Урок физики по теме "Реостат"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Дегтярева Людмила Викторовна

В работе использую элементы различных технологий: деятельностного подхода, проблемного и  исследовательского обучения, ИКТ. Предлагаю разработку урока в 8 классе по теме "Реостат" по УМК А.В.Перышкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_reostat.docx46.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока РЕОСТАТ.(8 класс)

Цель  урока: Создать условия для приобретения обучающимися знаний о физическом приборе «Реостат», развития их познавательного интереса к физике и формирования универсальных учебных действий.

Планируемые результаты:

Личностные

Проявление:

эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные

Умение:

обобщать полученную информацию;

вести наблюдение;

прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Умение:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить учебные действия с известными правилами;

выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

Умение:

докладывать о результатах своих наблюдений, исследования;

участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы;

выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

Предметные

Умение:

вычислять сопротивление проводника;

измерять силу тока, напряжение с помощью амперметра и вольтметра;

пользоваться методами научного исследования, проводить и фиксировать наблюдения;

планировать и выполнять эксперименты.

Тип урока изучение нового материала.

Формы работы учащихся сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы, беседы с учителем.

Применяемые методы проблемные, информационные, частично-поисковые.

Необходимое техническое оборудование компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, наборы «Электродинамика» (1 на группу).

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

5

6

7

8

9

10

1

Организацион-ный момент

приветствие учащихся; проверка готовности класса            к уроку; организация внимания; инструктаж по технике безопасности при работе с электрооборудованием, инструктаж по работе в группах.

Повторяют правила работы с электроприборами, настраиваются на активную учебную работу.

3

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

2

Создание проблемной ситуации

Просит обучающихся:

  1. составить электрическую схему по данной цепи.
  2. изменить  условия протекания тока в цепи, покрутив рычаг неизвестного прибора.
  3. Ответить на вопросы:
  1. Какое действие тока наблюдается в опыте?
  2. Какая физическая величина характеризует действие тока?
  3. Почему накал лампы изменяется?

(на столах обучающихся собрана электрическая цепь)

  1. Составляют схему цепи в тетради, один обучающийся на интерактивной доске. (не смогут обозначить неизвестный прибор, кто – то увидит обозначение на приборе)
  2. Выполняют эксперимент.
  3. Отвечают на вопросы учителя.
  4. Формулируют проблему: способы изменения силы тока в цепи, устройство и принцип работы прибора, регулирующего силу тока в цепи.

8

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

3

Решение проблемной ситуации.

(изучение нового материала)

Вместе с учениками определяет цель урока: познакомиться с прибором, изменяющим силу тока в цепи.

Комментирует,   направляет работу обучающихся по составлению плана изучения нового материала. 

Примерный план:

  1.  Определить величины, влияющие на силу тока в цепи.
  2.  Сформулировать общие способы изменения величины, влияющей на силу тока. Выявить самый легкий из предложенных способов.
  3. Выдвинуть гипотезу строения и принципа работы прибора с переменным сопротивлением.
  4. Проверить гипотезу экспериментально.
  5. Познакомиться с устройством ползункового реостата.

  1. Формулируют цель урока.
  2. Составляют план изучения нового материала.
  3. Формулируют способы изменения сопротивления
  4. Проводят виртуальный эксперимент с помощью флеш – анимации на интерактивной доске.
  5. Формулируют принцип действия прибора с переменным сопротивлением
  6. Работают с учебником стр108, §47. Записывают в тетрадь определение реостата, его условное обозначение, исправляют схему, оформленную в начале урока.
  7. Формулируют особенность ползункового реостата.          

12

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог

4

Проведение лабораторного эксперимента

Заслушивает определение реостата и просит провести опыт по определению минимального и максимального сопротивления реостата.

Проводит инструктаж: нельзя ставить ползунок реостат в крайние положения, так как при этом сила тока резко возрастает и происходит короткое замыкание или убывает.

Выполняют эксперимент и вычисляют минимальное и максимальное сопротивление лабораторного реостата. Один ученик на доске, а остальные в группе записи выполняют в опорной таблице.

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношени-ях

5

Физпауза

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

3

6

Первичное закрепление

Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся, проводит при необходимости корректировку ответа на устный вопрос:

В электрической цепи, изображенной на рисунке, ползунок реостата перемещают вправо. Как изменилось при этом показание амперметра?

  1. показание прибора увеличилось
  2.  показание прибора уменьшилось
  3.  показания амперметра не изменилось

Выполняют задание устно

3

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

профессионалное самоопределение,

смыслообразование

7

Подведение итогов  урока, оценивание знаний

Достигли вы цели урока? Как бы вы сформулировали тему урока?

Самооценка действий по достижению цели урока

4

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

нравственно-этическая ориентация

8.

Домашнее задание

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

2

  Приложение №1

Проводник

№ опыта

Сила тока

I, A

Напряжение

U, B

Сопротивление

R, Oм

1

2

В электрической цепи, изображенной на рисунке, ползунок реостата перемещают вправо. Как изменилось при этом показание амперметра?

  1. показание прибора увеличилось
  2.  показание прибора уменьшилось
  3.  показания амперметра не изменилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...