Использование интерактивных технологий на уроках физики
статья по физике по теме

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon id.doc862.5 КБ

Предварительный просмотр:


Современные технологии дают множество возможностей в изучении физики, делают этот процесс увлекательным и интересным. И в то же время применение новейших программных продуктов требует от преподавателя дополнительных знаний и умений. Если вчера нашим ученикам достаточно было увидеть картинку на экране монитора, то сегодня им этого мало.

Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали.
В условиях современного образования необходимо не только предложить учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков практического характера. Это предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учитель соотносит предметное содержание с личностным опытом и на его основе «выстраивает» новое знание ученика. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет повысить качество образовательного процесса и организовать активную познавательную деятельность учащихся.

Преимущества использования интерактивной доски для преподавателя:

  1. Усиливает подачу материала, позволяя эффективно работать;
  2. Позволяет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателю делать рисунки и записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
  3. Позволяет сохранять и распечатывать любые изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия;
  4. Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.
  5. Вдохновляет преподавателя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества использования интерактивной доски для учащихся:

  1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  2. Предоставляет больше возможностей для коллективной работы, развития личных и социальных навыков.
  3. Обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  4. Обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;

Учитель при работе с интерактивной доской может использовать следующие ресурсы:

  1. Активные презентации. Работая с презентацией в режиме ИД, по ходу изложения материала, можно вносить в презентацию необходимые метки, записи, рисунки, выделять, подчеркивать главное.
  2. Активные модели. Открыв модель явления, процесса из какого-либо мультимедийного пособия (МП), управлять ею в режиме ИД вносить изменения, останавливать в нужный момент, повторять нужные моменты, выделять цветом главные элементы.
  3. Активные видеофрагменты. Любые видеофрагменты открывать в режиме доски. Далее можно останавливать фрагменты в любом месте, рисовать электронным пером предполагаемый ход процесса или явления, после чего, продолжив смотреть фрагмент, проверить истину гипотезы.
  4. Собственные мультимедийные продукты, выполненные в программах сопровождения ИД.

Преимущества преподавания с использованием возможностей интерактивной доски я продемонстрирую на основе моих методических разработок.

  1. Этап формирования мотивации обучающихся к деятельности по освоению нового материала.

Например, компьютерное моделирование на интерактивной доске вызывает у обучащихся живой интерес. Компьютерную модель можно рассматривать как аналог действующей экспериментальной установки, в которой можно изменять условия опыта, вмешиваться в ход эксперимента.

Динамическая ситуация, развивающаяся на экране, часто подсказывает новую проблему, которую учащимся интересно решить самим.

За счёт созданной интерактивной среды, учащиеся могут самостоятельно проводить исследования, моделировать различные события, выполнять практические задания.

Кроме того, использование наглядных моделей, интерактивных анимаций (ссылки см. в приложении) на уроке, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря.

  1. Этап активного и сознательного усвоения новых знаний.

Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.

Можно предложить обучающимся задания следующего типа:

  1. Использование сенсорных возможностей доски (перемещение объектов)

Распределить картинки в колонки, объяснить, почему их отнесли к той или иной категории, можно ли некоторые из них отнести к нескольким категориям.

Распределить фамилии ученых под их портретами, а так же вспомнить, чем известны эти люди, какие законы они открыли и т.д.

Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое.

  1. Использование функции написания текста, функции «шторка», выполнения задач и тестовых заданий.  Обучающиеся активно участвуют в учебном процессе, осознано усваивают новые знания, которые базируются на уже пройденном материале. Интерактивное устройство дает возможность работать непосредственно у доски, без использования мыши и клавиатуры, что делает работу обучащихся более зрелищной, приучает их к публичным выступлениям.  Использование инструмента “Шторка” позволяет скрыть решение или ответы к задаче, что применяется при поэтапной или самостоятельной проверке решения.

  1. Этап организации активной познавательной деятельности учащихся при систематизации, обобщении и закреплении учебного материала.

Одним из условий достижения положительных результатов является применение различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности обучающихся. В своей работе я использую готовые цифровые образовательные ресурсы (ссылки см. в приложении), такие, как интерактивные тесты по различным разделам физики, интерактивные модели и тренажеры они удобны в использовании и, как правило, сопровождаются различными демонстрациями и иллюстрациями.

Возможность вернуться к предыдущему слайду позволяет проанализировать описанные явления и ответить на вопросы, поставленные еще в начале урока.  И уже сами учащиеся могут сформулировать новую проблему: где применяется то или иное физическое явление, как используется человеком. Наносит ли вред окружающей среде или организму человека и т.д.

На этом этапе урока я предлагаю ребятам домашнее задание: дополнить презентацию своими слайдами. Активность учащихся проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни. В основе этой работы лежит использование метода информационного ресурса, основная цель которого - закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации обучающегося в огромном количестве самой разнообразной информации. Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Деятельностью ученика при подборке и систематизации мультимедиа-ресурсов, оформлении презентации руководит учитель.

Таким образом, использование интерактивной доски помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.

Приложение:

  1.  Официальный русскоязычный сайт, который содержит большое количество методических разработок и готовых ресурсов к интерактивной доске  Smart Board exchange.smarttech.com .
  2. Интерактивные ресурсы для уроков. http://www.edcommunity.ru 
  3. Инструкции по работе с интерактивной доской http://interaktiveboard.ru/ 
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 

Использованная литература:

  1. Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306
  2. Гомулина Н.Н. Модификация интерактивных досок и коллекции интерактивных мультимедиа-компонентов по физике для них ООО «ФИЗИКОН», чл.-корр. АИО, г. Москва.

ГБОУ СПО МО

«Ликино-Дулевский индустриальный техникум»

2013

Использование интерактивных технологий на уроках физики

Преподаватель физики: Дудина Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках физики

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возм...

Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")

Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...

использование интерактивного оборудования на уроках физики

В моем кабинете уже три года назад установили часть оборудования технопарка.Это 8 моноблоков и набор датчиков для проведения исследований.С помощью этих датчиков мои ученики выполняют лабораторные и и...

Статья "Разработка и использование интерактивных тренажеров на уроках физики"

Статья посвящена проблеме разработки и использования интерактивных тренажеров на уроках физики. Подготовлена для участия в YII Международной Школы-конференции "Информатика в образовании".  ВГУ , ...

Возможности использования интерактивной доски на уроках физики

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...

Использование интерактивной доски на уроках физики

Применение информационных технологий в образовании в настоящее время...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...