Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
откртый урок по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс). Урок для изучения нового материала
Цель: установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_oma.pptx | 157.01 КБ |
zakon_oma-urok.docx | 121.75 КБ |
mini_test.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашнее задание Прочитать § 44 и упражнение 19
Основные величины, характеризующие электрическую цепь. Название Что характеризует? Обозначение Единицы измерения Напряжение Сила тока Сопротивление Характеризует электрическое поле U вольт [ В ] Характеризует сам проводник Характеризует электрический ток в проводнике R I ампер [ А ] ом [ Ом ]
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, носящим имя Ома
Мы постараемся выяснить, как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка и как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах .
Работа в группах первая группа будет находить зависимость сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении Вторая группа - зависимость сила тока от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах
Вопрос первый: Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении? U, B I, A R, O м const const const 1 . Собрать схему, представленную на рисунке; 2. Изменяя реостатом силу тока в цепи, найти соответствующее значение напряжения и заполнить таблицу; 3. Построить график зависимости силы тока от напряжения.
Вопрос второй: Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении? U, B I, A R, O м const const const 1 . Собрать схему, представленную на рисунке; 2. Изменяя сопротивление участка цепи R , найти соответствующую силу тока и заполнить таблицу; 3. Построить график зависимости силы тока от сопротивления.
Выводы: Первая группа – R = const , I ~ U Вторая группа – U = const , I ~ 1/ R .
Тогда сможем записать
Это выражение называется законом Ома для участка цепи Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению
Удобно запомнить! U I R
Георг Ом (1787-1854) Родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.
Решим задачу На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?
Предварительный просмотр:
Тема «Закон Ома для участка цепи»
Цель урока: установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка.
Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
Развивающая:
- развивать умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
Оборудование. Учебные амперметры и вольтметры, источники тока, ключи, соединительные провода, три сопротивления (1,2,4 Ом), экран, мультимедийный проектор, компьютер.
План урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
ІІІ. Изучение нового материала.
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.
V. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
VІ. Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!!! Сегодня изучаем новую тему. Тема нашего урока называется «Закон Ома для участка цепи».
Цель нашего урока установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи.
Слово «электричество» знакомо сейчас каждому человеку. Электричество – это совокупность явлений природы, в которых обнаруживается существование, движение и взаимодействие заряженных частиц.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
Прежде чем начать изучение нового материала, выясним ваши знания из предыдущих уроков. В начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи.
(Сила тока, напряжение, сопротивление).
Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:
- Назвать величину;
- Что характеризует данная величина?;
- Как обозначается?;
- В каких единицах измеряется?
Слайд 2: напряжение, сила тока, сопротивление.
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, носящим имя Ома.
ІІІ. Изучение нового материала.
Мы постараемся выяснить, как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка и как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
Для этого разобьёмся на две группы: первая будет находить зависимость сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении, вторая - зависимость сила тока от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить.
1 группа:
U, B | I, A | R, Ом |
const | ||
const | ||
const |
Меняя сопротивление: 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом
2 группа:
U, B | I, A | R, Ом |
const | ||
const | ||
const |
Через хххххх минут вы должны ответить на вопросы:
- Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении?
- Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении?
Внимательно следите за правильностью подключения измерительных приборов!
Послушаем выводы 1 группы: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при
R = const, I~ U.
Послушаем 2 группы: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при
U = const, I ~ 1/R.
Тогда сможем записать:
Это выражение называется законом Ома для участка цепи.
Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.
Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.
Историческая справка (доклад ученика):
Георг Ом (1787-1854) - немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.
Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.
Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.
U, B
A
B
3
2
1
2
4
6
0
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.
Решим задачу: (задача на экране).
На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением? |
По закону Ома для участка цепи, сила тока обратно пропорциональна сопротивлению проводника при постоянном напряжении. Т.к. при напряжении 6В сила тока проводника В, 1А, а сила тока проводника А, 3А. Таким образом, сила тока проводника В меньше, значит сопротивление больше.
Докажите это расчетами.
I Вариант решает для проводника А. II Вариант решает для проводника В.
Общий ответ: 6 Ом > 2 Ом Rв > Ra.
Мини Тест:
Вариант 1
1. Как зависит сила тока от сопротивления проводника?
А. Сила тока прямо пропорциональна сопротивлению.
Б. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.
В.. Сила тока равна сопротивлению
Г. Этой зависимости нет
2. Математическая запись закона Ома
А. Б. В. I= UR Г.
3. В электрической цепи амперметр показывает 3 А, а вольтметр 6 В. Чему равно сопротивление резистора?
А. 2 Ом. Б. 0,5 Ом. В. 18 Ом Г. 3 Ом.
4. Напряжение на концах проводника увеличилось вдвое. Как изменилась сила тока, протекающего в проводнике?
А. Уменьшилась в 2 раза В. Увеличилась в 2 раза
Б. Не изменилась Г. Уменьшилась в 1,5 раза
5. Можно ли электрическую лампу, рассчитанную на напряжение
127 В, включать в цепь с напряжением 220 В?
А. Нельзя. Сила тока в цепи превысит допустимое значение, и лампа перегорит
Б. Можно. Ничего не произойдет
В. Можно, но только в цепях с постоянным током.
Вариант 2
1. Как зависит сила тока от напряжения проводника?
А. Сила тока пропорциональна напряжению.
Б. Сила тока обратно пропорциональна напряжению.
В. Этой зависимости нет. Г. Сила тока равна напряжению
2. Формулировка закона Ома.
А. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротив лению и обратно пропорциональна напряжению на этом участке.
Б. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
В. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротивлению и напряжению на этом участке.
Г. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна произведению его сопротивления и напряжения на этом участке.
3. Сила тока электрической лампы 0,5 А, сопротивление спирали 10 Ом. Найти напряжение на концах спирали.
А. 8,5 В Б. 20 В. В. 0,05 В Г. 5 В.
4. Необходимо вдвое уменьшить силу тока в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?
А. Увеличить напряжение в 2 раза
Б. Вдвое уменьшить сопротивление.
В. Уменьшить напряжение в 2раза Г. Ничего не делать.
5. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах?
А. Сопротивление зависит от силы тока и напряжения
Б. Зависит от напряжения.
В. Не зависит.
Г. Зависит от силы тока.
V. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
Подведем итог нашего урока:
- Между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?
- В какой формуле выражена эта взаимозависимость?
VI. Домашнее задание: прочитать § 44. Ответить на вопросы
Предварительный просмотр:
Мини Тест:
Вариант 1
1. Как зависит сила тока от сопротивления проводника?
А. Сила тока прямо пропорциональна сопротивлению.
Б. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.
В.. Сила тока равна сопротивлению
Г. Этой зависимости нет
2. Математическая запись закона Ома
А. Б. В. I= UR Г.
3. В электрической цепи амперметр показывает 3 А, а вольтметр 6 В. Чему равно сопротивление резистора?
А. 2 Ом. Б. 0,5 Ом. В. 18 Ом Г. 3 Ом.
4. Напряжение на концах проводника увеличилось вдвое. Как изменилась сила тока, протекающего в проводнике?
А. Уменьшилась в 2 раза В. Увеличилась в 2 раза
Б. Не изменилась Г. Уменьшилась в 1,5 раза
5. Можно ли электрическую лампу, рассчитанную на напряжение
127 В, включать в цепь с напряжением 220 В?
А. Нельзя. Сила тока в цепи превысит допустимое значение, и лампа перегорит
Б. Можно. Ничего не произойдет
В. Можно, но только в цепях с постоянным током.
Мини Тест:
Вариант 2
1. Как зависит сила тока от напряжения проводника?
А. Сила тока пропорциональна напряжению.
Б. Сила тока обратно пропорциональна напряжению.
В. Этой зависимости нет. Г. Сила тока равна напряжению
2. Формулировка закона Ома.
А. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротивлению и обратно пропорциональна напряжению на этом участке.
Б. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
В. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротивлению и напряжению на этом участке.
Г. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна произведению его сопротивления и напряжения на этом участке.
3. Сила тока электрической лампы 0,5 А, сопротивление спирали 10 Ом. Найти напряжение на концах спирали.
А. 8,5 В Б. 20 В. В. 0,05 В Г. 5 В.
4. Необходимо вдвое уменьшить силу тока в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?
А. Увеличить напряжение в 2 раза
Б. Вдвое уменьшить сопротивление.
В. Уменьшить напряжение в 2раза Г. Ничего не делать.
5. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах?
А. Сопротивление зависит от силы тока и напряжения
Б. Зависит от напряжения.
В. Не зависит.
Г. Зависит от силы тока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.
Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, котор...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...
Разработка урока английского языка к УМК "Форвард" 6 класс автор Вербицкая М. Цикл 2, урок 1.по теме "Daily routines" учитель английского языка МБОУ "Лицей № 1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк" Егорова В.С.
Данная разработка урока представляет собой в соответствии с ФГОС для проведения урока в 6 классе по теме " Распорядок дня" и грамматической теме " Настоящее простое время"...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Разработки уроков по теме: Введение в биологию. 9 класс. Блок уроков.
Задачи: Обучающие: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных ум...
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...