Самооценка как фактор роста педагогического мастерства учителя
материал по физике по теме

 

      Современные изменения российского образования определили переход традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от учителя способности самостоятельно выстраивать и  реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самооценка как фактор роста24.02 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №17»

Самооценка как фактор роста

 педагогического мастерства учителя

Руководитель МО

 естественнонаучного цикла:

Солодилова О. В.

Берёзовский

2011

      Современные изменения российского образования определили переход традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от учителя способности самостоятельно выстраивать и  реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

      Развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

       В 2011 году лицей в очередной раз вступил в процедуру аттестации образовательного учреждения, в рамках которой проводится самоаттестация посредством проведения самоанализа педагогической деятельности. На семинаре будет дан анализ наиболее успешных направлений и аспектов в работе МО учителей естественного цикла.

      МО рассматривается как ресурс повышения образовательного пространства лицея, целью которого является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала.

Функции МО:

  1. информационная
  2. аналитическая
  3. консультативная
  4. экспертно-диагностическая
  5. организационно-методическая

       Работа МО направлена на повышение профессионального мастерства педагогов. Исходя из этого,  цель МО заключается в следующем: Повышение эффективности и качества преподавания физики, химии, биологии на основе инновационной деятельности учителей; создание условий формирования способностей личности к саморазвитию, самоопределению; получение информации о состоянии преподавания предметов естественного цикла в рамках самоаттестации лицея. Разрешение цели достигается через следующие задачи:

  1. Совершенствовать приёмы, методы и способы повышения учебной деятельности учащихся как необходимое условие повышения мотивации и познавательной активности.
  2. Формировать ответственное и заинтересованное отношение к качественному овладению знаниями, умениями и навыками через модернизацию программ по физике, химии, биологии и реализацию программ элективных курсов.
  3. Оптимизировать учебный процесс посредством использования информационных технологий во всех видах деятельности.

Коллектив нашего МО в 2010 году претерпел сильное изменение:

произошло обновление состава на 50%. В состав МО входят шесть учителей:

  1. Солодилова О. В. – учитель физики высшей  категории,  руководитель МО.
  2. Филина Н. А. – учитель физики высшей категории, отличник народного просвещения.
  3. Галайда Л. И. – учитель химии высшей категории, отличник народного просвещения, зам. директора по УВР.
  4. Насикан Т. Д. – учитель химии высшей категории, почётный работник образования.
  5. Никитина В. А. – учитель биологии высшей категории, отличник народного просвещения.
  6. Гладышева Н. Т. – учитель биологии высшей категории, отличник народного образования.

      Преподавание предметов естественного цикла ведётся в лицее по углубленным  и традиционным программам, поэтому педагоги имеют мотивацию в реализации новых подходов в обучении, призванных обеспечить формирование у обучающихся способности к самостоятельному поиску информации и самоорганизации учебной деятельности. Новые подходы в обучении обусловлены и наличием в лицее экспериментальной площадки по разработке перечня демонстрационного оборудования по предметам естественнонаучного профиля.  Результатом эксперимента стала брошюра.

      Деятельность кабинетов физики, химии, биологии осуществляется на основе программы, предусматривающей как развитие научно-методической компетентности участников образовательного процесса (разработка и утверждение учебных программ и элективных курсов по физике, химии, биологии, создание методической базы,  дидактических средств, материала для контроля и оценки знаний учащихся), так и совершенствование материально-технической базы (развитие кабинетов физики, химии, биологии, увеличение арсенала компьютерной и мультимедийной техники).

      Современные тенденции развития естественного образования, необходимость оптимизации процесса обучения требуют наличия в кабинетах физики, химии и биологии аудио - визуальных ТСО: телевизора с видеоплеером, диа - и графипроектора, а также персонального компьютера, оснащённого измерительной системой и интерактивной доской.

      Перед учителями МО стоит важная и сложная задача по развитию у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной систематической учебной работе. Без мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Поэтому в 2009-2010 году эта задача стала первостепенной, и лицей весь учебный год работал над методической темой «Формирование положительной мотивации к учению и познавательной активности (приёмы, методы и способы мотивации  и развития познавательной активности)».

      Одним из средств повышения мотивации является использование информационных технологий в учебном процессе. Учителя нашего МО широко практикуют создание презентаций по конкретной тематике силами самих учеников, и надо сказать результаты весьма неплохие. Подробнее об этом расскажет учитель биологии – Никитина В. А.

      Повышению мотивации и развитию познавательных интересов способствует организация проектно-исследовательской деятельности.

( Таблица: Научные работы учащихся  за пять лет )  Анализируя результаты, представленные в таблице, нужно отметить, что одной из задач на ближайшую перспективу является активизация деятельности в этом направлении, потому что наметился некоторый спад  по этому вопросу. Время диктует необходимость занятия исследовательской работы не только учащимся, но и самим педагогам.

      Внеклассная работа по предметам также способствует повышению мотивации к учению. Одним из видов такой работы является неделя физики, химии и биологии. Предметная неделя – это увлекательное событие в жизни лицея, в ходе которого используются разнообразные виды работ: устные журналы, КВН, викторины, соревнования, выпуск газет и рисунков.

      Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры учащихся наш педагогический  коллектив ориентирован на работу с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению.

      Накоплен определённый опыт работы в этом направлении, что подтверждается результатами предметных олимпиад муниципального и регионального уровней:

В 2006 – 2007 учебном году – 12 призовых мест в городских олимпиадах, 2 – в областной олимпиаде по химии и биологии;

В 2007 – 2008 учебном году – 10 призовых мест в городских олимпиадах,  1 – в областной олимпиаде по химии;

В 2008 – 2009 учебном году – 12 призовых мест в городских олимпиадах, 1 – в областной олимпиаде по биологии;

В 2009 – 2010 учебном году – 6 призовых мест в городских олимпиадах и 1 – в областной олимпиаде по химии;

В 2010 – 2011 учебном году – 12 призовых мест в городских олимпиадах и 2 – по химии и экологии.

      Динамика результативности олимпиад по предметам естественного цикла представлена в следующих диаграммах:

    Диаграммы по олимпиадам

      Наибольшее количество призовых мест по предметам естественного профиля лицея получено учащимися в 2006 – 2007 и в 2010 – 2011 (14).

      Большой вклад в копилку призовых мест в 2006 – 2009 годах внесли учащиеся 2009 года выпуска:

2006 – 2007 гг.  – 8 мест – 57%,

2007 – 2008 гг. – 8 мест – 73%,

2008 – 2009 гг. -  6 мест – 46%.

 Слайд – круговая диаграмма

Мы видим, что в 2009 – 2010 учебном году самое маленькое число призовых мест. Это связано с новой системой оценивания работ, когда были технические победы, но места не присудили. Такая система оценивания выявила ряд нерешённых проблем: отсутствие перспективного планирования в работе с одарёнными детьми (1-11 ступени обучения), дифференцированного обучения из-за ориентации на среднего ученика, из-за учебных программ, в которых недостаточно учитывается индивидуальные возможности усвоения знаний, психологического сопровождения.

      Одним из приоритетных направлений в работе МО должна быть работа с одарёнными детьми: выявление одарённых детей, дальнейшее продвижение их таланта и динамичное наблюдение за их здоровьем; систематизация банка одарённых детей и разработка рекомендаций по организации работы с ними.

      Квалифицированное педагогическое взаимодействие с психологической службой, личностно-ориентированное направление в работе с одарёнными детьми, создание условий для оптимального развития одарённых детей, внедрение новейших педагогических технологий будет способствовать решению существующих проблем.

      Одним из основных показателей деятельности МО является качество работы всех учителей. Галайда Л. И. расскажет о качественной успеваемости по предметам естественного цикла.

      Сдача ЕГЭ по предметам естественного профиля также является одним из показателей результативности работы МО.

 Диаграммы по сдаче ЕГЭ

      Учитель является ключевой фигурой в образовательном процессе и трудно не согласиться с тем, что успешность учеников, развитие их положительной я - концепции зависит от того, насколько успешным и позитивно воспринимающим себя является учитель. По результатам психодиагностики, проведённой среди учителей МО, можно констатировать, что у 33% учителей проявляются авторитарные тенденции, у 50% - либеральный стиль, но психологи считают,  такой стиль может привести к тому, что учитель идёт на большие жертвы, взваливая на себя всю ответственность , 16% - признаёт равноправное партнёрство.

      В рамках самоаттестации лицея проведён тест Люшера. Пять лет назад доминирующим цветом был зелёный. Это символ стабильности и нежелания перемен.  Сейчас на первом месте жёлтый(80%). Стремление к независимости и надежда на счастливую жизнь, не отказываясь при этом от активного участия в реализации своих планов. Главное, считают психологи, не ставить перед собой недостижимых целей. На последнем месте фиолетовый, коричневы, чёрный (Не собираетесь ни от чего отказываться, при этом рискуете, ожидая от жизни слишком много. Нужно учиться принимать то, что неизбежно).

      Подводя итоги, следует вывод о том, что анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим инструментом преодоления существующих в работе трудностей. Стимулом самосовершенствования, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установления причин. Обозначение чётких позиций профессиональных затруднений позволяет перейти к поиску путей их устранения.

   

     

     

     

             

     

     

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

Рост методического мастерства учителя как основная составляющая повышения мотивации обучения

Работа над методической темой (2012 г.)Материал подготовлен для выступления на заседании ПМК. В докладе предложен ряд приемов с примерами, которые могут помочь учителю в мотивации учеников и повышении...

Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя

Сообщение на МО классных руководителей «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»...

Педагогическое мастерство учителя как фактор формирования здорового образа жизни старших школьников

Здоровье человека во много определяются образом его жизни. Повышенное внимание к нему проявляются на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Образ жизни можно охаракт...

ДОКЛАД «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА СТУПЕНИ ООО».

Одна из главных проблем школы в условиях модернизации образования – это проблема профессиональной и психологической перестройки учителя. Мы постоянно говорим о необходимости перехода системы образован...