Главные вкладки

    Разработка урока: «Строение твердых, жидких и газообразных тел»
    план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

    Харисова Гульназ Робертовна

     

    I) образовательная:

    -способствовать овладению знаниями по теме «Строение твердых, жидких и газообразных тел»;

    -установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;

    II) развивающая:

    - наблюдательность, самостоятельность, логическое мышление, содействовать развитию речи, мышление;

    III) воспитательная:

    -формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы;

    -формировать положительное отношение к предмету;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx216.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Строение твердых, жидких и газообразных тел»

    Цель урока:  I) образовательная:

    -способствовать овладению знаниями по теме «Строение твердых, жидких и газообразных тел»;

    -установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;

    II) развивающая:

    - наблюдательность, самостоятельность, логическое мышление, содействовать развитию речи, мышление;

    III) воспитательная:

    -формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы;

    -формировать положительное отношение к предмету;

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Форма урока: комбинированный.

    Комплексно-методическое обеспечение: компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийное приложение к учебнику.

    Ход урока:

    На столах учащихся и учителя материалы для опытов( 3 стакана в которых деревянный брусок, вода, воздух; пакет, шприц, пробирка, резиновый шар)

    1. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте. Еще Наполеон говорил  «Воображение правит миром», а Демокрит утверждал, что «Ничего не существует кроме атомов».

    Сегодня мы с Вами отправимся в нашу маленькую лабораторию, которую создали сами в нашем классе. Так как все Вы будете нашими лаборантами , то должны выполнять элементарные правила:

    -слушать старшего лаборанта;

    -не шуметь;

    -не мешать друг другу;

    -выполнять все задания.

    Готовы начать работу?

    1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

    У вас на столах по три стакана. Что в первом стакане (вода), во втором (деревянный брусок), в третьем (воздух) (если дети не ответили правильно, проделаем следующий опыт, возьмем пакет у горлышка, что внутри пакета?)  Приходим к выводу, что брусок это какое тело  (твердое), вода –это ….(жидкость), воздух –это …(газ)

    Вы прекрасно знаете, что физика это предмет экспериментов, поэтому все явления мы должны получать экспериментально и после этого сделать правильные выводы. Проведем некоторые эксперименты и сделаем выводы.

    1. Эксперимент: попробуйте сжать воздух в шприце предварительно подняв поршень вверх, закрывая отверстие шприца пальцем.( поршень спускается вниз до некоторого уровня), наберите в шприц немного воды и закрывая отверстие шприца попробуйте сжать жидкость (поршень не спускается), попробуйте сжать деревянный брусок .Делаем вывод:

    Твердые тела и жидкости не сжимаются, газы сжимается.

    1. Переливаем воду из мензурки в пробирку, у надутого шара изменяем форму (растягиваем, сжимаем), деревянный брусок опускаем из одного стакана в другой. Делаем вывод:

    Твердые тела сохраняют форму, жидкости и газы не сохраняют.

    Итак, давая свои ответы вы руководствовались увиденными явлениями. Ребята почему же все так происходит? Почему твердые тела не  могут течь, жидкости не могут сохранять определенную форму, а газы занимают весь объем помещения?

    Слушаем ответы учеников на поставленные вопросы после эксперимента.  

    Вот, ребята, мы пришли к теме нашего урока. Отройте рабочие тетради, запишите дату и тему нашего урока. «Строение твердых, жидких и газообразных тел»

    Мы все знаем что все тела состоят из маленьких частиц, но в каждом теле молекулы располагаются по-разному. Как себя ведут молекулы различных тел мы пронаблюдаем из слайдов(включаем анимационный материал из мультимедийного приложения).

    1. Закрепление знаний.

    На столы раздаю опорный рисунок для закрепления материала. Краткая запись о свойствах твердых тел, жидкостей и газов. Работа с тестами.

    1. Домашнее задание: творческая работа : Поведение людей можно охарактеризовать в какой-то мере, использовав материал сегодняшнего урока. Попробуйте провести аналогию между поведением людей в различных ситуациях и поведением молекул. 

    Тема: Три состояния вещества

    I вариант

    1. Как расположены молекулы в твёрдых телах и как они движутся?
    1. Молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и перемещаются свободно относительно друг друга.
    2. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по сравнению с размерами молекул) и движутся беспорядочно.
    3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
    1. Какие из приведённых ниже свойств принадлежат газам?
    1. Имеют определённый объём
    2. Занимают объём всего сосуда
    3. Принимают форму сосуда
    4. Мало сжимаются
    5. Легко поддаются сжатию
    1. Изменится ли объём газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 литр в сосуд вместимостью 2 литра?
    1. Увеличится в 2 раза
    2. Уменьшится в 2 раза
    3. Не изменится
    1. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по отношению с размерами молекул), слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Какое это тело?
    1. Газ
    2. Твёрдое тело
    3. Жидкость
    4. Такого тела нет
    1. В каком состоянии может находиться сталь?
    1. Только в твёрдом состоянии
    2. Только в жидком состоянии
    3. Только в газообразном
    4. Во всех трёх состояниях

    Тема: Три состояния вещества

    II вариант

    1. Как расположены молекулы жидкостей  и как они движутся?
    1. Молекулы расположены на расстояниях, соизмеримых с размерами  самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга.
    2. Молекулы расположены на больших расстояниях (по сравнению с размерами молекул) друг от друга и движутся беспорядочно.
    3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
    1. Какие из приведённых свойств принадлежат газам?
    1. Занимают весь предоставленный им объём
    2. Трудно сжимаются
    3. Имеют кристаллическое строение
    4. Легко сжимаются
    5. Не имеют собственной формы
    1. В мензурке находится вода объёмом 100 см3.  Её переливают в стакан вместимостью 200 см3. Изменится ли объём воды?
    1. Увеличится
    2. Уменьшится
    3. Не изменится
    1. Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, каждая молекула колеблется около определённого положения. Какое это тело?
    1. Газ
    2. Жидкость
    3. Твёрдое тело
    4. Таких тел нет
    1. В каком состоянии может находиться вода?
    1. Только в жидком состоянии
    2. Только в газообразном состоянии
    3. Только в твёрдом состоянии
    4. Во всех трёх состояниях

    Тема: Три состояния вещества

    III вариант

    1. Как расположены молекулы газов и как они движутся?
    1. Молекулы расположены на расстояниях, меньших размеров самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга.
    2. Молекулы расположены на расстояниях, во много раз больше размеров самих молекул, и движутся беспорядочно.
    3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений.
    1. Какие из приведённых свойств принадлежат твёрдым телам?
    1. Трудно изменить форму
    2. Занимают весь предоставленный им объём
    3. Сохраняют постоянную форму
    4. Легко меняют форму
    5. Трудно сжимаются
    1. Изменится ли объём газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 литров в баллон вместимость.40 литров?
    1. Увеличится в 2 раза
    2. Уменьшится в 2 раза
    3. Не изменится
    1. Есть ли такое вещество,  у которого молекулы расположены на больших расстояниях, сильно притягиваются друг к другу и колеблются около определённых положений?
    1. Газ
    2. Жидкость
    3. Твёрдое тело
    4. Такого вещества не существует
    1. В каком состоянии может находиться ртуть?
    1. Только в жидком
    2. Только в твёрдом
    3. Только в газообразном
    4. Во всех трёх состояниях

    Тема: Три состояния вещества

    IV вариант

    1. Ниже указано поведение молекул в твёрдых, жидких и газообразных телах. Что является общим для жидкостей и газов?
    1. То, что молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и движутся свободно относительно друг друга
    2. То, что молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга и движутся беспорядочно
    3. То, что молекулы движутся беспорядочно друг относительно друга
    4. То, что молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений
    1. Какие из указанных свойств принадлежат твёрдым телам?
    1. Имеют определённый объём
    2. Занимают объём всего сосуда
    3. Принимают форму сосуда
    4. Мало сжимаются
    5. Легко сжимаются
    1. В бутылке находится вода объёмом 0,5 литра. Её переливают в колбу вместимостью 1 литр. Изменится ли объём воды?
    1. Увеличится
    2. Уменьшится
    3. Не изменится
    1. Молекулы расположены так, что расстояние между ними меньше размеров самих молекул. Они сильно притягиваются друг к другу и перемещаются с места на место. Какое это тело?
    1. Газ
    2. Жидкость
    3. Твёрдое тело
    1. В каком состоянии может находиться спирт?
    1. Только в твёрдом состоянии
    2. Только в жидком состоянии
    3. Только в газообразном состоянии
    4. Во всех трёх состояниях

    Ответы к тестам

    I вариант

    I - 3

    II- 2, 5

    III- 1

    IV- 1

    V- 4

    II вариант

    I- 1

    II- 1, 4, 5

    III- 3

    IV- 3

    V- 4

    III вариант

    I- 2

    II- 1, 3, 5

    III- 1

    IV- 4

    V- 4

    IV вариант

    I- 3

    II- 1, 4

    III- 3

    IV- 2

    V- 4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока физики в 7 классе по теме "Строение твёрдых, жидких и газообразных тел"

    Разработка учебно - исследовательского урока. Урок состоит из 4 основных блоков: 1 - проблемно-мотивационный блок (даётсятся тема, формулируется гипотеза, ставится цель и задачи), 2 - информационный б...

    Тест в 11 классе "Твердые, жидкие, газообразные вещества. Дисперсные системы"

    Тест составлен в соответствии с учебником О.С.Габриеляна "Химия 11 класс" базовый уровень...

    Конспект урока "Диффузия в твердых,жидких и газообразных телах"

    Урок изучения нового материала,на котором рассматривается механизм диффузии в различных состояниях вещества и при разной температуре....

    Разработка урока: «Строение твердых, жидких и газообразных тел»

    I) образовательная:-способствовать овладению знаниями по теме «Строение твердых, жидких и газообразных тел»;-установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между мол...

    Конспект к уроку "Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел" для 7 класса

    Конспект к уроку "Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел" для 7 класса...

    Информационная карта по физике. 10 класс. Силы взаимодействия молекул. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел.

    Информационная карта по физике для 10 класса вечерней школы по теме "Силы взаимодействия молекул. Строение твёрдых,жидких и газообразнных тел". (В информационной карте использованы Интернет-ресурсы)....

    Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »

      На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...