Нужна ли исследовательская деятельность школьникам?
статья (физика) по теме

Мигрина Наталья Петровна

Развитие исследовательских умений учащихся должно происходить как на уроках, так и на дополнительных занятиях. Формы организации  занятий, направленных на приобретение опыта самостоятельного исследования, весьма разнообразны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_deyat.rar8.35 КБ

Предварительный просмотр:

Нужна ли исследовательская работа школьникам?

                Современная система образования нацелена  не на передачу готовых знаний учителя ученику,  а на организацию учебного процесса на деятельностной основе, с  использованием методов проблемного обучения, исследовательской и изобретательской работы.  Не рассмотрев и не исследовав проблему, невозможно понять её суть.  Для формирования творческой личности, активно участвующей в развитии общества, необходимо  использование эффективных методов обучения. Развитие исследовательских умений учащихся должно происходить как на уроках, так и на дополнительных занятиях. Формы организации  занятий, направленных на приобретение опыта самостоятельного исследования, весьма разнообразны: индивидуальные и групповые учебные исследования, лабораторные практикумы, компьютерные практикумы по моделированию физического эксперимента и т.д.

           Важная роль в формировании творческой личности принадлежит школьным научным обществам учащихся.

        Цель НОУ:

           - развитие творческих способностей учащихся;

           - привлечение учащихся к исследовательской деятельности.

          Задачи НОУ:

            - способствовать развитию реализации творческих способностей  учащихся;

            - ознакомление с научными методами работы, способами поиска и  обработки результатов исследований;

            - развивать навыки самостоятельной исследовательской

работы по физике и использовать их на практике;

             - готовить учащихся к выбору будущей профессии, помогать

в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в физико-технической области.

            Планируемые результаты:

            - участие учащихся в различных конкурсах муниципального и регионального уровня;

            - презентация исследовательских работ на школьной научно-практической конференции.      

             

Формы проведения занятий могут быть разнообразными:

  1. беседы;
  2. практические занятия;
  3. консультации;
  4. работа в библиотеке и компьютерном  классе;
  5. экскурсии;
  6. творческие отчёты и выставки.

Формы защиты, представления исследовательских работ каждый учащийся (или группа) выбирает самостоятельно, это:

  1. мультимедийная презентация;
  2. проект;
  3. доклад, реферат, буклет;
  4. видеоролик;
  5. публикация  в школьной газете;
  6. наглядные пособия и модели.

    Роль учителя состоит в правильной организации исследовательской деятельности учащихся,  в течение года  важно чётко выдерживать основные этапы работы:

  1. Начальный или подготовительный:

- формирование познавательного интереса к исследованию;

- обучение навыкам работы со справочной литературой;

- выявление личностных творческих способностей учащихся;

- расширение кругозора учащихся при поиске и отборе    

  необходимой информации;

- совершенствование навыков организации труда.

  1. Исследовательский или основной:

    - непосредственно научно-исследовательская деятельность;

         - изготовление наглядных пособий;

         - выполнение проектов.

  1. Заключительный:

- обработка и оформление  результатов работы;

- участие в научных конференциях и защита проектов;

- публикации результатов исследовательской работы.

          На мой взгляд, ответ на вопрос: «Нужна ли исследовательская работа

школьникам?», может быть только положительный.  Анализируя работу своих учеников за последние годы, могу отметить разнообразие тем, которые  волнуют наше будущее поколение:

 -   определение скорости звука разными методами;

 -   влияние влажности воздуха на  жизнедеятельность человека;

 -   роль электроэнергии в современном мире;

 -  альтернативные источники энергии;

 -  рациональное использование бытовых отходов в Краснодарском крае;

 -  физика и медицина;

 -  тайны энергетики воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...