которые будут обеспечивать выявление сходства сравниваемых предметов, действий, их обобщение  и т.д.

Результаты проведенных исследований (А.И.Дьячков, 1968,Т.В.Розанова, 1978, Н.Ф.Слезина, 1967, И.М.Соловьев, 1962, И.А.Никольская, 2002 ) позволяют прийти к выводу, что глухие дети нуждаются в более тщательной отработке всех этапов при усвоении системы математических понятий. При формировании у глухих детей математических понятий большое внимание следует уделять выработке тесных двухсторонних взаимосвязей между реальными действиями детей с предметами, посредством которых совершаются их сравнение, действиями в плане мыслительных представлений и словесными описаниями совершаемых действий. При этом необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям,  поскольку обнаруживаются значительные различия у учащихся одного и того же класса в уровне владения математическими знаниями и развития умений оперировать ими.

Представляется, что педагогическая технология академика  В.М. Монахова позволяет реализовать принципы обучения глухих школьников, оптимизировать процесс преподавания математики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для глухих детей.

2. Возможности использования педагогической технологии академика В.М. Монахова в школе для глухих детей.

Технология – это точное знание того, как надо обучать и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение. Кроме того, практически все современные исследования, посвященные педагогическим технологиям, заостряют внимание на таких характеристиках как системность, последовательность, упорядоченность методов, приемов, действий, обеспечивающих движение образовательного процесса к запланированному результату.

Сущность педагогической технологии академика В.М. Монахова:

  1. Основные принципы технологии В.М. Монахова:
  • Доверие к педагогическому профессионализму учителя;
  • Безусловное соблюдение физиолого-гигиенических норм работы ученика;
  • Гарантированность образовательной подготовки на любом отрезке учебного процесса;
  • Комфортность ученика и учителя.
  1. Педагогическая технология универсальна, пригодна для любого школьного предмета, для любого учителя, для любого класса.
  2. Педагогическая технология рассматривает три основных этапа профессиональной деятельности учителя:
  • Этап проектирования
  • Этап реализации проекта в учебном процессе
  • Этап совершенствования проекта по полученным результатам
  1. Этап проектирования учебного процесса заключается в конструировании технологической карты (ТК) и индивидуальной карты ученика (ИКУч).
  2. В технологической карте представлены целеполагания, диагностика, дозирование домашнего задания и коррекция.
  3. Основной объект проектирования – это учебная тема. Продолжительность темы в разных предметах: минимальное число уроков в теме – 6-8, максимальное – 22-24 урока.
  4. В одной теме число микроцелей может быть от 2 до 5. Учитель формирует микроцели в форме: «знать…», «уметь…», «понимать…», «иметь представление о….», «уметь давать характеристику….». Язык микроцелей должен быть понятен ученику.
  5. При обучении глухих детей необходимо выстраивать ступенчатую систему микроцелей, обеспечивающую поэтапность изучения материала, индивидуализацию обучения.
  6. В технологии диагностика – это установление факта достижения конкретной микроцели. Диагностика всегда проводится в письменном виде. Проверочная работа состоит из 4 заданий. Два первых задания – это уровень стандарта. Успешное выполнение свидетельствует о соответствии данного ученика государственным требованиям стандарта «удовлетворительно». Их обязаны делать все учащиеся. Третье задание – это уровень «хорошо». Четвертое задание – уровень «отлично».
  7. Широкое поле творческой деятельности учителя открывает технология дозирования домашних заданий. Перед каждым учителем ежедневно встает задача: сколько упражнений должен самостоятельно сделать ученик, чтобы успешно пройти диагностику. Цель технологии – получить ответ о допустимом нормативе домашних заданий: норме по объему, трудности, сложности. В таком случае уменьшается возможность перегрузки учащихся, а проектирование самостоятельной деятельности учащихся станет целенаправленным процессом.
  8.  Этап проектирования учебного процесса завершается созданием индивидуальной карты ученика (ИКУч).

 ИКУч составляются на всех детей и состоят из трех элементов:

  1. Описание психофизических особенностей учащегося:
  • Особенности развития моторики, восприятия, памяти, познавательные возможности, работоспособность и т.д.
  • Особенности эмоционально-личностного развития
  • Развитие средств общения
  • Медицинский диагноз
  1. Результаты психолого-педагогической диагностики, которые фиксируются в блоке «диагностика», где по горизонтали представлены диагностики в соответствии с поставленными микроцелями (Д1,Д2,Д3….), а по вертикали отмечается уровень прохождения диагностики («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично»). В результате получается своеобразный графический маршрут – траектория продвижения школьника – индивидуальная образовательная траектория (ИОТ).
  2. Описание особенностей коррекционной работы.

Сюда относят коррекционные приемы в достижении соответствующей микроцели урока (К1,К2,К3….)

Пример технологической карты:

Тема: Квадратичная функция

Логическая структура учебного процесса

В1                                        В2                В3                          В4                                                                

1        2      3      4      5           6     7           8      9    10             11       12      13     14     15     16                 к.р

Целеполагание

Дата

Диагностика

Дата

Коррекция

В1 - сформировать понятие квадратичной функции и научить находить нули функции. Познакомить учащихся со свойствами функции у=х2, научить строить её график.

  1. Найти действительные значения  х, при которых функция

у=х2-2х-8 принимает значения , равное -8, -5, 0,7.

  1. Какие из чисел -3; 0; 0,5; 5;10 являются нулями функции:

а) у=х2-2х-15           б) у= х2 +5х

       3. Найдите нули функции (если они существуют):

           А) у= 6х2 + х – 1       б) у = 3х2 – 4х + 2

       4. Числа х1 и х2 – нули квадратичной функции у = х2 +рх + в. Найдите     коэффициенты р и в, если х1 = 3, х2= 5

Словарь:

Нули функции, парабола, вершина параболы, ось абсцисс, ось ординат, оси координат, функция возрастает (убывает) на промежутке, значение функции положительно (отрицательно).

Необходимо обратить внимание:

  1. Умение выбрать из предложенных функций квадратичную.
  2. Умение строить график функции по точкам.
  3. Умение решать системы уравнений и сих помощью находить точки пересечения графиков функций.
  4. Умение находить координаты вершины параболы и точек пересечения с осями координат.
  5. Умение строить график квадратичной функции по схеме.
  6. Умение исследовать функцию по графику, находить промежутки возрастания и убывания функции, наибольшее или наименьшее её значение.

В2 – Сравнить графики функции у=х2 и у=ах2, их свойства, обучить строить график функции по точкам, находить точки пересечения графиков.

  1. В одной и той же системе координат постройте графики функций у= 1,5х2  и  у = -  х2. Используя графики:

А) выясните, какая из функций возрастает на промежутке х≥0;

Б)решите неравенство -  х2  ˂ 2

      2. Принадлежит ли графику функции у = 5х2 точка А (-8;320)?

      3. Найдите координаты точек пересечения параболы  у = 8х2 и прямой

          У =2х + 1

  1. Является ли функция у = -4х2 возрастающей или убывающей на отрезке: а)                   б)

В3 – Познакомить учащихся со свойствами функции, обучить находить координаты вершины параболы, координаты точек пересечения с осями координат

  1. Найдите координаты вершины параболы:

А) у = 2(х – 4)2 +5              б) у = -х2 + 12

        2. Найдите координаты точек пересечения параболы с осями

            координат:а) у = х2 – 5х + 6        б) у = х2 - 4х

        3.Не выполняя построения графика, найдите х, при котором функция

           у = 25х2 – 30х + 8 принимает наименьшее значение и найдите это

           значение.

       4.Найдите коэффициенты р и в у функции у = х2 + рх + в, зная, что её график проходит через точки А (2;-5) и В (-1; 16)

В4- Формирование у учащихся умение строить график квадратичной функции в соответствии со схемой; обучить определять интервалы знакопостоянства квадратичной функции по графику, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значений функции

  1. Постройте график функции у = х2 – 2х – 8.
  2. Используя график, найдите:

а) значение функции, при х = -2,5; 3.

б)значение х, при котором  у = 7; -3

в) Нули функции

г) промежутки возрастания и убывания функции

д) значение х, при котором функция принимает наибольшее или наименьшее значение.

3. Принадлежит ли графику функции у = х2 – 11х + 24 точка             А (2;6); В (-23; -278)

4. Найдите коэффициенты р и в у функции у = х2 + рх + в, зная, что её график проходит через точки А (-3;-5) и В (4; -8)

Внеаудиторная самостоятельная деятельность учащихся

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Б1 - №581(2,4)590,591

№581 (6;8) 583,592

№ 584,585, 594

Б2 - № 597,598

№ 600, 603

№ 605, 607

Б3- № 612, 613,

№ 614 ,616(2)

№ 617 (2,4,6), 618 (2,4)

Б4 - № 621 (2,4),622(2,4),624 (2,4)

№ 625 (2,4,6,8),627, 630(2,4),643

№ 631,644, 646 (2,3)

Пример индивидуальной карты ученика

                                                                                 Индивидуальная Карта Ученика

                                                                                 Ф.И.О,  класс

Психофизические особенности ученика

1.Внимание устойчивое Средняя работоспособность. Без наглядности на уроке материал не воспринимается. Темп деятельности замедлен. Работу выполняет не всегда аккуратно. В работе пропускает некоторые знаки.

2.Учебная мотивация средняя. Адекватна.  Часто использует помощь учителей и одноклассников.

3.Грамматический строй речи достаточно сформирован. Понимание математического словаря , текста задач ограничено.

                    Рекомендации

Обучение по программе основного общего образования. Задавать тренировочные упражнения, соответствующие уровню “стандарт”, домашние задания, соответствующие уровню”стандарт”. Определения давать полные.

   Диагностика: тема 1, тема 2, тема 3

1/1

1/2

1/3

1/4

2/1

2/2

2/3

2/4

3/1

3/2

3/3

3/4

3/5

1/2

2/3

3/4

“5”

“4”

+

“3”

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

“2”

+

+

+

                                                      Коррекция

К1/1

Тренир. упражнения вида:

К1/2

Тренир. упражнения вида :

К1/3

Тренир. упражнения вида:

К1/4

Тренир. упражнения вида:

К2/1

Тренир. упражнения вида:

К2/2

Тренир. упражнения вида :

К2/3

Тренир. упражнения вида :

К2/4

Тренир. упражнения вида:

К3/1

Тренир. упражнения вида:

К3/2

Тренир. упражнения вида:

К3/3

Тренир. упражнения вида:

К3/4

Тренир. упражнения вида:

К3/5

Тренир. упражнения вида:

Такая технологизация учебного процесса и на стадии проектирования, и на стадии реализации представляет новые возможности для четкого управления, объективного и целесообразного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии В.М.Монахова на уроках информатики.

Цели «технологии проектирования технологий» по Монахову : • проектирование методической системы обучения;• создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям обучения;• выбор и...

«Формирование логических действий и операций в сфере познавательных УУД на уроках математики для детей с нарушением слуха»

Затрудненность усвоения слабослышащими детьми новых понятий, особенно абстрактных и обобщенных медленное образование связей изучаемого  материала с уже известным, быстрое забывание, большие трудн...

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроке математики в 5 классе по теме "Сложение дробей. Свойства сложения", в рамках реализации ФГОС ОО.

В рамках реализации ФГОС ОО актуальным является умение учителя качественно подготовиться к уроку математики, особенно создавать конспект урока в форме технологической карты и приложение (презентацию)....

Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.

Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир....

Применение активных приёмов учебной работы на уроках географии для детей с нарушениями слуха

Цель исследования заключается в определении способов эффективного использования наглядности для развития познавательной активности учащихся....

Использование современных образовательных технологий при изучении темы "Простые и составные числа" на уроке математики для учащихся с нарушениями слуха

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА»  НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХАОоржак Алдынай Григорьевн...