Урок и презентация по теме "Плавание тел" 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Еловенко Наталья Николаевна

Работа содержит план-конспект урока и презентацию.

Цель: Выяснить условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_tel.rar682.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе

Тема: «Плавание тел».

Цели:  Выяснить условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания.

Задачи:

  1. теоретически вывести условия плавания тел в жидкости;
  2. установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;
  3. продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;
  4. научить учащихся решать качественные задачи;
  5. проверить усвоение нового материала;
  6.  развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
  7. воспитание интереса к предмету;
  8. знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи;
  9. воспитание культуры в организации учебного труда.

            Оборудование :

  1. проектор, экран
  2. на каждую парту: стакан с пресной водой и стакан с соленой водой, шарики: пластмассовый и железный,  кусочки картофеля, масло и пипетка


Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

Отвечаем на вопросы:

-Чему равна сила, выталкивающая тело из жидкости?  Как она направлена?

-Какая еще сила действует на тело? Как она направлена?

-Как определить силу тяжести?

-Как определить силу, выталкивающую тело из жидкости?

Приведите примеры тел, которые плавают на поверхности воды. А какие тела тонут в воде?

На сегодняшнем уроке мы с вами выясним, почему одни тела плавают в жидкости, а другие тонут?

Тема урока «Плавание тел».

 На ваших столах незаполненные карточки, в которые вы должны заносить все результаты, полученные в ходе урока.

  1. Решение проблемы

В ходе урока выясним: Каковы условия плавания тел в жидкости. 

Проведем опыт: В стакан с водой опускаем два шарика – пластмассовый и железный. Почему один тонет, а другой плавает?

Сделаем вывод:

Если      <       ,  то тело тонет

Если      >      ,  то тело всплывает

Если      =      ,  то тело  плавает

(полученные результаты заносим таблицу)

Удобно ли использовать полученные условия плавания тел для определения будет ли тело плавать или тонуть в той или иной жидкости.

(Неудобно, слишком долго придется вычислять)

Продолжаем исследования:

Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Опыт: У вас два стакана: один с пресной водой, а другой с соленой водой и кусочки картофеля. Выяснить, что произойдет, если опустить картофель в пресную воду? Соленую воду?                                

 Плотность воды 1000 кг/м, в ней картофель тонет, а плотность соленой воды больше 1030 кг/м, в ней картофель плавает. Следовательно, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила и значит, тело будет всплывать. А что будет, если плотность тела и плотность жидкости будут равны? (тело плавает внутри жидкости)

Вывод: условие плавание тел будет зависеть от плотности веществ )полученные результаты заносим в таблицу)

В результате у нас получается заполненная таблица:

тело тонет

тело всплывает

тело  плавает внутри жидкости

Работа по таблице

Пользуясь таблицей плотности, определите тела, из каких металлов будут плавать в ртути, а какие тонуть?

Решение задач

Если в цилиндрический сосуд опустить три шарика: парафиновый, железный и пробковый.    

 Как они расположатся?

Вопрос: А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Проведем опыт: Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой и  выпустите масло.

Если в цилиндрический сосуд налить три жидкости: воду, ртуть и керосин. Как они расположатся в сосуде?

Расположение жидкостей также зависит от плотности тел.

  1. Применение новых знаний

Роль закона Архимеда для всех существ, находящихся в водной среде.

-Почему скелет многих водных животных намного слабее скелета наземных животных?

-Почему водоросли не нуждаются в твердых стеблях?

-Как рыба регулирует глубину погружения?

-Почему погибает под действием своего веса кит, оказавшийся на мели?

Решение задачи

Рассчитаем архимедову силу, действующую на кита, и сравним ее с силой тяжести кита.

Вывод: Сита тяжести кита и сила Архимеда равна. (сила Архимеда удерживает тело кита в воде)

Тестовая проверка

1. Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело?

а) сила трения и сила упругости

б) сила тяжести и сила трения

в) сила упругости и выталкивающая сила

г) сила тяжести и выталкивающая сила

2. В каком море на Земле невозможно утонуть?

а)в Средиземном море

б) В Азовском море

в) в Мёртвом море

г) в Чёрном море

3. В какой  из следующих жидкостей будет плавать лёд?

а)бензин

б)нефть

в) масло  подсолнечное

г)керосин

4. Предположим, что в сосуд налили  воду и спирт. Какая из жидкостей расположится сверху?

а)вода

б)спирт

5.Плотность тела равна плотности жидкости, в которой оно находится. Что будет с телом?

а)всплывает на поверхность

б)утонет

 в) будет плавать внутри жидкости

6. Архимедова сила определяется формулой:

а)

б)

в)

г)

  1. Итог урока

При каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет? Плавает? Всплывает?

Что запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?

  1. Домашнее задание

§50 Упр25 (1,2 устно)

В стакан со свежей газированной водой бросьте виноградину. Она чуть тяжелее воды, вытесняемой ею, и опустится на дно. Проследите, что произойдет с виноградиной через несколько минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

Сценарий урока с презентацией "Три склонения" 5 класс

Урок русского языка в 5 классе "Три склонения"...

Восточные славяне в древности. Разработка урока и презентация по истории 6 класс

Разработка урока и презентация  на тему "Восточные славяне в древности". по истории для 6 класса.  В конспекты урока характеристика расселения, быта, занятия и особенности верования вос...

уроки и презентации по биологии 8 класс

разработки уроков и готовые презентации по биологии для 8 класса...

конспект урока и презентация Возвышение Москвы 6 класс

конспект урока и презентация Возвышение Москвы 6 класс...

Конспект урока и презентация Гражданская война 11 класс

Конспект урока и презентация Гражданская война 11 класс...

Конспект урока и презентация "Искусство Гжели" 5 класс

Урок по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Искусство Гжели".  Познакомит с историей развития народного промысла и особенностями гжельской росписи....