Программа кружка по физике в 1 классе
рабочая программа по физике по теме

Мосалева Ольга Александровна

Курс « Путешествие в страну Физики» вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн физической науки – науки о природе, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания , счастье открытий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАРЕЧЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

601246, Владимирская обл. Собинский район  с. Заречное ул. Парковая 9 тел.: (09242)-69-142

« Путешествие в страну Физики»

авторская программа  курса по физике

для  учащихся 1 класса

                                         

                                         

                                                                                                         

                                                                                                 Составитель программы:

                                                                                                                 Мосалева

                                                                                             Ольга Александровна

                                                                                                       учитель  физики

                                                                                         МБОУ Зареченская СОШ

                                                                                                 

                                                                                         

 

                                                                         2012 г

Пояснительная  записка.

    Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дают предметы естественно-математического цикла. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.

       Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека.

Курс « Путешествие в страну Физики» вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн физической науки – науки о природе, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания , счастье открытий.

        Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, а так же много внимания уделено фронтальному эксперименту.

Весь материал доступен для уч-ся и соответствует их уровню развития, поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.

           Элективный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:

  1. самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
  2. использование этих знаний для поиска решения;
  3. видение новой проблемы в знакомой ситуации;
  4. самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
  5. нахождение различных решений данной проблемы.

Цель курса :

  1. создание условий для развития разносторонних интересов

                        и способностей уч-ся, развитие интереса школьников к миру

                     техники и техническому творчеству.

Задачи курса:

  1. Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и эмоциональной сферы;
  2. Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно -научного цикла;
  3. Последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной . справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Кроме того, решаются следующие задачи:

  1. формирование и развитие различных видов памяти, внимания, мышления, воображения;
  2. развитие речи;
  3. развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);
  4. воспитание системы нравственных межличностных отношений.

          В целом преподавание курса должно позволить создать более благоприятные условия для продолжения естественно – научного образования в последующих классах .В содержание курса включены различные разделы физики. Разделы отобраны с учетом доступности для данного возраста учащихся.

Программа рассчитана на 34 занятия( 1 час в неделю). В ней выделено 7 тем, а также введение и заключение. Как уже отмечалось. организация работы с различного рода детской литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, различного рода экспериментов, изготовление простейших физических приборов.

Ожидаемый результат:

- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;

- понимание целостности окружающего мира при изучении различных  

  предметов;

- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.

Требования к результатам обучения.

  1. знать:

- знать физические явления и их признаки; виды взаимодействий;

           - понимать сходство и различие разных состояний веществ;

           - понимать смысл используемых физических величин.

            

  1. уметь:

 - уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка,  мензурка, термометр);

 - уметь определять размер физического тела;

 - описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;

 - уметь измерять температуру воздуха и воды;

 - уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;

 - выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу

- осуществлять самостоятельный поиск информации;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как:

- избирательность,

- самореализация при достижении целей,

- творческое преобразование,

- ответственность за собственное решение.

И как основной результат – это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

  1. выполнение практических работ, изготовление простейших приборов;
  2. участие в неделе предметов естественно-математического цикла (выпуск газеты, выполнение рисунков т.д.)
  3. участие в интеллектуальных играх (викторинах и т.д.)

Средствами реализации программы курса является:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;

 - стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных      способов выполнения заданий;

- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;

- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников

                                  Учебно – тематический план.

№ п/п

Темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Звуковые явления

6

3.

Световые явления

4

4.

Тепловые явления

3

5.

Жидкости ,газы и твердые тела

6

6.

Пространство и движение

4

7.

Инерция и реактивное движение

5

8.

Электричество и магнетизм.

4

9.

Заключение

1

                                           

                                       

                                          Программа курса ( 34 часа).

Ведение (1 ч)

Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска. Радость открытий.

Звуковые явления (6 часов)

О «Дрожалке» и «Пищалке». Спичечный телефон. Как сделать звук громче. Как увидеть свой голос. Как аукнется так и откликнется.

Световые явления (4 часов)

Солнечные зайчики. Фокусы с зеркалами. Как изжарить яичницу на солнышке. Первобытный фотоаппарат.

Тепловые явления (3 часов)

Греет ли шуба. Термометр из бутылки. Как шаги переделать в огонь.

                                   Жидкости . газы и твердые тела.( 6 часов).

Почему взлетает воздушный шар. Почему дует ветер .Жидкие камни.

Твердая вода. Почему идет дождь. Почему идет снег.

                                     Пространство и движение.( 4 часа)

Как в кино делают лилипутов. Как оживить солдатика. Кто куда идет. Солнечные часы.

Инерция  и реактивное движение.(5 часов)

Ленивые колеса. Как Леня стал фокусником. «Реактивная» консервная банка. Игрушка.которая покорила космос. Старая мельница.

Электричество и магнетизм. (4 часа.)

           Как добыть немного электричества. Лампочки на елке. Про магниты. Волшебный гвоздик.

Заключение ( 1 час).

Что мы узнали и чему научились за год.

Методическое обеспечение

Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.

Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.

Мозговая гимнастика состоит из:

-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);

-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");

-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");

-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").

После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции..

В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным теоретическим материалом и выполняют практическую работу. На некоторых занятиях изготавливают простейшие приборы. Из доступных материалов. Продолжительность основной части - 30-25мин.

Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.

Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс.

.

Литература:

  1. Физика для малышей     Л.Л.Сикорук
    изд. Педагогика , 1983г.

 

  1. Занимательная физика в вопросах и ответах - сайт В. Элькина.

  1. Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 2.

  1. Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 1.

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по физике в 8 классе " физика для всех"

Программа кружка по физике для 7-8 классов "Физика для всех", расчитанна на 1 учебный год, обединяет учащихся 7 и 8 класса. Содержит подробное планирование учебного материала....

Программа кружка по физике 8 класс

Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процесс...

Программа кружка по физике 9 класс

Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процесс...

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. ...

рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 8 класса

Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направле...

Программа кружка по физике "Юный физик" для 7-8 класса

Программа кружка по физике для 7-8 класса...

Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс.

Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс....