Материалы к обобщающему уроку по теме "Звук"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Петриченко Наталья Николаевна

Разработка содержит план-конспект урока, презентацию, работы учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Звуковые волны и не только…»

Цели урока:

- обобщить и расширить знания о звуковых волнах, выявляя вредные и полезные свойства акустических волн;

- показать значение физических знаний в жизни человека, поддерживая устойчивый интерес к предмету.

         Задачи:  

                                                       Обучающие

- привести в систему знания учащихся о звуке и видах звуковых волн;

- ввести новые понятия сверх программного уровня;

- научить применять полученные знания в жизни.

                                                       Развивающие

- продолжить развитие речи, мышления, внимания;

- показать связь физики с биологией и медициной;

 -развить навыки по созданию мультимедийных презентаций.

                                                      Воспитательные

- вызвать интерес к предмету через практическую значимость изучаемого материала;

- дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний;

- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

        Тип урока:      урок обобщения и углубления знаний, защита проектов.

       Оборудование и пособия: мультимедийный   проектор, экран,  компьютер, электронные презентации, бутылки с водой, бокалы.

                                                                 Ход урока

  1. Первый этап  -   Организационный
  1. Мы живет в океане звуков... Некоторые из них ласкают слух, другие звучат неприятно. Но если даже на самое короткое время лишить человека вибраций (акустических колебаний воздуха), у него начнется расстройство психики. Звук - задумывались ли вы хоть раз, сколько разных звуков вокруг? Шорох листвы, звук машин и многое другое, это всё звук. Колеблется струна и толкает частицы воздуха, а частицы воздуха толкают друг друга. Все дальше передаются по воздуху колебания струны, и мы слышим, как она поёт. Звук есть в горле человека и в горлышке соловья.  Дойдут колебания воздуха до препятствия, ударятся об него, как мячик, отразится, и идут обратно. Получилось эхо.

На предыдущих уроках мы многое узнали о звуке. Как вы думаете, какова будет сегодня цель нашего урока? (обобщить и расширить имеющиеся знания)

Для того чтобы мы могли продуктивно поработать на уроке давайте вспомним что мы уже знаем о звуке.

  1. Второй этап - Актуализация

Возьмите листы копировальной бумаги, вложите в тетрадь и выполните физический диктант.

Физический диктант

  1. Какие виды волн вы знаете?
  2. К какому виду волн относится звук?
  3. Раздел физики изучающий звуковые волны называется…
  4. Продольная механическая волна с частотой колебаний от 20 до 20000 Гц называется…
  5. Запишите формулы скорости распространения звука.
  6. Как называется звук с частотой ниже 20 Гц?
  7. Как называется звук с частотой выше 20000 Гц?
  8. В каком агрегатном состоянии вещества скорость звука выше?
  9. Высота тона звука зависит от …
  10. Громкость звука зависит от …

Сдайте листы с ответами а в тетради выполните самопроверку диктанта. Занесите результат в лист оценки. ( каждый правильный ответ – 0,5 б)

Переходим к следующему этапу нашего урока.

  1. Третий этап  - защита проектов

На предыдущих уроках вы разбились на группы по интересам и получили задание рассмотреть звук с различных точек зрения и представить результат ваших исследований. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Итак, для защиты своего проекта приглашается группа ученых – акустиков. Ребята, будьте внимательны по окончании выступления каждая группа задаст 3 вопроса, ответы на которые будут учитываться при выставлении оценок.

Для защиты своего проекта приглашается группа медиков.

Для защиты своего проекта приглашается группа музыкантов –теоретиков.

Для защиты своего проекта приглашается группа музыкантов – изобретателей.

Для защиты своего проекта приглашается группа Журналистов.

  1. Четвертый этап – работа с оценочными листами

Название группы

Ф.и.

Физ. диктант

проект

вопросы

итог

Оценка учителя

  1. Пятый этап  - Рефлексия

Ребята каковы ваши впечатления о прошедшем уроке? Узнали ли вы что-либо новое, важное? Оцените ваше эмоциональное состояние.

  1. Д/з

В процессе обучения, помимо формирования смогут освоить следующие умения:

▪  планирование исследований, выдвижение гипотез, описание результатов наблюдений;

▪  выполнение простейших лабораторных работ, моделирование оптических приборов, самостоятельное изготовление демонстрационных установок;

▪  Работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;

        ▪  представление результатов работы в различных видах.

Курс преподается в конце девятого класса, когда ученик стоит перед необходимостью осуществления осознанного выбора дальнейшего профиля обучения и определяется в направлении своей будущей деятельности.

Основной целью данного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения.

Курс направлен на достижение следующих дидактических целей:

  1. Формирование умения осуществлять сбор, переработку и предоставление информации по заданной теме, используя различные источники;
  2. Формирование взгляда на глаз человека как интегрированную биологическую систему, функционирование которой подчиняется физическим законам;
  3. Расширение и углубление представлений о законах функционирования глаза;
  4. Овладение приемами анализа процессов, происходящих в глазе;
  5. Развитие критического мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, в процессе выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению знаний по физике с учетом собственных интересов;
  6. Воспитание убежденности в преимуществе здорового образа жизни;
  7. Выработка навыков работы в команде, группе и индивидуально.

Задачи курса:

  1. -выявление интересов и склонностей учащихся к изучению физики, формирование практического опыта в сфере познавательной деятельности;

  1. -формирование практического опыта, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе, связанного с предметом «физика»;

  1. -оказание помощи учащимся в приобретении представлений о жизненных ценностях , связанных со знаниями по физике и выбором будущего профиля образования;

  1. -формирование способности принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, приобретение соответствующих ключевых компетенций.

       Данный курс имеет значение для личностного развития учащихся, так как способствует формированию креативного мышления у детей, помогая им ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке, видеть несколько вариантов решения предложенной задачи.

Модельные средства, использованные в курсе

Для достижения поставленных целей при реализации курса «Глаза: знакомые и не знакомые» используются различные модельные средства:

  1. эвристические: рисунки, диаграммы, таблицы, схемы, компьютерные модели, диалог ( для поиска путей разрешения проблемы, активизации мыслительной деятельности учащихся);
  2. эмоциональные: стихи, игры, презентации, анимационные модели ( для создания мотивации с целью вызвать интерес к учению, создать внутренний мотив к удовлетворению знаний, расширить кругозор, объединить чувственное и разумное, развить эмоционально – образное мышление);
  3. исследовательские: выдвижение гипотезы, опыт ( с целью овладения учениками приемами практической деятельности: научиться измерять, пользоваться измерительными приборами, делать выводы).



Предварительный просмотр:

Лист оценки

Название группы

Ф.и.

Физ. диктант

проект

вопросы

итог

Оценка учителя


Лист оценки

Название группы

Ф.и.

Физ. диктант

проект

вопросы

итог

Оценка учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуковые волны 9 класс

Слайд 2

Какие виды волн вы знаете? К какому виду волн относится звук? Раздел физики изучающий звуковые волны называется… Продольная механическая волна с частотой колебаний от 20 до 20000 Гц называется… Запишите формулы скорости распространения звука. Как называется звук с частотой ниже 20 Гц? Как называется звук с частотой выше 20000 Гц? В каком агрегатном состоянии вещества скорость звука выше? Высота тона звука зависит от … Громкость звука зависит от … Физический диктант Продольные и поперечные К продольным акустика звук V = λν, V = λ/Т Инфразвук Ультразвук В твердом Его частоты Амплитуды колебаний

Слайд 3

Защита проектов Ученые-акустики Медики Музыканты теоретики Музыканты-изобретатели Журналисты

Слайд 4

Название группы Ф.и . Физ . диктант Проект Вопросы Итог Оценка учителя Лист оценки

Слайд 5

§§ Найти пословицы о звуке и объяснить их значение Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звук и его характеристика

Слайд 2

Что такое звук? Звук - это волнообразное давление воздуха. Если бы не было воздуха, мы бы не слышали никакого звука. В космосе нет звука. Мы слышим звук потому, наши уши чувствительны к изменению давления воздуха - звуковым волнам.

Слайд 3

Скорость звука Скорость звука — скорость распространения упругих волн в среде: как продольных(в газах, жидкостях и твёрдых телах), так и поперечных, сдвиговых (в твёрдых телах). Определяется упругостью и плотностью среды: как правило, в газах скорость звука меньше, чем в жидкостях, а в жидкостях — меньше, чем в твёрдых телах. Также, в газах скорость звука зависит от температуры данного вещества, в монокристаллах — от направления распространения волны. Обычно не зависит от частоты волны и её амплитуды; в тех случаях, когда скорость звука зависит от частоты, говорят о дисперсии звука. Впервые измерена Уильямом Дерхамом .

Слайд 4

Акустика Акустика-наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием.

Слайд 5

Инфразвук и Ультразвук Ультразвук — упругие колебания в среде с частотой за пределом слышимости человека. Обычно под ультразвуком понимают частоты выше 20 000 Герц. Инфразвук-упрогие колебание в среде с частотой миньше 16 Герц

Слайд 6

Характеристика звука 1.Громкость звука. 2.Высота звука 3.Тембр звука.

Слайд 7

1 Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем громче звук.

Слайд 8

2̑ Высота звука – характеристика частоты звуковой волны, чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук.

Слайд 9

3 Тембр звука определяется формой звуковых колебаний.

Слайд 10

Вопросы 1. Кто в полете быстрее машет крыльями – муха, шмель или комар? 2. На Луне произошел взрыв. Услышим ли мы его? 3. По звуку легко обнаружить в небе летящий самолет обычного типа и трудно — реактивный. Почему?

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инфразвук и ультразвук

Слайд 2

Потерю чувства равновесия; Тошноту; Непроизвольное вращение глазных яблок; Перемещение внутренних органов(4-8 Гц); Приступ морской болезни(12 Гц) Облучение человека инфразвуком может вызвать:

Слайд 3

Американский физик Р . Вуд однажды принес в театр аппарат, излучающий инфразвуковые волны, и, включив его, направил на сцену. Никакого звука никто не услышал, однако с актрисой случилась истерика.

Слайд 4

Рок-музыка(низкие частоты больших барабанов и бас-гитар). Музыкальное сопровождение фильмов ужасов и мистических триллеров(вызывает чувство тревоги, страха, что приводит к нервным срывам). Резонанское влияние инфразвука.

Слайд 5

1.Извержение вулканов; 2.Ветер, обтекающий гребни морских волн; Источники инфразвука

Слайд 6

3.Грозовые разряды;

Слайд 7

4.Орудийные выстрелы;

Слайд 8

5.Взрывы атомных бомб; 6.Землетрясение; 7.Работающие реактивные двигатели.

Слайд 9

Инфразвук слышат некоторые животные. Медузы воспринимают ультразвуковые волны с частотой 8-13 Гц и чувствуют приближение шторма за 15 часов.

Слайд 10

Инфразвук практически не поглощается в различных средах, поэтому он может распространяться на больших расстояниях. Это позволяет: Определять места сильных взрывов; Положение стреляющего орудия; Вести контроль за подземными ядерными взрывами; Предсказывать цунами.

Слайд 11

Ультразвук человек тоже не слышит, но его воспринимают некоторые животные.

Слайд 12

Летучие мыши- ничего не видят, но в темноте летают и ловят добычу.

Слайд 13

Дельфины - благодаря ультразвуку ориентируются в мутной воде.

Слайд 14

Зубчатые киты – с помощью ультразвука охотятся на кальмаров. Ночные бабочки и жуки- слышат ультразвуковые волны, издаваемые мышами и успевают спрятаться от них.

Слайд 15

Ультразвук применяют в технике. Эхолоты и гидролокаторы позволяют измерять глубину моря, обнаруживают косяки рыб, обнаруживают подводные лодки противника.

Слайд 16

Над презентацией работали Казьменко К ристина Скоробогатько К ристина МИРОШНИЧЕНКО АЛЕКСАНДР

Слайд 17

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Слайд 2

Все инструменты симфонического оркестра делятся на три основные группы: струнные, духовые и ударные .

Слайд 3

Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. Типичными представителями струнных инструментов являются кобыз , домбыра , скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, гусли, балалайка и домра.

Слайд 4

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами).

Слайд 5

Струнные инструменты разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.

Слайд 6

Щипковые На контрабасе играют либо щипком (пиццикато), либо смычком Основная статья: Струнные щипковые инструменты Щипок (итал. pizzicato ) используется при солировании на таких инструментах, как гитара, балалайка, домбра, гусли, уд, ситар , банджо, укулеле и арфа, и осуществляется пальцем или плектром. Эта категория включает и клавишный инструмент клавесин, в котором струна дёргается язычком из пера (ныне — из пластика). Смычковые

Слайд 7

Смычковые музыкальные инструменты Смычковый (итал. arco — смычок) метод звукоизвлечения используется при игре на скрипке, альте, виолончели и реже на контрабасе. Смычок состоит из древка со множеством натянутых между его концами волосков. Ведение смычком по струнам вызывает прерывистое перемещение ( stick-slip phenomenon ) струны по смычку, то есть вибрации

Слайд 8

Духовы́е музыка́льные инструме́нты Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха. Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше объём заключённого в инструменте столба воздуха, тем с меньшей частотой он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук. .

Слайд 9

Изменение колебаний воздушного столба в инструменте (а следовательно, и высоты звука) достигается двумя способами: более сильным вдуванием столб воздуха рассекается на две, три, четыре и т. д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон, а какой-либо из его обертонов ( передувание ); объём звучащего столба воздуха увеличивают или уменьшают посредством специальных приспособлений — клапанов, вентилей, пистонов

Слайд 11

Уда́рные музыка́льные инструме́нты Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов. Классификация ударных инструментов Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации.

Слайд 12

Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам. По звуковысотности ударные инструменты делятся на Ударные инструменты с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других; Ударные инструменты с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие. По звукообразованию ударные инструменты делятся на Пример мембранофона — армянский дхол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...

Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц»

Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц» в форме учебно технологической игры. Класс делится на две коман...

Обобщающий урок по теме "Сложные предложения" (на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"). 9-й класс

Данный урок позволяет повторить виды сложных предложений, пунктуацию в них, тренирует логическое мышление, ученики учатся видеть тонкие оттенки смысла, осознают на примере романа М.Ю.Лермонтова «Герой...

Материалы к повторительно-обобщающему уроку "Передняя Азия в древности"

Повторительно-обобщающий урок, построенный на основе данной идеи, всегда проходит увлекательно. Элемент неожиданности, связанный с выбором карточек, вызывает интерес учащихся, поэтому урок получается ...

Материалы к обобщающему уроку по ОБЖ, 6 класс

Вопросы и задания к итоговому уроку по ОБЖ в 6 классе....

обобщающий урок-повторение по пройденному материалу за 7 класс

Урок-сказка по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка", с красочными иллюстрациями....