Рабочие программы по физике 10-11 класс
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Даневич Наталья Анатольевна

Рабочая программа по физике 10-11 класс  2-говида по УМК Буховцева, Мякишева. Курс рассчитан на 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11_3.rar62.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1  станицы Отрадной муниципального образования Отрадненский район Краснодарского края

УТВЕРЖДЕНО.        

Решение педсовета

протокол  №1 от  30.08.2012.  

Председатель педсовета

__________  С.Н. Лазарев

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  физике.

                 (предмет, курс)

Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее (10 класс).

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов  102                          Уровень базовый.

                                                                                                                                                                                 (базовый, профильный)

Учитель  Даневич Наталья Анатольевна.

Программа разработана на основе: Программы.  Физика
10-11. Москва, “Просвещение”, 2007 г.
 Авторы – составители: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. 10-11 классы. Программы.  Физика 10-11. Москва, “Просвещение”, 2007 г. Авторы – составители: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова. Страницы: 59-121.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по физике, с учетом методических рекомендаций для ОУ Краснодарского края о преподавании физики в 2012-2013 учебном году.

Физика как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития учащихся, подготовки их к жизни и производительному труду. Изучая данную дисциплину обучающиеся должны получить представление о законченной и совершенной картине мира, о наиболее общих законах природы, управляющих течением процессов в окружающем мире и во Вселенной. Современная автоматизация производства, внедрение компьютерных технологий требует от специалистов знания основ физической науки, владение определенными навыками политехнического характера, позволяющих обращаться с точнейшими измерительными и контролирующими приборами, разбираться в технических расчетах и чертежах. Целью практических занятий и решения задач является приучение обучающихся к самостоятельной работе с источниками информации, развитие логического мышления, смекалки, сообразительности и творческой фантазии, а так же умения анализировать и синтезировать, применять теоретические знания для объяснений явлений природы, быта и техники.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  2. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  5. использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Причины создания рабочей программы заключаются в том, что федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X  классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. По учебному плану школы на изучение физики в 10-ых классах отведено 3 часа в неделю, всего 102 часа.

Разделы программы традиционны: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика.

Основная цель изучения базового курса физики в общеобразовательной школе - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами физических  знаний,  поэтому добавлены следующие вопросы:

Раздел МЕХАНИКА дополнен темами: Угловая скорость, Невесомость, Статика, Момент сил, Условия равновесия твердого тела. Число часов на изучение раздела – 33часов.

Раздел МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА дополнен темами: Холодильник: устройство и принцип действия. Модель строения жидкости, Поверхностное натяжение жидкости, Уравнение теплового баланса. Число часов на изучение раздела – 31 час.

Раздел ЭЛЕКТРОДИНАМИКА  дополнен темами: Зависимость сопротивления от температур, Сверхпроводимость. Число часов на изучение раздела – 31 час.

Программа дополнена разделом ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ. Число часов на изучение раздела – 6 часов.

С учетом, имеющегося в школе физического оборудования, в лабораторном практикуме выполняются следующие  лабораторные работы:

  1. Измерение электроемкости конденсатора.
  2.         Опытная проверка закона Бойля–Мариотта.
  3.         Измерение модуля упругости резины.
  4.         Измерение поверхностного натяжения жидкости.
  5.         Определение заряда электрона.

Таблица тематического распределения количества часов:


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Введение

1

1

2.

Механика

22

33

3.

Молекулярная физика. Термодинамика.

21

31

4.

Электродинамика

24

31

5.

Лабораторный практикум

0

6

Итого

Из них

Контрольных

Лабораторных

68


7

10

102


7

10

2. Содержание обучения

1. Введение. Основные особенности физического метода исследования (1/1ч)

Физика как науки и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов.

2. Механика (22 ч/33ч)

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость, Сила упругости. Законы Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Статика.

Момент силы. Условия равновесия твердо го тела.

Фронтальные лабораторные работы

1.  Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

2.  Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч/31 ч)

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов II природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.

Фронтальные лабораторные работы

3.  Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Электродинамика (24 ч/31ч)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные истицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов, электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—n  переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический  ток  в  жидкостях.  Электрический  ток   в  вакууме. Электрический   ток в газах.  Плазма.

Фронтальные лабораторные работы

4.  Изучение последовательного и параллельного соединении проводников.

5.  Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

3. Перечень практических, лабораторных работ

№ п/п

Вид деятельности

Количество

Лабораторные работы

10

Контрольные работы

7

4. Требования к подготовке учащихся по предмету

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  4. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
  5. уметь
  6. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  7. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  8. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  9. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.

 

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. .  Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень)». Авторы Данюшенков В.С., Коршунова О.В., - Москва.- Просвещение, - 2007
  2.    Методические рекомендации ККИДППО по физике на 2012/2013 учебный год
  3.  Мякишев, Буховцев, Сотский Физика 10 класс. (Учебник для общеобразовательных учреждений). Москва, “Просвещение ” 2009.
  4. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и зада по физике: 10–11 класс общеобразовательных упреждений. Москва, “Просвещение ” 2002.
  5. Никифоров Г.Г. Единый государственный экзамен. 2009: физика: сб. заданий / Г.Г. Никифоров, Н.К. Хананнов. Москва, “Просвещение ” 2009.

СОГЛАСОВАНО                                                         СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                 Заместитель директора по УВР

методического объединения учителей                                ________________Л.В. Рысева

естественно-научного цикла  от _25.08.12_ №_1,                “____” __________2012

________________В.Н. Рева


Согласовано

Зам. директора по УВР

__________________

«__» _______2012 г.                

Краснодарский край, Отрадненский район, ст. Отрадная

Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №1

календарно–тематическое планирование

по     физике   .

Классы  10

Учитель: Даневич Наталья Анатольевна

Количество часов на учебный год:  всего  102 часов; в неделю   3 часа.


Планирование составлено на основании рабочей программ учителя физики Даневич Н.А., утвержденной решением педсовета МОУ СОШ №1 , 
протокол  №1 от  30.08.2012

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты
проведения

Оборудование урока

План

Факт

1

2

3

4

5

ВВЕДЕНИЕ

1

1.

1. Основные особенности физического метода исследования.

1

МЕХАНИКА

33

  1. Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применения

1

  1. Механическое движение. Материальная точка. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость

1

  1. Относительность механического движения. Принцип относительности в механике. Система отсчета. Координаты.

1

  1. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

1

  1. Закрепление темы равномерное прямолинейное движение

1

  1. Закрепление темы  движение с постоянным ускорением.

1

  1. Свободное падение тел.

1

  1. Закрепление темы свободное падение тел

1

  1. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.

1

  1. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная  скорости вращения.

1

  1.  Контрольная работа №1 « Основы кинематики».

1

  1. Основное утверждение механики. Масса. Сила. Инерциальные системы отсчета.

1

  1. Принцип относительности Галилея. 1,2,3 законы Ньютона. Связь между силой и ускорением.

1

  1.  Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость.

1

  1. Сила тяжести и вес. Невесомость.

1

  1. Сила упругости. Закон Гука.

1

  1. Л.р. №1 «Движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

1

  1.  
  1. Силы трения.

1

  1. Закрепление темы «Силы в природе»

1

  1. Контрольная работа№2 «Динамика. Силы в природе»

1

  1. Импульс Закон сохранения импульса

1

  1. Реактивное движение.

1

  1. Закрепление темы закон сохранения импульса.

1

  1. Работа силы.

1

  1. Кинетическая энергия

1

  1. Потенциальная энергия

1

  1. Закон сохранения механической энергии.

1

  1. Закрепление темы потенциальная и кинетическая энергии

1

  1. Закрепление темы закон сохранения энергии

1

  1. Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии».

  1. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и развития космических исследований.

1

  1. Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике»

1

  1. Статика. Момент сил. Условия равновесия твердого тела.

1

  1. Закрепление темы равновесие твердых тел

1

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА

31

  1. Возникновение атомической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

1

  1. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авагадро.

1

  1. Закрепление темы строение вещества.

1

  1. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул.

1

  1. Модель идеального  газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

1

  1. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура

1

  1. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона).

1

  1. Закрепление темы  уравнение Менделеева-Клапейрона

1

  1. Газовые законы.

  1. Закрепление темы  газовые законы.

1

  1. Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей -Люссака»

1

  1. Обобщение темы газовые законы.

1

  1. Контрольная работа №4 «Основы МКТ идеального газа».

1

  1. Испарение  и кипение.  Насыщенный пар.  Влажность воздуха.

1

  1. Модель строения жидкостей. Свойства поверхности жидкости.

1

  1. Закрепление темы «Жидкие и твердые тела»

1

  1. Обобщение темы «Жидкие и твердые тела»

1

  1. Твердое состояние вещества. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса

1

  1. Закрепление темы уравнение теплового баланса

  1. Термодинамика как фундаментальная физическая теория . Внутренняя энергия.

1

  1. Работа в термодинамике

1

  1. Закрепление темы работа в  термодинамике.

1

  1. Теплоемкость.  Количество теплоты.

1

  1. Закрепление темы количества теплоты

1

  1. Первый закон термодинамики

1

  1. Изопроцессы. Адиабатный процесс.

1

  1. Закрепление темы первый закон термодинамики

1

  1. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе.

1

  1. Тепловые двигатели. КПД двигателей

1

  1. Принцип действия холодильной установки. Закрепление темы нахождение КПД тепловых двигателей.

1

  1. Контрольная работа  № 5  «Основы термодинамики»

1

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

31

  1. Электрический заряд и элементарная частица. Закон сохранения электрического заряда.

1

  1. Закон Кулона.

1

  1. Закрепление темы  закон Кулона.

1

  1. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

1

  1. Закрепление темы  напряженность электрического поля.

1

  1. Закрепление темы принцип суперпозиции электрических полей.

1

  1. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков

1

  1. Потенциальность электрического поля. Потенциал и разность потенциалов.

1

  1. Закрепление темы расчет потенциала электростатического поля

1

  1. Электроёмкость. Конденсаторы

1

  1. Энергия заряженного конденсатора.

1

  1. Контрольная работа № 6 «Основы электростатики»

1

  1. Сила тока.  

1

  1. Закон Ома для участка цепи

1

  1. Сопротивление. Электрические цепи

1

  1. Лабораторная работа №6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

1

  1. Закрепление темы закон Ома для участка цепи

1

  1. а
  1. Работа и мощность постоянного тока

1

  1. Закрепление темы  работа и мощность тока

1

  1. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

1

  1. Лабораторная работа №7 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

  1. Закрепление темы  закон Ома для полной цепи

1

  1. Контрольная работа  №7 «Постоянный электрический ток»

1

  1. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.

1

  1. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р- n переход

1

  1. Полупроводниковые диод, транзистор.

1

  1. Электрический ток  в вакууме. 

1

  1. Электрический ток  в жидкости.

1

  1. Закрепление темы законы электролиза

1

  1. Электрический ток  в газах. Плазма

1

  1. Обобщение по теме «Электрический ток в различных средах»

1

ФИЗПРАКТИКУМ

6

97

  1. Выполнение заданий физпрактикума

1

98

  1. Выполнение заданий физпрактикума

1

99

  1. Выполнение заданий физпрактикума

1

100

  1. Выполнение заданий физпрактикума

1

101

  1. Выполнение заданий физпрактикума

1

102

  1. Обобщение по теме  физпрактикум

1

Итого

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...