Главные вкладки

    Интегрированный урок физики и биологии для 9 и 11 класса "Путешествие в страну Ушарию"
    план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

    Интегрированный урок наглядно показывает связь физики с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла, что способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Интеграция через уроки физики и биологии способствует формированию научного мировоззрения учащихся, взаимосвязи явлений в природе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshetsvie_v_stranu_ushariyu.rar40.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Путешествие в страну «Ушарию»  

    Интегрированный урок физики и биологии в 9 и 11 классе

    Подготовила и провела  учитель физики ГБОУ школа №345

    Васильева Н.В.

    Пояснительная записка.

    На уроке понадобится мультимедийная установка.

    Рисунки из учебника биологии.

     Схемы и таблицы.

    Проведение интегрированного урока наглядно показывает связь физики с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла, что способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Интеграция через уроки физики и биологии способствует формированию научного мировоззрения учащихся, взаимосвязи явлений в природе.

    Цель урока

    Знакомство с звуковыми волнами и их характеристиками. Диапазоны звуковых волн. Условиям существования звуковых волн, источниками и приемниками звука. Привлечение знаний биологии повышает активность учащихся. Урок способствует развитию навыков по изучению научно популярной литературы и побуждает к получению новых знаний самостоятельно.

    Задачи урока

    Задачи учителя.

    Подбор литературы для докладов и сообщений учащихся. Согласование материала с учителями других предметов.

    Задачи учащихся.

    Повторение материалов по биологии. Подготовка докладов по теме. Изучение дополнительной литературы. Подготовка наглядных пособий к уроку.

    Литература

    1. Аккерман Ю. Биофизика. – М., Мир,1964
    2. Турдикулов, В.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе изучения физики. – М., Просвещение, 1988.
    3. Кац, И.Б. Биофизика на уроках физики.- М., Просвещение, 1984.
    4. Балашов, М.М. О природе. - М., Просвещение, 1991.

     

    Путешествие в страну Ушарию


    Звучит музыка, Биолог и Физик

    Учитель: Наш урок мы посвятим стране «Ушарии», побываем в мире звуков и исторических легенд. Какие вы знаете пословицы,  поговорки и выражения об ушах?

    Уши можно мыть – это знают все. А что еще можно делать с ушами?

    За ушко – да на солнышко!

    Вот правила страны «Ушария»

    1. Если ваш знакомый будет вам «надувать в уши» (сплетничать), не стоит «развешивать уши» (слушать с доверием), лучше «держать ушки на макушке» (быть настороже), а не «хлопать ушами» (бездействовать) и заодно сказать ему: «Не надо висеть у меня на ухе!» (ябедничать), а то от твоих сплетен «уши вянут» (противно слушать)!
    2. Если вашему знакомому «медведь на ухо наступил» (нет музыкального слуха), а он «увяз по уши» (полностью увлечен) музыкой и своими песнями уже «прожужжал уши» (надоел), то не стоит «навострять уши» (прислушиваться), иначе можно «растерять уши» (заслушаться). Просто эти песни «пропустите мимо ушей» (не обращайте внимания), он подумает, что вы «туговаты на ухо» (плохо слышите), и отстанет.
    3. Когда вы «уплетаете так, что за ушами трещит» (с большим аппетитом), «не верите своим ушам» (страшно удивлены), слыша этот треск, а он вам «ухо режет» (неприятен) – не расстраивайтесь! Пусть вам завидуют те, кому такого «не видать как своих ушей» (никогда не будет).

    Выучив и освоив эти правила вы попадете в страну «Ушария». И тогда ваши уши всегда будут длинные и острые, широкие и угластые, крупные! Стоячие! Самые ушастые!

    Физик: Поговорим в нашей стране и о серьезном!

    Отгадайте, что на свете всего мягче? (воздух, лучший матрас – надувной)

    Что на свете самое упругое? (не резинки, не пружинки – воздух)

    Упругости газов «виновники» молекулы, бомбардируя стенки сосуда, они создают давление, которое борется со сжатием. Почему мы говорим об упругости газов в стране «Ушария»? Ухо воспринимает звук от источника звука. Мы знаем, что причиной звуковых ощущений является действие на органы слуха продольных волн, распространяемые в воздухе (или другой упругой среде) под влиянием колебания тела – источника звука. Упругая среда – обязательное условие для распространения волны.

    Опыт с будильником: Поместим будильник под колокол, из-под которого насосом откачаем воздух. Звонок будильника не слышен.

    Итак, от источника продольная волна распространяется к приемнику. Приемник звуковой волны – это наше ухо. Оно воспринимает волны в диапазоне частотой от 20 до 20000 Гц, имеющих скорость около 334 м/с. Можно представить диапазон схемой:

    Инфразвук    слышимый диапазон     ультразвук

    20000

    20

    Сегодня мы и будем обсуждать источники и приемники (уши) звуков.

    Биолог: Точнее, приемником звука служит  только такой локатор, как ушная раковина.

            1.

    Строение уха

    Функции

    1. Наружное ухо

    А)ушная раковина

    Защитная, косметическая, улавливающая звук.

    Красная шапочка спросила: «Бабушка, а зачем тебе такие большие уши?». «Чтобы лучше слышать, дитя мое». Волк прав, так как большая площадь уха способствует лучшему улавливанию звука.

    Старые люди с пониженным слухом, прислушиваясь к чему-либо, приставляют сложенную рупором ладонь  к уху, как бы увеличивая его. У рыб, рептилий нет ушных раковин, звуковые колебания передают непосредственно на систему внутреннего уха. В ходе филогенетического развития более высокоорганизованный звуковоспринимающий аппарат прячется в толщу височной кости, удлиняется слуховой проход, появляется ушная раковина. Итак, ушная раковина обладает защитной функцией.

    Показ слайдов различных видов ушных раковин.

    Рассказывает учащийся

     Косметическая функция наружного уха. Все народы старались украсить ушную раковину, вспомним великолепные серьги и подвески из скифских курганов, а нарядные клипсы современниц? Некоторые африканские племена надевают подвески, оттягивающие уши до невероятных размеров. Восточные деспоты отрезали уши государственным преступникам, а турецкий султан, и кокандский хан , и иранский шах прекрасно знали, как при этом обезображивает облик человека.

    Еще об одной загадочной функции ушной раковины можно сказать: лечебная, медики та и называют ее: «ухоиглотерапия».

    Рассказывает учащийся

    Легенда гласит, что некий слуга китайского императора, страдавший от головных болей, неосторожно ударил себя по ноге мотыгой и вдруг головные боли прошли. Шли годы, накапливался опыт, новым методом лечения заинтересовались философы, ученые. На смену пришли уколы и прижигания, щепки бамбука, применяемые для этого сменились тонкими серебряные иглами. Китайские медики считали, что иглы открывают отверстия, через которые уходят болезни.

    Появились теории, которые учитывают электрические и биохимические явления, возникающие  при иглоукалывании, нейрорефлекторные  сдвиги в организме. А ушная раковина?

    В 1957 году французский врач Ножье по данным древней китайской медицины поделился опытом иглоукалывания. Согласно Ножье, наружное ухо  надо рассматривать как перевернутый эмбрион в утробе матери, причем в ушной раковине  тело человека и все органы проецируются так же, как в коре головного мозга. Он описал топографию точек и зон, являющихся проекцией отдельных частей тела и внутренних органов. Если на всем человеческом теле обнаружено коло 700 биоактивных точек, то на одном только ухе их свыше 100. Ушная раковина  имеет мощные нервные связи через систему блуждающего, тройного,  лицевого нервов и симпатических нервных шейных узлом с определенными центрами головного мозга. Этим объясняется не только реакция определенных органов, но и общее неспецифическое воздействие на организм. При заболевании внутренних органов на ушной раковине появляются болевые точки, они определяются ручкой иглы. Невелика проблема проколоть уши и вдеть серьги, на мочке уха около 11 точек, связанных с глазами, ушами, языком, мышцами лица. Неудачный прокол может задеть такие точки и вызвать болезни внутренних органов.

    Биолог:

    Б) слуховой проход

    Вторая часть, входящая в состав наружного уха, ее функция – проводит звуковую волну.

    В) Барабанная перепонка

    Колеблется от звука и носит защитную функцию.

    Выступление ученицы:

    … Когда я спал в саду

    В своё послеобеденное время,

    В мой уголок прокрался дядя твой

    С проклятым соком белены во фляге

    И мне в ушную полость влил настой,

    Чьё действие в раздоре с кровью,

    Что мигом обегает, словно ртуть,

    Все внутренние переходы тела,

    Створаживает кровь как молоко,

    С которым каплю уксуса смешали.

    Так было и со мной. Сплошной лишай

    Покрыл мгновенно пакостной и гной

    Коростой, как у Лазаря, кругом

    Всю кожу мне.

    Итак, был рукою брата я во сне

    Лишён короны, жизни, королевы…

    «Гамлет», Шекспир

    Прав или неправ был Шекспир с точки зрения врача, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета?

    Чтобы ответить на этот вопрос продолжим изучать строение уха, мы уже сказали, как устроена ушная раковина.

    Среднее ухо

    Биолог: Среднее ухо представляет собой замкнутую полость объемом около 1 см. в кубе, расположенную в толще височной кости. Функции среднего уха: усиление звука, а также защитная.

    От звукового прохода ее отделяет тоненькая барабанная перепонка, очень гибкая и очень прочная. Звуковые волны вызывают колебания этой туго натянутой, как кожа барабана, перепонки. Эта перепонка служит преградой против попадания пыли, воды, микробов. Значит, «сок белены» в барабанную полость попасть не мог к отцу Гамлета.

    Но не будем спешить с выводами, послушаем еще один рассказ.

    Рассказ учащегося.

    Средняя Азия, середина XIX в. Бухарским эмиратом правит пятый эмир Мангытской династии Насрулла Боходур по прозвищу Мясник. Он отличался особой жестокостью, которой превзошел всех прочих эмиров кровавой Мангытской династии. За время его 33-летнего правления (1826–1860) ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 кровавых казней. В 1855 г. эмир Насрулла захватил соседний Шахрисябс. Дочь шахрисябского шаха стала невольницей в его многочисленном гареме. Однажды ночью она подкралась к спящему эмиру и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу, но, даже умирающий, он остался верен себе: приказал зарезать отца отравительницы, ее брата, всех ее детей и, наконец, саму дочь шаха.

    Это не легенда, а достоверный факт, зафиксированный в «Истории мангытских эмиратов» замечательного таджикского писателя Садриддина Айни. В чем же дело? Ведь ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку.

    Дело в том, что и у эмира Насруллы, и  у отца Гамлета в барабанной перепонке было отверстие, через которое проникли яды. Откуда они?

    В Европе в Средние века многие дети болели золотухой. Эта болезнь не обходила ни хижины бедняков, ни дворцы царей. Одно из последствий этого заболевания – образование стойкой перфорации (отверстия) барабанной перепонки. К отверстиям могу привести и воспаление среднего уха, вызванное корью и скарлатиной. Значит, и датский король, и бухарский эмир болели в детстве и болезнь осложнилась воспалением среднего уха, что и привело к трагической смети.

    Хронические заболевания уха встречаются и в наше время. Причины различны – чаще всего травмы или плохо вылеченные воспаления среднего уха. У таких людей нет естественного наружного барьера, и попадание в слуховой проход воды вызывает у них воспаление среднего уха, поэтому, даже моясь в душе, они вынуждены плотно затыкать ухо ваткой, смоченной в масле. Естественно, у них снижен слух.

    2-й ученик

    На одном из ленинградских заводов имел место такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улёгся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – спящий кузнец оглох. «Шутки шути – да оглядывайся». Почему оглох кузнец?

    Разберемся как звуковая волна достигает внутреннего уха. Рассмотрим строение внутреннего уха.

    В барабанной полости 3 маленькие косточки; самые маленькие в нашем организме; названы они :

    Показ плаката

    1. Молоточек
    2. Наковальня
    3. Стремечко, которое помещается в слуховое окно.

    К этим косточкам присоединяются 2 маленькие мышцы, меньше которых нет в организме.

    Эти мышцы присоединяются к стремечку и молоточку, натягивают барабанную перепонку.

    Когда мы хотим услышать слабые звуки, мышцы натягиваются и воспринимают слабые колебания, при громких звуках мышцы сильно сокращаются и косточки перестают колебаться.

    Физик:

    Для чего нужна столь сложная система?

    Учащиеся отвечают:

    Для усиления звуков. Звуковая волна, пройдя систему среднего уха многократно усиливается. Усиливается на за счет двух законов механики: закона разницы площадей и закона рычага.

    Закон разницы площадей гласит: с уменьшением площади увеличивается давление на эту площадь. Площадь барабанной перепонки превышает площадь овального окна в 20 раз, следовательно, по закону разницы площадей, звук, проходя через систему косточек среднего уха увеличивается в 20 раз.

    И молоточек, и наковальня своими отростками являются своеобразными рычагами. По 3-ему закону рычага, во сколько раз одно плечо рычага больше другого, во столько раз происходит выигрыш в силе. По закону рычага, происходит выигрыш в силе в 2 раза. В целом при прохождении через среднее ухо звук усиливается в 40 раз.

    Биолог:

    Мы говорили о среднем ухе как о звукоусиливающей системе, а втора функция защитная.

    Ученые проводили такой опыт: в клетку помещали двух белых мышей, одна усыплялась эфиром, вторая бегала по клетке. Стреляли над клеткой из стартового пистолета, затем изучали препараты внутреннего уха мышей. Та мышь, которая бегала, слух сохраняла (мы уже говори, что мышцы среднего уха сокращались), спящая же мышь становилась глухой. Глухота наступала вследствие акустической травмы.

    Учащийся:

    Мы еще не сказали, что помимо воздушного звукопроведения существует еще и костное. Звуковая волна идет через костные балки височной кости, передается непосредственно на лабиринт (это часть внутреннего уха), минуя систему среднего уха, и на его звуковоспринимающие рецепторы.

    Мы практические не пользуемся костным звукопроведением. Но вот Бетховен, когда начал терять слух, брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к деке рояля и только так слышал музыку. При этом звуковые колебания передавались на верхнюю челюсть, скуловую и височную кость и на лабиринт. Глухой композитор писал неповторимую музыку.

    Звучит музыка Бетховена.

    Для слабослышащих людей выпускают слуховые аппараты, вмонтированные в дужки очков. Такой человек говорит: «Извините, я без очков не слышу». Принципиально возможно передавать информацию по системе костной проводимость через пломбу в зубе верхней челюсти.

    Физик:

    Мы на уроках говорили, что с погружением на глубину  человек ощущает боль в ушах, так как давление, производимое на перепонку, зависит от глубины погружения. Что же поможет выравнивать давление на глубине с наружным атмосферным?

    Учащийся:

     Такое приспособление называется евстахиевой трубок, по имени анатома Средневековья Бартоломео Евстахия (1510-1574). Эта труба открывается только при натяжении мышц мягкого неба, например, при зевании. При взлете самолета быстро меняется атмосферное давление, чтобы выравнить давление в  барабанной полости, рекомендуют сосать леденцы. При глотательных движениях мышцы мягкого неба сокращаются, открывается евстахиева труба, среднее ухо получает сообщение с внешней средой.

    При выстреле оружия артиллеристы открывают рот и взрывная волна уравновешивается волной, поступающей в среднее ухо через рот и евстахиеву трубу.

    Биолог:

    Мы заканчиваем знакомство со строением уха, переходим к 3-ей части его строения.

    Внутреннее ухо

    Начнем, как всегда, с легенды.

    Учащийся:

    Древнегреческий историк Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает нам историю Тесея, одного из величайших мифических героев Афин. Среди его многочисленных подвигов, пожалуй, наиболее известный – это битва в закоулках Лабиринта со страшным чудовищем Минотавром, полубыком-получеловеком.

    Могущественный царь Крита Минос наложил на Афины дань: каждые девять лет афиняне должны были присылать ему семь юношей и семь девушек. По приезде на Крит их помещали в Лабиринт – дворец с бесчисленными запутанными переходами, из которого невозможно было найти выход. Обитавший в Лабиринте Минотавр съедал предназначенные ему жертвы. Тесей в схватке с чудовищем победил Минотавра, а выбраться из Лабиринта ему помогла нить, подаренная дочерью царя Миноса Ариадной.

    Когда средневековые анатомы впервые стали изучать строение внутреннего уха, то были поражены обилием запутанных извивающихся канальцев, в анатомии которых не так-то просто было разобраться. Вспомнили о блужданиях Тесея по переходам критского дворца и назвали внутреннее ухо так же, как жилище Минотавра – лабиринт.

    Биолог:

    Что же представляет собой лабиринт? Это заполненная особого рода жидкостью – эндолимфой система перепончатых канальцев. Она, как скрипка в футляр, вставлена в плотный костный чехол, полностью повторяющий все изгибы перепончатого лабиринта.

    Улитка содержит кортиев орган, непосредственно отвечающий за восприятие звуковых волн.

    Показ плаката

    В лабиринте различают 3 основные части:

    1)улитка

    2)полукружные каналы

    3)преддверие лабиринта

    В лабиринте звуковая волна колеблет барабанную перепонку, колебания передаются на рукоятку молоточка, наковальню, стремечко. Стремечко действует как поршень и начинает раскачивать жидкости лабиринта. Эти колебания передаются на перепончатый лабиринт и воспринимаются рецепторами головного мозга.

    Физик

    Мы говорили о сложном природном приемнике и узнали о механизме передачи звука.  Поговорим теперь о музыкальных звуках. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Силу музыки испытал каждый из нас. Окружающих звуков много, но интересуют нас именно музыкальные звуки. Почему? Чем отличаются различные звуки, что такое звук и как его можно получить?

    Мы охотно слушаем музыку, пение птиц, приятный человеческий голос. Визг пилы, тарахтенье раздражают и утомляют. Таким образов по действию, производимому на наше ухо все звуки можно поделить на две группы (конечно, условно): музыкальные звуки и шумы.

    Мы считаем, что музыкальные издают различные музыкальные инструменты: вы знаете, что они делятся на ударные, клавишные, духовые, струнные, где царь оркестра, несомненно, - орган, а царица – арфа.

    Напомним характеристики, которые имеет звук:

    1. Громкость – действие звука на ухо, т.е. амплитуда его колебания. (Единица громкости-  Белл. Например, шелест листьев – 10дБ, разговор – 70дБ, пылесос – 50 дБ.

    Перед вами камертон: (звучит камертон)

    Для чего служит корпус камертона? (для усиления звука)

    1. Высота тона, т.е. частота колебаний. Различаем низкие частоты, послушайе как исполнял Шаляпин оперные арии, частота колебаний его тона около 55 дБ (звучит ария в исполнении Шаляпина из оперы «Фауст»)

    А теперь сравните с частотой колебаний в 670 дБ – узнали? (Звучит плач Ярославны из оперы «Князь Игорь»)

    История знает примеры нижнего рекорда баса: 

    44 колебаний в сек. – Каспар Феспер (XVIII в)

    80 колебаний в сек. – бас, баритон

    440 колебания  - эталон тона

    318 колебаний пела француженка Мадо Робен

    1. Тембр звука  - чистый звук получить сложно. Любое колеблющееся тело издает 1 основной звук. Его сопровождают звуки других частот. Эти «спутники» выше основного тона и называются «обертонами», т.е. верхними тонами. Именно они позволяют отличать звуки одного инструмента от другого, придают бархат музыке.

    Послушайте пьесу в исполнении гитары и аккордеона (2 ученика исполняют мелодию на гитаре и аккордеоне)

    Запись характеристик в тетрадь

    Говоря о музыкальных звуках,  хочется добавить несколько слов об органе:

    Ученик

    Звучит музыка Баха, 6-й Бранденбургский концерт

    Орган отливал серебром,

    Немой, как в руках ювелира,

    А издали слышался гром,

    Катившийся из-за полмира.

    Покоилась люстр тишина,

    И в зареве их бездыханном

    Играл не орган, а стена,

    Украшенная органом.

    Ворочая балки, как слон,

    И освобождаясь от бревен,

    Хорал выходил, как Самсон,

    Из кладки, где был замурован.

    Б. Пастернак.

    Диапазон органа превышает диапазон всех инструментов вместе взятых. От «до» субконтроктавы до «до» 6-7 октавы. Орган Домского собора в Риге имеет 127 регистров, 6768 труб, длина самой большой 10 м, самой маленькой 13 мм. При помощи электромотора №4412, 9 Вт в резервуары органа вводится 1333000 л воздуха ежеминутно.

    Русский композитор Скрябин чувствовал «световую окраску» различных тонов и ввел в свей симфонической поэме «Прометей» световую партию, в которой музыкальные созвучия сопровождались эффектами различной интенсивности погружения зала в цвета, указанные в световой партии.

    Звучит компьютерная музыка

    Как бы ни красивая была мечта композитора, чтобы музыку писала ЭВМ, заменить душу человека она не сможет. Машина может лишь помочь сделать человеку зарисовку «заготовки»: Винер писал: «Человеку – человеческое, ЭВМ – машинное»

    Учитель физики

    И еще об одном явлении хочется поговорить

    Ученик читает Блока

    Листва кружевная!

    Осеннее злато!

    Зову - и трикраты

    Мне издали звонко

    Ответствует нимфа, ответствует Эхо.

    Ученик:

    В лесах Эллады, на берегах светлых ручьев, жила прекрасная нимфа по имени Эхо. Ее наказала Гера, жена всесильного Зевса: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла, лишь повторяя последние слова.

    Однажды в густом лесу заблудился прекрасный юноша Нарцисс, сын речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы. С восторгом глядела Эхо на стройного красавца, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом не зная, куда ему идти, и громко крикнул:

    – Эй, кто здесь?

    – Здесь! – раздался громкий ответ Эхо.

    – Иди сюда! – крикнул Нарцисс.

    – Сюда! – ответила Эхо.

    С изумлением смотрел прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:

    – Сюда, скорей ко мне!

    И радостно откликнулась Эхо:

    – Ко мне!

    Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу. Спряталась в лесной чаще и отвергнутая нимфа. Страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас...

    Это может наблюдаться и в закрытых помещениях, где звук будет отражаться от стен, мебели. Такое многократное отражение звука в закрытых помещениях называется РЕВЕРБАЦИИ.

    Физик

    Мы говорим о звуках слышимого человеческим ухом диапазона частот, но вначале мы упомянули о частотах инфразвука и ультразвука, не слышимые человеком.

    Многие животные «говорят» именно в ультразвуковом диапазоне.

    Доклад учащегося о сонарных животных (летучих мышах и дельфинах)

    Показ слайдов

    Биолог:

    Древние знали о целебных свойствах звуков. До наших дней дошли монотонные, тихие напевы колыбельных песен, которыми матери убаюкивали своих детей. Археологические раскопки сообщили нам о существовании в древности многочисленных лечебниц для нервных больных, в которых единственным методом лечения была постоянно журчащая вода протекающих ручейков.

    У людей, долго работающих в шумном цехе, постоянно происходит гибель клеток кортиева органа. Люди часто теряют слух, люди внедряют приспособления, снижающие уровень шума: чехлы на станки, заглушки

    Защита человека, окружающей среды важная экологическая задача наших дней.

    Можно посмотреть сценку, где изображены глухие люди

    Сценка «Глухая тетеря»

    -Здорово, кума!

    -На рынке была

    -Аль ты глуха?

    -Да, купила петуха

    Пять алтын отдала!

    Над глухими людьми можно шутить, называя их «глухая тетеря!».

    Человек, лишенный слуха испытывает трудности в общении. Глухота тяжело сказывается на социальном положении человека. Статисты посчитали, что 4-6% жителей планеты страдает расстройствами слуха. Для слабослышащих детей есть специальные школы, где обучают говорить таких детей. Мы уже рассказывали об Оле Скороходовой, которая с рождения была слепоглухонемой, после обучения по спец. программе Оля смогла постичь мир. Вот ее стихи:

    Думают иные - те, кто звуки слышат,

    Те, кто видят солнце, звезды и луну:

    - Как она без зренья красоту опишет,

    Как поймет без слуха звуки и весну! ?

    .

    Я услышу запах и росы прохладу,

    Легкий шелест листьев пальцами ловлю,

    Утопая в сумрак, я пройду по саду,

    И мечтать готова, и сказать люблю...

    .

    Я умом увижу, чувствами услышу,

    А мечтой привольной мир я облечу...

    Каждый ли из зрячих красоту опишет,

    Улыбнется ль ясно яркому лучу?

    .

    Не имею слуха, не имею зренья,

    Но имею больше - чувств живых простор:

    Гибким и послушным, жгучим вдох­нове­ньем

    Я соткала жизни красочный узор...

    Разрешите нам на этом закончить путешествие в огромную и интересную страну «Ушарию».

    Подведение итогов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.

    При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....

    интегрированный урок физика + биология 8 класс "Глаз человека - оптическая система"

    Урок проводится в завершении изучения раздела "Оптика" в 8 классе...

    Интегрированный урок физика-география-биология

    Тема: Глобальные проблемы человечества.Цель: сформулировать понятие «глобальные проблемы», раскрыть каждую из них, показать важность этой темы при изучении трех предметов, развивать навык самостоятель...

    Интегрированный урок физики и биологии "Глаз и зрение"

    Интегрированный урок физики и биологии "Глаз и зрение" Конспект урока. По данной теме разработан богатый материал. Полностью все выложила на отдельной страничке моего сайта с одноименным название...

    разработка интегрированного урока физики и биологии 8 класс "Глаз как оптическая система"

    Разработка интегрированного урока включает разноуровневые задания. Урок построен в интерактивном режиме...