Урок с использованием ИКТ по теме "Электромагнитная индукция".
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Кочеткова Ирина Анатольевна

Урок по теме "Электромагнитная индукция" для 11х классов, с использованием ИКТ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Учитель физики с.ш.№456

Кочеткова И.А.

План открытого урока

Электромагнитная индукция

Цель: обобщить и систематизировать материал по изученной теме ЭМИ, способствовать развитию логического мышления и познавательного интереса к изучению предмета, умению применять знания в практической жизни.

Ход урока

Содержание элемента урока

Примечание

1. а) В чем заключается явление ЭМИ?

б) Какими способами можно получить индукционный ток?

в) Как можно изменять магнитный поток?

Вопросы проецируются на экране и обсуждаются с учениками. В процессе обсуждения демонстрация опытов.

2. Получение индукционного тока.

Демонстрация видеофрагмента.

3. Магнитный поток  Ф=В S cosα

а) В каком случае в проволочном кольце будет возникать индукционный ток? Почему? 

б) Каким способом можно получить больший индукционный ток?

Приложение №1 проецируется на экране и обсуждается.

4. Принцип работы генератора.

Демонстрация видеофрагмента.

5. Закон ЭМИ.

Сформулируйте закон ЭМИ. В чем его смысл?

Что будет происходить если:

а) Кольцо разомкнуто?

б) Кольцо из непроводника?

в) Кольцо из проводника?

Приложение №2 проецируется на экране. Вопросы обсуждаются, подтверждаются демонстрации опытов.

6. Правило Ленца.

Графическое построение выполняется учеником на доске. Правильный ответ проецируется на экране (приложение №3) с обсуждением вариаций.

7. Природа ЭДС.

В неподвижном проводнике.

В движущемся проводнике.

Обсуждаются спроецированные приложения №4 и №5. Правильные ответы выводятся на экран после обсуждения.

8. В чем принципиальные отличия электрического

стационарного и вихревого полей?

Вопрос обсуждается. На экран выводятся правильные ответы.

9. Применение ЭМИ

- трансформаторы

- генераторы

- детектор металла

- индукционные плавильные печи

- СВЧ печи

- поезда на магнитных подушках

- воспроизведение магнитной записи

- микрофоны

- динамомашины и т.д.

Все пункты выводятся после обсуждения. Проводится аналогия между темой изученной ранее, подтверждается принцип единства природы.

Предлагается творческое рассуждение на применение приборов, не обсуждаемых при изучении материала.

10. Самоиндукция

а) В чем заключается явление самоиндукции?

б) Что такое индуктивность и от чего зависит?

в) Почему нельзя резко выключать цепь с большой индуктивностью?

Приложение №6 проецируется на экране. Вопросы обсуждаются. Проводится анализ ответа, в котором необходимы знания предыдущих тем.

11. Задача

Проводящая перемычка длиной 0,5 м равномерно скользит со скоростью 5 м/с по проводам с сопротивлением 0,2 Ом, замкнутым на источник питания с ЭДС 1,5 В. Система находится в м.п. с индукцией 0,2 Тл. Найдите направление и силу тока, протекающего через перемычку, если сопротивлением перемычки пренебречь.

Условие задачи и схема (приложение №7) проецируются на экране, после обсуждения условий ученикам предлагается решить задачу самостоятельно с последующей проверкой правильности решения на экране. Физический смысл ответа анализируется.

 


12. Энергия магнитного поля

а) Как определить энергию м.п. катушки?

б) Какую можно провести аналогию инертности в механике и магнетизме?

в) Какой вывод сделал Максвелл на основании опытов Ампера и Фарадея?

Вопросы проецируются на экране и обсуждаются. Приложение №8 выводится на экран после ответов.

13. Задача.

Из медной проволоки площадью поперечного сечения 1.72 мм2 спаяно кольцо диаметром 10 см. Кольцо находится в однородном магнитном поле и расположено перпендикулярно ЛМИ. Какая сила тока возникает в кольце, если магнитная индукция поля равномерно изменяется со скоростью 1 Тл/с?

Условие задачи проецируется на экране, после обсуждения условий ученикам предлагается решить задачу самостоятельно с последующей проверкой правильности решения на экране. Физический смысл ответа анализируется.

14. Задача.

Через катушку индуктивностью 0.5 Гн, и очень малым сопротивлением проходит ток 10 А. Параллельно катушке присоединили резистор. Какое количество теплоты выделится в катушке при быстром отключении источника тока?

Задача решается формулярно на доске.

15. Выставление отметок.

В конце урока объявляются отметки за работу в течение всего урока.

16. Домашнее задание.

Задание на повторение или решение аналогичных задач, решенных на предыдущем уроке.

Приложение №1.

 

Приложение №2.

 

Приложение №3.

 

Приложение №4.

Приложение №5.

Приложение №6.

Приложение №7.

Приложение №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

Презентация к уроку физики по теме:" Явление электромагнитной индукции"

Явление электромагнитной индукции.1.Назовите источники электрического поля.2.Назовите источники магнитного поля.3.Чем создается магнитное поле?4.Чем создается поле постоянного магнита?5.Что является о...

Урок в 9 классе Явление электромагнитной индукции.

Открытие электромагнитной индукции....

Урок физики в 11 классе "Электромагнитная индукция"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы).

Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы)....