Доклад и презентация: Использование современных образовательных технологий при изучении Великой Отечественной войны.
презентация к уроку по истории на тему

Камалова Яна Анатольевна

Использование современных образовательных технологий при изучении  Великой Отечественной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан 

Использование современных образовательных технологий на уроках истории при изучении  Великой Отечественной войны.

                                                                                        Выполнила:

                                                                                        учитель истории и  обществознания

                                                                                        Камалова Яна Анатольевна

Белорецк

2015

Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет в опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием современных образовательных технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Существует большое количество различных образовательных технологий. Но на первый план в педагогической деятельности сейчас вышли исследовательские и творческие методы обучения. Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Одной из приоритетных задач современной школы сегодня является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование его активной позиции. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом. Актуальной темой на уроках истории была и остается Великая Отечественная война. И я предлагаю рассмотрение данной темы  по средством проектной деятельности.

 «Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение».  Работая в проекте, ученик погружается в какую-то ситуацию, он добывает знания не потому, что учитель будет спрашивать и поставит плохую оценку, а потому, что ищет ответ на действительно интересующий его вопрос.

Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма, иллюстрации; информационными,  которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование  реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий .

По теме: «Великая Отечественная война» я на уроках истории предлагаю ребятам на выбор создание проектов. Изучая войну, мы в первую очередь должны знать свою историю,  историю своей семьи, своих предков.

Первый тип проектов предполагает его выполнение  индивидуально. На выбор дается несколько тем:«Герои войны»: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Как воевал мой прадед», «Ветераны нашего района».

Второй тип проектной деятельности выполняется в группах по темам «Герои-белоречане», «Памятники ВОВ в г.Белорецк», «Трудовой вклад  белоречан в победу над фашистскими захватчиками».

Готовясь к нему, учащиеся самостоятельно приобретают знания, что способствует   более активной познавательной работе ребят, когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают для себя уже известные факты и события прошлого и закономерности окружающей жизни. Кроме того они используют материалы из музея: о земляках – тружениках тыла, белоречанах – участниках войны, а также проводят исследовательскую работу, готовя материал о своих родных в годы войны. Благодаря такой работе школьники понимают, что история – это история людей, у них развивается любовь к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

   Таким образом, при работе ребята используют сочетание письменных источников и свидетельств современников (так называемой «устной истории»).

У учащихся появляется желание изучать предмет, в том числе и дополнительно, желание хорошо сдать экзамен в школе и поступить в вуз, завоевать авторитет в классе, знать историю лучше, чем другие, ощущать радость самовыражения, самовоспитания, открытия. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса.

Я разработала алгоритм вопросов обучающимся для беседе с родственниками  при изучении темы семья в годы ВОВ. Работа над проектом превращает урок в урок двух историй – своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и отстраненно смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем несравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.

Ребята работали с историческим материалом, который еще не использовался профессионалами. Это предавало их работе новизну и особую значимость: таким образом они погружались в учебный материал. Этот метод учит и критическому отношению к различным источникам: письменным, устным, научным, мемуарным.  Ребята прикоснулись к живой истории. Надо было видеть их глаза, когда они, защищая свои проекты, рассказывали о своих прадедах, зачитывали письма с фронта, показывали наградные листы, слушали о нелегкой судьбе тех, кто воевал вместе с Власовым и был предан им, кто дошел до Берлина. Были даже такие, кто воевал на Втором фронте, встречался на Эльбе с союзниками. Ребята поняли, что значит Отечественная война, каким трудом и какой ценой оплачена побед.

Такие исследования  оказывают огромное воспитательное воздействие на учащихся. На сто процентов уверена, что среди этих детей не будет фашиствующих молодчиков, скинхедов и прочих нацистов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных образовательных технологий при изучении Великой Отечественной войны Учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ №16» Камалова Яна Анатольевна 2015 год

Слайд 2

Dum docemus , discimus . Пока мы учим - мы учимся. Латинская поговорка

Слайд 3

Сегодня выпускник школы XXI века должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Слайд 4

«Великая Отечественная война» через призму проектной деятельности. Цели и задачи проекта: создать целостное представление об истории России XX века; выяснить связи между историей семьи и историей страны; повысить интерес к изучению истории; вызвать чувство гордости за своих предков; формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Слайд 5

Виды проектов : Информационными Исследовательские Творческими

Слайд 6

Индивидуальные проекты: «Герои войны»; «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; «Как воевал мой прадед»; «Ветераны нашего района».

Слайд 7

Групповые проекты: « Герои-белоречане »; «Памятники ВОВ в г.Белорецк»; «Трудовой вклад белоречан в победу над фашистскими захватчиками» и т.д.

Слайд 9

Анкета для опроса: Фамилия, имя, отчество (в период учебы в школе). Ваше место жительство ( на протяжении войны). Где застала Вас война? Ваши воспоминания о первом дне войны. На каких фронтах Вы воевали? На каких предприятиях трудились в годы ВОВ? В каком роде войск служили? Ваши воинские звания (в начале и в конце войны). Расскажите о наиболее запоминавшихся эпизодах боевой (трудовой) жизни. Какие Вы имеете награды (ордена, медали, грамоты и благодарности военного командования т.д.)?Просьба рассказать, за какие подвиги Вы награждены ими. Как сложилась Ваша судьба после войны (учеба, работа, семья, и т.д.)? Сохранились ли у Вас какие – либо фотографии военных лет, письма, записи, удостоверения, благодарности ,фронтовые газеты и т.д.? Можете ли Вы передать эти материалы для нашего музея или разрешите снять с них копии?

Слайд 10

«-» проективной методики: неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности; повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Слайд 11

формирования понимания Родины на различных этапах развития России; формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны; формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации; формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении; «+» проективной методики:

Слайд 12

Исследовательские проекты: «В 18 лет началась война, и попала в Стольногорск по распределению, работала там в медицинском пункте, перевязывали раненых. В 1942 году выдали военные билеты и направили в Тулу, в госпиталь. Ночевали на пятом этаже под столом. Затем госпиталь эвакуировали на Урал, а нас отправили в Москву, затем в Стольногорск капать рвы. Постоянно бомбили».

Слайд 15

Творческие проекты:

Слайд 16

Информационные проекты:

Слайд 17

Спасибо за внимание!!!

Слайд 18

Список литературы: Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: «Дрофа», 2003 г. стр. 4 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА".

Использование современных педагогических технологий необходимое условие работы концертмейстера–профессионала. Концертмейстер в современной образовательной системе выполняет не только функцию аккомпани...

Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...

Презентация с докладом на тему «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения учебной дисциплине «Иностранный язык»

Презентация даёт хороший методический материал по интернет-ресурсам для создания уроков (в том числе и по дисциплине "Английский язык")....

Доклад по теме "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения для детей с ОВЗ"

Проблемы, обсуждаемые в данной статье, очень непростые и болезненные, поскольку они касаются детей, которые принесли своим родителям не только радость, но и постоянную тревогу за их судьбу.В настоящее...