Уроки: "Электрическое сопротивление", "Давление газа"
методическая разработка (физика, 8 класс) по теме

Вагина Тамара Николаевна

Методическая разработка урока по физике в 8 классе.

Методическая разработка урока по физике в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Закон Ома для участка цепи».

Учебник «Физика-8» А.В. Перышкин.

Глава 3: Электрические явления.

Параграф44: Закон Ома для участка цепи.

Страница 100

Роль и место урока в образовательном процессе.

При изучении главы «Электрические явления» учащимся необходимы глубокие прочные знания по теме «Закон Ома для участка цепи», они должны оперировать следующими понятиями:

  1. Электрическая цепь и ее составные части.
  2. Сила тока, единицы силы тока.
  3. Электрическое напряжение.
  4. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении.
  5. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
  6. 6.Закон Ома для участка цепи.

Для успешного выполнения дальнейшей деятельности при изучении «Закона Ома для участка цепи» необходимо сформировать устойчивые и систематизированные знания и умения по данной теме, так как основная цель изучения главы «Электрические явления»- учить умению применять теоретический материал на практике при решении задач и практических работ; эти важнейшие умения, необходимые учащимся, как для изучения других разделов физики, так и для смежных дисциплин.


2. Диагностика умений и навыков учащихся по данному уроку.

В 8 классе учащиеся уже обладают базой знаний для экспериментального изучения нового материала. На предыдущих уроках подробно изучаются физические величины необходимые для объяснения нового материала «Закона Ома для участка цепи»

  1. Тема « Сила тока. Единицы силы тока» рассматривается на основе теоретических и практических задач. Выполняется лабораторная работа по теме «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». На которой учащиеся убеждаются опытным путем, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова. Приобретают практические навыки сборки электрической цепи, учатся пользоваться амперметром и измерять силу тока.

i

  1. При изучении тем «Электрическое напряжение» вводится понятие напряжения, учащиеся знакомятся с единицей измерения напряжения. При выполнении лабораторной работы «Сборка электрической цепи и измерение напряжения на разных ее участках», учащиеся приобретают навыки правильного подключения вольтметра и определения цены деления вольтметра, а также измерения напряжения на разных участках цепи.

3. При изучении темы «Электрическое сопротивление» знакомятся с электрическим сопротивлением проводников, как физической величиной, с природой электрического сопротивления. Учащиеся на экспериментальных примерах приобретают навык определения зависимости сопротивления от свойств проводников.

Учащиеся обладают следующими умениями и навыками:

  1. Владеют математической речью.
  2. Владеют умениями и навыками классифицировать, обобщать, сравнивать
  3. Умение строить графики функций, учитывая их свойства;

Цель урока: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

Образовательная: Знакомство с новым материалом, работа по формированию навыков (сравнение физических величин, построение графиков), усвоить зависимость между физическими величинами, закрепление знаний и умений.

Развивающая:

развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;

продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.

Задачи урока.

Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;

Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;

Знать закон Ома для участка цепи;

Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же - сопротивление проводника;

Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;

9

Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач; Отрабатывать навыки проверки размерности.

Тип урока : изучение нового материала.

Основная дидактическая цель этого урока - овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению


таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентаций, уточнение основных понятий, приобретенных в 8 классе и связывание в систему понятий:

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Закон Ома для участка цепи.

В единую систему, объекты которой неразрывно связаны друг с другом.

Основная цель - упрочнение в памяти основных понятий темы и формирование у школьников представление о Законе Ома для участка цепи, в котором все объекты взаимосвязаны.

Оборудование урока:

Демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока В-24, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивления, карточки.

Методы:

1.Синтезирующая        беседа

2.Словесно-наглядный

3.Практический

4.Проблемный

5.Метод        демонстраций

6. Метод письменного текущего контроля.

Подготовка к уроку: Урок проходит в кабинете физики.

Перед уроком учитель готовит доску, которая четко распланирована. На

Прогнозирование результатов.

На Этапе подготовке учащихся к активному, сознательному усвоению материала формулирование вместе с учащимися цели урока их деятельность приобретает целенаправленный характер.

На Этапе выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащиеся активно воспроизводят ранее уже известные им понятия, строят единую систему знаний по пройденному материалу.

  1. Знают, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется.
  2. Умеют определять силу тока и напряжение по графику зависимости между этими величинами.
  3. Умеют записывать уравнение графика зависимости силы тока и напряжения, если при этом сопротивление проводника не меняется.

На Этапе изучение нового материала знакомятся с новым материалом, работают по формированию навыков (сравнение физических величин, построение графиков), усваивают зависимость между физическими величинами.

  1. Уметь собирать электрическую цепь.
  2. Знать составляющие части электрической цепи и уметь их охарактеризовать.
  3. Усвоить, что сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным.
  4. Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента.
  5. Знать закон Ома для участка цепи.
  6. Уметь применять рациональный метод запоминания формул.
  7. Уметь записывать уравнение графика зависимости силы тока и сопротивления, если при этом напряжение проводника не меняется.

Уметь строить график обратно пропорциональной зависимости силы тока и сопротивления, если при этом напряжение проводника не меняется.


НА Этапе применения и закрепления знаний, умений и навыков учащиеся закрепляют умения и навыки по теме, применяют в новых нестандартных задачах.

1.Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач.

На Этапе контроля знаний, умений учащиеся показывают результат и сами оценивают его.

1. Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же - сопротивление проводника;

На Этапе подведения итогов урока и информирования, учащихся о домашнем задании подводят итоги своей работы, оценивают, достигли ли они в процессе своей деятельности цели урока.


План урока с хронометражем.

№ этапа

Название этапа

Отводимое

время

1.

Организационный момент.

1 мин.

2.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

2 мин

3

Этап выявления имеющихся знаний, умений и навыков.

7 мин

4

Изучение нового материала.

20 мин

3.

Этап применения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

8 мин

4.

Этап контроля за знаниями, умениями учащихся.

5 мин

5.

Информация о домашнем задании.

1 мин

6.

Этап подведения итогов урока.

1 мин


этап

урока

деятельность

учителя

деятельность

учащихся

методическое

обоснование

1

                     Орга

низационный (1-2 мин.)

  1. Учитель приветствует учащихся.
  2. Учитель выявляет отсутствующих, выясняет причину отсутствия.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку (внешний вид, рабочая поза, состояние рабочего места).
  4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку (чистая доска, мел, тряпка, порядок в классе).
  1. Учащиеся встают для приветствия учителя.
  2. Дежурные называют отсутствующих
  3. Учащиеся

настраиваются на рабочий ритм урока.

  1. Задача этого этапа: обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
  2. Служит для воспитания внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины.
  3. Этот момент формирует эталон внешности, привычку держать свое рабочее место в порядке.
  4. Формирование потребности в том, чтобы рабочее место класса и учителя было полностью подготовлено к работе.

5.Организация внимания.

5. Настройка на рабочий ритм в организационный момент способствует созданию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися.

2.

Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению материала. (3-4 мин.)

учащихся к активному усвоению материала

До начала урока на доске записывается тема «Закон Ома для участка цепи». Доска

распланирована учителем, и все основные моменты необходимые для урока отражены на ней.

Цель урока:

раскрыть

взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

Учащиеся записывают в тетрадь число, тему урока.

Учащиеся слушают учителя.

Используется

словесно

иллюстративный

метод.

Мотивация к учебно- познавательной деятельности.

3

Повторение. ( 7 мин)

Повторение мы начнем с решения №1267

(страница146).

По графику зависимости силы тока в проводнике от напряжения (рисунок. 310) определите, чему равна сила тока в проводнике при напряжении 2; 1; 5; 6; 10В.

Учитель вызывает ученика к доске.

Г рафик и таблица заранее нарисованы учителем на доске.

Учащиеся читают задачу в «Сборнике задач по физике». Составители:

В.И Лукашик, Е.В Иванова. Для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Рисунок построен при изучении темы: «Зависимость силы тока от напряжения». Начинают работу в тетради, одновременно отвечая на

дополнительные вопросы учителя. Ученик записывает решение на доске.

Используется метод синтезирующей беседы нацеленной на систематизацию знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении проблем на межпредметной основе.

Форма

познавательной

деятельности

учащихся

фронтальная.

Использование

модели

прямоугольной системы координат позволяет учителю сэкономить время при повторении материала, кроме того, у учащихся работает одновременно

U

I

K

2

1

5

4

8

6

10

  1. Во сколько раз уменьшается напряжение?
  2. Что в данном случае произойдет с силой тока?

3. Что представляет собой прямо пропорциональная зависимость?

 

При оформлении задачи учащиеся ответы отмечают на графике и записывают в таблицу, где третья колонка пока рассматривается, как значение коэффициента К. После изучения новой темы учащиеся докажут, что К это сопротивление.

U=2B

1=0.5А

U=1B

1=0.25А

  1. Напряжение уменьшается в 2 раза.
  2. Сила тока уменьшается в 2 раза, так как она находится в прямо пропорциональной зависимости от напряжения.

Если две физические величины находятся в прямо пропорциональной зависимости, то при увеличении одой физической величины в

зрительная и слуховая память, а картинка привлекает внимание, что делает восприятие и закрепление более эффективным.

Учебно- воспитательная задача этого этапа: при решении данной задачи повторить и отработать навыки по вычислению силы тока и напряжения, находящихся в прямо пропорциональной зависимости, при постоянном сопротивлении. Учащиеся учатся работать с графиком, определять по известному значению силы тока

напряжение, а так же отмечать координаты. Интеграция физики с математикой позволяет на основе алгебраического уравнения прямо пропорциональной зависимости вывести физическое уравнение зависимости силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Практически они записывают закон Ома для участка цепи, не зная что коэффициент К это и есть сопротивление, но

4.Что является графиком этой зависимости?

5.Каким уравнением в алгебре представляется эта зависимость?

6.В нашем случае, какая физическая величина является ось OY?

7. Какая физическая величина является осью OX?

8. Какому числовому значению равен коэффициент k в данном уравнении?

9. Каким уравнением выражается зависимость изучаемого графика?

10. Если напряжение равно 5В, то какому числовому значению равна сила тока?

8. Во сколько раз

k раз, другая величина так же увеличивается в k раз и наоборот.

4.Прямая линия.

5.y=kx

6.Роль оси OY выполняет на графике напряжение.

7.Роль оси OX выполняет на графике сила тока.

8. U=k*l

k=U/I

k=2/0.5=4

9. I=U/4

Учащиеся с помощью карточек составляют это уравнение.

10.U=5B

I=5/4=1.25A

8.В 5 раз

этот момент они раскроют после изучения новой темы.

Используется наглядный метод иллюстраций во взаимосвязи со словесным и практическим методом обучения, а предназначается для наглядно-чувственного ознакомления учащихся в виде символьного изображения.

Используется репродуктивный метод. Разработка вопросов позволяет использовать полученные умения и навыки.

3.

увеличивается напряжение?

9. Что происходит с силой тока?

Парная работа учащихся. Первый ряд выполняет задание для 4В, 8В. Второй ряд для 6В, 10В. Третий ряд выполняет задание для 4В, 8В.

Определяют силу тока в проводнике. Через 1 минуту ученики проверяют решения.

Учитель еще раз с помощью таблицы разбирает прямо

пропорциональную зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении.

2.На доске и на раздаточном материале изображена зависимость силы тока от напряжения для двух проводников. Какой из проводников

имеют большую силу тока?

2.Как это утверждение

можно доказать?

Объяснение

Ребята, мы с вами рассмотрели, как сила тока зависит от напряжения. Давайте вместе попробуем ответить на вопрос.

1.Как сила тока зависит от сопротивления проводника при постоянном напряжении на его концах? U=2В

Проверим это на опыте. Учитель демонстрирует зависимость силы тока от сопротивления при постоянном  напряжении на концах проводника

Обратите внимание на демонстрационную установку . Учитель вместе с учениками раскрывает назначение каждого  элемента собранной демонстрационной

Установки, определяя цену деления электроизмеритель

ных приборов.

Включают на магазине сопротивлений 4Ом, замыкают цепь. Регулируя сопротивление реостата, добиваются на зажимах магазина напряжение 2В; при этом амперметр покажет 0,5А. Подготовленную таким способом установку демонстрируют учащимся: включают ток и измеряют. Затем (уменьшают) сопротивление магазина и, доводя каждый раз с помощью реостата, напряжение до прежней велечины (2В), измеряют силу тока.

4.Какой вывод можно сделать по танным этой таблицы?

Давайте постоим график обратно пропорциональной зависимости силы тока и сопротивления.

5.Как называется этот график?

6.Как записывается уравнение гиперболы?

7.Какая физическая величина на данном графике выполняет ось OY?

8. Какая физическая величина выполняет ось OX?

9.Как записывается уравнение гиперболы для графика зависимости силы тока от сопротивления при постоянном напряжении?

10.Какому числовому значению равен коэффициент К?

Давайте, определим коэффициент, подставив значения силы токаи сопротивления.

Давайте проверим правильность составленного уравнения.

11.Какой физической величине равен коэффициент К?

Если мы в уравнение подставим вместо коэффициента физическую величину напряжение, то, что получим?

Учитель объясняет учащимся что благодаря эксперименту и математическим выкладкам получился закон Ома для участка цепи.

Учитель просит сформулировать закон Ома для участка цепи учащихся.

Учитель еще раз формулирует закон Ома для участка цепи.

12.Как из закона Ома выразить напряжение?

Если учащиеся затрудняются в ответе, учитель возвращает учащихся к таблице и помогает наводящими вопросами.

13.Напряжение равно какому числу?

14Как мы получим 2, пользуясь таблицей?

Давайте поставим вместо цифр физические величины напряжение, силу тока, сопротивлении (Устно)

Давайте, выразим из закона Ома для участка цепи сопротивление. В случае затруднения учитель помогает наводящими вопросами.

15.Какую цель мы ставили в начале урока?

16.Справились ли мы с поставленной задачей?

9.Сила тока тоже увеличивается в 5 раз.

Учащиеся записывают решения в тетрадь, помогая и исправляя друг друга. Ученик продолжает работать у доски. Полученные ответы отмечают на графике и заносят ответы в таблицу.

Учащиеся, не справившиеся с этим заданием, слушают объяснение. В том случае, если ученик у доски не справился с заданием, ему помогает класс.

U,B

I,A

K

2

0.5

4

1

0.25

5

1.25

4

1

8

2

6

1.5

10

2.5

Один из учеников работает у доски. Учащиеся класса работаю с доской и с раздаточным материалом.

Графики перечерчивают в тетрадь.

1.В первом проводнике сила тока больше.

2.Если на оси напряжения взять произвольную точку и провести перпендикуляр к 1 и 2 графику, а из точки пересечения перпендикуляра и графиков опустить перпендикуляр на ось силы тока. По рисунку видно, что сила тока в первом проводнике больше силы тока во втором проводнике

.

нового

Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы. На этом этапе проводится работа с карточками. Каждый учащийся включается в работу, поднимая карточку с ответом.

Учащиеся собирают демонстрационную установку на парте с помощью раздаточного материала.

Источник тока – для создания и поддержания электрического поля в проводнике.

Амперметр для измерения силы тока в проводнике.

Вольтметр для измерения напряжения на концах проводника.

Демонстрационный магазин сопротивления – для измерения сопротивления на участке цепи.

Ключ – (замыкающее и размыкающее устройство), нужен для включения и выключения в нужное время источника тока.

Соединительные провода – доставляют электрическую энергию в электрическую цепь.

№ опы

та

Нап

ряже

ние

Соп

ро

тив

ле

ние

Си

ла

то

ка

1

2

1

2

2

2

2

1

3

2

4

0,5

Ученики следят за показателями вольтметра. Напряжение на концах проводника во время опыта постоянно.

Одновременно, определяют силу тока в цепи и записывают результаты в таблицу.

4.Между силой тока и сопротивлением существует обратно пропорциональная связь. Если сила тока увеличивается, то сопротивление уменьшается и наоборот.

Один ученик строит график обратно пропорциональной зависимости силы тока и сопротивления у доски.

Остальные учащиеся работают в тетради.

5.Гипермола.

6.У=К/Х

7.Роль оси ОУ выполняет на графике сила тока.

8.Роль оси ОХ выполняет на графике сопротивление.

9.I=K/R

K=I*R

K=2*1=2

K=2

U=2B

U

Учащиеся в тетради записывают зависимость от трех физических величин силы тока, напряжения, сопротивления. Составляют эту зависимость с помощью карточек.

I=U/R

Учащиеся вводят теоритическую формулировку закона Ома для участка цепи.

«Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению».

Учащиеся еще раз проговаривают его про себя.

U=I*R

Напряжение прямо пропорционально силе тока при постоянном сопротивлении.

2

U=I*R

R=U/I
Сопротивление обратно пропорционально силе тока при постоянном напряжении.

Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

Актуализируются ранее усвоенные знания, концентрируется внимание, раскрываются потенциальные и реальные возможности учащихся. На основе вводной беседы выясняется степень понимания и готовность учащихся к познанию нового материала.

Используется практический метод, способствующий развитию логического мышления, памяти, речи учащихся.

Отражается целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и класс в целом объединяется одной

целью.

Материала

Используется проблемный метод, в котором учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Суть применения этого метода состоит в том, чтобы показать образец решения проблем. Учащиеся получают эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Происходит сочетание проблемного метода и наглядного, что позволяет учителю увидеть работу класса и ученика в отдельности. Ученик может отвечать на вопрос, а в случае ошибки исправить себя.

Опыт проводится с набором приборов, которые позволяют в полной мере раскрыть «Закон Ома для участка цепи». Определяет однозначность, определенность, истинность. Создаются условия хорошей видимости. Предусматривает эстетичность, это изящное, красивое оформление установки и рациональное выполнение опыта. Эмоциональность отражает результат воздействия демонстрируемого опыта на психику учащихся, она выражается в том, впечатление, которое оказывает демонстрация.

Использование графического воспроизводящего упражнения помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения.

Применяя метод, беседа-сообщение, который предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывание новых знаний, в поиск способов их получения, формирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания, путем собственных усилий, размышлений.

Фронтальный опрос. Отрабатываются основные навыки по «Закону Ома для участка цепи»

Происходит восприятие, осмысление и запоминание учащимися готовых научных выводов.

Воспроизведение, систематизация и обработка базовых знаний. Развитие речи учащихся

4.Закрепление изученного материала.

Учитель возвращает ребят к №1267. Давайте посмотрим на график и найдем сопротивление для разных участков. Учитель просит назвать получившееся сопротивление и проверить решение ученика у доски.

1.Какому значению равно сопротивление.

2.Какую роль играет это число в уравнении?

Учитель обращает внимание на уравнение . Предлагает учащимся  заменить чисто 4 сопротивлением.

3.Что мы получили?

4.Вернемся ко второму графику. На рисунке дана зависимость силы тока от напряжения для двух проводников. Какой из проводников имеет большее сопротивление?

5.Самостоятельная работа №1277 (страница 147)

По графикам зависимости силы тока от напряжения определите сопротивление каждого проводника. 1 вариант выполняет задание для 1и 3 графика.

2 вариант выполняет задание для 2 и 3 графика.

Учитель через 5 минут показывает решение вариантов, которое заранее было написано за «ушами» доски. Учитель еще раз пере повторяет решение и выставляет окончательную оценку. Объяснит ее на следующем уроке.

Учитель вызывает ученика к доске. Он находит сопротивление для первого участка. Первый ряд для второго участка, третий ряд для четвертого участка. Учащиеся с каждого ряда проговаривают свое решение и правильный ответ.

R=U/I

Это коэффициент.

I=U/4

I=U/R

Закон Ома для участка цепи. Сила тока прямо пропорциональна напряжению при постоянном сопротивлении.

Мы выяснили, что сила тока у первого проводника больше, чем сила тока у второго проводника. Значит, сопротивление первого проводника будет меньше.

Учащиеся решают задачу самостоятельно по вариантам.

Через 5 минут меняются тетрадями и проверяют решение друг друга. Выставляют оценку на свое усмотрение.

1 вариант:

R1=4/2=2 Ом

R2=2/2=1 Ом

2 вариант:

R2=4/1=4 Ом

R3=2/2=1 Ом

Этот метод позволяет самостоятельно решить задание, проверить его и найти ошибку или убедится в правильности решения ученика у доски.

Задание способствует развитию внимания, Наблюдательности, активизирует деятельность учащихся.

Используется метод письменного текущего контроля. Позволяет оценить результат обучения на данном уроке. Проверка задачи дает возможность учащимся увидеть свои ошибки и не допустить их при выполнении домашнего задания.

6.Этап подведения итогов урока.

Учитель просит учащихся вспомнить, какую цель поставил перед ними учитель в начале урока.

Раскрыть

взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

Подведение итогов урока вместе с учащимися формирует привычку подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Справились ли мы с

поставленной

целью?

Учитель ждет ответ учащихся.

Учитель вместе с учащимися делает вывод, что теперь они готовы к решению задач по данной теме.

Учитель подводит итог о работе класс, и о работе отдельных учащихся.

Дает домашнее задание:

№44

Упражнение19(1,4,

7)

Спасибо за урок!

Учащиеся делают выводы о проделанной работе на уроке, о тех практических навыках, которые они получили в процессе работы.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Ученики встают.

Домашнее задание содержит три уровня сложности:

Упраж19(1)-1 уровень Упраж19(4)-2 уровень Упраж19(7)-Зуровень Это позволяет слабым учащимся решить хотя бы 1 уровень сложности и попробовать свои силы в решение более сложных задач.


У

урок изучения нового материала в 7 классе Тема: "Давление газа"


  1. Актуализация знаний:

Запись на доске S\t; F\S; m\v

Вопросы: 1. Есть ли среди написанных отношений физических величин то, по которому можно

определить давление?

2.0т чего зависит давление в твёрдом теле?

З.Как распространяется давление в твёрдом теле?

  1. Мотивация.

Сегодня мы будем говорить о давление газа, но прежде чем мы перейдём к обсуждению этого вопроса, давайте вспомним какими свойствами обладает газ?

После выяснения свойств газа обращаюсь к классу. Сегодня мы с вами физики экспериментаторы, которые должны выяснить вопрос о давление газа, но прежде чем мы приступим к работе, что необходимо сделать? (ответ учащихся- поставить цель)Какова же цель нашего урока, как вы считаете?

После обсуждения предложений уч-ся, сформулированную ими цель записываем я на доске, уч-ся в тетради.

Цель:        1.        Выяснить причины возникновения давлениягаза.

  1. Отчего зависит давление газа.

Показываю опыт

Под колоколом завязанный воздушный шарик, который содержит небольшое количество воздуха. Откачиваю воздух из под колокола насосом,шарик постепенно раздувается.

Вопрос.

Что происходит с шариком ? Как это объяснить?

После обсуждения ответов на этот вопрос выесняем, что давление газа создаётся ударами молекул о стенке сосуда в котором находится этот газ, что давление по всем направлениям одинаково.

Вопрос

Что необходимо выяснить дальше?(уч-ки : от чего зависит давление газа) Предлагаю ученикам

выдвигать свои гипотезы Все гипотезы я записываю на доске, уч-ся в тетради Давление газа зависит от:

1.числа молекул в данном объёме

2.от скорости движения молекул

3.от температуры

от объёма, который занимает газ Далее уч-ся проводят эксперементальную работу по проверке гипотез ОборудованиеНа каждом столе: воздушный шарик с небольшим количеством воздуха, небольшая колба с надетым на неё небольшим шариком, вода в широком сосуде, спиртовка, спички.

Уч-ся результаты своей работы запиывают в тетрадь. После проведения эксперемента 2-ю и 3-ю гипотезы объеденяют.

Далее предлагаю уч-ся дать теоретическое обоснование полученным результатам. После обсуждения ответов, уч-ся записывают на доске и в тетрадях

  1. V увел. Р умен.

           V умен. Р увел. P=1\V (т.к. увеличивается число

           молекул в данном


обладает газ?

После выяснения свойств газа обращаюсь к классу. Сегодня мы с вами физики экспериментаторы, которые должны выяснить вопрос о давление газа, но прежде чем мы приступим к работе, что необходимо сделать? (ответ учащихся- поставить цель)Какова же цель нашего урока, как вы считаете?

После обсуждения предложений уч-ся, сформулированную ими цель записываем я на доске, уч-ся в тетради.

Цель:        1. Выяснить причины возникновения давлениягаза.

2. Отгего зависит давление газа.

Показываю опыт

Под колоколом завязанный воздушный шарик, который содержит небольшое количество воздуха. Откачиваю воздух из под колокола насосом,шарик постепенно раздувается.

Вопрос.

Что происходит с шариком ? Как это объяснить?

После обсуждения ответов на этот вопрос выесняем, что давление газа создаётся ударами молекул о стенке сосуда в котором находится этот газ, что давление по всем направлениям одинаково.

Вопрос

Что необходимо выяснить дальше?(уч-ки : от чего зависит давление газа) Предлагаю ученикам

выдвигать свои гипотезы Все гипотезы я записываю на доске, уч-ся в тетради Давление газа зависит от: 1.числа молекул в данном объёме

2.от скорости движения молекул

3.от температуры

4.от объёма, который занимает газ Далее уч-ся проводят эксперементальную работу по проверке гипотез ОборудованиеНа каждом столе: воздушный шарик с небольшим количеством воздуха, небольшая колба с надетым на неё небольшим шариком, вода в широком сосуде, спиртовка, спички.

Уч-ся результаты своей работы запиывают в тетрадь. После проведения эксперемента 2-ю и 3-ю гипотезы объеденяют.

Далее предлагаю уч-ся дать теоретическое обоснование полученным результатам. После обсуждения ответов, уч-ся записывают на доске и в тетрадях

  1. V        увел. Р умен.

           V умен. Р увел. P=1\V (т.к. увеличивается число

молекул в данном

объёме и увеличивается число столкновений

молекул со стенками шарика)

  1. t увел. Р увел.

           t умен. Р умен.(т. к. при увеличении температуры

увеличивается

скорость движения молекул и они чаще сталкиваются

со стенками шарика)

Рефлексия.

Вопрос Что сегодня на уроке мы выясняли о давление газа?

После обсуждения ответов на этот вопрос, наиболее активно работающие на уроке уч-ся получают оценки (5 человек)

Потом уч-ся выполнят тесты. Затем они сверяют свои ответы с ответами


объёме и увеличивается число столкновений

молекул со стенками шарика)

2. t увел. Р увел.

t умен. Р умен.(т. к. при увеличении температуры

увеличивается

скорость движения молекул и они чаще сталкиваются

со стенками шарика)

Рефлексия.

Вопрос Что сегодня на уроке мы выясняли о давление газа?

После обсуждения ответов на этот вопрос, наиболее активно работающие на уроке уч-ся получают оценки (5 человек)

Потом уч-ся выполнят тесты. Затем они сверяют свои ответы с ответами

на обратной

стороне доски. На доске критерий оценки: На 5 - 7ответов

4 - бответов 3 - 4ответа

Дом. Задание парагров Зб.Лукашик № 383; 376,Задание по выбору 1 эксперементальное задание:

Вымытый тёплой водой стакан поставьте вверх дном на стол, накрытый клеёнкой, подождите

пока стакан не остынет до комнатной температуры. Опишите наблюдаемое явление, зарисуйте его

Наблюдаемое явление широко применяется в медицине,где?

2.Придумать стихотворение, сказку, загадку о давление газа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика. 8 класс. Перышкин А.В. Урок "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление"

Урок физики в 8 классе (по учебнику Физика. 8 класс. Перышкин А.В.) по теме "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление" с применением ЦОР...

План-конспект современного урока Тема урока: Электрическое сопротивление, зависимость сопротивления от геометрических параметров проводника.

Данный урок создаёт условия для  усвоения понятия электрического сопротивления, включение условий в процесс поиска  формулировок, формирование  общеучебных навыков работы с информацией,...

УРОК "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В ГАЗАХ"

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ  КОЗ. УРОК ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА....

Методическая разработка внеурочное занятие по профилактике ПАВ "Сопротивление давлению социального окружения"

Целевая аудитория –  7-11 класс (14-18 лет) Роль и место воспитательного события в системе работыЗанятие «Сопротивление давлению социального окружения» проводится в р...

Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры.

Презентация Ловцовой А.Ф. по теме."Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры." находится по ссылке- https://vk.com/wall555604454_3503 Давление газов объясняет...