Сообщающиеся сосуды
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Сырова Ирина Васильевна

Подробный план-конспект урока и презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды". Когда  урок сопровождается презентацией, то он становится более эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект43.5 КБ
Office presentation icon презентация2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель физики МОУ Уральская СОШ Сырова Ирина Васильевна

урок физики 7 класс

(авт. уч. А.В. Пёрышкин , Москва, Дрофа 2010 год)

Тема: Сообщающиеся сосуды.

Цель урока: продолжить формирование понятия  давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; формировать умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе; уметь решать задачи на расчёт давления жидкости.

Оборудование: стеклянные трубки, соединённые резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, бытовые приборы (чайник, кофейник, лейка), таблицы «Водопровод», «Шлюзы» и др.

План урока: I. Организационный момент.

                      II. Изучение нового материала: исследование зависимости  уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

                      III. Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

                      IV. Решение задач.

                       V. Итоги урока. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

        

I.Орг. момент. Раздаются тетради с итогами самостоятельной работы. Запись темы урока. Сообщение о целях уроках.

II. Обращается внимание на отличительную особенность всех подготовленных к демонстрации приборов: они соединены в нижней части.

         Определение: сосуды, соединённые друг с другом в нижней части, называются сообщающимися (напр.лейка, чайник, кофейник) /запись в тетрадь/.

Первая учебная проблема: как поведёт себя жидкость, если один из сосудов заполнить и открыть зажим? (рис 107 (а) учеб.)

               

 Жидкость по соединительной трубке частично перейдёт  во вторую трубку (рис 107(б)). Обращается внимание на то, что как только жидкость успокоится, её уровни в обоих сосудах становятся одинаковыми. Далее опыт видоизменяется: одну трубку поднимают (рис 107(в)), опускают, наклоняют. На основании опыта делается вывод: однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. /запись в тетрадь/

Вторая учебная проблема: Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? (рис 109 учеб.)

Продемонстрировать опыт с сосудами разной формы и сделать вывод:  в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. /запись в тетрадь/

Третья учебная проблема: как устанавливаются  в сообщающихся сосудах жидкости разной плотности?

Один сосуд заполняется водой, другой (аккуратно) керосином или бензином (рис 110).

Почему жидкости в сообщающихся сосудах установились не на одном уровне?

(необходимо обратиться к таблице 3 «Плотности некоторых жидкостей» стр. 51)

Мы знаем, что давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально высоте столба и плотности жидкости. А в этом случае плотности жидкости различны, поэтому и высоты столбов этих жидкостей будут различны. Приходим к выводу: высота столба жидкости большей плотности  меньше, чем высота столба  жидкости меньшей  плотности. /запись в тетрадь/

 III. Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах.

а) водопровода с водонапорной башней (сл 6)

б) фонтанов; (сл 7)

в) шлюзов;  (сл 8)

г) водомерного стекла;

д) артезианских колодцев;

е) гидравлического пресса.

IV. Решение задач:

           1. Площадь дна кастрюли равна 0,13м2. Вычислите, на сколько увеличилось давление кастрюли на стол, если в неё налили воду объёмом 4 л.

Дано:        «СИ»        Решение:

S=0,13 м2

V=4 л        0,004 м3        р== ;  m=pV  p=

р-?

        P==307,7 Па

        Ответ: р=307,7 Па.

2.В аквариум высотой 32 см, длиной 50 см и шириной 20 см налита вода, уровень которой ниже края на 2 см. Рассчитайте вес воды.

 

 Дано:        «СИ»            Решение:

h1=32 см        0,32 м        Р=mg   т.к. m=pV      V=abh      h=h1-h2 ,

a=50 см        0,5 м        

b=20 см        0,2 м        P=pab(h1-h2)g

h2=2 см        0,02 м

        P=1000кг/м3*0,5м*0,2м*(0,32м-0,02м)*9,8Н/кг=300 Н.

P-?

        Ответ: Р=300 Н

3. На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе станции показывает 763 мм.рт.ст., а при входе в метро -760 мм.рт. ст.

Дано:        Решение:

р1=763 мм.рт.ст.        1 мм.рт.ст. – 12 м

р2=760 мм.рт.ст.        (763-760)мм.рт.ст. – h м

        Пользуясь основным свойством пропорции найдём h:

h-?

        h==36 м

        Ответ: h=36 м.

4. Какое значение атмосферного давления больше: а) 100 кПа или  700мм.рт.ст.;

б) 1000мм.рт.ст. или 1000 Па

а) 100 кПа=100000 Па, т.к. 1 кПа=1000 Па

     700мм.рт.ст.=93310 Па,  т.к. 1мм.рт.ст.=133,3 Па

100000 Па>93310 Па, значит 100кПа>700мм.рт.ст.

б) 1000мм.рт.ст.=133300 Па, т.к. 1мм.рт.ст.=133,3 Па

      133300 Па>1000 Па, значит 1000мм.рт.ст.>1000 Па

  V. Фронтальный опрос:

                  1. Определение сообщающихся сосудов

      2. Примеры сообщающихся сосудов

      3. Упр 16 (4)  (ответ: нет, от формы сосуда положение жидкости не зависит)

Домашнее задание:

                          §  39, Упр.16(3п), Задание 9(у).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ» учитель физики: Сырова Ирина Васильевна МОУ Уральская СОШ Кизильского района

Слайд 2

Определение : сосуды, соединённые друг с другом в нижней части, называются сообщающимися

Слайд 3

однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. Вывод 1 :

Слайд 4

Вывод 2: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне .

Слайд 5

Вывод 3: высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности.

Слайд 6

Применение Устройство водопровода. На башне устанавливается большой бак с водой (водонапорная башня). От бака идут трубы с целым рядом ответвлений, вводимых в дома. Концы труб закрываются кранами. У крана давление воды, заполняющей трубы, равно давлению столба воды, имеющего высоту, равную разности высот между краном и свободной поверхностью воды в баке. Так как бак устанавливается на высоте десятков метров, то давление у крана может достигать нескольких атмосфер. Очевидно, что давление воды на верхних этажах меньше давления на нижних этажах. Вода в бак водонапорной башни подается насосами

Слайд 7

Применение Фонтаны Петергоф - великолепный ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. В этих фонтанах используется принцип сообщающихся сосудов - учтены уровни фонтанов и прудов-хранилищ.

Слайд 8

Применение Шлюзы. Шлюзы рек и каналов также работают по принципу сообщающихся сосудов. В смежных шлюзовых камерах, отделенных друг от друга шлюзовыми воротами, вода стоит на одном уровне. Под воротами проходит подводный канал, соединяющий обе камеры; его можно открывать и закрывать. При открывании подводного канала обе камеры превращаются в сообщающиеся сосуды, и вода, перетекая из камеры с более высоким уровнем в камеру с с более низким уровнем устанавливается на одном уровне. Тогда и открываются шлюзовые ворота и судно переводится из одной камеры в другую. В случае большой разницы в уровнях устанавливают целый ряд шлюзовых камер.

Слайд 9

Задача 1: Площадь дна кастрюли равна 0,13м . Вычислите, на сколько увеличилось давление кастрюли на стол, если в неё налили воду объёмом 4 л.

Слайд 10

Задача 2: В аквариум высотой 32 см, длиной 50 см и шириной 20 см налита вода, уровень которой ниже края на 2 см. Рассчитайте вес воды.

Слайд 11

Задача 3: На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе станции показывает 763 мм.рт.ст., а при входе в метро -760 мм.рт. ст.

Слайд 12

Задача 4: Какое значение атмосферного давления больше ? а) 100 кПа или 700мм.рт.ст.; б) 1000мм.рт.ст. или 1000 Па

Слайд 13

Домашнее задание: § 39 Упр.16(3 письменно), Задание 9(устно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс

Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...

сообщающиеся сосуды

урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...

Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"

Презентация к уроку физики 7класс  по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...

Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса

Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...

Урок "Сообщающиеся сосуды"

Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться  с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...

сообщающиеся сосуды

Тема:Сообщающиеся сосудыЦели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.Зад...

Сообщающиеся сосуды

Цель урока: -понятие сообщающихся сосудов-законов сообщающихся сосудов-развитие мышления-умения делать выводы и обобщать Ход урока::На демонстрационном столе представлены чайник, лейка, сооб...


 

Комментарии

Сырова Ирина Васильевна

Спасибо!

Ирина Васильевна!Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа! Голосую с удовольствием! +5 баллов. Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020