Урок по теме "Закон Ома для участка цепи"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Яшина Марина Васильевна

Урок с элементами исследовательской деятельности. В качестве приложения - тест и дмдмктическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx36.1 КБ
Файл didakticheskaya_karta1_po_teme.docx36.31 КБ
Файл test.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике в 8 классе.

«Закон Ома для участка цепи»

 Базовый учебник  А. В. Пёрышкин Физика 8 класс.

 Учитель физики  МБОУ Тёпловская СОШ Яшина Марина Васильевна.

Тип урока: урок формирования новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения  результатов, отражённых в задачах урока.

Задачи урока:

Предметные

Создать условия для исследовательской деятельности учащихся в процессе  изучения зависимости силы тока от напряжения и сопротивления;

Сформировать практические навыки по применению закона Ома, через речение задач.

Метапредметные

Способствовать  овладению учащимися навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

Создавать условия для развития у учащихся мышления, внимания, умения вступать в речевое общение, понимать точку зрения своего собеседника, признавать право на иное мнение, аргументировано обосновывать свою точку зрения, отражать в устной или письменной речи результаты своей деятельности;

Личностные

 Воспитывать активность, организованность,  ответственность за свои решения,  стремление учиться самостоятельно, иметь собственное мнение;

Формировать ценности  уважения  к творцам науки.

Оборудование:

Портреты учёных: А.Вольта, А.Ампера, Г.Ома;

Амперметр, ключ, 3резистора, источник тока, соединительные провода;

компьютерная презентация «Закон Ома для участка цепи»;

Дидактический материал: бланк дидактической карты (по числу учащихся в классе),  тест по теме «Закон Ома» (2 варианта, число экземпляров – по числу учащихся в классе), Карточки с дифференцированными количественными задачами по теме «законы постоянного тока».

Дидактическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный этап. Мобилизация и

положительный настрой  учащихся

в начале урока. 1 мин.

I.Организационный этап. (Самоопределение к деятельности).  

Цели этапа:

  1. включить учащихся в учебную деятельность;
  2. определить содержательные рамки урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке мы с вами будем покорять вершины огромного мира электрических явлений. Нас ждут новые открытия и новые тайны самой замечательной науки - физики.

Ну а теперь всё по порядку. Давайте ещё раз обратимся к схеме физического познания. Первым шагом на этом пути являются исходные данные. Нам сегодня в качестве исходных данных понадобятся основные характеристики электрического тока.

 

Цель: настроится на продуктивную деятельность на уроке.

       II. Постановка и целей и задач  урока.  7 мин                                                                                                                                        

II. Этап постановки  целей и задач урока  (проблема – формулировка задачи)        

Цели этапа:

  1. организовать деятельность учащихся, в ходе которой возникает конфликтная ситуация, вызывающая  затруднение в учебной деятельности.
  2. обозначить тему урока и цель.

Учитель: Мне нужны 3 помощника, которые на доске заполнят таблицу. Остальные заполняют эту таблицу в своих дидактических листах.

Физические величины

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Обозначение

 

 

Формула

 

 

Единица измерения

 

 

Прибор для измерения

 

 

Условное обозначение прибора

 

 

(Учащиеся не могут заполнить ячейки, в которых нужно указать название прибора, измеряющего сопротивление, и изобразить его условное обозначение)

  Учитель: Похоже у вас возникли проблемы? Мы, действительно, ничего не знаем о приборе, измеряющем сопротивление. Давайте попробуем включить логику и попытаемся догадаться, как называется этот прибор и как он обозначается в схемах электрических цепей. (Омметр, Ω).

Дело в том, что неслучайно мы ни слова не сказали об этом приборе на уроках. В школьном курсе физики его не изучают. Но это не значит, что измерять сопротивление на уроках нам не придётся. Откройте стр.174 учебника. Прочтите название лабораторной работы №6. Эту работу мы будем выполнять на следующем уроке.  Как можно измерить сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра?

На самом деле нам нужно знать, как связаны между собой I, U, R. В этом случае, зная силу тока и сопротивление, мы всегда сможем найти сопротивление проводника.

Перед выполнением следующего задания, попробуйте сформулировать цель вашей дальнейшей деятельности на уроке. Запишите каждый свою цель в дидактических листах.

Цель: сформулировать цель своей деятельности на уроке.

Деятельность:

Заполняют таблицу.

Высказывают свое гипотеза о названии прибора для измерения сопротивления и его условного обозначения.

Высказывают гипотезы.

Формулируют и записывают цель своей деятельности на уроке.

III. Основной этап.

Этап изучения новых знаний

и способов деятельности. 20 мин

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Цель этапа:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие для выполнения практической работы, позволяющей найти необходимую зависимость.

Учитель:  В 1826 году немецкий физик Георг Ом экспериментально установил  взаимосвязь между уже известными нам характеристиками электрического тока: силой тока, напряжением и сопротивлением.

Как зависит сила тока от напряжения, мы уже знаем. Заполните соответствующий блок в дидактической карте.

Теперь мы попробуем выяснить зависимость силы тока от сопротивления. Опять включаем логику. А как может зависеть сила тока от сопротивления?

Давайте их всех гипотез выберем самую реальную и попробуем её проверить. Поможет нам в этом дидактическая  карта.

Цель с помощью эксперимента выяснить как зависит сила тока от сопротивления.

Деятельность:

Заполняют дидактическую карту.

Высказывают гипотезы.

Выполняют исследовательскую работу по инструкции в дидактической карте.

 IV.  Этап анализа полученных результатов. 5 мин

 

       IV.  Этап анализа полученных результатов. 5 мин         

Цель этапа:

  1. Помочь учащимся зафиксировать полученные в результате эксперимента результаты в словесной (вербальной) и знаковой форме.

Учитель: Давайте проанализируем полученные результаты. Зачитайте ваши выводы о том, как зависит сила тока от напряжения и сопротивления.

Запишите формулу, выражающую зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением.

Сравните ваши результаты с информацией в учебнике.

Мы сегодня с вами на уроке смогли сами экспериментально открыть закон Ома для участка цепи. Этот закон является одним из фундаментальных в электродинамике. И если вам придется самостоятельно ремонтировать электробытовые приборы или проводку, то без закона Ома вы не обойдетесь.

Георг Ом (1787-1854) - немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.

                                         

   

Цель:

Сформулировать закон Ома для участка цепи.

Деятельность:

Зачитывают выводы.

Записывают формулу.

Зачитывают формулировку закона Ома для участка цепи.

V.  Этап первичной проверки понимания изученного. 5 мин

V. Этап первичной проверки понимания изученного.

Цель этапа: зафиксировать изученный материал во внешней речи и письменно.

Учитель: Прежде чем мы будем применять полученные знания при решении задач,  давайте  все вместе попробуем использовать формулу закона Ома  в разных ситуациях.

Решим задачу №1из листа задач.

Цель:

Закрепить изученный материал.

Деятельность:

Решают задачу.

VI. Рефлексия. 5 мин

VI.  Рефлексия.

Цель этапа: -  оценить собственную деятельность на уроке;

                    -  поблагодарить друг друга за урок;

            - зафиксировать неразрешённые затруднения как      

              направления будущей  учебной деятельности;

                    - обсудить и записать домашнее задание.

Учитель:  Наш урок подходит к завершению.

Подведем итоги урока.

  1. Что нового вы узнали, поняли?
  2. Что научились делать?
  3. Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?
  4. Достигнута ли ваша  личная цель?

Заполните соответствующие строки в дидактической карте.

Домашнее задание:   § 44, выучить формулировку Закона Ома Для участка цепи, 3 задачи из карточки с задачами, согласно их дифференциации.

Цель:

Оценить собственную деятельность на уроке.

Деятельность:

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют дидактическую карту.

 



Предварительный просмотр:

Дидактическая карта по теме «Закон Ома для участка цепи»

8 класс.

  1. Основные характеристики электрического тока.
  1. Заполните таблицу:

Физические величины

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Обозначение

 

 

 

Формула

 

 

 

Единица измерения

 

 

 

Прибор для измерения

 

 

 

Условное обозначение прибора

 

 

 

  1. Прибор для измерения сопротивления                                
  2. Условное обозначение прибора в схемах электрических цепей
  3. Сформулируйте свою цель на уроке:                                                                                                                                                                        

  1. Зависимость силы тока от напряжения.
  1. Заполните пропуска в тексте:

Сила тока                                                напряжению. Графиком такой зависимости является                                                . Математически такая зависимость записывается                                                                        .

  1. Зависимость силы тока от сопротивления.
  1. Соберите электрическую цепь по схеме, подключив резистор R1=1 Ом:

  1. Измерьте силу тока I1 .
  2. Подключая в эту цепь вместо резистора R1 резисторы R2=2 Ом и R3=4 Ом, измерьте соответственно I2 и I3.
  3. Данные занесите в таблицу:

№ опыта

R, Ом

I, А

1

2

3

  1. Постройте график зависимости силы тока от сопротивления по трём точкам:

I, А

        

U, Ом

  1. Сформулируйте зависимость силы тока от сопротивления                                                                                                                        
  2. Выразите зависимость силы тока от сопротивления математически                                
  1. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.
  1. Сформулируйте зависимость силы тока  на участке цепи от напряжения и сопротивления                                                                                                                                                                                                
  2. Запишите формулу, выражающую зависимость силы тока на участке цепи от напряжения и сопротивления:                        
  3. Откройте стр.101 учебника и сравните ваши выводы с формулировкой закона Ома для участка цепи и его формулой.
  1. Закрепление.

Магический треугольник:

  1. Рефлексия.

Продолжите предложения:

  1. Теперь я знаю                                                                
  2. Теперь я умею                                                                
  3. Мне ещё обязательно надо                                                                
  1. Домашнее задание

&44, упр. 19 №1, 2, 3



Предварительный просмотр:

Тест:

Вариант 1

1.  Как зависит сила тока от сопротивления проводника?

     А. Сила тока прямо пропорциональна сопротивлению.

     Б. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.

     В.. Сила тока равна сопротивлению

     Г. Этой зависимости нет

2.  Математическая запись закона Ома

      А.              Б.             В.  I= UR         Г.  

3.  В электрической цепи амперметр показывает 3 А, а вольтметр  6 В. Чему равно сопротивление резистора?

       А. 2 Ом.              Б. 0,5 Ом.            В. 18 Ом         Г. 3 Ом.

4. Напряжение на концах проводника увеличилось вдвое. Как изменилась сила тока, протекающего в проводнике?

      А. Уменьшилась в 2 раза               В. Увеличилась в 2 раза

      Б. Не изменилась                            Г. Уменьшилась в 1,5 раза

5. Можно ли электрическую лампу, рассчитанную на напряжение

127 В, включать в цепь с напряжением 220 В?

    А. Нельзя.  Сила тока в цепи превысит допустимое значение, и лампа перегорит

    Б. Можно. Ничего не произойдет

    В. Можно, но только в цепях с постоянным током.

Вариант 2

1.  Как зависит сила тока от напряжения проводника?

     А. Сила тока пропорциональна напряжению.

     Б. Сила тока обратно пропорциональна напряжению.

     В. Этой зависимости нет.        Г. Сила тока равна напряжению

2.  Формулировка закона Ома.

А. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротив лению и обратно пропорциональна напряжению на этом участке.

Б. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и  обратно пропорциональна его сопротивлению.

    В. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротивлению и напряжению на этом участке.

     Г. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна произведению его сопротивления и напряжения на этом участке.

3. Сила тока электрической лампы 0,5 А, сопротивление спирали 10 Ом. Найти напряжение на концах спирали.

     А. 8,5 В             Б. 20 В.                 В. 0,05 В              Г. 5 В.              

4.   Необходимо вдвое уменьшить силу тока в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?

 А. Увеличить напряжение в 2 раза  

 Б. Вдвое уменьшить сопротивление.

 В. Уменьшить напряжение в 2раза            Г. Ничего не делать.

5. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах?

 

   А. Сопротивление зависит от силы тока и  напряжения

   Б.  Зависит от напряжения.

   В.  Не зависит.    

   Г.  Зависит от силы тока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"

Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...

Опорные модули к уроку физики в 10 классе "Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление"

Опроные учебные модули по физике входят в комплекс модулей по изучению физики в старшей школе в услвиях использования блочно-модульной технологии. Материал выполнен в текстовом редакторе OpenOffice 3....

Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс

откртый урок по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс). Урок для изучения нового материалаЦель: установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка...

План конспект урока с использованием ЭОР "Закон Ома для участка цепи."

Урок -  исследование с использованием электронных образовательных ресурсов....

Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"

Ознакомить учащихся с  формулировкой  и формулой  закона Ома для участка цепи.  Научить приемам исследовательской работы,  экспериментально  находить ...

конспект урока тема: "Закон Ома для участка цепи"

Данная разработка конспекта урока к учебнику физика-8 под ред. А.В.Пёрышкин....

Технологическая карта открытого урока по физике в 8 классе по теме « Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников»

Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART  Notebook  на уроках физики....