Рабочая программа по физике для 10 общеобразовательного класса
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Большакова Анна Александровна

Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обя­зательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часов в год (в 10 и 11 классе) по 2 урока в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Большакова А.А..,  МАОУ «СОШ №40», г. Томск

Примерная программа по физике для 10 общеобразовательного класса.

Пояснительная записка

I. Нормативная основа реализации программы:

а) Программа составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и программы Физика для общеобразовательных школ

Автор программы: Г.Я.Мякишев .

(Сборник нормативных документов и программно-методического материала «Физика 7-11», - М.: Дрофа, 2005)

б) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по физике// Вестник образования. – 2004. - №12.

в) Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2008/2009 учебный год// Приказ Министерства и науки РФ.

II. Цели изучения курса:

1. развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

2. овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

3. усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

4. формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

III. Учебно-методический комплект:

    Руководствуясь перечнем учебно-методических комплектов и учебников, рекомендованных управлением образования на 2010-11 учебный год, для сохранения преемственности материала, считаю целесообразным  работу по  учебно-методический комплекту:

 Г.Я. Мякишев,Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н..Физика.10 кл. .- М.: Просвещение, 2010

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Познавательная деятельность:

- использование методов научного познания, таких как: наблюдение, измерение, эксперимент моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории;

- овладение алгоритмическими способами решения задач.

Информационно- коммуникативная деятельность:

- способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения учебных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками самоконтроля;

- умение предвидеть результаты своей деятельности.


IV. Структура курса:

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Введение

1

2

Основы кинематики

9

3

Основы динамики (8ч)

8

4

Законы сохранения в механике 

7

5

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа 

6

6

Температура. Энергия теплового движения молекул.        

2

7

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

2

8

Взаимные превращения  жидкостей и газов.  Твердые тела. 

3

9

Термодинамика 

7

10

Электростатика 

9

11

Законы постоянного тока

8

12

Электрический ток в различных средах 

5

13

Резерв

1

Итого:

68

V. Перечень обязательных контрольных работ:

Тема контрольной работы

дата проведения

1

Контрольная работа №1 "Кинематика "

2

Контрольная работа №2 "Динамика. Законы сохранения в механике"

3

Контрольная работа №3 "Молекулярная физика. Основы термодинамики "

4

Контрольная работа №4 "Законы постоянного тока"

VI. Перечень лабораторных работ:

Тема лабораторной работы

дата проведения

1

Лабораторная работа №1 «Изучение закона сохранения механической энергии»

2

Лабораторная работа №2 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

3

Лабораторная работа №3 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

4

Лабораторная работа №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

VII. Требования к уровню подготовки обучающихся в 10 классе.

В результате изучения физики ученик должен знать и уметь:

   Механика
Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.         
Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.       Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.       
  Молекулярная физика
 
Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.
Законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, I и II закон термодинамики.
Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.
  Электродинамика    
Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.
Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.
Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
  2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.

VIII. Примерное планирование учебного материала по физике в 10 классе (2ч. в неделю).
Авторы методического пособия: Г. Мякишев, Б. Буховцев, Н.Сотский.
                                                                                                                                                                        Всего 70 часов

№ №

п/п

Тема урока

Домашнее задание

Форма контроля

Дата

Примечания

               Введение. Физика и методы научного познания (1 ч) 

1/1

Введение. Что изучает физика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

§1, 2

Обсуждение

Тема 1. МЕХАНИКА (24 ч)

               Основы кинематики (9 ч)

2/1

Механическое движение. Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение.

§3, 7, 8

3/2

Равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения.

§9, 10

Упражнения

4/3

Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач.

§10

Упражнения

5/4

Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

скоростей скоростей скоростейскоростей.

§11, 12

Упражнения

6/5

Прямолинейное равноускоренное движение.

§13, 14, 15

Упражнения

7/6

Уравнения движения с постоянным ускорением.

§16

Упражнения

8/7

Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.

§20, 23

Упражнения

9/8

Решение задач по теме «Кинематика»

Упражнения

10/9

Контрольная работа № 1 "Кинематика "

 вопросов

              Основы динамики (8ч)

11/1

Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона.

§22, 24

12/2

Сила. Связь между ускорением и силой.

§25, 26

13/3

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

§27, 28, 29

14/4

Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.

§30

15/5

Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

§31-33

16/6

Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки.

§34, 35

17/7

Деформация и силы упругости. Закон Гука

§36, 37

18/8

Силы трения. Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел.

§38-40

              Законы сохранения в механике (7ч)

19/1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

§41, 42

20/2

Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.

§43, 44

21/3

Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

§45-48, 51

22/4

Закон сохранения энергии в механике.

§52

23/5

Лабораторная работа №1: «Изучение закона сохранения механической энергии»

24/6

Обобщающее занятие. Решение задач.

25/7

Контрольная работа № 2 "Динамика. Законы сохранения в механике"

Тема 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (20 ч)

              Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (6ч)

Глава 7. Молекулярная структура вещества (2 ч)

26/1

Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение.

§57, 58, 60

27/2

Масса молекул.  Количество вещества.

§59

28/3

Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.

§59, 60

29/4

Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

§61, 62

30/5

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.

§63-65

31/6

Решение задач

              Температура. Энергия теплового движения молекул. (2 часа)        

32/1

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

§66, 67

33/2

Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул.

§68

              Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. (2 часа)

34/1

Уравнение состояния идеального газа.  Газовые законы.

§70, 71

35/2

Лабораторная работа №2: «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

              Взаимные превращения  жидкостей и газов.  Твердые тела. (3 часа)        

36/1

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.

§72, 73

37/2

Влажность воздуха.

§74

38/3

Кристаллические тела. Аморфные тела.

§75, 76

              Термодинамика (7 ч)

39/1

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

§77, 78

40/2

Количество теплоты.

§79

41/3

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

§80, 81

42/4

Необратимость процессов в природе.

§82

43/5

Принципы действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей.

§84

44/6

Повторительно-обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика».

45/7

Контрольная работа № 3  "Молекулярная физика. Основы термодинамики "

Тема 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (22ч)

              Электростатика (9ч)

46/1

Электрический заряд и элементарные частицы.

§85, 86, 87

47/2

Закон сохранения электрического заряда. Основной закон электростатики — закон Кулона. Единица электрического заряда.

§88-90

48/3

Решение задач (Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона).

§88-90

49/4

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

§92, 93

50/5

Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара.

§94

51/6

Решение задач.

52/7

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле

§98

53/8

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением

§99, 100

54/9

Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.

§101, 102

              Законы постоянного тока (8 ч)

55/1

Электрический ток. Условия, необходимые для его существования.

§104, 105

56/2

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

§106, 107

57/3

Лабораторная работа №3: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

58/4

Работа и мощность постоянного тока.

§108

59/5

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

§109, 110

60/6

Лабораторная работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

61/7

Решение задач (законы постоянного тока)

62/8

Контрольная работа № 4 "Законы постоянного тока"

              Электрический ток в различных средах (5 ч)

63/1

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

§111, 113, 114

64/2

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

§115

65/3

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

§120, 121

66/4

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

§122, 123

67/5

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

§124-126

68-70

Резерв

IX. Литература

  1. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
  2. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 336 с.
  3. Марон А.Е.Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 10 класс. К учебнику Мякишева  Просвещение 2007;
  4. Волков В. Физика. 10 класс (поурочные разработки) ВАКО 2006;
  5. Маркина Г.В.Физика 10 кл.
  6. Поурочные планы по учеб. Мякишева   Учитель 2008;
  7. Н.Н. Тулькибаева А.Э.Пушкарев «Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н.   Сотского «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс»;