Рабочие программы по физике 10-11 класс
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Рабочая программа по физике 10-11 класс 2-говида по УМК Буховцева, Мякишева. Курс рассчитан на 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 станицы Отрадной муниципального образования Отрадненский район Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО. | ||
Решение педсовета протокол №1 от 30.08.2012. Председатель педсовета | ||
__________ С.Н. Лазарев | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике.
(предмет, курс)
Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее (10 класс).
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 102 Уровень базовый.
(базовый, профильный)
Учитель Даневич Наталья Анатольевна.
Программа разработана на основе: Программы. Физика
10-11. Москва, “Просвещение”, 2007 г. Авторы – составители: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. 10-11 классы. Программы. Физика 10-11. Москва, “Просвещение”, 2007 г. Авторы – составители: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова. Страницы: 59-121.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по физике, с учетом методических рекомендаций для ОУ Краснодарского края о преподавании физики в 2012-2013 учебном году.
Физика как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития учащихся, подготовки их к жизни и производительному труду. Изучая данную дисциплину обучающиеся должны получить представление о законченной и совершенной картине мира, о наиболее общих законах природы, управляющих течением процессов в окружающем мире и во Вселенной. Современная автоматизация производства, внедрение компьютерных технологий требует от специалистов знания основ физической науки, владение определенными навыками политехнического характера, позволяющих обращаться с точнейшими измерительными и контролирующими приборами, разбираться в технических расчетах и чертежах. Целью практических занятий и решения задач является приучение обучающихся к самостоятельной работе с источниками информации, развитие логического мышления, смекалки, сообразительности и творческой фантазии, а так же умения анализировать и синтезировать, применять теоретические знания для объяснений явлений природы, быта и техники.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Причины создания рабочей программы заключаются в том, что федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. По учебному плану школы на изучение физики в 10-ых классах отведено 3 часа в неделю, всего 102 часа.
Разделы программы традиционны: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика.
Основная цель изучения базового курса физики в общеобразовательной школе - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами физических знаний, поэтому добавлены следующие вопросы:
Раздел МЕХАНИКА дополнен темами: Угловая скорость, Невесомость, Статика, Момент сил, Условия равновесия твердого тела. Число часов на изучение раздела – 33часов.
Раздел МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА дополнен темами: Холодильник: устройство и принцип действия. Модель строения жидкости, Поверхностное натяжение жидкости, Уравнение теплового баланса. Число часов на изучение раздела – 31 час.
Раздел ЭЛЕКТРОДИНАМИКА дополнен темами: Зависимость сопротивления от температур, Сверхпроводимость. Число часов на изучение раздела – 31 час.
Программа дополнена разделом ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ. Число часов на изучение раздела – 6 часов.
С учетом, имеющегося в школе физического оборудования, в лабораторном практикуме выполняются следующие лабораторные работы:
- Измерение электроемкости конденсатора.
- Опытная проверка закона Бойля–Мариотта.
- Измерение модуля упругости резины.
- Измерение поверхностного натяжения жидкости.
- Определение заряда электрона.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Введение | 1 | 1 |
2. | Механика | 22 | 33 |
3. | Молекулярная физика. Термодинамика. | 21 | 31 |
4. | Электродинамика | 24 | 31 |
5. | Лабораторный практикум | 0 | 6 |
Итого Из них Контрольных Лабораторных | 68 7 10 | 102 7 10 |
2. Содержание обучения
1. Введение. Основные особенности физического метода исследования (1/1ч)
Физика как науки и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов.
2. Механика (22 ч/33ч)
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость, Сила упругости. Законы Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Статика.
Момент силы. Условия равновесия твердо го тела.
Фронтальные лабораторные работы
1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
2. Изучение закона сохранения механической энергии.
3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч/31 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов II природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
Фронтальные лабораторные работы
3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Электродинамика (24 ч/31ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные истицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов, электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Фронтальные лабораторные работы
4. Изучение последовательного и параллельного соединении проводников.
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
3. Перечень практических, лабораторных работ
№ п/п | Вид деятельности | Количество |
Лабораторные работы | 10 | |
Контрольные работы | 7 |
4. Требования к подготовке учащихся по предмету
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
- уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- . Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень)». Авторы Данюшенков В.С., Коршунова О.В., - Москва.- Просвещение, - 2007
- Методические рекомендации ККИДППО по физике на 2012/2013 учебный год
- Мякишев, Буховцев, Сотский Физика 10 класс. (Учебник для общеобразовательных учреждений). Москва, “Просвещение ” 2009.
- Степанова Г.Н. Сборник вопросов и зада по физике: 10–11 класс общеобразовательных упреждений. Москва, “Просвещение ” 2002.
- Никифоров Г.Г. Единый государственный экзамен. 2009: физика: сб. заданий / Г.Г. Никифоров, Н.К. Хананнов. Москва, “Просвещение ” 2009.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения учителей ________________Л.В. Рысева
естественно-научного цикла от _25.08.12_ №_1, “____” __________2012
________________В.Н. Рева
Согласовано
Зам. директора по УВР
__________________
«__» _______2012 г.
Краснодарский край, Отрадненский район, ст. Отрадная
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №1
календарно–тематическое планирование
по физике .
Классы 10
Учитель: Даневич Наталья Анатольевна
Количество часов на учебный год: всего 102 часов; в неделю 3 часа.
Планирование составлено на основании рабочей программ учителя физики Даневич Н.А., утвержденной решением педсовета МОУ СОШ №1 ,
протокол №1 от 30.08.2012
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты | Оборудование урока | |
План | Факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | ||||
1. | 1. Основные особенности физического метода исследования. | 1 | |||
МЕХАНИКА | 33 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| |||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА | 31 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| |||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| |||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 31 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
|
| 1 | |||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
ФИЗПРАКТИКУМ | 6 | ||||
97 |
| 1 | |||
98 |
| 1 | |||
99 |
| 1 | |||
100 |
| 1 | |||
101 |
| 1 | |||
102 |
| 1 | |||
Итого | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/09/picture-648063-1436450831.jpg)
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/06/picture-737705-1457238437.jpg)
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/06/picture-737705-1457238437.jpg)
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815895-1473859185.jpg)
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815895-1473859185.jpg)
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-824434-1475496880.jpg)
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...