Главные вкладки

    Евлашев И.Ю., преподаватель английского языка, ФМЛ 239 Новые формы организации сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере школьного образования на примере работы кружка «Альтернативные источники энергии как предмет международного диалога»
    статья по физике (9 класс) по теме

    Евлашев Иван Юрьевич

    описание опыта организации работы учащихся 8-11 классов при ведении научных исследований в рамках международного проекта сотрудничества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon evlashev_i.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Евлашев И.Ю., преподаватель английского языка, ФМЛ 239

    Новые формы организации сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере школьного образования на примере работы кружка «Альтернативные источники энергии как предмет международного диалога»

    1 Введение 

    Проблемы современного общества давно перешагнули рамки государственных границ: финансовый кризис, эпидемии, экологические проблемы быстро распространяются по всему миру, затрагивая интересы миллионов людей и требуя быстрых слаженных действий со стороны различных институтов в разных странах. Для успешного решения глобальных проблем современности требуются умение эффективно работать в команде в том числе с иностранными коллегами, что, безусловно, предполагает достаточное владение лингва франка, каким на протяжении последних 40 лет бесспорно является английский, представление о культуре и особенностях менталитета народов разных стран, а также опыт совместного проведения исследований и обсуждения полученных результатов. Если в области изучения иностранных языков и культур наметился некий прогресс: многие школы участвуют в программах культурного обмена, то в области проведения совместных исследований наблюдается явный пробел. Программы культурного обмена, если и предполагают общение школьников на английском языке и обсуждение проблем, общих для школьников разных стран, то, как правило, такие обсуждения не носят научного характера, а от учащихся не требуется ни углубленных знаний, ни предварительных исследований. Лексический состав такого общения никогда не выходит за рамки стандартных школьных учебников.  Необходимость в устранении этого пробела, в привлечении школьников к совместным научным исследованиям с дальнейшим обсуждением полученных результатов, предполагающих формулировки конкретных путей решения некоторых актуальных проблем современности хорошо понимается на различных уровнях системы образования, однако, фактической работы в данном направлении пока крайне мало, а информация о ней малодоступна.

    Мы начали работу над подобным проектом, когда к нам с предложением о сотрудничестве обратились коллеги из Промышленно-технического колледжа им. Маркони, (г. Катания, Италия).

    Конечными ожидаемыми результатами проекта были определены проведение совместных исследовательских работ, создание мультимедийных презентаций с обобщением собранного материала, выступления на предметных конференциях, в том числе международных. Темой для совместной проектно-исследовательской деятельности учащихся двух стран стала альтернативная энергетика. Знакомясь с принципами работы различных электростанций  и потенциальными возможностями альтернативных  источников электроэнергии, изучая глобальные  проблемы современности, в том числе экономические, школьники двух стран должны научиться работать с иностранными «коллегами», обсуждать серьезные экономические и экологические проблемы, общие для жителей двух стран - одной планеты.

    Ввиду того, что реализация серьезной научной дискуссии на иностранном языке требует колоссальной подготовительной работы, было решено не вписывать подготовку в стандартные школьные курсы физики, информатики и английского языка, тем более, что заинтересованность в участии выразили учащиеся разных классов и разной степени подготовленности, а вынести ее в самостоятельный комплекс, который и был оформлен, как кружок «Альтернативные источники энергии».

    2 Системные требования

    Для реализации работы над проектом нам требуется скоординированная работа с нашими партнерами за рубежом, для чего используется электронная почта. Так как некоторые вопросы требуют обсуждения одновременно несколькими участниками-организаторами, мы рекомендуем воспользоваться режимом видеоконференций, которые не только позволяют более эффективно согласовывать различные аспекты сотрудничества, но и делают общение более персонифицированным.

    Для обеспечения самостоятельной работы учащихся по поиску информации необходим доступ к библиотеке, в частности мы активно сотрудничаем с ИНО городской библиотеки им. Маяковского, располагающей хорошей информационной базой, а также предоставляющей доступ ко многим интернет-изданиям научных и научно-популярных журналов.

    Для информационного сопровождения занятий требуется доступ к интернет-ресурсам. Создание мультимедийных презентаций требует специальных пакетов, в частности мы пользуемся MS Office, однако, если в Вашем распоряжении нет платных лицензионных пакетов, Вы можете воспользоваться бесплатными пакетами, например OpenOffice. Для просмотра мультимедийных презентаций необходим проектор и экран.

    Самым же главным условием успешной реализации подобного сотрудничества мы считаем наличие педагогов, открытых для совместной творческой деятельности, готовых осваивать и применять на практике новые ИКТ.

    3 Технология осуществления международного сотрудничества

    Этап 1. Обсуждение и согласование целей и задач проекта

    На первом этапе общения, которое проходило в режиме видеоконференции с участием заинтересованных сторон: педагогов и администрации школ-партнеров,  были согласованы примерные цели и задачи,  определены временные рамки проекта. Также была сформулирована тема, которая и станет объектом совместного изучения-исследования учащихся и предметом  международного диалога, в нашем случае «Альтернативные источники энергии». С учетом специфика сотрудничающих учебных заведений – технический колледж и физико-математический лицей - было решено на финальном этапе исследований провести совместные научные дебаты по данной теме. Ввиду этого появилась необходимость сформулировать общие правила, требования и критерии для участников. Здесь мы решили опереться на уже существующий международный опыт и взяли за основу дальней работы правила, изложенные на сайте [1], в частности [2]. Отметим, что на данном этапе необходимо лишь определить формат проведения дискуссии, конкретный проблемный вопрос может быть сформулирован позднее, непосредственно перед проведением игры-дебатов.

    Этап 2. Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

    К этому моменту уже началась работа с учащимися, которая проводилась одновременно в нескольких направлениях: из числа учащихся были сформированы несколько рабочих групп по отдельным направлениям (в нашем случае – различным типам электростанций). Каждая группа, таким образом, могла начать исследования, набирать материал. У педагогов, организующих работу учащихся в форме проектов, уже накоплен определенный опыт, в частности рекомендуем ознакомиться с [3] и [4]. Отметим, что для осуществления эффективного обмена информацией, наработанной отдельными учащимися в рамках каждой группы, а также между группами  на сайте www.yahoo.com была создана рабочая группа  [5]. Вся информация, полезные статьи, ссылки, материалы, предлагаемые к рассмотрению на занятиях, размещаются там для удобства пользователей. Так учащийся, пропустивший занятие, может ознакомиться с пропущенным материалом. Заметим, что у большинства учащихся есть опыт общения и обмена информацией в различных интернет-сообществах. Однако, принимая во внимание международный характер сотрудничества, а также для приучения ребят к работе с англоязычным интерфейсом, была выбрана именно англоязычная оболочка.  

    Этап 3. Развитие коммуникационных навыков (на русском и английском языках)

    Практически одновременно с началом  работы ребят в проектно-исследовательской деятельности была проведена организация общения ребят со своими «научными партнерами» за рубежом. Был проведен обмен электронными адресами, учащиеся должны были обменяться небольшими информационно-приветственными сообщениями, которые должны лечь в основу персонифицированного общения. На этом этапе уже возникла необходимость подключения преподавателей английского языка. Очное общение участников проекта с педагогами было поделено поровну между преподавателем-предметником (в нашем случае – физика) и преподавателем английского языка. Задача последнего состоит в том, чтобы за относительно небольшой срок (в нашем случае он был определен как 6 месяцев) не только активировать знания и навыки, полученные учащимися в рамках школьной программы на уроках английского языка, такие как навыки индивидуального общения, ведения диалога и выступление с монологической речью, но и дать представление о работе англоязычных поисковых систем, познакомить ребят с особенностями научно-популярных и научных текстов, познакомить и отработать навыки публичных выступлений. Исходя из поставленных задач, классная работа была поделена на 4 блока (см. таблицу).

    Преподаватель-предметник (физика)

    Преподаватель английского языка

    Блок 1

    Основные принципы создания презентаций;

    Знакомство с игрой «Дебаты» в формате Карла Поппера

    Представление себя, своей школы, своей рабочей группы;

    Знакомство с англоязычными электронными энциклопедиями,  каталогами и поисковыми машинами;

    Поиск информации в интернете

    Блок 2

    Изучение различных видов электростанций;

    Подготовка презентации по электростанциям

    Создание мультимедийных презентаций;

    Обсуждение и постановка проблемного вопроса проекта;

    Блок 3

    Гидроэлектростанции – наиболее безопасные электростанции;

    Обсуждение проблем солнечной энергетики

    Игры-дебаты

    Подбор информационных ресурсов;

    Работа с научными публикациями на английском языке;

    Сортировка и анализ полученной информации

    Блок 4

    Подготовка игры «Современную экономику нужно строить на основе альтернативных  источниках энергии»

    Отработка техники дискуссии-дебаты на английском языке;

    Проведение дебатов по различным темам, связанным с использованием альтернативных источников энергии

    В целом содержание каждого блока повторяет содержание занятий, проводимых педагогом-предметником, следуя с небольшим временным лагом. Мы рекомендуем также, сохраняя в целом тип навыков, менять конкретное содержание информации, с которой работают учащиеся. После того, как учащиеся создали и представили свои мультимедийные презентации на родном языке, они готовят презентации на английском языке, темы которых должны быть близки, но не должны буквально повторять друг друга.  Так, дав учащимся общее представление о типах электростанций на родном языке, на иностранном языке мы считаем целесообразным подбирать для работы  материалы, содержащие в том числе информацию, не знакомую учащимся.

    Каждый из этапов работы учащихся является самостоятельно значимым, предполагает своим результатом конечный продукт, реализация мультимедийных презентаций, докладов, выступлений учащихся. Возможно участие в предметных конференциях.  Кроме того, для координации международного сотрудничества запланированы регулярные видеоконференции как с участием учащихся, так и для общения преподавателей, привлеченных к работе в проекте.

    Этап 4. Проведение игр-дебатов

    На конечном этапе планируется проведение в соответствии с правилами, описанными в [2], нескольких игр-дебатов, которая может быть осуществлена в режиме видеоконференции. При наличии финансирования возможно участие в программе-обмене, что безусловно сделает проведение игр более естественным, а возможность вживую познакомиться со своими «коллегами» и побывать у них в гостях, познакомиться с их культурой может стать дополнительным источником мотивации.

    4 Практическая значимость

    4.1 Развитие навыков и приобретение опыта, который не обеспечивается в рамках стандартных школьных программ

    Совместно исследуя различные объекты, участники проекта периодически докладывают о полученных результатах, приобретая важнейший опыт публичных выступлений перед различными аудиториями (участники проекта, одноклассники, иностранные «партнеры»), который даст им возможность более комфортно, естественно и уверенно чувствовать себя в будущем при публичных выступлениях.

    При этом создание мультимедийных презентаций, без которых немыслимо участие ни в одной серьезной международной конференции, ни один доклад, до сих пор не входят в стандартные программы школьного образования. Не обучают этому и в ВУЗах. Таким образом, столь необходимый навык учащиеся вынуждены приобретать самостоятельно, что крайне отрицательно сказывается на качестве докладов и выступлений. Мы полагаем, что участие в данном проекте позволит устранить этот пробел.

    К сожалению, школа очень часто упускает такую важную составляющую процесса образования как формирование у учащихся точки зрения по определенному вопросу. Если этому учат преподаватели истории и литературы, на уроках английского языка крайне редко возникает реальное обсуждение сложных неоднозначных тем. Участие в научной дискуссии на английском языке предполагает не только широкую осведомленность в области дискуссии, а также умение воспринимать большой объем информационных потоков, но и способность быстро и четко формулировать свою точку зрения, что также является уникальной  возможностью с одной стороны и  уникальным опытом с другой.

    Все навыки, приобретенные в рамках работы над проектом, могут быть эффективно использованы в любой другой исследовательской деятельности учащихся. Более того, в дальнейшем можно легко, кардинально изменив тему, в полном объеме задействовать приобретенные ими навыки работы с источниками и литературой на иностранных языках, навыки ведения научной дискуссии, а также коммуникативные навыки, что существенно расширяет возможности учащихся в области исследовательской и образовательной, в том числе самообразовательной,  деятельности. Их участие в других аналогичных  проектах потребует от них значительно меньше времени на подготовку, что существенно расширяет возможности привлечения их к такой работе и в целом положительно скажется на образовательном процессе в учебном заведении в целом.

    4.2 Влияние используемых методов на формирование компетенции педагогов

    В самом начале работы над проектом обозначилась острая необходимость учителей, работающих в проекте, получать дополнительные навыки в сфере применения ИКТ, а также углубления своих знаний в смежных областях знаний. Работая с презентациями, анализируя и комментируя их,   преподаватели физики и английского языка повышают свои профессиональные навыки. Легкость, с которой школьники работают в некоторых компьютерных пакетах, мотивирует учителей к дальнейшему освоению возможностей ИКТ. Освоив их при работе над проектом, учителя смогут более эффективно использовать их на своих уроках, что неминуемо скажется на качестве их профессиональной деятельности. Не секрет, что не всегда учителя-предметники обладают достаточным уровнем владения английским языком. Однако необходимость вести переписку с коллегами, а также совместное участие наравне со школьниками в видеоконференциях мотивирует их к совершенствованию уровня владения английским языком. Преподаватели английского языка, профессионально обучая мастерству публичных выступлений зачастую сами не в состоянии понять содержания научных статей, ввиду недостаточной компетенции в определенных областях естественнонаучных знаний. Работа с материалами на английском языке предполагает способность преподавателя пояснить не только значение отдельных слов, но и возможность пояснить суть физических и экономических процессов. Все вышеуказанные моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при подготовке занятий, способствуют нашему активному сотрудничеству. Взаимодействие учителей, работающих в рамках данного проекта, перешагнуло рамки проекта и положительно сказалось на уровне межпредметного взаимодействия. Навыки, полученные учителями во время работы над проектом, уже сейчас находят применение на уроках физики и английского языка.

    Важно отметить и то, что вместе с учениками учителя не только узнают больше о многих насущных проблемах современного мира, но и, приучая учеников задуматься о них, сами начинают более серьезно относится к таким проблемам, как загрязнение окружающей среды, необходимости энергосбережения, и прочее.

    5. Заключение

    Необходимость в расширении международного сотрудничества, направленного на привлечение школьников в разных странах к совместной исследовательской и научной работе, назрела давно. Существующий спрос со стороны учебных заведений при этом оказывается неудовлетворенным ввиду отсутствия понимания того, как подобное сотрудничество может быть осуществлено. В то же время современные ИКТ открывают широкий спектр возможностей. Сдерживающим фактором в осуществлении такого сотрудничества, как нам кажется, является не отсутствие технических возможностей, а недостаток педагогов, готовых к освоению уже существующих технических возможностей, отсутствие у них реального опыта их эффективного использования, а также отсутствие наработанной технологии организации процесса сотрудничества с коллегами за рубежом. Мы надеемся, что предлагаемые нами формы осуществления такого сотрудничества, охватывающего совместное изучение-исследование школьниками России и Италии альтернативных источников энергии, и потенциальных возможностей их широкого использования, помогут Вам быстрее включиться в эту работу. Мы будем признательны Вам за Ваши советы и комментарии.

     [1]http://www.idebate.org/

    [2]http://www.idebate.org/standards/ruleskarlpopper.php

    [3]http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

    [4]http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html

    [5]http://groups.yahoo.com/group/SCH239-PHYSICS

    2009 г

    sch239@center-edu.spb.ru ФМЛ 239

     vanya114@yahoo.com, Евлашев И.Ю., преподаватель английского языка

    svyulku@gmail.com, Юлку С.В., преподаватель физики


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    внеклассное мероприятие по физике Альтернативные источники энергии

    внеклассное мероприятие по физике Альтернативные источники энергии, пресс-конференция по физике Альтернативная энергетика...

    Урок-проект "Альтернативные источники энергии и экономия энергоресурсов"

    Урок-проект по альтернативным источникам энергии может быть проведен в 8-9 классах на уроках экологии, в течение недели экологии как внеклассное мероприятие. На уроке рассматриваются различные виды ал...

    Конспект урока по экологии "Альтернативные источники энергии"

    Урок в 9 классе по экологии с использованием элементов критического мышления....

    Презентации как инновационный метод повышения эффективности и качества обучения детей в отделении дополнительного образования на примере работы кружка "Бисероплетение"

    В данной статье я хотела поделиться опытом работы по созданию презентаций и показать их роль как инновационного метода обучения детей. Я использую этот метод как на уроках технологии, так и на занятия...

    Урок в форме игры Брейн-ринг "Альтернативные источники энергии"

    Учитель: Дубинюк Ольга ВикторовнаМБОУ «Железнодорожненская СОШ»Бахчисарайского района Республики Крым 8 классУрок в форме игры (брейн – ринг) «Альтернативные источники эне...