МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
статья по физике по теме

Дайос Николай Николаевич

Решая задачи, педагог воспитывает остроту ума, развивает логическое мышление, готовит уче­ника, студента к любой жизненной ситуации.

Сам процесс решения задач - это непредсказуемый процесс, если не опи­рается на психолого-педагогические особенности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методика решения задач42 КБ

Предварительный просмотр:

  МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Н.Н. Дайос   учитель физики.

Настоящее время - эпоха научно-технического прогресса, которая ставит сложные задачи перед производством. Решение этих задач направлено на увеличение качества продукции, на расширение и модернизацию производства. А для этого нужны знающие, думающие специалисты, способные решать нестандартные задачи любого уровня сложности. А эта замечательная способность развивается общеобразовательными учреждениями от младшего до старшего уровней, Поэтому умение решать задачи по физике является очень важным, трудным, необычным процессом, сочетающим                         индивидуальные и эвристические особенности ученика, студента. Известно, что физика это наука о природе. Поэтому задачи физики отражают реальность законов природы. В задачах моделируются природные процессы, используются знания физики, химии, биологии, математики. Каждая задача существует в рамках составленного условия. Что значит решить задачу? Это значит ответить на поставленный вопрос, но педагогу необходимо убедиться в том, что каждому присутствующему учащемуся, студенту на занятии было понятно решение. Кроме того, необходимо провести анализ всех этапов решения задачи, провести проверку единиц измерения конечного результата с учетом погрешностей заданных измерений. От решения задач каждый учащийся должен получить положительный эффект, должен понимать, что законченное решение это очередное достижение цели самосовершенствования. Поэтому заинтересованность осознанная или неосознанная, направленная умелым педагогом позволит воспитывать в каждом учащимся, студенте уверенность в свои силы, целенаправленность, становление самосознания, здорового достоинства личности. Решая задачи, педагог воспитывает остроту ума, развивает логическое мышление, готовит ученика, студента к любой жизненной ситуации. Сам процесс решения задач - это непредсказуемый процесс, если не опирается на психолого-педагогические особенности личности. Существуют несколько стандартных методов решения задач:

а) Решение трудных задач (этот метод применим для хорошо подготовленных учащихся, студентов.)

в) Решение задач среднего уровня.

с) Решение задач, рассчитанных на учеников, студентов слабого уровня подготовки.

д)        Сочетание задач повышенного и среднего уровня.

е)        Сочетание простых задач и задач среднего уровней.

ж)        Решение задач по тематике:

1) исторические, 2) политехнические,

3) качественные,

4) прикладные и т.д.

Ясно одно, что для планирования занятий по решению задач необходимо знать педагогу:

а)        уровень подготовки учащихся, студентов,

б)        время проведения занятия,

в)        степень подготовленности учащихся,

г)        морально-психологический настрой, т.е. готовность
решать задачи, проблемы,

д)        индивидуально-дидактические особенности личности,

.    е) методику сочетания индивидуального и коллективного решение проблем,

ж)        особенности решения задач по тематическим                              разделам, т.е. необходимо учитывать уровень значимости этого
раздела для всего курса физики.

Исходя из вышесказанного, необходима предварительная теоретическая, статистическая, психологическая подготовка к решению задач. Для проверки необходимо выделить особо метод тестирования, который в данном случае выступает не как основной, а как одно из необходимых звеньев в подготовке к решению задач. Для проверки необходимо выделить особо метод тестирования, который в данном случае выступает не как основной, а как одно из необходимых звеньев в подготовке к решению задач. Тесты необходимо разбить следующим образом:

  1. тесты на знание теории,
  2. тесты на знание определений,

з)        тесты на знание единиц измерения,

  1. тесты на знание формул,
  2. тесты на решение качественных задач,
  3. тесты на решение нестандартных ситуаций.

Результаты тестирования должны быть известны педагогу до начала занятий по решению задач. По результату тестирования следует составить индивидуальный план решения задач по уровням сложности, это позволит работать с каждым учеником или студентом. Но, исходя из проблемы со временем, можно разбить группу на звенья по степени подготовки, выделив слабый, средний уровень подготовки. Для дальнейшей коллективной работы необходимо продумать стыковку этих уровней на одном занятии по решению задач. В этом случае можно включить в каждое слабое звено самых одаренных, но надо быть очень осторожным, т.к. у сильных учеников, студентов может пропасть интерес к учебе. Поэтому, решая коллективные цели, необходимо провести подготовительную работу с сильными учениками для этого необходимо объяснить значение их миссии. Это позволит воспитывать у них чувство долга перед обществом. Но этой методикой нельзя злоупотреблять, необходимо сочетание с индивидуальным решением задач, при этом необходимо создать обстановку здорового творческого соревнования с обязательными элементами анализа решения каждым индивидом в присутствии всего коллектива. Похвала должна быть достойной, ненавязчивой, воспитывающей здоровое чувство собственного достоинства, значимости и т. д., дух должен быть свободным, самоорганизующим, скромным, но не спесивым или заносчивым. Важно объяснить ученикам, студентам, что решение задач требует большого терпения, волевого усилия, целенаправленности даже при отличном знании теории. Возможно, решать задачу не только на занятии, но и вне его. Для этого надо отлично знать условие задачи. Пытаться решать задачу, даже если она кажется неразрешимой. И тогда результат незамедлительно скажется, решение возникает на эвристическом уровне, в этом заключено одно из особенностей человеческого сознания. Каждый решающий должен понять что, только решая проблему, можно ее решить. Если возникает ощущение тупика проблемы, необходимо обратить внимание на теорию т. к. каждая задача относится к определенному разделу физики. После этого необходимо раз за разом вчитываться в теорию вдумываться в проблему - и результат обеспечен, т. е. этим самым воспитываются, развиваются аналитико-дидактические способности так необходимые для решения задачи проблем. Решая проблему, мы доказываем, прежде всего себе, что мы Homo sapiens, человек разумный. Для каждого раздела физики существует своя методика

планирования решения задач, это отдельная объемная работа. Но общий план решения можно представить:

  1. Прочитать условие задачи.
  2. Выяснить к какому разделу физики относится данная задача.
  3. Разбить задачу на смысловые участки.
  4. Составить краткую запись задачи.
  5. Все физические величины, входящие в условие задачи, перевести, записать в системе Си.
  6. Проанализировать конечную цель задачи и кратко записать или сформулировать в виде вопроса.
  7. Для решения многих задач желательно составить чертеж или рисунок, это позволит яснее понять путь решения.
  8. Выписать в столбик все обозначения физических величин, входящих в условие задачи.
  9. Записать формулы из данного раздела теории. Найти формулы с максимальным числом физических величин, входящих в данное условие задачи.

     10)Расположить величины в схеме по окружности, затем наметить связи между физическими величинами (можно разноцветными стрелками).

  1. Выяснить логику решения по схеме пункта (10), можно использовать цветные маркеры.
  2. Используя переходы от одной величины к другой, решать задачу в общем виде.
  3. Вывести общую формулу.
  4. Подставить в общую формулу числовые значения.
  5. Проверить правильность решения по единицам измерения, если общая формула не дает вычисляемую физическую величину то решение неверно.
  6. Записать ответ, если ответ верный.
  7. Ответ необходимо проанализировать, проверив его реальность, учитывая погрешности измерения в данной задаче.
  8. Если результат решения не соответствует цели задачи, необходимо начинать с более внимательного изучения общего условия задачи и так далее по новому кругу.
  9. От решения задачи необходимо получить моральное удовлетворение, иначе нет смысла этого решения. Так как, решая проблему, мы совершенствуем свой дух. Удачи друзья.!

                                       Разума воля, достоинства доля.

                                   Радость творенья, угроза сомненья.

                                     Вечность законов, истина жизни.

Карма - судьба.

   Спираль человечности, градиент бесконечности.

Тайны сознания, чувства познания.

    Дерзость решения, значимость мнения гигантов ума.

Гений не новость, гениальность способность.

Цельность натуры, природы игра.