ИКТ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья по физике по теме

Орзуева Наталья Анатольевна

 

С появлением компьютера и мультимедийных  программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.

Компьютерные лабораторные работы позволяют получать наглядное представление о процессах и явлениях, которые невозможно смоделировать в условиях кабинета физики, решать экспериментальные расчетные задачи и задания творческого и исследовательского характера, что является дополнительным мотивирующим фактором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_fiziki.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В физике источником знаний и методом исследования является эксперимент. Учебный эксперимент – это воспроизведение с помощью специальных приборов физического явления на уроке в условиях, наиболее удобных для его изучения. Поэтому он служит одновременно источником знаний, методом обучения и видом наглядности.

Общепризнанно, что изложение курса физики в средней школе должно опираться на эксперимент. Это обусловлено тем, что основные этапы формирования физических понятий – наблюдение явления, установление его связей с другими, введение величин, его характеризующих, - не могут быть эффективными без применения физических опытов.

Учебные опыты ограничены определенными рамками, а именно соответствием: 1) указанному программой содержанию обучения; 2) основной формой занятий – уроку, проводимому со всеми учащимися одновременно; 3) ограниченным материальным возможностям школы.

С появлением компьютера и мультимедийных  программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.

Компьютерные лабораторные работы позволяют получать наглядное представление о процессах и явлениях, которые невозможно смоделировать в условиях кабинета физики, решать экспериментальные расчетные задачи и задания творческого и исследовательского характера, что является дополнительным мотивирующим фактором. Ознакомительное задание помогает учащимся понять назначение модели, освоить ее регулировки, ответить на контрольные вопросы.

Персональный компьютер на уроке следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного творческого мышления учащихся.

Цель применения компьютера на уроке физики – создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.

Содержательно компьютерная поддержка может быть разнообразной:

  1. Видео- и анимационные фрагменты с демонстрацией физических явлений, классических опытов, технических приложений, однако не подменяющие живые демонстрации.
  2.  Материалы для тестового контроля.
  3. Лабораторные работы (из обучающей программы «Открытая физика»).
  4. Физические модели технических устройств и процессов («Живая физика»)
  5. Исторический, справочный и табличный материал.

Мой кабинет физики оборудован стареньким компьютером, на котором не всегда возможно показать презентацию. Проектора и экрана нет совсем. Но, безвыходных ситуаций не бывает!!! Ученики 9-11 классов приносят с собой на уроки ноутбуки, на которые, вовремя перемены, загружается необходимая для урока информация.

Какой должна быть тактика использования компьютерных учебных материалов? Продолжительность работы за компьютером на уроке не должна превышать 15-20 мин, причем в 2-3 приема.

Компьютерный урок характерен для специфического предмета – информатики, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения. Для других школьных предметов ПК служит полуфункциональным средством обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Важнейший фактор успешного формирования прочных  знаний  по  физике  – развитие  учебно-познавательного  энтузиазма  учащихся...

Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Какими бы хорошими знаниями предмета не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, однако мало способствует развитию и реализации способности учащих...

Работа с одаренными детьми: Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся.

Конспект урока по физике в 7 классе. Тема урока:    Вес воздуха. Атмосферное давление. Цели урока: Образовательные: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, эксперим...

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....