Роль физики в будущей жизни обучающихся.
методическая разработка по физике по теме

Береснева Наталья Евгеньевна

Как любой учебный предмет (раздел науки) физика имеет специфицеский подход к изучаемым объектам. Ведь физика- это первый для школьников учебный предмет, главным инструментом которого является опыт. Школьниккам непривычно осознавать, что один и тот же объект можно рассматривать с разных точек зрения, и все они имееют право на существование. Смена точтки зрения - очень тяжелое упражнение!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль физики в будущей жизни обучающихся.

Подготовила: учитель физики МКОУ «СОШ № 3» Наталья Евгеньевна Береснева.

Как любой учебный предмет (раздел науки) физика имеет специфический подход к изучаемым объектам, но дело в том,  что она (в представлении большинства людей) изучает все! При многообразии изучаемых явлений физика предлагает не очень понятный и непривычный для учащихся способ познания окружающего мира. В  результате у них возникает вопрос: «Почему нужно думать именно так? Ведь иначе тоже верно!» Особенно часто такие вопросы возникают при переходе от темы к теме, от раздела к разделу. Смена точки зрения – очень тяжелое упражнение. При изучении физики его приходится выполнять довольно часто. Школьникам непривычно осознавать, что один и тот же объект можно рассматривать с разных точек зрения, и все они имеют право на существование.

Основой изучения физики является построение моделей и с их помощью познание явлений. Для учащихся создание таких моделей и модельный подход очень тяжел. Физика, как и любая другая наука, не претендует на абсолютную истину, а ведь именно абсолюта, идеала хочется подросткам. Например, их очень интересует, каков на «самом деле» электрический ток и свет. Необходимость признания, что наука не может ответить на этот вопрос, вызывает у них внутренний протест.

Относительность истин в физике толкает подростков к новому взгляду на неизбежные противоречия с взрослыми. «Истина - относительна, и зависит от условий рассмотрения. Они могут быть правы, и я тоже одновременно могу быть прав!»

При всей относительности физических законов есть в ней законы абсолютные, законы-утверждения (сохранение массы и энергии) и законы-запреты (вечный двигатель). Критерием истинности является опыт. А физика - первый для школьников учебный предмет, главным инструментом которого является опыт. Поэтому навык наблюдения и анализа при демонстрации эксперимента для них дело сложное. На бытовом уровне  дети, конечно, знают, что сунув палец в пламя, получишь ожог, но то, что из этого опыта можно сделать научные выводы – нужно учить. Самое сложное в эксперименте – осознать цель и роль лично для себя. Удовольствие от проведения опыта, навык самостоятельной работы с инструкцией, расчеты – все это шаги к главному - выводу. Учащиеся 7-8 классов работают на результат (графики, расчеты, таблицы, измерения), а это часто затмевает вывод. Учитель должен научить делать выводы. Самой главной трудностью для большинства  школьников всегда было решение задач, которые  требуют не только большинства учебных навыков, но и мужества. Почему? Потому, что задача по физике требует перебора подходов, вариантов решения, не давая никаких гарантий правильности выбранного пути. Движение на ощупь – не самый любимый для многих путь, им хочется уверенности в правильности своего решения.

И наконец, техника в курсе физики. Изучение приборов, устройств, машин – очень нравится. Поэтому их очень удивляет подход с рассмотрением достоинств  и недостатков каждого устройства. В воображении подростков наличие достоинств исключает наличие недостатков. Работа в этом направлении сильно меняет самооценку школьников. Они начинают понимать, что и люди и вещи гармоничны. Почему  жизненно необходимо изучать физику? Так как  это наука об общих законах природы, она вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрение, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется  не передачи суммы готовых знаний, а знакомству  с методом научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

Гуманитарное значение физики состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физики, географии, технологии, ОБЖ.

Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики  на базовом уровне направлено на достижение целей:

1. Освоение знаний о  натуральном числе, способах записи чисел, действиями  над натуральными числами; отрезке, выражении: числовом и буквенном; геометрических фигурах (отрезки, углы, треугольники,  многоугольники, круг); изображении указанных геометрических фигур; обыкновенных и десятичных дробях, действиями над  ними; калькуляторе, процентах;

2. Овладение умениями правильно употреблять термины, сравнивать числа, дроби, составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, составлять несложные буквенные выражения и формулы, распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники,  многоугольники, круг); изображать указанные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, вычислять проценты;

3. Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к математике как к элементу общечеловеческой культуры.

4. Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни и охраны окружающей среды.

Программа по физике предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса является:

познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование;
  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы и теории;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических  и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

            информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

            рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты  своих действий;
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основной  проблемой остается заинтересованность детей в изучаемом предмете. Повысить мотивацию к изучению физики возможно все теми же межпредметными связями:  межпредметные семинары, уроки,  внеклассные занятия - кружки, викторины, конкурсы, КВН, конечно большая роль в настоящее время отведена олимпиадам, которые дают приоритет на поступление в высшие учебные заведение.

А теперь хочется привести статистику физики в свете современного рынка труда:

Физика необходима в:

  1. пожарной безопасности
  2. землеустройстве и кадастре
  3. организации перевозок, движения и использования транспорта
  4. агроинженерии
  5. лесохозяйственном деле.

              На технические науки и технологии из 32 специальностей физика необходима в 24, а именно:

  1. горное дело
  2. автоматизация и управление
  3. информационные системы
  4. геология
  5. нефтегазовое дело
  6. металлургия
  7. морская техника
  8. приборостроение
  9. электроэнергетика
  10. строительство
  11. ОБЖ
  12. стандартизация и метрология и многие другие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль моего предмета в будущей жизни ученика.

Роль моего предмета в будущей жизни ученика. Этот материал был заслушан на педагогическом совете.Мой девиз: Я введу тебя в мир того, чтобы быть человеком – умным, красивым, здравым. И.КантВсе мы связы...

Выступление на педагогическом совете по теме “Роль моего предмета в будущей жизни ученика”.

Выступление на педагогическом совете по теме: “Роль моего предмета в будущей жизни ученика”....

Роль математики в будущей жизни ученика

О роли необходимости  математики в жизни ученика в будущем....

Роль моего предмета в будущей жизни обучающихся

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в эконом...

Роль физики и информатики в будущей жизни ученика

Физика – наука о природе, об окружающем нас мире, следовательно, физические знания помогают объяснить все явления природы, выяснить их закономерности, чтобы потом с пользой для себя пр...

Роль математики в будущей жизни учеников.

Презентация содержит 11 слайдов....