Повторительно-обобщающий урок 5 класс по теме: "Древний Восток"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_k_uroku.docx26.05 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt2.83 МБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме «Древний восток», 5 класс

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать  изученный материала, закрепить основные  идеи  темы;
  • Способствовать формированию системы знаний о государствах Древнего Востока;
  • Развивать  умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  •  воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов  Древнего Востока.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

Сегодня наш урок, ребята, не совсем обычный. На нашем уроке присутствуют гости. Мы с вами изучили большую тему «Древний Восток» и сегодня мы   еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам.  Понятие «Древний Восток» - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.

А  куда же мы отправляемся? Давайте вспомним, какие страны были нами изучены

(Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Персия, Древнеевреское царство, Индия, Китай)

 II. Сообщение темы и целей урока.

Чем же мы займемся на этом уроке? Давайте вместе сформулируем наши задачи.

2 слайд

1 Нам необходимо повторить _____________ (ответы учащихся)

2. Вспомнить ______ (даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины)

3.Закрепить _________ (полученные знания)

4.Развивать умения сравнивать,________ (делать выводы, воспроизводить полученную информацию)

5. Воспитывать уважение к истории, традициям, культуре Древнего Востока.

  Давно исчезли многие государства Востока: Древний Египет и Вавилон, Ассирия и Мидия, Финикия и  Элам. Города их были разрушены, засыпаны пеплом от пожарищ и песком. На поверхности сохранились лишь немногие памятники, например, египетские пирамиды. Забыты были древние письмена, и никто не мог прочесть немногие известные тогда записи. О большинстве государств сохранились лишь полулегендарные рассказы греческих и римских писателей и ещё более легендарные сказания Библии.

Мы с вами изучили множество исторических терминов, давайте вспомним их значение.

Терминологическая разминка:

- Гробница египетских фараонов (пирамида)

- Древнеегипетский письменный знак (иероглиф)

- Денежный сбор в пользу государства (налог)

- Устройство для подъёма воды (шадуф).

- Фантастические сказания о богах и героях (мифы).

- Скульптура льва с головой человека (сфинкс).

- Обязательные правила поведения (законы).

- Жрец в Индии (брахман).

- Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты).

- Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).

Вставить пропущенное слово:

Владыка Древнего Египта он

Князь? Император? Нет. А кто же? Фараон

Он не ремесленник, не раб, и не купец

Богам он служит в храме. Это - жрец

Любой индиец с ним знаком, конечно

Бог с головой слона по имени Ганеша

Храм на холме велел построить он

Правитель строгий, мудрый Соломон 

  1. Работа с картой

Покадите на карте государства, о которых идет речь

  Даром Нила называл

Из шадуфа поливали.

На папирусах писали-

Фараонов прославляли!

 (Египет)

- покажи территорию Древнего Египта

- покажи реку Нил

- назови и покажи столицу Древнего Египта

Что такое пороги? Что такое дельта? Каковы занятия жителей?

Помните, в самом начале изучения истории мы с вами говорили о чудесах света древнего мира? (ДА) Сколько их было? (7) Все ли чудеса света сохранились до наших дней? (Нет, сохранились только египетские пирамиды).

Ученик нашего класса подготовил сообщение о египетских пирамидах. Давайте его послушаем.

Выступление ученика

Здесь писали на табличках

Хаммурапи правил лично,

Он законы в стране ввел,

Этим славу приобрел.

(Двуречье)

- покажи государство Двуречье

- между какими реками оно находится

В Двуречье также находилось одно из чудес света древности. Какое? (Висячие сады царицы Семирамиды). Давайте послушаем краткое сообщение об этом чуде света.

Выступление ученика

На восточном побережье

Моря Средиземного

Государство моряков

Было очень древнее.

И чтоб им торговать,

Просто стали все писать.

Кто же знал? Их алфавит

Все народы покорит.

(Финикия)

- Показать на карте эту страну

- Покажите крупнейшие города финикийцев

Земледельцы и брахманы,

Слуги, воины, цари.

И слоны, и обезьяны

Славу той стране несли.

(Индия)

- покажи древнюю Индию

- покажи и назови реки которые протекают по ее территории

      - покажи горы, которые окружали Индию с севера. Самые высокие горы

Чтобы страну обезопасить

И гуннов племена изгнать

Построить там решили стену

На стройку тысячи людей согнать!

(Китай)

- покажи древний Китай

- покажи и назови реки которые протекают по его территории

- О какой стене шла речь в стихотворении?

Для чего она была построена? Покажи ее на карте

Давайте послушаем сообщение ученика о Великой Китайской стене.

Выступление ученика.

Народы Древнего Востока не могли объяснить многие явления, не маловажную роль в их жизни играла религия.

Перед вами на партах лежат рабочие листы. На них написаны имена богов. Напишите рядом с именами богов названия стран, в которых им поклонялись.

Слайд «Верните Бога на родину»

Амон Иштар Индия Шамаш Египет Исида Междуречье Брахма Ганеша Бастет Эа

Давайте вспомним о Древнееврейском царстве. Как называлась священная книга евреев? (Библия)

Объявляется конкурс - Библейские мифы.

На экране вы видите картины, изображающие какой-либо библейский миф. Вам необходимо вспомнить эти мифы и пересказать их

Учащимся предлагается цепочкой пересказать мифы:

- Миф о всемирном потопе.

- Суд царя Соломона.

- Миф о первых людях.

Определи, в какой стране правили (ученики на карточке дописывают страну соответствующую правителю) (рабочий лист)

Хаммурапи – Вавилон        

Тутанхамон – Египет

Соломон – Иерусалим

Ашурбанапал – Ассирия

Кир – Персия

Дарий первый – Персия

Ашока – Индия

Цинь Шихуан – Китай

Хеопс – Египет

Дополнительные задания

Слайд Найдите лишнее и объясните почему

1)

Осирис, Сет, Шамаш.

2) чай,  алфавит, стекло.

3) Иероглиф, папирус, клинопись

4) Сфинкс, пирамида, библиотека

5)Шахматы ,Библия ,сахар

6) Конница, железо, золотая монета

7) Фарфор, компас, хлопок.

7. Викторина «О ком идет речь?»

1. У этого бога египтяне научились выращиванию зерна, виноградарству и хлебопечению. Поэтому они любили его особенно сильно. (Осирис).

2. После него остался столб из черного камня. А, на столбе высечены законы.  (Хаммурапи).

3.  В саркофаге из чистого золота, спрятанном в каменных саркофагах, внутри пирамиды покоилось тело молодого фараона. (Тутанхамон).

4. Он объединил Китай и стал его первым императором (Цинь Шихуан).

8. Викторина «О чём идёт речь?»

1. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).

2. Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).

3. Её построили с целью обороны от кочевников - гуннов (Великая Китайская стена).

4. Они находились в Вавилоне и считались одним из семи чудес света (висячие сады).

5. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).

6. Его научились изготавливать индийцы из особого тростника. Без него сегодня не обходится ни одна семья (сахар).

Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось.

        Мы с вами узнали очень много о жителях Древнего востока: о занятиях, местах проживания, культуре, об открытиях и изобретениях, которые оказали влияние на дальнейшее развитие человечества. Но мы продолжим изучать с вами историю Древнего мира. Нас ждёт ещё немало интересных стран.

А теперь подведем итоги проделанной работе.

 Поднимите руку те кто...

-Кто сегодня доволен собой на уроке?

-Кто считает, что мог бы работать лучше?

-Кто больше узнал, чем знал в начале урока?

-Кто устал?-Кто расстроен?-Кому было тяжело?-Кому было не трудно?

-Понравился ли урок?

 И в завершение хотелось бы сказать, что народы Древнего Востока внесли огромный и неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и учёные, художники и поэты Древнего Востока, но то, что было ими создано, ещё долго будет восхищать и удивлять современных людей.

Домашнее задание  на выбор: нарисовать рисунок о стране Востока, составить кроссворд по  изученным странам, написать сочинение путешественника по Древнему Востоку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Восток»

Слайд 2

Терминологическая разминка

Слайд 9

«Верните бога на родину» Амон Иштар Шамаш Исида Брахма Ганеша Бастет Эа

Слайд 10

«Верните бога на родину» Амон - Египет Иштар - Междуречье Ашока - Индия Шамаш - Междуречье Исида - Египет Брахма - Индия Ганеша - Индия Бастет - Египет Эа - Междуречье

Слайд 11

Конкурс «Библейские мифы»

Слайд 12

Миф о всемирном потопе

Слайд 13

Суд царя Соломона

Слайд 14

Миф о первых людях

Слайд 15

«Верни правителя на родину» Хаммурапи – Тутанхамон – Соломон – Ашурбанапал – Кир – Дарий первый – Ашока – Цинь Шихуан – Хеопс –

Слайд 16

«Верни правителя на родину» Хаммурапи – Вавилон Тутанхамон – Египет Соломон – Иерусалим Ашурбанапал – Ассирия Кир – Персия Дарий первый – Персия Ашока – Индия Цинь Шихуан – Китай Хеопс – Египет

Слайд 17

Найди лишнее 1)Осирис, Сет, Шамаш. 2) чай, алфавит, стекло. 3) Иероглиф, папирус, клинопись 4) Сфинкс, пирамида, библиотека 5)Шахматы ,Библия ,сахар 6) Конница, железо, золотая монета 7) Фарфор, компас, хлопок.

Слайд 18

Найди лишнее 1)Осирис, Сет, Шамаш . 2) чай, алфавит, стекло. 3) Иероглиф, папирус, клинопись 4) Сфинкс, пирамида, библиотека 5)Шахматы , Библия ,сахар 6) Конница, железо, золотая монета 7) Фарфор, компас, хлопок.

Слайд 19

Хаммурапи О ком идет речь? После него остался столб из черного камня. А, на столбе высечены законы. Осирис У этого бога египтяне научились выращиванию зерна, виноградарству и хлебопечению. Поэтому они любили его особенно сильно.

Слайд 20

О ком идет речь? В саркофаге из чистого золота, спрятанном в каменных саркофагах, внутри пирамиды покоилось тело молодого фараона. Он объединил Китай и стал его первым императором Тутанхамон Цинь Шихуан

Слайд 21

О чём идет речь? Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма Шахматы Папирус

Слайд 22

О чём идет речь? Её построили с целью обороны от кочевников - гуннов Они находились в Вавилоне и считались одним из семи чудес света Великая китайская стена Висячие сады Семирамиды

Слайд 23

О чём идет речь? Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех Его научились изготавливать индийцы из особого тростника. Без него сегодня не обходится ни одна семья Стекло Сахар

Слайд 24

Домашнее задание на выбор: нарисовать рисунок «Страна Древнего Востока»; составить кроссворд «Древний Восток»; написать сочинение «Путешествие по Древнему Востоку».



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

_____________________________________________________________

1. «Верните Бога на родину»

Амон

Иштар

Ашока

Шамаш

Исида

Брахма

Ганеша

Бастет

Эа

2. «Верни правителя на родину»

Хаммурапи –      

Тутанхамон –

Соломон –

Ашурбанапал –

Кир –

Дарий первый –

Ашока –

Цинь Шихуан –

Хеопс –

3. Найдите лишнее и объясните почему

1) Осирис, Сет, Шамаш.

2) чай,  алфавит, стекло.

3) Иероглиф, папирус, клинопись

4) Сфинкс, пирамида, библиотека

5)Шахматы ,Библия ,сахар

6) Конница, железо, золотая монета

7) Фарфор, компас, хлопок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме “Древняя Греция”.

Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную историческую область на специальных кораблях – триерах...

Повторительно-обобщающий урок – игра в 5 классе по теме «Древнейшая Греция»

Обобщить и закрепить изученный материал по разделу «Древняя Греция». Используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции....

Повторительно-обобщающий урок истории по теме: Древний Египет в 5 классе

Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества....

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Древняя Греция"

Данная методическая разработка позволяет в форме игры провести повторительно-обобщающий урок с пятиклассниками...

Повторительно-обобщающий урок истории в 5 классе по теме: «Древний Египет»

Цель: Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества. Задачи: 1. активизация позна...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Тест к повторительно-обобщающему уроку в 5 классе по теме "Древняя Греция"

Тест создан с целью развития  читательской грамотности по теме урока "Древняя Греция " в 5 классе. Задания проверяют следующие группы читательских умений:- находитьи извлекать инфо...