Специфика организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Проблемы и достижения.
учебно-методический материал на тему

Егоренко Ирина Ивановна

В школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования осуществляется внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет:  «Специфика организации внеурочной деятельности  в условиях сельской школы. Проблемы и достижения.

В школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования осуществляется внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Необходимость обращения к внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования вызвана :

· расслоение населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

· плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео, аудио компьютерной индустрии;

· резкое снижение уровня чтения, особенно классической, художественной литературы;

· ограниченность общения со сверстниками;

· низкий  % участия детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;

· разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

· экспансия молодёжной субкультуры;

· возможность возникновения межнациональных,  иного рода межгрупповых напряжений

Необходимость введения внеурочной деятельности диктует сама жизнь.

В школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

-  учебный плана начальной школы;

- разработка Положения о внеурочной деятельности, модели;

- составление перечня программ внеурочной деятельности;

- подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

- разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

- материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

- информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

- составление расписания внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.

- повышение квалификации педагогов по вопросам введения ФГОС.

В письме Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об

организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования» определены основные задачи внеурочной деятельности и даны

организационные модели.

Основными задачами внеурочной деятельности являются следующие:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- снизить учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка.

Организационные модели:

-  модель дополнительного образования на основе институциональной и (или)

муниципальной системы дополнительного образования;

- модель «школы полного дня»;

- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов

образовательного учреждения);

- инновационно-образовательная модель.

Оптимизационная модель

В реализации данной модели принимают участие все педагогические работники

данного образовательного учреждения: учителя, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели и т.д.

Координирующая роль принадлежит, как правило, классному руководителю,

который в соответствии со своими функциональными обязанностями:

-  взаимодействует с педагогическими работниками, с учебно-воспитательным

персоналом школы;

- организует в классе образовательный процесс, способствующий развитию

личности учащихся; создает для этого благоприятный микроклимат;

- включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их

интересов, склонностей, способностей, разумного проведения свободного

времени;

-  взаимодействует с родителями учащихся.

Преимущество данной модели заключается в том, что создается единое

образовательное пространство в школе, в котором объединяются все структурные

подразделения.

Внеурочная деятельность организуется:

-  по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;

 - по видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность;

- в формах: экскурсии, кружки, секции, студия, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, общественно полезные практики, театральные представления.  

          Формы занятий внеурочной деятельностью значительно отличаются от форм классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями и методами воспитания: технологией диалога, сотрудничества, проблемных ситуаций, игровыми технологиями, проблемно-ценностной дискуссией, сюжетно-ролевой продуктивной игрой, социально-образовательным проектом и другими.

Формы представления результатов внеурочной деятельности :

 - портфолио ученика;

- самооценка;

- выставка достижений учащихся

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны

способствовать формированию следующих универсальных учебных действий:

1) личностных:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация;

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных

ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

- формирование основ гражданской идентичности личности;

- развитие Я-концепции и самооценки личности.

2) регулятивных:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его

временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия

в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в

результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся,

учителем, товарищами;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно

усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию (к

выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

3) познавательных:

- общеучебные универсальные действия:

- знаково-символические действия:

- логические универсальные учебные действия:

- постановка и решение проблемы:

4) коммуникативных:

- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,

функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка

альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Наиболее актуальны  следующие принципы и подходы:

1. Личностный подход. Личность ребенка  — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

3. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга.

Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности образовательного учреждения, который разрабатывается по ступеням общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

 Ориентиры в организации внеурочной деятельности нашей школы:

- запросы родителей, законных представителей ;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

В этом учебном году для учащихся 1-4 классов организованы следующие кружки: «Разговор о правильном питании»- 1-3 классы, «Корригирующая гимнастика»-1 класс, «Подвижные игры народов России»- 2 класс, «Уроки здоровья»- 3-4 классы, «Волшебная бумага»- 1-4 классы, « ДоМиСолька»- 1 класс, «Информатика в играх и задачах»- 1-4 классы, «Занимательный английский» - 2-4 классы, «Мир растений»- 4 класс, «Моя малая родина»- 1 класс, «Уроки нравственности»- 3-4 классы, «Развитие познавательных способностей»- 1-4 классы, «Безопасная дорога»-1-4 классы, «Все цвета ,кроме черного»- 1-3 классы, «Школа развития речи» - 1,4 классы.

Воспитанники школы, осваивающие программы  внеурочной деятельности, принимают  участие в различных олимпиадах,  конкурсах,  спортивных соревнованиях: всероссийский дистанционный конкурс «Львёнок». Стартовый тур.( Диплом 1-й степени, Диплом 2-й степени, 2 диплома 3-й степени); Всероссийский дистанционный конкурс «Львёнок». Сюжетный тур.( 3 диплома 2-й степени); Всероссийский дистанционный конкурс «Львёнок». Интеллектуальный тур.( Диплом 2-й степени, 2 диплома 3-й степени)- 4 класс; ; Всероссийская викторина «Азбука нравственности»-3, 4 классы (Диплом, 1 место по региону); «Весёлые старты»-1-4 классы(школьный уровень), участие в муниципальном этапе «Веселые старты» в зачет комплексной Спартакиады среди команд обучающихся ОО МО в 2014-2015 учебном году -3-4 классы.

   Таким образом, внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов:

- Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям

-  Получение обучающимися социального опыта

- Самостоятельное общественное действие

      Школа после уроков должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться  как личность.

Оценка внеурочной деятельности  позволила спрогнозировать следующие

проблемы:

- отсутствие индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности

- мотивационная неготовность педагогов к внеурочной деятельности;

- отсутствие у педагогов курсов повышения квалификации по ФГОС;

- не все рабочие программы разработаны на 4 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенк...

Организация внеурочной деятельности в основной школе по ФГОС

В этом материале мы попытались отразить туристко-краеведческую деятельность в МОУ "Гимназия №58" г. Саратова...

Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы

Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы...

доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...

доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...

Реферат по теме: "Особенности организации исследовательской деятельности в сельской школе"

В данном реферате описываются условия организации исследовательской деятельности учащихся в сельской школе....

Доклад "Внеурочная деятельность в сельской школе"

Доклад "Внеурочная деятельность в сельской школе"...