Дидактические карточки для формирования навыков самостоятельной работы учащихся
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Попова Ольга Сергеевна

 

  На уроках физики, как и на уроках по другим предметам, с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют  собой систему.

 Предлагаю дидактический материал для изучения главы "Тепловые процессы" в 8 классе. Опыт работы показал, что дети успешно справляются с предложенной им работой. Навыки, приобретенные ими очень прочны и полезны для сдачи ГИА и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Плавление и отвердевание»    § 15

  1. Как изменяется скорость движения молекул  при нагревании  кристалла?
  2. Что происходит с молекулами в тот момент, когда тело нагреется до температуры плавления?
  3. На что расходуется энергия топлива при плавлении кристаллического тела, нагретого до температуры плавления?
  4. Как изменяется скорость движения молекул  при охлаждении  жидкого вещества?
  5. Что происходит с молекулами в тот момент, когда жидкость охладится до температуры плавления?
  6. На что расходуется выделяющаяся энергия при кристаллизации вещества, охлажденного до температуры плавления?
  7. Сравните внутреннюю энергию вещества одинаковой массы в жидком и твердом состоянии при температуре плавления.
  8. Что называют удельной теплотой плавления?
  9. Запишите формулу для вычисления количества теплоты, необходимого для плавления, или выделяемого при отвердевании вещества, имеющего температуру плавления.
  10. Заполните таблицу в тетради для процессов плавления и отвердевания

Тема:  «Плавление и отвердевание»    § 15

  1. Как изменяется скорость движения молекул  при нагревании  кристалла?
  1. Что происходит с молекулами в тот момент, когда тело нагреется до температуры плавления?
  2. На что расходуется энергия топлива при плавлении кристаллического тела, нагретого до температуры плавления?
  3. Как изменяется скорость движения молекул  при охлаждении  жидкого вещества?
  4. Что происходит с молекулами в тот момент, когда жидкость охладится до температуры плавления?
  5. На что расходуется выделяющаяся энергия при кристаллизации вещества, охлажденного до температуры плавления?
  6. Сравните внутреннюю энергию вещества одинаковой массы в жидком и твердом состоянии при температуре плавления.
  7. Что называют удельной теплотой плавления?
  8. Запишите формулу для вычисления количества теплоты, необходимого для плавления, или выделяемого при отвердевании вещества, имеющего температуру плавления.
  9. Заполните таблицу в тетради для процессов плавления и отвердевания

Тема:  «Плавление и отвердевание»    § 15

  1. Как изменяется скорость движения молекул  при нагревании  кристалла?
  2. Что происходит с молекулами в тот момент, когда тело нагреется до температуры плавления?
  1. На что расходуется энергия топлива при плавлении кристаллического тела, нагретого до температуры плавления?
  2. Как изменяется скорость движения молекул  при охлаждении  жидкого вещества?
  3. Что происходит с молекулами в тот момент, когда жидкость охладится до температуры плавления?
  4. На что расходуется выделяющаяся энергия при кристаллизации вещества, охлажденного до температуры плавления?
  5. Сравните внутреннюю энергию вещества одинаковой массы в жидком и твердом состоянии при температуре плавления.
  6. Что называют удельной теплотой плавления?
  7. Запишите формулу для вычисления количества теплоты, необходимого для плавления, или выделяемого при отвердевании вещества, имеющего температуру плавления.
  8. Заполните таблицу в тетради для процессов плавления и отвердевания

Тема:  «Плавление и отвердевание»    § 15

  1. Как изменяется скорость движения молекул  при нагревании  кристалла?
  2. Что происходит с молекулами в тот момент, когда тело нагреется до температуры плавления?
  1. На что расходуется энергия топлива при плавлении кристаллического тела, нагретого до температуры плавления?
  2. Как изменяется скорость движения молекул  при охлаждении  жидкого вещества?
  3. Что происходит с молекулами в тот момент, когда жидкость охладится до температуры плавления?
  4. На что расходуется выделяющаяся энергия при кристаллизации вещества, охлажденного до температуры плавления?
  5. Сравните внутреннюю энергию вещества одинаковой массы в жидком и твердом состоянии при температуре плавления.
  6. Что называют удельной теплотой плавления?
  7. Запишите формулу для вычисления количества теплоты, необходимого для плавления, или выделяемого при отвердевании вещества, имеющего температуру плавления.
  8. Заполните таблицу в тетради для процессов плавления и отвердевания

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Графическое описание процесса.

Модульный урок изучения нового материала. 8 – й класс. Базовый курс.

Учебник: А. В. Перышкин, Физика-8.:Дрофа  2006г;  Сборник задач по физике 7-9 класс: В. И. Лукашик, Е.В.Иванова. Просвещение.2001г  

         ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:

          Знать  особенности плавления кристаллических тел;

          Уметь  читать графики плавления и отвердевания кристаллических тел; пользоваться таблицей температур плавления кристаллических тел;

     

      №

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Комментарии для учащихся

Входной контроль

Цель:  определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.

  1. Прочитайте § 12 стр 30
  2. Устно ответьте на вопросы:
  1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?
  2. Каковы особенности молекулярного строения жидкостей и твердых тел?
  3. Какую энергию называют внутренней энергией тела?
  4. Изменение, какой физической величины указывает на изменение внутренней энергии тела?


Подготовьтесь к обсуждению ответов в ходе беседы.

Изучение нового материала

Цель:  введение понятий - плавление, температура плавления кристаллического вещества.

  1. Прочитайте § 13 стр.31
  2. Устно ответьте на вопросы:
  1. Какой процесс называют плавлением?
  2. Какой процесс называют отвердеванием?
  3. Что такое температура кристаллизации?
  4.  упр № 7 на  с.33.

Самостоятельно работайте с учебником.


Подготовьтесь к обсуждению ответов в ходе беседы.


Промежу- точный контроль.

Цель:  проверить уровень понимания изучаемого материала.

  1. Выполните тестовое задание:
  1. При спаивании стальных деталей можно использовать как припой:

     а) олово,   б) медь,  в) железо,  г )свинец,  д) вольфрам.

  1. Серебро можно расплавить в посуде из :

     а) цинка,   б) алюминия, в) меди,   г) стали,   д) вольфрама.

  1. На севере для измерения температуры используются термометры заполненные:

      а) водой,   б) ртутью,   в) спиртом.

  1. Для температуры плавления и температуры отвердевания справедливо следующее соотношение:

      а) tпл        tот  ,        б)  t пл  t от             в)  t пл  t от                г)  t пл   t от 

  1. В каком состоянии находится сталь при  t = 1499 оС?

     а) жидком,  б) твердом,   в) газообразном,   г) частично в жидком, частично в твердом,

      д) в размягченном.

  1. Обсудите выполненное задание в ходе беседы.

Для ответа используйте   данные  таблицы  № 3 на  с. 32.

Ответов может быть несколько.

Результат запишите в виде таблицы.


Тест


  № вопроса         код ответа            

           

        1

        2

        3

        4

        5          


Изучение нового материала.















Цель: ознакомиться с графическим способом описания теплового процесса на примере графика плавления и отвердевания льда и объяснением процесса плавления с точки зрения строения вещества.


  1. Прочтите  п.14  и   п. 15 до определения удельной теплоты плавления на стр 35  и заполните таблицу


Участок

Графика

1

Тепловой процесс

2

Как изменилась температура?

(  t …   от … до …)

3

Сравните значение внутренней энергии в указанных точках

4

Объясните причину различия внутренней энергии в данных точках графика

5

AB


t …  от … до …

E(A) … E(B)


BC



E(B) … E(C)


CD



E(C) … E(D)


DE



E(D) … E(E)


EF



E(E) … E(F)


FK



E(F) … E(K)




  1.  Обсудите выполнение задания в ходе фронтальной беседы.


Перечертите таблицу в тетрадь.


Для заполнения ячеек в 3,4 и 5 колонках используйте:

в 3 колонке

Одно из следующих слов: увеличивается, уменьшается, не изменяется  


в 4 колонке

 символы: ,   ,  


в 5 колонке

Одну из следующих фраз:

увеличивается Т  ув. ВЭ;

уменьшается Т  ум. ВЭ;

Изменяется состояние вещества изм. ВЭ


Выходной контроль








Цель: проверить уровень усвоения учебного материала.


  1. Ответьте на вопросы по графику ABCD на стр. 123 сборника задач по физике (В.И. Лукашик, Е.В.Иванова)


Обязательный уровень

  1. Какова температура плавления вещества?
  2. Для какого вещества построен график?
  3. Каким процессам соответствуют участки графика?
  4. Через сколько минут после начала наблюдения начался процесс плавления (отвердевания)?
  5. Сколько минут длился процесс плавления (отвердевания )?

Повышенный уровень

  1. В каком агрегатном состоянии находится вещество через  7 минут после начала процесса
  2. В каком состоянии находится вещество  в момент времени соответствующий на графике точке « В ».?
  3. В каком агрегатном состоянии находится вещество через  5  минут после начала процесса?
  4. Сравните внутреннюю энергию вещества   в моменты времени соответствующие на графике точкам «В» и «С».
  5. Как изменится график процесса, если  массу вещества для которого построен график, увеличить в два раза?


Выполните задание письменно в тетради.





ДЗ

§ 14,15 № 1068, 1069  упр. 8 (1 – 3)стр. 38 письменно  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования навыков самостоятельной работы учащихся

В статье описываются разные формы, способы и приемы организации самоятельной работы учащихся на уроке....

Тема «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебным материалом».

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном эт...

Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)

Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории как средство развития личности интегрированной в современном обществе.

Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности  учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки про...

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках баяна,аккордеона.

   На сегодняшний день наблюдения показывают, что в педагогической среде всё ещё живут так называемые «натаскивания», при которых обучающиеся слепо подражают своему педагогу, механиче...

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках

Одна из основных задач школы - подготовка учащихся к жизни в современном обществе, воспитание мыслящего человека, умеющего анализировать, сравнивать, ориентироваться в потоке информации. Для этого нео...

Комплекс упражнений по формированию навыков самостоятельной работы учащихся по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

Комплекс упражнений по формированию навыков самостоятельной работы учащихся по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»...