Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы
статья по теме

Нарышкина Людмила Вадимовна

Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы.

Нарышкина Л.В., учитель информатики, МБОУ «Бриляковская средняя общеобразовательная школа» Городецкого муниципального района bosschool@yandex.ru 

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников. 
     Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

  1. внеучебной деятельности школьников,
  2. внеучебной работы учителей со школьниками,
  3. системы управления внеучебной деятельностью.

В школах существует специальный персонал, ответственный за внеучебную сферу деятельности, имеет место определенная структура института воспитания - заместители директора по внеучебной или воспитательной работе, классные руководители и т.п. 
     Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих федерального государственного стандарта общего среднего образования. 
     Информационные и коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности. В нашей школе можно выделить следующие направления:

  1. Диагностика и мониторинг деятельности школы (учебной и внеучебной).
  2. Разработка, реализация и поддержка  различных социальных проектов.
  3. Внеурочная деятельность с применением средств ИКТ (кружки, конкурсы, олимпиады и другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
  4. Работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет,  газеты, видео, оформление кабинетов);

В нашей школе 152 обучающихся, 11 классов комплектов. Для организации единого информационного пространства и возможности осуществлять деятельность по всем направлениям в школе, повышения эффективности педагогического труда в школе создана единая локальная сеть с выходом в Интернет, имеется необходимая материальная база: компьютеры – 32 шт (из них ноутбуки – 3), проекторы – 16 шт, интерактивная доска – 3 шт, сканер – 2, принтер – 6. Каждый класс оснащен мультимедийным комплектом, в кабинетах начальных классов работают 2 интерактивные доски (согласно требованиям ФГОС), школьная библиотека является мультимедийным центром, имеется выход в Интернет.

Программное обеспечение, используемое для построения единого информационного пространства следующее:

  1. Более 50% компьютерной техники оснащены двумя операционными системами: Linux, Windows.
  2. Различные офисные пакеты: Open Office, Microsoft Office 2003, Microsoft Office 2007, Microsoft Office 2010.
  3. Различные программы СПО (для обработки видео, графики и т.д.).

Средства ИКТ:

  1. расширяют возможности участников внеучебной деятельности, повышают мотивацию;
  2. содействуют развитию задатков и способностей детей, проявлению их индивидуальности;
  3. формируют у учащихся авторское отношение к себе и своему бытию, социальному окружению;
  4. обучают детей умениям и навыкам самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения и саморефлексии;
  5. формируют у учащихся субъектный опыт решения собственных проблем;
  6. делают независимым в поиске полезной и нужной информации.

Рассмотрим кратко возможности применения средств ИКТ и результаты деятельности по направлениям:

  1. Диагностика и мониторинг деятельности школы (учебной и внеучебной):

Традиционно для исследования классных коллективов, результатов воспитательной деятельности мы используем следующие итоговые диагностики:

  1. Удовлетворённость учащихся школьной жизнью;
  2. Удовлетворённость родителей школьной жизнью;
  3. Уровень мотивации учения;
  4. Социализация, нравственность и воспитанность.

Для исследования деятельности педагогов:

  1. Мониторинг успеваемости
  2. Мониторинг качества знаний и т.д.
  1. Разработка, реализация и поддержка  различных социальных проектов.

Постановка, разработка и реализация проектов средствами современных информационных технологий является важным направлением во внеурочной деятельности обучающихся. Организация творческих групп для вновь задуманного проекта осуществляется либо в пределах конкретного класса, либо в группе обучающихся из одного кружка. Ключевые мероприятия, предусмотренные как итог, в конце года являются своеобразным творческим отчётом учащихся по проектам, над которыми они работаю по их реализации в течение учебного года. В процессе работы над проектом дети создают презентации, ведут фото и видеосъемку, создают интерактивные ресурсы. Многие из реализованных проектов отмечены призовыми местами в районе и области:

  1. Социальный проект «Серебряный ключ» - диплом II степени на областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь», грамота за участие в районном конкурсе социальных проектов «Дети-городу», участники проекта – лауреаты V детско-юношеской экологической Ассамблеи.
  2. Социальный проект «Детско-игровая площадка «Сказка». Проект отмечен грамотой за участие в районном конкурсе социальных проектов «Дети-городу».
  3. Социальный проект «Макарьев ключ» - диплом в областном конкурсе видеофильмов «Сокровища матушки Волги», Почетная грамота от управления образования и администрации Городецкого муниципального района.
  4. Социальный проект «Возродим наш лес» - Почетная грамота от управления образования и администрации Городецкого муниципального района.

Проектная деятельность реализуется также при помощи различных средств сети Интернет. В творческих мастерских учащиеся разрабатывают и представляют странички класса в социальных сетях, которые они поддерживают в течение всего учебного года. Широкие возможности для этого имеются на общенациональном образовательном проекте с международным участием – «Letopisi.ru»

  1. Проект «Наша КЛАССНАЯ  семьЯ».
  2. Проект «Лицо школы»

Ежегодно мы стараемся принимать участие в этих проектах и развивать информационное представительство школы и классов в сети.

Чтобы активизировать творческое начинание в детях, побудить их к исследовательской деятельности, изучить культуру и историю родного края мы участвуем в проекте «Мы помним». Учащимися классов проводится исследовательская работа и создаются статьи о заслуженных людях Бриляковской земли, ветеранах ВОВ и тружениках тыла. Творческие встречи с известными людьми Бриляковской земли помогают детям узнать историю нашего родного края, собрать интересный материал, пополнив виртуальный Зал боевой славы Бриляковской школы, а также помочь детям понять, что в малых делах этих и других людей заключается история нашей Родины. Администрация сайта «Летописи» отметила учащихся школы благодарностью за высокую активность. В региональном фестивале Интернет-проектов Нижегородской области «Юбилею Победы посвящается», проект «Зал боевой славы» занял 4 место.

Участие в проектах, их разработка и реализация средствами ИКТ помогает учащимся раскрыть себя в исследовательской деятельности. Возможность показать себя, не боясь выдвигать свои идеи и отстаивать свою точку зрения, пробуждает творческие возможности детей. В результате они активнее участвуют в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и конкурсах.

  1. Внеурочная деятельность с применением средств ИКТ (кружки, конкурсы, олимпиады и другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.)

В школе организована деятельность кружков, групп по интересам. Многие занятия и заседания, которых могут проходить дистанционно. Особенно это актуально для сельской школы, где удаленность школы от населенных пунктов, где проживают дети, может превышать 20 км. Применение средств ИКТ для этого просто необходимо, чтобы обеспечить активное участие детей и в конкурсах, и в олимпиадах и т.д.  Мероприятия, в которых школа принимает участие:

  1.  Дистанционные олимпиады по различным предметам
  2.  Конкурсы «Русский медвежонок», «Британский Бульдог», «Кит», «Кенгуру»
  3.  Интернет – проект «Учи математику!» Российско-французская олимпиада по математике имени Пьера Ферма
  4.  «Молодежный математический  чемпионат»
  5.  Внутришкольные дистанционные олимпиады по предметам, проводимые в рамках предметных недель и т.д.
  1. Работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет,  газеты, видео, оформление кабинетов).

В школе создан и постоянно обновляет сайт www.bosschool.edusite.ru. С 2010 года школа зарегистрирована в системе Дневник.ру. Все это обеспечивает возможность более тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса родителей – обучающихся – педагогов.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• рост объема информации;

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия школы и семьи. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов, а также создания психолого – педагогических условий развития положительной мотивации.

Конечно, одним из необходимых условий использования ИКТ в школе является наличие современного уровня информационной культуры педагогов. Решение проблемы учителей–предметников в освоении компьютера и информационных технологий не менее важная, чем изучение средств ИКТ учениками и их родителями. В нашей школе многие учителя прошли курсовую подготовку и являются пользователями ПК, некоторые имеют публикации своих работ в сети Интернет.

В заключении хочется сказать словами прозвучавшими на сайте ФГОС:

 «Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя».

Литература.

1. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. Просвещение, 2008г.

2. http://standart.edu.ru/ - Федеральный Государственный Образовательный стандарт

3. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt6.html - Институт международных программ Российского университета дружбы народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - пример силы духа, неиссякаемого оптимизма и утверждение безграничности человеческих возсожностей....

доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...

Реферат по теме: "Особенности организации исследовательской деятельности в сельской школе"

В данном реферате описываются условия организации исследовательской деятельности учащихся в сельской школе....

Доклад "Внеурочная деятельность в сельской школе"

Доклад "Внеурочная деятельность в сельской школе"...

Возможности использования гаджетов при организации образовательной деятельности

Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску? Конечно, да; но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы всех учащихся. Методическая разработка...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Актуальная задача образования – формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) – решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. К...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Актуальная задача образования – формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) – решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. К...