Повторительно-обобщающий урок-конкурс по теме: «Древняя Греция». (5 кл)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Кирюникова Елена Ивановна

План урока:

1.  Географическое положение, природа, занятия жителей Древней
Греции.

2.  Основные события греческой истории. Особенности древнегреческого общества

3.  Культура Древней Греции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoritelno.obobshchayushchiy_urok_5_klass.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок-конкурс по теме: «Древняя Греция». (5 кл)

Проведен учителем истории Кирюниковой Е. И. ср. школа №30


Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

Цель урока: повторить,  обобщить  и систематизировать знания по истории Древней Греции.

Образовательные задачи:

  • Повторить и обобщить знания учащихся, об особенностях экономической, общественной,культурной  жизни  греков
  • продолжить работу над понятиями «демократия», «полис»;
  • продолжить установление причинно-следственных связей (при
    чины расцвета полисной Греции; причины потери Грецией  независимости)
  • сформировать понимание исторической закономерности смены
    этапов развития древнегреческого общества

Воспитательные задачи:

  • трудовое (на примере развития хозяйства греков);
  • нравственно-патриотическое (через любовь греков к Родине,
    героизм во время войн);

-        эстетическое (по вопросам о достижениях греческой культуры).

Развивающие задачи:

  • продолжить работу с хронологией;
  • продолжить развитие умений и навыков работы с картой, с наглядными пособиями, фрагментами документов;
  • развитие мышления при решении познавательных задач;
  • развитие умений делать самостоятельные выводы, доказательно
    подтверждать свои ответы соединять информацию из разных источников, сравнивать, анализировать;
  • подвести учащихся к умозаключению об огромном значении
    достижений греков и их использовании всеми последующими поколениями.

Оснащение: карта «Древняя Греция»

коллаж «Достижения древних греков»

кроссворд по культуре

карточки с заданиями для команд участниц.


План урока:

  1. Географическое положение, природа, занятия жителей Древней
    Греции.
  2. Основные события греческой истории. Особенности древнегреческого общества
  3. Культура Древней Греции.

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы окунемся в историю Древней   Греции. Много времени утекло со времени существования  Древней Эллады. Многое изменилось с тех пор: на север от Греции расселились другие народы, исчезли многие города, погибли храмы и статуи. Но, к счастью, многое сохранилось, и более того, достижения древних греков до сих пор удивляют, восхищают нас. А главное  - они вышли в нашу жизнь и мы ими пользуемся до сих пор. Не случайно эпиграфом нашего урока стали слова  русского литератора XIXвека В. Г. Белинского: « Напочве Греции и Рима выросло новейшее человечество».  Сегодня на уроке мы вместе докажем правильность этого  утверждения.

Сегодня у нас пройдет конкурс-игра. Класс разделен на 3 команды, которые будут представлены капитанами.  Победителем будет команда набравшая большее количество баллов. Но участники других команд, активно работавшие на уроке и успешно отвечавшие, также получают  хорошие оценки. Ноокончательные итоги мы подведем после проверки самостоятельной работы на  следующем уроке. Ответы участников команд оцениваются по 3 бальной системе:

О –  неправильный; 1 - верный, но не полный, 2- правильный; 3 - правильный, с привлечением дополнительного материала

Представление команд под девизом: «Я горжусь своим городом!» I. Географическое положение, природа, занятия жителей.

Задание командам:

Работа с картой

А. - Опишите наиболее полно географическое положение Греции.

В.- Каковы природные условия Греции? Какими природными запасами она богата?

С. - Исходя из описания географического положения и природных условий, назовите основные занятия жителей  Греции.


Проблемная задача.

В «Илиаде» сообщается о соревновании в метаниидиска,которое предложил Ахилл. Наградой он предлагает большой железный круг и говорит: «Встань, кто  желает себя испытать в состязании этом. Кто победит, у  того на 5 лет будет вдоволь железа как бы далеко от города поле его ни лежало. Незачем будет в тот город ходить за покупкой железа пахарю или пастуху - этот диск  их снабдит в изобилии».

Сделайте все возможные выводы из этого отрывка о  хозяйстве греков эпохи Гомера

II. Основные события греческой истории.

Задания командам:

 1. Определите,что объединяет слова, словосочетания и  даты в перечнях. Кратко расскажите о событии.

Задание по группам:

А. Мессения, илоты, военная доблесть, лаконичная речь,480 г. до н. э. Леонид.

В. Демос, аристократия. Солон, 594, долговое рабство,338 г. до н. э., Филипп, Демосфен, фаланга, междоусобные войны.

Активизация учащихся:

2. Как известно, греки жили обособленно, в отдельныхгородах-государствах. Как они назывались? Назовите признаки полиса.

Полис и политика - греческие слова, связанные между собой.

Познавательное задание:    

Подумайте и определите, как связаны между собой эти два термина? Попробуйте дать определение политики.

Познавательное задание:

3. Многие историки утверждают, что греки создали самый передовойи справедливый образецуправления обществом,который остается таковыми на рубеже XX-XXIвеков. Докажитеили опровергните эту точку зрения.

4. Хотя грекижили обособленно, онивсе горячо любили свою Родину- Элладу и считали себяединым народом. В их жизни были события и радостные и трагические, которые объединяли эллинов и которыми они очень гордились. Назовите эти события.


         Задания командам:

Работа с документами, картой и датами.

А. Гонец принес в Афины весть о победе: «Радуйтесь,афиняне, мы победили!» - воскликнул он.

О какой победе известил гонец афинских граждан?

Когда она была одержана?

Каково значение этой победы!?

В. На месте одного из сражений греко-персидских войн  былпоставлен памятник снадписью: «Путник, скорей передай гражданам Лакедемона, здесь мы в могиле лежим, свято исполнив свой долг»

Кому поставлен этот памятник?

Где и когда произошло это сражение?

Каково его значение?

С.

«Когда же скучились суда в проливе.

Дать помощи друг другу не могли

И медными носами поражали

Своих же - все тогда они погибли,

А Эллины искусно поражали

И под обломками судов разбитых,

Кругом их. И тонули корабли,

Под кровью мертвых скрылась гладь морская»

Задания           а) Кто автор этих поэтических строк?

б)        О каком сражении идет речь? Когда это было?          Чем закончилось?

в)        Каково значение этого события?

Познавательное задание    

Геродот писал о роли Афин в войне против персов: «Если бы афиняне из страха перед угрожающей опасностью покинули свою страну... или отдались бы Ксерксу, никто бы не решился выступить против истины, афинян можно назвать спасителями Эллады».

Согласны ли вы с мнением Геродота? Докажите свою точку зрения.

Счастливым событием, объединившим греков, были Олимпийские игры.

Познавательное задание

Что общего, а в чем различия между Олимпийскимииграми в древности и сейчас?

III. Культура Древней Греции.

Греки оставили нам в наследие богатейшую культуру, достижениями которой мы не перестаем восхищаться и сейчас.


Задание по коллажу

1. Назовите основные достижения культуры греков, используя коллаж.

2. А теперь задания по командам:  

А используя рисунок античного храма, назовите и покажите его архитектурные элементы.  Какие вы знаете  самые прекрасные творения греческой архитектуры?

В. О творчестве греческих живописцев можно судить по дошедшим до нас глиняным вазам. Какие вы знаете вазы? Что изображалось на вазах?

С. Назовите главные черты греческой скульптуры Укажите на различия между греческой и египетской скульптурой. Каких известных скульпторов Древней Греции вы знаете? Назовите их творения.

2. У вас есть возможность набрать дополнительные баллы, разгадав предлагаемый учителем кроссворд по культуре.

По  горизонтали

 1. Человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

 2. Автор скульптур «Дискобол».

3. Круглая или полукруглая площадка в театре.

  1. Веселое театральное представление.
  2. Часть греческого храма или полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны
  3. Человек, сопровождающий ребенка в школу.
  4. Греческий ученый, основатель геометрии.
  5. Палочка для письма в греческих школах.
  6. Скульптурное изображение человека
  7. Главный храм богини Афины

11 .Греческие школы для взрослых

Какое слово у нас получилось по вертикали?


26

Познавательное задание    

4. Говорят, что алфавиты всех европейских народов произошли от греческого алфавита. Когда и как это могло случиться?

Вопросы      

1. Какие вы знаете имена, греческие по происхождению.  У кого из вас греческие имена? Переведите их  

2. Какие вы знаете слова, пришедшие к нам из греческого языка?

3. Назовите крылатые выражения, возникшие в Древней Элладе. Объясните их смысл.

Конкурс капитанов.

1. Найдите ошибки в тексте, исправьте их, составив верный вариант рассказа о Спарте.

Лакония находилась на северо-западе Пелопоннеса и получила свое название от манеры местных жителей выражаться лаконически. Главным городом Лаконии считались златообильные  Афины. Но так как очень многие спортсмены Лаконии болели за команду «Спартак», то и всех жителей этой страны часто называли спартанцами. Страной попеременно правили царь, ареопаг и народное собрание. Царя избирали тайным голосованием из числа спартиатов; в состав ареопага входили только париэки; илоты избирали своих представителей для работы в народном! собрании. Такой порядок управления страной был установлен царем Драконтом. Современники отзывались о Лаконии с большим почтением. Особым уважением пользовались достижения спартанцев в области науки и культуры. О системе образования и воспитания юных жителей Спарты известно мало. В источниках сообщается лишь о той роскоши и богатстве, которыми окружали спартанцы своих детей.

2. Определите по рисункам чудо света, кратко опишите его. IV. Подведение итогов игры-конкурса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме “Древняя Греция”.

Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную историческую область на специальных кораблях – триерах...

Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"

Презентация содержит занимательные вопросы  по данной теме, разные  задания позволяют провести урок интересно и творчески....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка повторительно-обобщающего урока - брейн ринга "Путешествие в Древнюю Грецию"

Повторительно-обобщающий   урок брейн - ринг  по теме«Путешествие по Древней Греции»  завершает изучение раздела «Древняя Греция».Главной особенностью являе...

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в  этом  разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...