Повторительно-обобщающий урок по всеобщей истории. Тема «Древний Египет»
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Минаева Любовь Сергеевна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по всеобщей истории.

Тема «Древний Египет»

Продолжительность: 1 час (45 минут)

Класс: 5

Технологии: игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии.

Форма урока: урок-путешествие

Тип урока: закрепление изученного материала

Оборудование: карта, учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями, презентация, компьютер, видеопроектор, экран.

Цели урока:

-  обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы;

-  приобщение к культуре древнего Египта;

-  выработка умений самостоятельной работы;

- способствовать развитию аналитического мышления учащихся, развивать навыки анализа, делать выводы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята, я слышала, что есть такие компьютеры, в которые достаточно заложить данные о дне, месяце и годе возникновения интересующей нас страны, и мы попадем туда. Хотите отправиться в путешествие? А в какую страну мы отправимся сегодня, узнаем из стихотворения.

На континенте африканском,

Правей, где северо-восток,

На расстоянии гигантском,

Лежит почти один песок.

Почти безжизненно пространство

В тех удивительных краях,

Там фараонов было царство

В давным-давно минувших днях.

И как страна вот та зовется?

Что в тех краях лежит давно

Там нет дождей, там много солнца,

Там в Гизе много пирамид.

Загадок тысячи там странных

Среди безжизненных пустынь,

Они везде среди барханов-

Свой взгляд куда только ни кинь.

Итак, о какой стране идет речь? (Египет)

А что это за страна, где она находиться?

Закройте глаза. Мы перенесемся в Древний Египет.

Звучит мелодия и на ее фоне учитель говорит: сказочное путешествие в Египет доступно в любое время года. Туристы всегда рады окунуться в прозрачные воды Красного моря, полюбоваться на красочные кораллы и погрузиться в тайны египетских пирамид.

   Страна уникальна не только своей богатой историей, но и экзотической флорой. Лето царит круглый год, теплое море, широкие песчаные пляжи оставят неизгладимое впечатление в душе каждого туриста (открывают глаза).

Ребята, вот мы и в Египте. А кто мне скажет, почему мы оказались с вами именно в этой стране? (Ответы детей)

Правильно, на протяжении нескольких уроков мы изучали историю этой страны. А как вы думаете, что же мы сегодня будем делать в этой стране, если мы уже познакомились с этой страной, как же будет называться наш урок – путешествие? (ответы детей)

Правильно. Мы будем обобщать, закреплять наши знания по данной теме, путешествуя по стране, приобщаясь к ее культуре, продолжим развивать навыки анализа, делать выводы (записываем тему урока в тетрадь).

II. Проверка д/з – учащиеся подготовили дефиле костюмов по иллюстрациям в учебнике и дополнительной литературе (в натуральную величину или на куклах модели верхней одежды, которую носили жители Древнего Египта, с коротким рассказом – кто ее носил, что из себя представляет).

III. Задания для путешественников.

 Итак, теперь мы очень похожи на египтян и смело можем идти дальше в таких костюмах. Смотрите,  стоит грамотный египтянин, у него в руках папирус и там что-то написано!

А что такое папирус? (тростник, материал для письма)

Как назывались знаки древнеегипетского письма?

Кто обучался в школах?

  1. В записке предлагается решить историко-математическую задачу.

Задача: Египет укреплен со всех сторон самой природой… Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий, а вглубь материка простирается почти шесть тысяч стадий. Чему равна длина прибрежной полосы Египта и его протяженность вглубь африканского материка, если одна стадия составляла тогда 184,97 м? (Длина прибрежной полосы 369,94 км, а протяженность страны вглубь Африки 1109,82 км).

Движемся дальше, впереди река, а около ее берегов стоит фараон с картой в руках.

Кто такой фараон?

2). Самостоятельная работа учащихся на отдельных листочках по заданию, при возможности использовать мультимедийную заготовку для проверки правильности выполнения задания.

Посмотрите внимательно, на ваших картах есть значок, объединенные две короны разного цвета, что бы это могло обозначать?

А когда произошло объединение Египта? (ответы учащихся). Поэтому при выполнении задания необходимо указать две столицы до объединения и после.

Задание: на карте подписать столицы, название реки протекающей через страну, обозначьте Верхний Египет и Нижний Египет, название морей омывающих Египет (выполняют, проверяют).

Физминутка.

Ой, ребята, смотрите перед нами большая пирамида, а около нее стоит жрец, который держит в руках записку для путешественников. Читают записку, в которой содержится задание.

3). Задание: надо построить такую же пирамиду, только строительным материалом будут буквы. Итак, вместо точек нужно написать слова, относящиеся к истории Древнего Египта и дать определение данных слов, так чтобы в первом ряду получилось слово из двух букв. Потом четырех, шести и так далее.

Пример такой пирамиды может выглядеть так.

р

а

а

п

и

с

ф

а

р

а

о

н

п

и

р

а

м

и

д

а

т

у

т

а

н

х

а

м

о

н

А что такое пирамида?

Колоссальная скульптура, созданная еще до постройки пирамид? (Сфинкс)

Какие названия пирамид вы еще знаете?

Для кого строились пирамиды?

Гроб, в котором покоилась мумия фараона?

Что такое мумия?

Египетский фараон, совершивший самые крупные завоевательные походы? (Тутмос).

4). И вот за пирамидой  нас ждет писец, которому необходимо помочь.

Кто такой писец? Чем он занимался?

Задание: назовите страны, в которые совершил походы Тутмос III  (выберите из списка правильные ответы).

Скифия, Нубия, Индия, Греция, Финикия, Ливия, Палестина, Персия, Сирия, Мидия.

Движемся дальше.

То вода ли шумит безмятежно

Между мельничных тяжких колес

Или Апис мычит белоснежный,

Окровавленный цепью из роз?

И столетья затем не при мне ли

Хороводы танцующих жриц

Крокодилу хваления пели,

Перед Ибисом падали ниц?!

О ком идет речь в стихотворении?

Как называется место поклонения богам?

Кто был служителем богов?

5) Перед вами жрец с новым испытанием.

Задание: написать имена египетских богов.

Бог солнца _________________ (Амон)

Бог тьмы___________________(Апоп)

Бог земли__________________(Геб)

Богиня неба________________(Нут)

Бог мудрости_______________(Тот)

Бог пустыни________________(Сет)

Богиня правды______________(Маат)

IV. Подведение итогов

Древнеегипетское государство погибло, но его культурное наследие не исчезло. Достижения египетских ремесленников и жрецов – ученых были усвоены соседними народами. И сейчас мы пользуемся многими из них. Давайте назовем некоторые из них  (ученики называют и делают вывод).

Делим год на 365 дней, как это делали египтяне, знаем, что кроме звезд есть планеты, которые меняют свое положение среди звезд в зависимости от времени года – это обнаружили египтяне. Они умели предсказывать затмения Луны и Солнца.

Они изобрели арифметику дробей и геометрию многоугольников. Даже некоторые древнеегипетские имена в ходу у современных народов: Сусанна (лотос), Таисия (земля богини Исиды), Сидор (дар Исиды). Большая часть египетского наследия дошла до нас благодаря другим древним народам – грекам и евреям.

Выставление оценок.

А сейчас я попрошу выйти всех к доске, вот так мы с вами сегодня совершили путешествие в Египет, и я угощу вас плодами, которые очень любимы древними египтянами. Что это? Конечно, это сладкие финики.

Примечание: при проведении данного урока целесообразно использовать мультимедийную презентацию, в которой будет отражено все путешествие с соответствующими заданиями, также при необходимости  включить в урок фрагменты фильмов, мелодий о природе, жизни, культуре Древнего Египта, что создаст полную атмосферу данной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок по теме “ Древний Египет”с применением КСО.. 5 класс

33 года работаю учителем истории в сельской школе. На протяжении последних лет на своих уроках применяю технологию КСО ( коллективный способ обучения), которая позволяет учитывать и оценивать вклад в ...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

С помощью данной методической разработки учитель может провести урок повторения по теме "Древний Египет" более интересно и насыщенно....

Повторительно-обобщающий урок истории по теме: Древний Египет в 5 классе

Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества....

конспект урока: "Обобщающее повторение по теме Древний Египет"

Конспект урока: " Обобщающее повторение по теме Древний Египет" по учебнику Вигасина, Годера " История Древнего Мира". Урок в форме игры между двумя командами. ...

Повторительно-обобщающий урок истории в 5 классе по теме: «Древний Египет»

Цель: Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества. Задачи: 1. активизация позна...

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в  этом  разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...


 

Комментарии

Морозова Алеся Анатольевна

очень понравилась разработка
решила взять для себя некоторые материалы к своему повторительно-обобщающему уроку