Потенциал исследовательской деятельности в осуществлении
статья по физике на тему

Аникушина Татьяна Викторовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:


МОУ СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов

                         г.Ельца Липецкой области

Потенциал исследовательской деятельности в осуществлении

                             профильного обучения

АникушинаТ.В.

         


                            Резюме.                                          

Важным направлением в системе профильного обучения является развитие исследовательской компетентности учащихся.

Важность и необходимость исследовательской деятельности обусловлена тем, что такой вид учебной работы доступен широкому кругу учащихся.

Привлечение учащихся школ к научным исследованиям и разработкам обеспечивает их органическое вовлечение в научную жизнь, даёт возможность реализовать свой творческий потенциал, начиная со школьной скамьи с возможностью последующего развития своих исследований.


         Мы живём в динамичном и непрерывно развивающемся мире, в котором уровень образования и интеллектуальный потенциал общества рассматриваются как важный стратегический ресурс. Только лишь классическое преподавание предмета может приводить к разрозненному восприятию материала, нарушению его целостности, потере интереса к предмету. Именно поэтому учителю необходимо строить образовательный процесс таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал учащихся, развить исследовательский тип мышления, обучить исследовательским навыкам, приобщить к традициям науки. «Без веры в то, что Природа подчинена законам, не может быть никакой науки» (Норберт Винер). Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно и творчески изучать окружающее. Исследование – это процесс поиска новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование – это творчество, которое нередко приводило к открытию неизвестного. Так, М.Фарадей, открывая явление электромагнитной индукции не смог определённо ответить на вопрос, где его открытие может быть применено.

В условиях профильного обучения существует противоречие между потребностью в организации исследовательской деятельности и низкой степенью готовности учащихся к осуществлению такой деятельности, учащиеся обладая глубокими знаниями не умеют применять их на практике. Поэтому важным направлением в системе профильного обучения является развитие исследовательской компетентности учащихся. Учащиеся должны уметь видеть проблему, наблюдать, вырабатывать гипотезу, проводить эксперименты.

Важность и необходимость исследовательской деятельности обусловлена тем, что такой вид учебной работы доступен широкому кругу учащихся. В.А.Сухомлинский отмечал, что умственное неравенство учащиеся осознают очень рано. Чтобы учебные неудачи не формировали у ученика низкую самооценку, чтобы он не чувствовал себя обделённым, надо найти другую сферу, где его способности будут проявлены в полной мере, что и позволяет сделать работа над исследованием.

Привлечение учащихся школ к научным исследованиям и разработкам обеспечивает их органическое вовлечение в научную жизнь, даёт возможность реализовать свой творческий потенциал, начиная со школьной скамьи с возможностью последующего развития своих исследований.

Для развития исследовательской работы по предмету я использую следующие направления:

I. Урочная исследовательская деятельность, которая включает проблемные уроки, практические и лабораторные работы.

II. Внеурочная исследовательская деятельность:

а). Школьные рефераты. К данной работе могут быть привлечены многие школьники, т.к. деятельности учащихся сводится к поиску, обработке и представлению информации. Например,  реферат «Полёт на Луну» (9 класс), в котором учащиеся подробно описывают, что приходится испытывать астронавтам при старте с Земли, полёте, посадке на Луну.

б). Проектная работа - форма учебной деятельности, когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, анализирует результаты работы, делает выводы, приобретая при этом учебный и жизненный опыт. Например, проектная работа учащихся 10 класса «Уместны ли законы трёхсотлетней давности?» позволяет сделать вывод о том, что законы Ньютона не только уместны, но и актуальны при объяснении движения тел.ооооллооо000оз

в). Учебно – исследовательская работа, которая должна обладать практической направленностью. С этой целью учащиеся проводят эксперименты на базе оборудования, имеющегося в школьном кабинете физики либо изготавливают самодельные приборы, что в данной работе будет более эффективным, чем готовые приборы. В данном направлении наше методическое объединение учителей физики, математики, информатики работает в течение 3 лет. В апреле в рамках ШНО проводится конференция, в которой учащиеся представляют и защищают свои проекты. Так, например, исследовательская работа «Влияние электромагнитного излучения на здоровье человека» была защищена на школьной научно – практической конференции. В работе были использованы такие методы как сравнение, наблюдение, анализ результатов экспериментов.

г). Научно – исследовательская работа, которая требует актуальности, практической значимости, новизны в разработке. Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться на уроках физики, является непонимание школьниками связи природных и физических явлений с техническими решениями. При подготовке учащихся крайне важным является формирование у них системного подхода к решению задач, умению идти от общего к частному, грамотная постановка задачи от физического явления к техническому решению. Сформировать такой креативный подход к исследованию помогает сотрудничество нашей школы с ДООЦ, осуществляющееся уже в течение 5 лет. На базе ДООЦ школьники получают возможность не просто описательно знакомиться с отдельными устройствами, а реализовать их собственными руками, исследовать их реальные режимы работы, что делает школьный учебный процесс более эффективным. В качестве примера мне бы хотелось остановиться на одной из наших совместных работ – Позняк Н. (9 класс) «Предохранительное устройство для маломощных потребителей тока». Работа была защищена на школьной конференции и конференции в ЕГУ им.И.А.Бунина, посвящённой Дню радио. В работе предложена конструкция предохранительного устройства, предназначенного для защиты от возгорания маломощных потребителей тока, включённых в сеть ~220 В, при коротком в них замыкании. Преимуществом устройства является простота конструкции и высокая надёжность.

Список литературы.

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок – Воронеж: издательство «Учитель», 2001.
  3. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении // Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.
  4. Энциклопедия. Мудрость тысячелетия – М: Олма – пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала лицеиста на уроках географии

Творческий потенциал заложен в человеке, а уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, способностями, условиями, в которых она развивается. Учебно...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."...

Проектно – исследовательская деятельность, как форма развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии.

Современное общество предлагает учащимся совершенно разные виды деятельности, которые увлекают их все больше и больше. Цифровое пространство и интернет-сообщество предлагают учащимся целый спектр разв...

Развитие познавательных УУД - осуществление проектно-исследовательской деятельности на уроках истории в старшей школе

Каждый педагог ставит перед собой цель обеспечить положительную мотивацию обучения и активизировать познавательную деятельность учащихся. А для того, чтобы достичь этой цели, нужно применять эффективн...

Методические рекомендации по осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся по физике.

В "Методических рекомендациях" представлен поэтапный план осуществления самостоятельной экспериментальной и исследовательской внеурочной деятельности учащихся. Обозначены цель, задачи, содер...

Организация внеурочной деятельности по осуществлению межпредметных проектов на основе исследовательских методов

Организация внеурочной деятельности по осуществлению межпредметных проектов на основе исследовательских методов...