ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Законы Ньютона»
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Тип урока: урок-игра

Цели урока:

     В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kutueva.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

 В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Законы Ньютона»

Учитель ГБОУ СОШ №127 Красногвардейского района СПб

Кутуева Сягидя Исмаиловна

Тип урока: урок-игра

Цели урока:

     В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.

Эпиграфы к уроку:

     «Сделал, что смог, пусть другие сделают лучше».

Исаак Ньютон (1643-1727гг.)

    « Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим; но океан неизвестного лежит передо мной».

Исаак Ньютон (1643-1727гг.)

Оформление:

     Плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительно чтения.

Подготовка к уроку:

     Перед уроком ребята изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона.

Ход урока:

     Вступительное слово учителя.

     Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что по мнению Ньютона законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полного неизведанного.

     Класс рассматривается как лаборатория физических проблем.

     В лаборатории три отдела: истории, науки, теоретической физики и прикладной физики.

     Каждый отдел выбирает себе руководителя и распределяет функции остальных.

     При подготовке к уроку-игре каждой группе необходимо повторить основной минимум материала, все темы и наиболее обстоятельно ту его часть, которая отвечает специфике группы. Так историкам нужно было подготовить краткий исторический экскурс по материалу, биографии ученых, теоретикам придумать обобщающую таблицу, устанавливающую логические связи в изученном, прикладники должны были рассказать о применении законов механики в технике.

     Каждой группе дается 10 минут на выступление, которое иллюстрируется подготовленным заранее  материалом. Кроме того, учащиеся подготавливают эмблему своей группы и роли выполняемые в ней каждым.

Учитель: Предлагаем выступить первой группе – отделу истории науки.

     Члены группы выпустили газету, посвященную истории механики. Выступления учащихся были своеобразным путешествием по этой газете, здесь были рассказы о Галилее и Ньютоне, интересные подробности их биографии.

     Прочитаны были библиографом отдела, формулировки трех законов движения из книги «Математические основы натуральной философии».

     Интересное дополнение о том, почему для обозначения скорости принята буква v, ускорение а, времени – t,  было сделано членом этой группы по книге М.И.Блудова «Беседы по физике». Учащиеся этой группы, как и всех остальных, сделали  довольно большой список литературы, с которой они ознакомились в процессе подготовки.

Учитель: Послушаем выступление руководителя второй группы.

     Руководитель второй группы предложил вниманию учащихся обобщающую таблицу по теме, которую учитель рекомендовал записать в тетрадь:

Кинематические величины

Динамические величины

Связь величин

Перемещение S

(относительно в ИСО)

Масса (m) –мера  инертности

(абс. В ИСО)

F=ma

=

Скорость v

(относительно в ИСО)

Сила (F)- мера взаимодействия

(абс. в ИСО)

Гл.задача механики

X=Xo+Sx

Ускорение a

(абсолютно в ИСО)

F- мера

Sx= voxt+

aх=

I закон Ньютона: если ∑F = 0, то а=0, позволяя ИСО найти.

II закон Ньютона: если ∑F= постоянна, то а= , справедлив в ИСО.

III закон Ньютона F1= - F2, справедлив ИСО.

     Руководитель групп прокомментировал таблицу, ответил на вопросы учащихся.

     Другой ученик этой группы (специалист по 3-ему закону Ньютона остановился на некоторых недоразумениях, которые возникают, когда пытаются объяснить, почему тело находится в покое, например гиря на столе, с помощью 3-его закона.

     Утверждают, что гиря покоится потому, что сила тяжести согласно 3-ему закону равна модулю и противоположна по направлению силе упругости действующей со стороны стола.

      На самом деле равенство mg+F=0 ,является следствие 2-ого закона, а не 3-его:  a=0, поэтому ∑F=0 . Из 3-его закона вытекает, что реакция опоры                   F= - F1, равна по модулю силе, с которой гиря давит на стол. Эти силы приложены к разным телам и не уравновешивают друг друга.

     Следующий выступающий остановился подробно на инерциальных и не инерциальных системах отсчета.  Был сформирован принцип относительности, ученик сообщил об ограниченности закона Ньютона.

     Руководитель третьей группы сообщил, что им выпала трудная задача: отобрать из изобилия материала о применении законов Ньютона в технике самое интересное и значительное. Вот что сказал главный механик: «Свойство инерции заложено в основу очень многих машин, механизмов, приборов.

     Массивное тело, будучи разогнанным, стремится в силу инерции сохранить свою скорость и сопротивляться всему, что мешает ее сохранить. Оно ломает преграды, если они есть на пути нагревает и изнашивает тормоза, перемешивает воздух, воду и другую среду т.е. производит работу.»

     «И инерция на  транспорте» - тема другого выступления, где был затронут не только физический, но и экономический аспект.

     Следующий ученик посвятил свое выступление вопросу «инерция и выравнивание» хода машин.

     Последний выступающий из этого отдела продемонстрировал явление отдачи и рассказал, как оно используется.

     По завершении выступлений трех групп, учитель проводит аттестацию всех учащихся.

     Экспресс-контроль предполагает выполнение учениками знаний по карточкам, с выбором ответа. На проведении работы отводится 5-6 минут.

     После сдачи учащимися листка с ответами, учитель выявляет лучший отдел и лучшего специалиста.

     Один из вариантов теста:

  1. Используя  рисунок, ответить на вопросы :
  1. Указать, с какими телами взаимодействует тело, обозначенное на рисунке буквой А.
  2. Назвать силы, действующие на тело А в каждом случае.
  3. Изобразить графически название силы.

                                                                                 В

             С

                                                      А

     Ответ: 1 вопрос  а)нить

                                 б)земля

                                 в)поверхность В

               

 2 вопрос  а) сила тяжести

                                 б) вес

                                 в) сила упругости                           p                              F упр.

                3 вопрос    а)                                  б)                            в)

                                                 mg

  1. Какие из перечисленных тел относятся к инерциальной системе отсчета:

а) отходящий от станции поезд

б)  искусственный спутник земли

в) скатывающиеся с горы сани

г) деталь на равномерно движущейся ленте конвейера?

    3. Как движется тело, если сумма всех действующих на него равна нулю:

         а) скорость тела равна нулю

         б) скорость возрастает

         в) скорость убывает

         г) скорость постоянная, но не равна 0

         д) скорость тела может быть любой, но неизменной во времени?

     4. Как будет двигаться тело массой 2 кг под действием постоянной силы, равной 4Н?

      а) равномерно со скоростью 2 м\с

      б)равноускоренно с ускорением 2 м\с2

      в)равномерно с ускорением 0,5 м\с2

      г) равномерно со скоростью 0.5 м\с2    

      д) равноускоренно с ускорением 8 м\с2.

     5. Определить натяжение нити на рисунке.

    0,5       0,5 кг                                                         0,5 кг

 а) 5Н

     б) 10Н

     в) 0

     г) 0,5 кг

Код ответа: а б а в а в г д б а

Подведение итогов

     Учитель:  Сегодня на уроке был обобщен материал по теме «Законы Ньютона» . Мы повторили законы , посмотрели где применяются и выполняются законы Ньютона, применили их при решении качественных и количественных задач.

     Все группы работали активно, творчески, заслуживают высокой оценки.

    Выставляются оценки за активную работу на уроке. § 10-12 – повторить.

     Спасибо «Молодцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме "Закон Ома. Соединение проводников"

Тип урока: ПЗОЦели: Повторить и закрепить знания учащихся по теме.            Учить учащихся применять полученные знания на практике при решении ...

Исторический суп "Россия век XVIII" повторительно-обобщающий урок 7 класс

Урок разработан в не стандартной форме с задействованием бытового компонента, близкого для каждого учащегося. Рекомендую использовать на уроках среднего звена (6-8 класс). На примере закрепления ...

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Повторительно-обобщающий урок 5 класс по теме "Первые земледельцы и скотоводы"

Закрепление изученного материала по теме "Первые земледельцы и скотоводы"....

Повторительно — обобщающий урок-игра: Класс: 8 «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века"

План – конспект открытого урока по истории России.Повторительно — обобщающий урок-игра:  «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века".Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Алекс...

Сценарий повторительно- обобщающего урока,10 класс по теме:"Смута"

Урок повторения по теме"Смутное время" . На уроке истользуется проблемный метод....