Урок по физике на тему:": ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УПРУГОГО И НЕУПРУГОГО УДАРОВ."
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Логинов Михаил Анатольевич

Цель урока - изучение  законов сохранения импульса и энергии на примере изучения скорости  пули и энергии диссипации при абсолютно неупругом ударе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_eksperimentalnoe_izuchenie_uprugogo_i.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока физики

9 класс

Тема урока: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УПРУГОГО И

НЕУПРУГОГО УДАРОВ.

Логинов Михаил Анатольевич,

Учитель физики

ГБОУ лицея № 344

Невского района Санкт-Петербурга

Цели: 

Образовательные: 

  1. повторение  тем:  “Законы сохранения в механике”, “Абсолютно упругие и абсолютно неупругие удары”, “Механическая работа”, “Кинематика равномерного движения”;
  2. изучение  законов сохранения импульса и энергии на примере изучения скорости  пули и энергии диссипации при абсолютно неупругом ударе

Воспитательные: 

  1. воспитание трудолюбия, аккуратности записей на доске, коммуникабельности при работе, честности и требовательности к себе при работе над тестовым заданием. 

Развивающие: 

  1. развитие речи (применение терминов механики  и математики для объяснения этапов решения задачи),
  2. развитие внимания (найти ошибку в объяснении),
  3. умение сравнивать (упругий и неупругий удар) и прогнозировать поведение системы тел;

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Используемые технологии:

  1. технология развития практического мышления
  2. проблемное обучение.

Оборудование :

Приборы и принадлежности:         цилиндрический маятник, пластилиновый шар на нити, пневматическая винтовка, весы с набором гирь, пуля, линейка, лабораторный штатив.

Учебное пособие:

1. Перышкин А. В. “Физика – 9 класс”, Москва “Дрофа”, 2006год

2. Лукашик В. И. , Иванова Е. В. Сборник задач и упражнений по физике для 7-9 класса, Москва “Дрофа”,2005

3. Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике , Москва “Вако”, 2004

4. Кирик А. А. Физика -9. Самостоятельные и контрольные работы. Москва “Илекса”, 2003

Этапы урока:

  1. Подготовка к активной познавательной деятельности (мотивация: применение в природе и технике,  прогнозирование поведения тел различных систем, повторение законов сохранения).
  2. Этап применения знаний и способов действий (работа в группах по расчету параметров в различных ситуациях и отчет групп).
  3. Контроль усвоенного материала
  4. Итог на рефлексивной основе и выставление оценок.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Подготовка к активной познавательной деятельности

Цель: мотивация учащихся, постановка цели урока.

Учитель задает вопрос о важности данного явления в природе и технике. Учащиеся рассуждают и приводят примеры: спорт (бокс, футбол, бильярд), оружие, транспорт (аварии на дорогах), техника (от забивания гвоздей до шар-бабы), молекулы газов. Учитель подчеркивает, что молекулы взаимодействуют по законам упругого удара и об этом пойдет речь в дальнейшем при изучении темы МКТ.

Затем вводится понятие абсолютно упругого удара.

Абсолютно упругий удар – это столкновения тел, в результате которого их внутренние энергии остаются неизменными. При абсолютно упругом ударе сохраняется не только импульс, но и механическая энергия системы тел. Примеры: столкновение бильярдных шаров, атомных ядер и элементарных частиц. Даётся пояснение упругого центрального и нецентрального ударов. На доске выполняется рисунок:

В результате центрального упругого удара двух шаров одинаковой массы они обмениваются скоростями: первый шар останавливается, второй приходит в движение со скоростью, равной скорости первого шара.

Вводится понятие абсолютно неупругого удара - так называется столкновение двух тел, в результате которого они соединяются вместе и движутся дальше как одно целое. При неупругом ударе часть механической энергии взаимодействующих тел переходит во внутреннюю, импульс системы тел сохраняется. Примеры неупругого взаимодействия: столкновение слипающихся пластилиновых шаров, автосцепка вагонов и т.д. Обсуждается вопрос: можно ли поймать рукой летящую пулю и положить её в карман? Важен не только правильный ответ, но и пояснения к ответу. На доске выполняется рисунок:

После неупругого соударения два шара движутся как одно целое со скоростью, меньшей скорости первого шара до соударения.

Затем в короткой беседе учащиеся повторяют законы сохранения и основные подходы к решению системы уравнений.

3 этап. Применение знаний и способов действий.

Учащиеся садятся по парам, каждая пара получает задания от № 1 до №5. Задание № 6 – дополнительное для тех групп, которые справятся быстрее. Задание группам состоит в том, чтобы:

  1. получить ответ, найти скорости тел после удара;
  2. записать на листе исходную систему, основные этапы ее решения и ответ (лист прикрепить к доске магнитом);
  3. дать пояснения ходу рассуждений, при этом сознательно допустить ошибку в объяснениях;
  4. продемонстрировать эксперимент для своей ситуации, отметить особенности своей задачи.

После работы группы отчитываются по изложенной выше схеме, при этом задача слушателей – найти ошибку и сравнить полученный результат со своим предположением, проверить свою интуицию.

Ответы, полученные в результате  решения задач:

  1. первый останавливается, второй движется со скоростью первого;
  2. тела обмениваются скоростями;
  3. оба шарика разлетаются, но первый меняет направление, если его масса меньше;
  4. отскакивает с начальной скоростью по модулю;
  5. отскакивает от стенки с двойной скоростью.
  6. шары разлетаются под углом 90º.

4 этап. Практическая часть урока.

Учащиеся проводят следующий эксперимент:

СХЕМА ОПЫТА

В процессе эксперимента учащиеся должны провести следующие действия:

1.  Заметить на шкале начальное положение подвешенного шара

2.        Измерить длину нити  L.

3.        Произвести выстрел из винтовки. Опыт проделать три раза и найти среднее значение отклонения.

4.        По формулам (1), (2), (3) вычислить скорость пули в момент удара и энергию диссипации.

5.        Заметить на шкале начальное положение маятника.

6.        Произвести выстрел из винтовки и определить по шкале перемещение маятника l после частично упругого удара. Данные занести в таблицу. Опыт проделать три раза и найти среднее значение отклонения.

7.        По формулам (4), (5) определить скорость маятника после частично упругого удара.

Таблица, в которую заносятся данные:

ТАБЛИЦА

5 этап. Контроль.

Цель контроля: проверить уровень усвоения изученной темы.

Учащиеся отвечают на вопросы по теме «Упругий и неупругий удар»:

1. Какое взаимодействие называется ударом?

2. Какой удар называется абсолютно упругим, абсолютно неупругим? Какие законы выполняются при этих ударах?

3. Что называется коэффициентом восстановления?

4. Получите из закона сохранения энергии и импульса скорость пули в момент удара и энергию диссипации при абсолютно неупругом ударе.

5. Получите соотношения для определения скорости пули и маятника после частично упругого удара

6 этап. Домашнее задание.

Каждый учащийся получает рабочий лист для выполнения домашнего задания. Нужно произвести расчеты по данным рисункам.

7 этап. Итог на рефлексивной основе и выставление оценок

Выскажи одним предложением  сегодня я узнал…

  1. было интересно…
  2. было трудно…
  3. я выполнял задания…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я почувствовал, что…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. я смог…
  11. я попробую…
  12. меня удивило…
  13. урок дал мне для жизни…
  14. мне захотелось…

Небольшая анкета

1.На уроке я работал                                                

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

      активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен  полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


                Приложение

( у каждого учащегося на парте)

                

  1.                 

  1. m1V1 + m2V2 = (m1 + m2)U


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике на тему: «Лестница знаний» (Обобщение изученного материала в 10-11 классах)

"Человек знает физику, если он умеет решать задачи". Эти слова принадлежат выдающемуся физику Энрико Ферми.На этом уроке предстоит проверить это утверждение. Но это не просто урок решения задач, ...

Практикум "Исследование упругих и неупругих ударов тел"

Практическая работа № 1 является частью практикума 10 класса....

План-конспект урока по физике по теме "Сила упругости" 7 класс

План-конспект урока по физике в 7 классе. Конспект составлен с учетом требовний ФГОС....

Урок по физике по теме "Сила упругости. Закон Гука"

Урок содержит разные формы и методы обучения...

Урок в 10 классе Тема «Экспериментальное подтверждение газовых законов»

Урок в 10 классе Экспериментальное подтверждение газовых законов...

Презентация к уроку "Абсолютно упругий и неупругий удары" (10 класс)

Презентация к уроку "Абсолютно упругий и неупругий удар" для учащихся 10 класса. В процессе объяснения учащиеся по вариантам решают задачи на соударение....