Урок по физике на тему: «Лестница знаний» (Обобщение изученного материала в 10-11 классах)
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Комбарова Надежда Федоровна

"Человек знает физику, если он умеет решать задачи". Эти слова принадлежат выдающемуся физику Энрико Ферми.

На этом уроке предстоит проверить это утверждение. Но это не просто урок решения задач,  решения поставленных задач будут находить экспериментально.

Цель урока: экспериментальное исследование различных физических законов и процессов, формирование измерительных и экспериментальных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc167 КБ
Office presentation icon urok.ppt925.5 КБ
Файл 1.rar890.92 КБ
Файл 2.rar1.94 МБ
Файл 3.rar678.81 КБ
Файл 4.rar1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике на тему: «Лестница знаний»

(Обобщение изученного материала в 10-11 классах)

ЦЕЛЬ урока:  экспериментальное исследование различных физических законов и процессов, формирование измерительных и экспериментальных умений.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • экспериментально определить влажность воздуха и точку росы;
  • экспериментально определить ускорение свободного падения;
  • экспериментально исследовать явление электромагнитной индукции;
  • экспериментально исследовать законы постоянного тока;
  • экспериментально исследовать газовые законы;
  • провести компьютерное исследование законов фотоэффекта;
  • продолжить формирование умений и навыков собирать экспериментальные установки, а также пользоваться измерительными приборами;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
  • продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
  • продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • компьютер РМП;
  • проектор;
  • компьютеры РМУ 10 шт;
  • гигрометр присхрометрический;
  • таблица соответствия давления и плотности насыщенных водяных паров при различных температурах;
  • штатив с муфтами и лапками;
  • счетчик-секундомер (демонстрационный);
  • набор шариков;
  • набор катушек;
  • набор магнитов;
  • гальванометр;
  • источник питания;
  • амперметр демонстрационный;
  • вольтметр демонстрационный;
  • ключ;
  • резисторы на 5 Ом и на 10 Ом;
  • провода соединительные;
  • комплект для изучения газовых законов (с манометром);
  • вода холодная и горячая;
  • термометр.

Ступени:

  1. Вместе мы сила
  2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
  3. Учитель всегда прав
  4. Одна голова хорошо, а две лучше
  5. Сам за себя

Вид  деятельности:

  1. Анимация в физике: обсуждение увиденного (1 этап все вместе)
  2. Практические работы:
  • Определение влажности воздуха и точки росы (2 этап по 5-6 человек)
  • Исследование видов соединений резисторов (3 этап по 3-4 человека)
  • Измерение ускорения свободного падения (3 этап по 3-4 человека)
  • Исследование явления электромагнитной индукции (3 этап по 3-4 человека)
  • Исследование газовых законов (4 этап по 2 человека)
  1. Экспериментальное  компьютерное задание (5 этап по 1 человеку)

Ход урока:

Человек знает физику, если он умеет решать задачи. Эти слова принадлежат выдающемуся физику Энрико Ферми.

Сегодня на уроке нам предстоит проверить это утверждение, но мы не просто будем решать задачи, мы будем находить решения экспериментально.

1 этап

Анимация в физике:

1.wmv

изображение предмета в плоском зеркале

2.wmv

«горящая свеча в воде»

3a.wmv

дисперсия света

4.wmv

преломление света

 

 

 Карта исследования

2 этап (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Название работы: Определение влажности воздуха и точки росы

Условие задачи исследования:  

Точка росы воздуха - важнейший параметр при антикоррозионной защите. Как правило, в практике противокоррозионной защиты рекомендуется нанесение защитных лакокрасочных покрытий на поверхность, температура которой на 3 градуса выше точки росы. При какой минимальной температуре в комнате можно осуществлять покраску поверхностей.

Сделайте вывод: До какой температуры нужно охладить воздух в комнате, чтобы на окрашенных стенах появилась влага.

Цель работы:

Приборы и материалы:

  • гигрометр присхрометрический.
  • таблица соответствия давления и плотности насыщенных водяных паров при различных температурах.

Ход работы:

  1. Определите влажность воздуха в комнате __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Рассчитайте точку росы и минимальную температуру окрашиваемой поверхности

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:


Карта исследования

3 этап (Учитель всегда прав)

Название работы: Исследование видов соединений резисторов

Условие задачи исследования:

Два резистора, сопротивлением 5 и 10 Ом включите сначала последовательно, а затем параллельно в сеть с напряжением до 8 В. Определите напряжение и ток в цепи. Рассчитайте количество теплоты, выделяющееся при каждом соединении резисторов за время равное 3 мин.

Сделайте вывод: Какой вид соединения является экономически выгодным. При каком соединении выделяется большее количество теплоты.

Цель работы:

Приборы и материалы:

  • источник питания;
  • амперметр демонстрационный;
  • вольтметр демонстрационный;
  • ключ;
  • резисторы на 5 Ом и на 10 Ом;
  • провода соединительные.

Ход работы:

  1. Нарисовать схемы соединения:

          Последовательное                                                        Параллельное

  1. Определите напряжение и ток в цепи при каждом виде соединения резисторов ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Рассчитайте количества теплоты

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:


Карта исследования

3 этап (Учитель всегда прав)

Название работы: Измерение ускорения свободного падения

Условие задачи исследования:  Закрепите в штативе пускатель и датчик. Подвесьте к пускателю шарик на подставке (пластмассовый или металлический) так, чтобы при нажатии кнопки «Старт» он падал бы точно в створ датчика. Внизу положите тканевую салфетку для смягчения удара при падении шарика. Измерьте расстояние между серединой шарика и створом датчика. Нажмите кнопку «Старт». Зафиксируйте время падения шарика, вычислите ускорение свободного падения.

Сделайте вывод: Зависит ли ускорение свободного падения от массы тела, от материала из которого изготовлен шарик.

Цель работы:

Приборы и материалы:

  • штатив с муфтами и лапками;
  • счетчик-секундомер (демонстрационный);
  • набор шариков

Ход работы:

  1. Определите расстояние между серединой шарика и створом датчика ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Определите время падения шарика

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассчитайте ускорение свободного падения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:


Карта исследования

3 этап (Учитель всегда прав)

Название работы: Исследование явления электромагнитной индукции

Условие задачи исследования:  

  1. Вдвигая полосовой магнит внутрь катушки, определите направление индукционного тока. Повторите опыт, выдвигая магнит из катушки.
  2. Определите, как влияет скорость движения постоянного магнита внутри катушки на силу индукционного тока в ней. Объясните наблюдаемое изменение силы тока.
  1. Повторите опыт с катушкой, имеющей меньшее число витков.
  2. Повторите опыт с более мощным магнитом.

Сделайте выводы: от чего зависит значение и направление индукционного тока.

Цель работы:

Приборы и материалы:

  • набор катушек;
  • набор магнитов;
  • гальванометр;
  • провода соединительные

Ход работы:

  1. Соедините катушку с гальванометром.
  2. Проведите необходимые исследования.
  3. Сделайте пояснительные чертежи.

 

Вывод:


Карта исследования

4 этап (Одна голова хорошо, а две лучше)

Название работы: Исследование газовых законов (закона Шарля)

Условие задачи исследования:  Сравнить два состояния воздуха в сосуде при постоянном объеме в 45 мл (шприц снимают). В первом состоянии воздух в сосуде находится при комнатной температуре и атмосферном давлении. Для получения второго состояния ставят оба зажима на открытые концы трубок и пластиковый сосуд опускают в стакан с горячей воды.

Сделайте вывод с учетом погрешностей.

Цель работы:

Приборы и материалы:

  • комплект для изучения газовых законов (с манометром);
  • вода холодная и горячая;
  • термометр

Ход работы:

  1. Определите давление с помощью барометра-анероида и температуру с помощью термометра для первого состояния __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Определите давление с помощью манометра и температуру с помощью термометра для второго состояния __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Вычислите отношение давления к температуре для двух состояний.  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите абсолютную и относительную погрешность.

Оценка погрешности при косвенных измерениях:  Косвенным называется измерение данной величины a через непосредственное измерение величин X, Y, Z..., функционально связанных с первой.

Результат косвенного измерения величины a зависит от точности измерений величин

X, Y, Z... и от вида функциональной связи.

∆x, ∆y – это точности измерения величин, равные половине цены деления прибора

Вид функции

Абсолютная погрешность

Относительная погрешность

a=x/y

∆a=(x∆y+y∆x)/y2

ε =(∆x/x) + (∆y/y)

Вывод:


Карта исследования

5 этап (Сам за себя)

Экспериментальное  компьютерное задание
http://www.radweb.ru/content/models/fotoef.html

Название работы: Изучение свойств света в фотоэффекте

Условие задачи исследования:

Нажмите кнопку Тест. Используя движок, уменьшайте длину волны, пока не возникнет ток в регистрирующем приборе, и вы не увидите поток электронов. Медленно увеличивая длину волны, определите максимальное ее значение λ0 (длина волны красной границы фотоэффекта) при котором наблюдается фотоэффект. Запишите это значение.

Цель работы:

Ход работы:

  1. Рассчитайте энергию фотона и найдите работу выхода A в электрон-вольтах (1эВ = 1,6·10-19Дж). Подставьте значение А (с точностью до 2-х знаков после запятой) в окно теста и нажмите кнопку Проверить. Если расчеты сделаны правильно, появиться надпись Правильно!!! и переключатель теста переключится в положение масса фотона.
  2. При минимальной интенсивности света, немного увеличьте длину волны, так чтобы фотоэффект перестал наблюдаться. Рассчитайте для этой длины волны энергию фотона. Увеличьте интенсивность в 2 раза, а затем в 4 раза. При увеличении интенсивности пропорционально увеличивается количество фотонов и, соответственно, их суммарная энергия: E = nhν = nc/λ, где n- число фотонов. Пронаблюдайте, возникнет ли при увеличении интенсивности света фотоэффект или нет. Будет ли в этих 2-х случаях суммарная энергия потока фотонов больше, чем суммарная энергия потока фотонов для λ0 при минимальной интенсивности света? От чего зависит проявление фотоэффекта: от энергии каждого фотона в световом потоке или от суммарной энергии всех фотонов? Какой вывод можно сделать на основании проведенных наблюдений?
  3. Используя найденное для λ0 значение энергии фотона рассчитайте его массу. Подставьте это значение в окно теста и нажмите кнопку Проверить. Если расчеты сделаны правильно, появиться надпись Правильно!!! Покажите результат преподавателю. Внимание! Вам в первой части теста и во второй дается 3 попытки. Если появится надпись «Попробуйте еще раз!!!», надо будет снова нажать кнопку тест, и передвигая движок, заново определить длину волны λ0.

Проведите необходимые рассчеты:

Выводы:


Рефлексия

Лист самоанализа.

Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока”:

1. Чувствую вдохновение (2балла) – чувствую подавленность (0баллов)

 2. Интересно (2балла)– не интересно (0 баллов)

3. Уверен в себе (2 балла) – не уверен в себе (0 баллов)

 4. Не устал (2 балла) – устал (0 баллов)

 5. Старался (2 балла) – не старался (0 баллов)

 6. Доволен собой (2 балла) – не доволен собой (0 баллов)

7. Не раздражаюсь (2 балла) – раздражаюсь (0 баллов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по физике на тему: «Лестница знаний»

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: экспериментальное исследование различных физических законов и процессов

Слайд 3

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: экспериментально определить влажность воздуха и точку росы; экспериментально определить ускорение свободного падения; экспериментально исследовать явление электромагнитной индукции; экспериментально исследовать законы постоянного тока; экспериментально исследовать газовые законы; провести компьютерное исследование законов фотоэффекта; продолжить формирование умений и навыков собирать экспериментальные установки, а также пользоваться измерительными приборами;

Слайд 5

Просмотр видеороликов и их анализ

Слайд 7

Какова влажность воздуха в комнате? Чему равна точка росы? До какой температуры нужно охладить воздух в комнате, чтобы на окрашенных стенах появилась влага? При какой минимальной температуре в комнате можно осуществлять покраску поверхностей?

Слайд 9

Чему равно количество теплоты, выделившееся в цепи при последовательном соединении резисторов? При параллельном? При каком соединении выделяется большее количество теплоты? Какой вид соединения является экономически выгодным?

Слайд 10

Чему равно расчетное ускорение свободного падения? Зависит ли ускорение свободного падения от массы тела? От материала из которого изготовлен шарик? От чего зависит ускорение свободного падения?

Слайд 11

От чего зависит значение индукционного тока? Направление индукционного тока?

Слайд 13

В чем состоит суть закона Шарля? Чему равна относительная погрешность? Выполняется ли закон Шарля согласно полученных вами данных?

Слайд 15

Возникнет ли при увеличении интенсивности света фотоэффект или нет? Будет ли при увеличении интенсивности света суммарная энергия потока фотонов больше, чем суммарная энергия потока фотонов для λ 0 при минимальной интенсивности света? От чего зависит проявление фотоэффекта: от энергии каждого фотона в световом потоке или от суммарной энергии всех фотонов? Какой вывод можно сделать на основании проведенных наблюдений?

Слайд 16

Рефлексия Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока: 1. Чувствую вдохновение (2 балла) – чувствую подавленность (0 баллов) 2. Интересно (2 балла)– не интересно (0 баллов) 3. Уверен в себе (2 балла) – не уверен в себе (0 баллов) 4. Не устал (2 балла) – устал (0 баллов) 5. Старался (2 балла) – не старался (0 баллов) 6. Доволен собой (2 балла) – не доволен собой (0 баллов) 7. Не раздражаюсь (2 балла) – раздражаюсь (0 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физике на тему «Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы» для 9 класса

Разработка урока по теме "Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы." позволит повторить, обобщить и углубить знания о составе атомных ядер; сформировать понятие «изотопы веществ»; сформировать поня...

Урок русского языка в 9 классе. Тема: «Повторение и систематизация изученного материала».

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Повторение и систематизация изученного материала»....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Открытый урок по теме "Повторение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение»"

1.Повторение изученного о правописании местоимений, об их образовании и морфологических признаках.2. Расширение кругозора и пополнение словарного запаса учащихся, привитие любви к родному языку, воспи...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....

Тема урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". Класс: 5

Тема урока: " Повторе­ние и об­общение изученного материала в разделе "Лексика".Класс: 5Планируемые результаты:- Личностные: осознание лексического богатства русского ...