Главные вкладки

    Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках баяна,аккордеона.
    учебно-методический материал по музыке по теме

    Беззубова Наталья Викторовна

         На сегодняшний день наблюдения показывают, что в педагогической среде всё ещё живут так называемые «натаскивания», при которых обучающиеся слепо подражают своему педагогу, механически следуя его указаниям. В самостоятельной работе этих обучающихся (часто весьма одарённых) обнаруживается полнейшая беспомощность. Такое положение никак нельзя признать нормальным, поэтому мы считаем актуальной затронутую тему, тем более что случаи музыкального «иждивенчества» обучающихся в учебной практике далеко не единичны. Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний развивается, прежде всего, в самостоятельной работе обучающихся. Что же представляет собой этот процесс? 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у обучающихся по специальности «Музыкальное образование»

    Выполнила:

    Беззубова Н.В.

    Самара, 2013

    Введение

         На сегодняшний день наблюдения показывают, что в педагогической среде всё ещё живут так называемые «натаскивания», при которых обучающиеся слепо подражают своему педагогу, механически следуя его указаниям. В самостоятельной работе этих обучающихся (часто весьма одарённых) обнаруживается полнейшая беспомощность. Такое положение никак нельзя признать нормальным, поэтому мы считаем актуальной затронутую тему, тем более что случаи музыкального «иждивенчества» обучающихся в учебной практике далеко не единичны. Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний развивается, прежде всего, в самостоятельной работе обучающихся. Что же представляет собой этот процесс?

          Самостоятельная работа обучающихся – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов:  

     Первый его раздел – это самостоятельная работа обучающегося        непосредственно на самом уроке;

    Второй раздел – домашняя работа над выполнением заданий, полученных  на уроке. К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны и их разграничение чисто условно. Чем интенсивней самостоятельная работа обучающихся на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы обучающихся является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий обучающихся. Важно напомнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной проработки должно опираться на усвоенное ранее под руководством педагога.

         «Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим» - Каменский Я.

         Исходя из вышесказанного, целью нашей работы будет являться формирование учебного процесса, способствующего развитию навыков  самостоятельной работы у обучающихся.

         Определим задачи, которые помогут нам достичь поставленной цели:

    -определить основные условия, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы обучающихся;

    - закрепить полученные знания посредством применения их в работе над произведением на уроке;

    - дать самостоятельную работу на дом.

    Основные условия развития навыковсамостоятельной работы у обучающихся

    1. Итак, начнём с того, что педагог должен объяснить обучающемуся всю важность самостоятельной домашней подготовки к уроку и, какую роль она играет в дальнейшем развитии и совершенствовании обучающихся. Домашние занятия за инструментом должны быть включены в общий круг занятий обучающихся и войти в его ежедневное расписание. Нельзя ожидать хороших результатов, если домашние занятия происходят нерегулярно, если обучающийся сегодня играет полчаса, а завтра – четыре часа, если каждый день время занятий меняется.

         Крайне важно составить правильный режим. Существенную помощь здесь должен оказать педагог. Для самостоятельной работы нужно ежедневно отводить более или менее постоянное время. Немаловажный вопрос – распределение рабочего времени.

    2. Для повышения эффективности самостоятельной домашней работы обучающихся, мы сначала на уроке обговариваем и распределяем время, которое обучающийся должен затратить на каждый вид домашнего задания. Например: гаммы – 20,30мин., этюды – 30,40мин., художественный материал – 1час.

         Такое распределение времени занятий весьма условно. В конечном итоге оно определяется учебным материалом, его трудностью и рядом других причин. Кроме этого распределение времени зависит от индивидуальных потребностей и способностей обучающийся. При недостатках в технической оснащённости больше времени следует уделить гаммам, упражнениям и этюдам. И наоборот, достигнув необходимого технического уровня, можно усилить занятия над пьесами. Время, отведённое для самостоятельного обучения, целесообразно делить на две части, например, пополам.

         Заниматься непрерывно больше одного часа не рекомендуется. Наблюдения показывают, что разнообразие работы – важнейшее средство, предотвращающее утомление. Нужно избегать продолжительной работы над однородными упражнениями и однообразными пьесами.

    4. Процесс самостоятельной работы обучающихся должен быть максимально осознан. Необходимым условием его должно быть наличие слухового самоконтроля, «самокритики» и незамедлительного устранения замеченных недостатков. «Во время своей игры, - говорила выдающаяся русская пианистка и педагог А.Н.Есипова, - всё время к ней прислушивайтесь, как будто вы слышите чужую игру и должны критиковать её».

         Прежде чем приступить к занятиям, обучающемуся всегда необходимо представить, как должен звучать тот или иной отрывок изучаемого произведения или сочинение целиком. Приступать к работе непосредственно за инструментом, минуя этот этап, «всё равно, что начать постройку дома, не располагая его проектом». Для того чтобы обучающийся мог представить звучание произведения, я на уроке проигрываю пьесу и вместе с ребёнком разбираем характер каждой части и всего сочинения, как, в конечном итоге, обучающийся должен будет его исполнить.

         В самостоятельной работе очень важно непрерывное «общение» с текстом изучаемого материала. Изучая музыкальный текст, обучающийся постепенно осмысливает характер, содержание и форму произведения. Анализ нотной записи пьесы во многом определяет и ход дальнейшей работы над ней.

    5. Особое внимание в самостоятельной работе следует уделять ритмической дисциплине. Обучающийся должен знать, что ритм – это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. А.Н.Римский-Корсаков подчёркивал, что «музыка может быть без гармонии и даже без мелодии, но без ритма – никогда».

    Обращаем внимание обучающихся на ряд истин, о которых следует помнить в работе над ритмом:

    - в начале работы над произведением текст необходимо поставить на точные ритмические «рельсы». В противном случае неизбежна ритмическая неустойчивость;

    - ритмический пульс, как правило, находится в той руке, где меньше нот.

    6. Динамические указания всегда нужно рассматривать в органическом единстве с другими выразительными средствами (темпом, фактурой, гармонией и др.) это поможет глубже понять и вникнуть в образно-смысловое содержание музыки.

         Нужно помнить, что основой динамической выразительности является не абсолютная сила звука (громко, тихо), а соотношение силы. Типичным является неумение показать разницу между p и pp, f и ff, у некоторых детей  f и p звучит где-то в одной плоскости, в усреднённой динамической зоне.

    7. При заучивании произведения наизусть играть нужно непременно медленно, во избежание технических трудностей, отвлекающих внимание от главной цели. В каждый данный момент нужно учить на память не то, что трудно, а то, что легко, а для того, чтобы было легко, следует учить медленно. Нужно учить на память то, что можно до конца охватить сознанием и что не представляет препятствий. Ни в коем случае нельзя техническую работу производить по нотам. В преодолении технических трудностей память слуха и пальцев играет подчас решающую роль.

         Не владея в достаточной степени текстом произведения, не следует «подключать» эмоции, так как кроме примитивного «полуфабриката», «черновика с переживаниями» вы ничего не получите.

    8. Подготовку к концерту даже повторного репертуара необходимо  обязательно проводить по нотам. Такой вид занятий позволит избавиться от  неточностей и небрежности, которыми обрастает со временем произведение, и обнаружить, почувствовать новое  «дыхание» музыкального образа.

         Необходимо запомнить, что выступить случайно плохо можно, а сыграть случайно хорошо нельзя. Это призывает к постоянному самосовершенствованию.

         Довольно часто в предконцертный период перед обучающимися возникает вопрос: должен ли иметь место жёсткий самоконтроль на эстраде? Конечно же, присутствие самоконтроля на эстраде необходимо, но характер его должен быть скорее «регулировочным», направляющим музыку.

         Итак, мы рассмотрели основные условия, способствующие развитию навыков самостоятельной работы у обучающихся. Теперь перейдём к практической стороне нашей работы, чтобы наглядно продемонстрировать, на примере музыкального произведения, как осваиваются данные условия на уроках специальности.

    Формирование навыков самостоятельной работы у обучающийся при работе над музыкальным произведением

         Для того, чтобы была понятна наша теоретическая часть – продемонстрируем её в практической, и на примере музыкального произведения покажем, как можно формировать навыки самостоятельной работы у обучающихсяинструментального класса.

         Выбираем произведение, которое соответствовало бы возможностям обучающихся, его уровню музыкальных данных, и, конечно же, чтобы оно нравилось ребёнку. Для любого типа обучающийся важнейшую роль играет выбор репертуара. Нужно подобрать пьесы, близкие им по духу, вызывающие интерес и стремление их освоить.

          Я проигрываю произведение, чтобы обучающийся было понятно, как оно должно звучать. Вместе с учащимся мы делаем план, по которому он будет работать дома. Этот план будет являться своеобразным опорным пособием для развития самостоятельности в домашней работе обучающийся. Для начала приведу общий план работы:

    1.  Определяем тональность, размер, смотрим знаки и находим их на клавиатуре, какие используются приёмы игры, динамика, темповые и характерные термины, находим образ.

    2.   Находим части, сколько их, каждую часть делим на предложения и фразы.

    3. Определяем, в какой руке идёт мелодическая линия, а в какой – аккомпанемент. Если это полифоническое произведение – разбираем его по голосам, находим главную тему, подголоски и т.д.

    4.  Точно просчитываем и прохлопываем ритм в трудных местах, таких как пунктирный ритм, несовпадение долей в каждой руке, синкопы, залигованные ноты.

    5. Если существуют аккорды, определяем какие это функции и их построение.                                                                                                              

    6. Просматриваем аппликатуру и выясняем её удобство, если её нет в нотах – ставим свою, находим места, где есть поступенное движение вверх или вниз движение по трезвучиям, скачки на октаву.

    7. Начинаем разбор каждой рукой, со счётом вслух, в медленном темпе, при этом стараемся соблюдать штрихи и аппликатуру. Очень важно постоянно контролировать качество звучания, для этого я призываю ребёнка всё время внимательно слушать свою игру, осуществлять самоконтроль.

    8. Когда обучающийся будет хорошо знать текст в каждой руке, приступаем к соединению обеих рук по фразам, затем по предложениям, по частям и целиком, не забывая выполнять всё выученное ранее, точно выдерживая длительности и точно снимать руки на окончаниях фраз.

    9. Когда текст будет играться достаточно уверенно - можем подключать динамику, эмоции, образность, работу с темпом.

    10. Начинаем учить наизусть и готовить к выступлению.  

          Условием успешной самостоятельной работы дома является конкретность поставленных задач на уроке, «доминантность требований».

         Когда мы с обучающийся прорабатываем этот план, когда становится понятна поочерёдность действий, тогда я задаю самостоятельную работу на дом.

          Постепенно обучающийся привыкает к такому порядку и работает уже без плана – самостоятельно.

         Если обучающийся ещё маленький и ему трудно охватить такой большой объём работы, можно задавать самостоятельную работу помалу, например можно задать работу с аппликатурой или разделить произведение на фразы или предложения и т.д.

    Заключение

         Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого обучающийся: если обучающийся творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи.

         В конечном итоге, когда ребёнок освоит эти навыки, они будут помогать ему при подготовке к экзамену, в котором нужно показывать самостоятельно выученное произведение, где помощь учителя исключена.

         Урок должен вооружать обучающийся ясными представлениями о тех способах, которые он должен на данной стадии применять в работе над пьесой. Во многих случаях – но отнюдь не всегда – бывает необходимо, чтобы вновь поставленные задачи были частично разрешены на уроке, при помощи педагога: тогда обучающийся легче работать дальше самостоятельно. Очень часто самый ход урока должен быть прообразом последующей самостоятельной работы обучающийся. Совершенно не допустимо, чтобы урок подменял самостоятельную работу, чтобы она сводилась лишь к повторению и закреплению того, что уже было достигнуто на уроке. Если по началу работы над пьесой видно, что обучающийся ясно понял стоящие перед ним задачи, целесообразнее предоставить ему самостоятельно продолжить работу дома. Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в так называемое «натаскивание», оно подавляет активность обучающийся. Когда педагог слишком много подсказывает, подпевает, подсчитывает, подыгрывает; в этом случае обучающийся перестаёт быть самостоятельной личностью и превращается как бы в технический аппарат, реализующий замысел педагога.

    Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание музыканта-исполнителя, понимающего высокое назначение искусства. Именно исполнитель даёт жизнь произведению, отсюда – ответственность его перед автором, перед слушателями, обязывающая его глубоко постигать и уметь выразить значительность вложенных в данное сочинение идей.

    Список использованной литературы:

    1.    Барсукова, С.Б. Весёлые нотки 1 кл. сборник пьес для фортепиано. [Ноты]: (Ф.Жан, К.Жан Инвенция на два голоса)/С.Б.Барсукова. – Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006. – 43с.

    2.    Коган, Г. Работа пианиста. [Текст]/ Г.Коган. – Учебное пособие. – М.: Музыка, 1979. – 256с.

    3.    Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. [Текст]/ Н.К.Метнер. – Учебно-методическое пособие. – М.: Музыка, 1963. -157с.

    4.    Натансон, В.А. Вопросы музыкальной педагогики. [Текст]/ В.А.Натансон, Л.В.Рощина. – Методическое пособие. – М.: Музыка. 1984. – 133с.

    5.    Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. [Текст]/ Г.Нейгауз. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 1988. – 187с.

    6.    Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста. [Текст]/ Е.М.Тимакин. – Методическое пособие. – М.: Советский композитор. 1989. – 143с.

    7.    Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания. [Текст]/ Е.М.Халабузарь, В.С.Попов, Н.Н.Добровольская. – Учебное пособие. – М.: Музыка. 1990 – 173с.

    8.    Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. [Текст]/ А.П.Щапов. – Методическое пособие. – М.: Советская Россия, 1960. – 169с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий с применением блок-схемного подхода в организации дифференцированного обучения

    Из опыта разработки методики развития навыков самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и ИКТ на основе дифференцированного  подхода на примере блок-схем: линейной, ветвления и ...

    Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

    Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...

    Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса

    Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого на...

    Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории как средство развития личности интегрированной в современном обществе.

    Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности  учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки про...

    Отчет по самообразованию учителя математики по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ»

    Отчет по  саообразованию учителя математики по теме " Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ"...

    Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у учащихся ДМШ, ДШИ

    Методическая работа о необходимости развития и мотивации самостоятельности у  учащихся...

    Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках

    Одна из основных задач школы - подготовка учащихся к жизни в современном обществе, воспитание мыслящего человека, умеющего анализировать, сравнивать, ориентироваться в потоке информации. Для этого нео...