Рабочая программа по физике. 7 класс.
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Сначева Надежда Ивановна

Рабочая программа по физике для 7 класса по УМК Перышкина А.В. включает в себя и календарно-тематическое планирование с указанием обязательных демонстраций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma-fizika-7_kl.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Гимназия»


Рассмотрено на заседании кафедры предметов естественно-математического цикла

Протокол № 1  от  28.08.2012г.      


Одобрено на заседании

 НМС гимназии


Протокол № 1  от 29.08.2012г.      


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия»

__________________

Т.И. Цыпнятова


Приказ №138/1   от30.08.2012г.    

Рабочая программа

учебного курса физики

7 А и Б классы

учитель Сначева Н.И.

2012-2013 учебный год

г. Полярный


Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного курса по физике в 7-х  классах составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 5 марта 2004 г. № 1089);  Примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкина; с учетом рекомендаций аналитического отчета о результатах ГИА-9 2012 года по физике.

        Учебно-методический комплект:

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – 12-е изд., доработ. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/А.В. Перышкин; Сост. Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
  3. Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: ИЛЕКСА, 2005
  4. Марон А.Е.. Физика. 7 класс: Учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004
  5. Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 7 кл: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс» - М.: АСТ, Астрель, 2010

Цели обучения:

  1. освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых  явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, для решения физических задач;
  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  2. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  3. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи обучения:

  1. формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  2. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  5. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  6. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
  7. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебный процесс организован по классно-урочной системе.

Федеральный базисный учебный  план на изучение физики  отводит 70 часов (35 учебных недель) из расчета 2 учебных  часа  в неделю, региональный учебный план -  68 часов  (34 учебных недели):

                 1 триместр – 12 учебных недель – 24 ч,

 2 триместр – 10 учебных недель – 20 ч,

 3 триместр – 12 учебных недель – 24 ч.

Основное содержание (68 ч)

Физика и физические методы изучения природы (6 ч)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.  Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.

Механические явления (52 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. 

Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести.

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.  

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Лабораторные работы и опыты

Измерение скорости равномерного движения.

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение плотности жидкости.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование условий равновесия рычага.

Нахождение центра тяжести плоского тела.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Измерение кинетической энергии тела.

Измерение изменения  потенциальной энергии  тела.

Измерение мощности.

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.

Тепловые явления (10 ч)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Тематическое планирование.

 

всего

I триместр

II триместр

III триместр

из них

из них

из них

к/р

л/р

к/р

л/р

к/р

л/р

Физика и физические методы изучения природы

6

6

-

2

Тепловые  явления

10

10

1

1

Механические явления

52

8

-

1

20

1

4

24

2

5

Взаимодействие тел

19

8

-

1

11

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

16

9

-

-

7

1

2

Работа и мощность. Энергия.

17

17

1

3

68

24

1

4

20

1

4

24

2

5

Из резервного времени на изучение темы «Механические явления» в 7 классе добавлены 7   часов. Увеличение числа часов необходимо в соответствии с  авторской программой Е.М. Гутник, А.В. Перышкина.

.

Поурочное планирование.

Первый триместр – 12 недель

№ п/п

Тема урока                                                                        

Демонстрации                  

Дата

Физика и физические методы изучения природы – 6 ч

1.

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

2.

Физические приборы. Физические величины и их измерение. Лабораторные опыты: измерение длины, измерение температуры.

Физические приборы.

3.

Погрешности измерений. Международная система единиц. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

4.

Лабораторная работа № 2 «Измерение объема жидкости и твердого тела»

5.

Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики.

6.

Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Тепловые  явления – 10 ч

7.

Строение вещества.

8.

Лабораторная работа № 3 «Измерение размеров малых тел»

9.

Тепловое движение атомов и молекул.

Модель хаотического движения молекул.

10.

Броуновское движение.

Модель броуновского движения.

11.

Диффузия.

Диффузия в газах и жидкостях.

12.

Взаимодействие частиц вещества.

Сцепление свинцовых цилиндров.

13.

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Сжимаемость газов. Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

14.

Решение экспериментальных задач на свойства агрегатных состояний вещества.

15.

Повторение темы «Тепловые явления»

16.

Контрольная работа № 1

«Тепловые явления»

Механические явления – 8 ч

Взаимодействие тел – 8 ч

17.

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь.

Относительность движения.

18.

Прямолинейное равномерное движение.

Равномерное прямолинейное движение.

19.

Скорость равномерного прямолинейного движения.

20.

 Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Лабораторная работа № 4 «Измерение скорости равномерного движения»

21.

Решение задач на расчет пути, скорости и времени движения.

22.

Явление инерции.

Явление инерции.

23.

Масса тела. Методы измерения массы тела.

24.

Лабораторная работа № 5 «Измерение массы»

Второй триместр – 10 недель

№ п/п

Тема урока

Демонстрации

Дата

Механические явления – 20 ч

Взаимодействие тел – 11 ч

25.

Плотность вещества. Методы измерения плотности.

26.

Лабораторные работы № 6 «Измерение плотности твердого тела».

Лабораторная работа № 7 «Измерение плотности жидкости»

27.

Расчет массы и объема тела по его плотности.

28.

Решение задач на расчет плотности.

29.

Взаимодействие тел. Сила.

Взаимодействие тел.

30.

Сила упругости. Методы измерения силы. Лабораторная работа № 8 «Измерение силы динамометром».

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

31.

Сила тяжести. Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела»

32.

Сила трения.

Сила трения.

33.

Правило сложения сил. Лабораторная работа № 9 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой».

Сложение сил.

34.

Повторение темы «Взаимодействие тел».

35.

Контрольная работа № 2

«Взаимодействие тел»

Давление твердых тел, жидкостей и газов – 9 ч

36.

Давление. Единицы давления.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

37.

Решение задач на расчет давления.

38.

Давление газа. Закон Паскаля.

Закон Паскаля.

39.

Давление в жидкости.

40

Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

41.

Сообщающиеся сосуды.

42.

Атмосферное давление.

Обнаружение атмосферного давления.

43.

Методы измерения давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

44.

Гидравлические машины: поршневой жидкостный насос.

Гидравлический пресс.

Третий триместр – 12 недель

№ п/п

Тема урока

Демонстрации

Дата

Механические явления –24 ч

Давление твердых тел, жидкостей и газов – 7 ч

45.

Гидравлические машины: гидравлический пресс.

46.

Архимедова сила.

Лабораторная работа № 10 «Измерение архимедовой силы»

47.

Закон Архимеда. Решение задач на расчет архимедовой силы.

Закон Архимеда.

48.

Условие плавания тел.

49.

Лабораторная работа № 11 «Изучение условий плавания тел»

50.

Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

51.

Контрольная работа № 3

«Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Работа и мощность. Энергия – 17 ч

52.

Работа. Решение задач на расчет механической работы.

53.

Мощность. Решение задач на расчет работы и мощности.

54.

Лабораторная работа № 12 «Измерение мощности»

55.

Простые механизмы.

Простые механизмы.

56.

Момент силы. Условие равновесия рычага.

57.

Лабораторная работа № 13 «Исследование условий равновесия рычага»

58.

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Лабораторный опыт «Нахождение центра тяжести плоского тела»

59.

Коэффициент полезного действия.

60.

Лабораторная работа № 14 «Вычисление КПД наклонной плоскости»

61.

Кинетическая энергия. Лабораторный опыт «Измерение кинетической энергии тела»

62.

Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Лабораторный опыт «Измерение изменения потенциальной энергии тела»

63.

Закон сохранения полной механической энергии.

64.

Повторение темы «Работа и мощность. Энергия»

65.

Контрольная работа № 4

«Работа и мощность. Энергия»

66.

Повторение раздела «Механические явления»

67.

Повторение раздела «Механические явления»

68.

Повторение раздела «Механические явления»

Дополнительные пособия для учащихся:

  1. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. – М: АРКТИ, 2001.
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
  3. Экспериментальные физические задачи / авт.-сост.: С.В. Турунтаев, Ю.В. Москалёв, И.Ю. Гущин, А.Л. Яковлев – Ярославль, 2006.

Дополнительные пособия для учителя:

  1. Физика. Астрономия. Программы. 7 – 11 классы. Авторы/составители: Коровин В.А., Дик Ю.И., Орлов В.А. М.: Дрофа, 2009.
  1. Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю., Петракова М.А. Контрольные работы по физике для основной школы. 7-9 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2011
  2. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике: 7 класс. Изд. 2-е испр. И доп. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Гутник Е.М, Шаронина Е.В., Доронина Э.И.. Физика: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.  «Физика».  7 класс. М.: Дрофа, 2002.
  4. Марон А.Е. Физика. 7 класс: Учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. -  М.: Дрофа, 2004

Интернет-ресурсы:

  1. Класс!ная физика для любознательных http://class-fizika.narod.ru/
  2. Астрофизический портал http://www.afportal.ru/
  3. Физика. Самотестирование http://barsic.spbu.ru/www/tests/index.html
  4. ФИПИ http://www.fipi.ru/view/sections/203/docs/436.html

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 классов по физике.

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
  2. смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  3. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  2. рационального применения простых механизмов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...