Главные вкладки

    Роль и место внеурочной деятельности в условиях сельской школы при введении ФГОС на начальной ступени образования на примере работы кружка дополнительного образования «Мой первый английский».
    статья по английскому языку на тему

    Глухова Наталья Анатольевна

    В работе содержится материал по обмену опытом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ped_chteniya.doc109 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     Дмитриевская средняя общеобразовательная школа Татарского района.

    Педагогические чтения по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг в условиях новой школы».

    Секция: «Педагогическая практика организации внеурочной деятельности»

    Доклад

    Роль и место внеурочной деятельности в условиях сельской школы при введении ФГОС на начальной ступени образования на примере работы кружка дополнительного образования  «Мой первый английский».

                                                                       

                                                                                          Выполнила:

                                                                                         Глухова Наталья Анатольевна

                                                                                           учитель английского языка

                                                                                           МБОУ Дмитриевской сош

                                                                                           1 категория.

    2013 г.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

    Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

    Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно:

    - максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,

    -обеспечить воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

    Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

    Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности  значительно  повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит

    -2-

    эффективности обучения.

    Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели  и участники учебного процесса. Они же  с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком  такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ  существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха  в соответствии  с собственными способностями  и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,  реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются  невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает  содержание и форму  занятий, может не бояться неудач.

    Заинтересованность в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется ещё  и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

    Новый стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника начальной школы:

    1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;        
    2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    -3-

    1. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
    2. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;                                                                                                                                            
    3. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;                                                                                                                          
    4. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
    5. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ("Портрет выпускника начальной школы").  

    Таким образом, целью внеурочной деятельности является:

    -Создание условий для достижения обучающихся  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

    -Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

    Задачи  внеурочной деятельности:

    1. Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, семьями обучающих, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.

    2. Включать обучающих в разностороннюю деятельность.

    3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.

    -4-

    4.Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

    5. Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность    и настойчивость в достижении результата.

             6. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.  

    1. Создавать условия для эффективной реализации основных целевых образовательных  программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
    2. Углублять содержание, формы  и методы  занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

    В 2010-2011 учебном году наша школа  включилась в изучение введения ФГОС, а затем и в его   реализацию. Изучив инструктивно-методические материалы о порядке введения ФГОС, был составлен и утверждён план-график введения ФГОС начального общего образования с 2011-2012 учебного года. Педсоветом была создана рабочая группа, координирующая деятельность по введению и реализации ФГОС начального общего образования.  Задача рабочей группы состояла на основе примерной разработать основную образовательную программу начального общего образования образовательного учреждения и программу внеурочной деятельности. В течение всего периода  происходило информирование всех участников образовательного процесса о ходе подготовки к введению ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении.

     Работа была начата с изучения  пакета документов ( базисного учебного плана, примерных программ, планируемых результатов), а так же педагогического, методического, кадрового и материально-технического  

    -5-

    потенциала образовательного учреждения. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе школы  была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете. Проведён анализ ресурсов учебно-методической  литературы, программного оснащения,  используемого для обеспечения  системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе и организации  внеурочной  деятельности обучающих.

    В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС.

    Документация на уровне школы была  подготовлена в полном объёме.

    В 2011-2012 учебном году наша школа активно включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов.

             В этом же  учебном году сформирован    1 класс - 15 человек.

             Общий объем нагрузки и объем  нагрузки для обучающих определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:

    1. обязательные учебные занятия, объемом 21 час в неделю;
    2. внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю (2 часа - «Мой первый английский»,1 час- «Мой первый компьютер», 2 часа – «Школьный театр», 1 час – «Умелые ручки», 1 час – проектно-исследовательская деятельность, спортивные игры – 2 часа ,1 час – «Юный инспектор дорожного движения»).

           В нашей школе внеурочная работа велась в следующих направлениях внеурочной деятельности:

    - спортивно – оздоровительная деятельность;

    -социальное;

    -6-

    - общеинтеллектуальное;

    - общекультурное;

    -духовно- нравственное.

       Данные направления внеурочной деятельности  тесно связаны между собой. Итогом организации внеурочной деятельности является РЕЗУЛЬТАТ, обеспечивающий формированию базовых компетентностей современного человека:

    1. информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
    2. коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
    3. самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
    4. самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

             Накануне учебного года активно проводилась работа с родителями первоклассников по вопросам организации обучения детей. Мы предложили данные  направления.  Родители нас поддержали, ими написаны заявления на предоставление школой дополнительных услуг. Учителем сформированы индивидуальные карты каждого ученика.

     Часы на внеурочную деятельность обучающих– одно из главных достоинств новых стандартов. Это имеет огромное значение, так как увеличивает возможности сельской школы в расширении предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной исследовательской работы с обучающими, позволяет в современных условиях обеспечить нагрузкой педагогов.

        Внеурочная работа реализуется через кружки в школе, которые посещают все обучающиеся  класса. Это обусловлено несколькими причинами:

    -7-

    - количество детей в классе мало;

    - удаленность от центра дополнительного образования;

    - наличие в ОУ начальных общеобразовательных школ.

            На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации - печати, кино, телевидения, видео, радио.

     Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности культурного роста также ограниченны.

    Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районных и городских центров, материальной базе, численности учащихся. Все эти факторы существенно влияют на социальный и духовный уклад жизни села, атмосферу в социуме, а следовательно, отражаются на содержании и организации педагогического процесса.

    Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС заключается в отсутствии единообразной модели для малокомплектной сельской школы. А ведь практика показывает , что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя.

    Начальные школы удалены от общеобразовательной на 12-14 км, с целью предоставления одинаковых образовательных возможностей, организован подвоз и  питание обучающихся начальных школ.

    Особенности сельской школы:

    -8-

    1. удаленностью от районных и городских центров;
    2. экономикой и перспективами села, состоянием местного производства;  
    3. численностью обучающихся;
    4. особенностями культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума

     Режим работы в 1 классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на обед  и динамическую паузу; после  прогулки начинается вторая половина дня, где ученики посещают кружки.

           В течение первой половины дня с детьми находится учитель начальных классов, а во второй половине дня педагоги по  внеурочной деятельности.

                Все кружки  создают условия для упражнения и тренировки, определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

           На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления обучающихся. Совершались прогулки на свежем воздухе. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок ребята собирают природный материал для поделок, проводят наблюдения, исследования. Ученики оживлённо общаются с преподавателями и друг с другом - в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

         Родители положительно относятся к внеурочным занятиям, кружки оценивают как возможность развития творческих способностей детей.  Они посещают кружки  и участвуют во внеклассных мероприятиях

    -9-

     При посещении уроков и внеурочных занятий в 1 классе бросается в глаза то, что у детей развиты речевые умения, активно формируется монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение, противопоставлять добро и зло. А это позволяет нам надеяться на то, что выпускник начальной школы научится заботиться о своей земле, о своей малой родине, любить и уважать её, гордиться ее историей, культурой, традициями, получит возможность развить в себе качества, требуемые временем: мобильность, гибкость, толерантность, творческие способности.

      Сегодня никто не сомневается, что знать как минимум один иностранный язык- это требование жизни. Сегодняшний темп жизни, повышенный интерес к изучению иностранных языков, современные требования, предъявляемые нашими потенциальными заказчиками- родителями- к образовательному процессу в школьном учреждении обуславливают необходимость обучения детей английскому языку в раннем школьном возрасте.  Общепризнанным фактом является и то, что раннее изучение ребенком иностранного языка положительно влияет на развитие таких качеств личности как память, внимание, логическое мышление и творческую активность, помогает быстрее овладеть родным языком.

      Содержание обучения и воспитания направлено на создание условий для развития личности ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, интеллектуального, речевого, психического, духовного, творческого, физического развития.

    Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию

    -10-

    достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе.
    Раннее обучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане. « Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» ( Л.В. Щерба) Язык для детей становится прежде всего средством развития, познания и воспитания.
    Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществом сенситивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте. Ведь экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма.

    Изучение английского языка требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка.

    Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл свою индивидуальность, свои способности. В школе ведется кружок дополнительного образования «Мой первый Английский».

    Идея возникновения такого кружка связана с тем, что рекомендуемый учебник М.З. Биболетовой «Enjoy English» предполагает обучение  со 2 класса,

    -11-

    поэтому возникла необходимость разработки своей программы  обучение первоклассников в форме кружка.

    В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений. Программа кружка « Мой первый английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. Причем изучение фонетики происходит при помощи музыки и помогает выработать правильное чистое произношение и усвоить отдельные фонетические правила. 
    Программа кружка « Мой первый английский» имеет общеинтеллектуальное направление
     и призвана обеспечить усвоение обучающихся базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями Великобритании.
    Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка)
    Эта 
    программа рассчитана на 1 учебный год для детей первоклассников, являясь своего рода пропедевтическим курсом, также обеспечивает преемственность изучения английского языка  на начальном этапе обучения   и базовым курсом 2 класса начальной средней общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 68 часов, при продолжительности занятий 35 минут с включением обязательных подвижных игр.

    Основные задачи курса:

    Обучающие: обучить школьников основам английской фонетики, первоначальным навыкам английской разговорной речи для решения элементарных коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики,

    -12-

    предложенной программой.

    Развивающие: развивать у детей

    а) речевые способности, фонематический слух, способности к догадке, к имитации, к логическому изложению, чувство языка.

    б) психические функции, связанные с речевой деятельностью ( речевое мышление, память, внимание, воображение, восприятие).

    в) навыки практического и интеллектуального труда, познавательную активность обучающихся.

    Воспитательные: формировать умение общаться, воспитывать такие черты характера, как трудолюбие, активность, целеустремленность. Воспитывать любовь к родному и иностранному языку, толерантное отношение к народам других стран и их культуре.

    Практические цели занятия

    При работе над лексикой:

    - Ознакомление с новыми лексическими единицами и их тренировка на уровне предложения.

    - Тренировка лексических единиц на уровне связного высказывания.

    - Организация контроля вновь изученных лексических единиц.

    При работе над речевыми образцами:

    - Ознакомление с речевыми образцами и их тренировка на уровне предложения.

    - Организация тренировки речевых образцов на уровне связного высказывания.

    - Развитие монологической и диалогической речи.

    Курс рассчитан на один год, возраст детей от 6 до 8 лет.

    Основным методом обучения выбрана деятельностная - игровая ситуация, т. к. игра в данном возрастном периоде является главной мотивацией ребенка.

    Преобладают такие виды деятельности как: сюжетно-ролевая игра, пение,

    -13-

    движение под музыку и рисование.

    Основные принципы обучения: занимательности; интегрированности; проблемности; доступности; наглядности; естественного общения.

    Основной формой обучения дошкольников данного возрастного периода является занятие, как в чистом его проявлении, так и с элементами драматизаций и инсценировок.

    Продолжительность занятий –  35 минут.

    Используемая структура занятия:

              1.Приветствие.

              2.Фонетическая зарядка ( 5-7 минут ).

              3.Активизация лексического материала или грамматических конструкций и речевых образцов ( 8-10 минут ).

              4.Семантизация и первичное закрепление нового лексического или грамматического материала (5-7 минут).

              5.Конец урока с элементами оценки и рефлексивной деятельности.

    Наряду с традиционной формой проведения занятия я использую нетрадиционные формы:

    1. Беседа;

    2. Подвижные игры;

    3. Драматизация;

    4. Ролевые игры;

    5. Экскурсии;

    6. Презентации;

    7. Путешествие;

    Содержание программы.

    1. Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков английского языка.

    -14-

    1. Развивать голосовой аппарат детей к произношению звуков английского языка.
    2. Ввести в словарь детей существительные, прилагательные и глаголы.
    3. Воспитать интерес и любовь к английскому языку через сказки, песенки, стихи.
    4. Познакомить с произведениями малого фольклорного жанра.
    5. Развивать начальные творческие способности.

    Языковой материал:

    Фонетический -знакомство со всеми звуками английского языка, Интонацией повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

    Лексический- овладение 50-60 лексическими единицами.

    Грамматический- владение речевыми образцами с глаголами to be, to have, to like, to eat. Структурами с глаголами движения в настоящем времени.

    Прогнозируемые результаты работы:

    1. Развитие общих языковых способностей детей.
    2. Овладение основными речевыми клише, коммуникативными структурами и простыми грамматическими конструкциями на английском языке.
    3. Ознакомление с общим страноведческим материалом о странах изучаемого языка.
    4. Подготовка детей к дальнейшему изучению английского языка.

      Для реализации  целей,  использую кабинет иностранного языка, где есть технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон, ноутбук), дидактический материал, наглядные пособия. Материальная база кабинета постоянно пополняется, государственные программы, учебные пособия в виде методической литературы.

    -15-

    Кружок способствует активизации познавательных интересов во внеурочное время, формирует социальную активность. Здесь обучающиеся активно и творчески  учатся работать вместе (ролевые игры, стихи), отрабатывается произношение, четкость речи, Стимулируется творческая активность и воображение детей.

    Дети с удовольствием принимают участие в играх на знакомство с новой лексикой, разучивание английских стихотворений, выполнение творческих заданий.  

    Все это способствует с одной стороны воспитанию у детей любви к предмету «английский язык», с другой - воспитывает в них познавательную активность.

    Первые результаты  внедрения  внеурочной деятельности при введении ФГОС показал, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения  и развития школьника,  востребованы  в  условиях нашего образовательного учреждения.

     Отмечается следующая положительная тенденция:

    - положительная динамика использования учителем  в образовательной практике учебно-методических разработок;

    - использование учителем  в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;

    - осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;

    - положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности;

    Но наряду с положительными моментами есть и  проблемы, которые необходимо отметить:

    - многие дети пришли в 1 класс не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными

    -16-

    индивидуальными различиями;

    -умственная работа требует усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности;

    -большую трудность представляет саморегуляция поведения;

    -быстрая утомляемость, возбудимость, неорганизованность;

    - отсутствие мотивации к дополнительному образований у родителей.

    Несмотря на возникающие трудности, мы занимаемся постоянным усовершенствованием процесса.

    -17-

    Литература.

    1. Современная методика обучения иностранным языкам. Н. Д. Галльского. Москва. 2000.

    2.Внеклассная работа по иностранным языкам.С.Н. Савина. 2002.

           3. www.o-detstve.ru

           4.  http/www.nsportal.ru

    -18-


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метапредметная внеурочная деятельность в начальной школе в рамках введения ФГОС

    В статье рассматривается общекультурное направление внеурочной деятельности в начальной школе. В рамках общекультурного направления анализируются формы работы театральной студии "Мир кукольного театра...

    Интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях введения ФГОС ООО.

    В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия. А.Н. Толсто...

    Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности (ГПД) начальных классов с учетом введения ФГОС НОО.

    В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение ...

    Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования

    Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...

    Статья на тему «Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы»

    «Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно…приобрести навык,который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам», - говорил М.А.Булгаков.Се...

    Специфика организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Проблемы и достижения.

    В школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования осуществляется внеурочная деятельность.Внеурочная деятельность является составной часть...