Рабочая программа по физике 10-11 класс
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Ломиворотова Людмила Николаевна

Рабочая программа по физике 10-11 класс составлена к учебникам: Физика 11 класс Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев. М. : Просвещение, 2003, Физика 10 класс Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий. М. : Просвещение, 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogrammy_f-10-11.doc376.5 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Алтайского края Новичихинского района

       «ПРИНЯТО»                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО                                                            Директор

_______ Никифорова М.А.                                         _________ Желонкина В.В

Протокол № ___ от                                                           Приказ № ___ от

«__» _________ 2011                                                        «__» _________ 2011

                                                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По физике для 10-11 классов 

среднего (полного) общего образования

 на 2012 – 2013 учебный год  

Рабочая программа составлена на основе:  федерального компонента государственного образовательного стандарта   среднего (полного) общего образования; примерной учебной  программы   среднего (полного) общего образования по физике; рабочей программы по УМК для 7-11 классов: А.В.Перышкина, Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важевской, Г.Я.Мякишева

                                                                                 Составитель:_Ломиворотова Людмила Николаевна

                                                                                 учитель математики                   первой квалификационной категории  

2012             

Пояснительная записка

               Рабочая программа по физике в 10-11классах составлена на основе:

  1. федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования;
  2. федерального  базисного учебного плана и примерного учебного плана основного и среднего (полного) общего образования по физике;
  3. «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы» М.:Просвещение, 2009г.
  4. требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
  5. Рабочей программы по УМК для 7-11 классов: А.В.Перышкина, Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важевской, Г.Я.Мякишева. М., «Глобус» 2009г.

 

Рабочая программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 (10 класс) -  68(11 класс) часов.

Материал комплекта полностью соответствует примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый  уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендованному Министерством образования РФ.

Изменения , внесенные в рабочую  программу

  Наряду с федеральным компонентом и авторской программой , по которым в 10-11 классах отводится по 68 часов (по 2 часа в неделю) реализуется школьный компонент, представленный как   курсы: «Презентация как самостоятельная работа учащихся на уроках физики» в  10 классе и «Технология работы с КИМ по физике» в 11 классе. На их изучение отведено по 0,5 часа в неделю в каждом классе. С учетом этих курсов на изучение физики в 10-11 классах отводится по 85 часов в год- всего -170 часов

  При проведении уроков используются беседы, тесты, практикумы, видеоуроки, комбинированные уроки, лекции, уроки-презентации. Содержание учебного занятия соответствует указанному параграфу учебника. Процесс систематизации знаний учащихся на базовом курсе носит, наряду с объясняющей функцией, еще и предсказательную, так как в процессе обучения у учащихся должна сформироваться научная картина мира.

Форма промежуточной и итоговой аттестации:

 контрольные работы: 10 класс-5; 11 класс-5;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 лабораторные работы: 10 класс-5; 11 класс-7.

Учебно – методический комплект ,используемый для реализации рабочей программы

  1. Мякишев ГЕ,  Буховцев ББ,  Сотский НН. Физика. 10 класс, - М.: Просвещение, 2010 год.
  2. Мякишев ГЕ,  Буховцев ББ,  Сотский НН. Физика. 11 класс, - М.: Просвещение, 2010 год.
  3. Рымкеевич АП. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Дрова, 2006
  4. Степанова ГН. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.

Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  2. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  5. использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.

Изучение курса физики в 10-11 классах структурировано на основе физических теорий  следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики

Примерный тематический поурочный план   по физике 10 класс

 

(2х34= 68 часов)

№ урока

Тема урока

К-во часов

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

План

дата

Факт

дата  




1

1. Особенности физического метода исследования

Особенности физического метода исследования Физика и познание мира. Классическая механика Ньютона.

1


1



Фронтальная и индивидуальная работа

Сформировать представление о механике как о системе знаний, имеющих границу применимости

Эвристическая беседа, Экранно-иллюстрирующие пособия

 

Механика

2. Кинематика материальной точки

24

7

2

Положение точки в пространстве Способы описания движения тела

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Понятия о макроскопических телах, системе отсчета;

Определение мех. движения; Понятие о векторных и скалярных величинах, моделях;

Умение выделять мех. Движение и описывать его в системе отсчета;

Уметь находить проекцию вектора на ось, складывать и вычитать вектора

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос, решение задач

3

Равномерное прямолинейное движение тела

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать, понимать сущность моделирования физических явлений и процессов,

Уметь определять и характеризовать движение, вычислять скорость и перемещение

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос решение задач

4

Средняя мгновенная и относительная скорость

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Понятие о мгновенной скорости;

Применять правило сложения скоростей Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос решение задач

5

Ускорение. Свободное падение тел

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Понятие об ускорении;

Умение описывать движение мат. точки с постоянным ускорением. Умение выделять ускоренное движение и описывать его

Беседа, теоретический опрос, решение задач,

6

Решение задач Равномерное прямолинейное движение тела

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

беседа, теоретический опрос решение задач

7

Решение задач Ускорение.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

беседа, теоретический опрос решение задач

8

Решение задач Свободное падение тел

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь выделять характеристики свободного падения тела; рассмотреть разные виды движения

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

Физический диктант решение задач

3.Динамика

9

9

Первый закон Ньютона Сила. Измерение сил. Второй закон Ньютона.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать . понимать смысл законов Ньютона. Уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов Сила.

Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона. Масса Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц

эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

10

Третий закон Ньютона.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать алгоритм решения задач по кинематике, II закон Ньютона, уметь  применять их для решения простейших задач. Репродуктивный

эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

11

Принцип относительности Галилея.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать различие между гео- и гелиоцентрической системами. Уметь графически находить равнодействующую всех сил приложенных к телу.

Знать 1-III законы  Ньютона, его особенности и следствия. Уметь приводить примеры проявления 3 з-на Ньютона. Уметь  обобщать и систематизировать свои знания  по законам Ньютона Продуктивный.

эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

12

Силы всемирного тяготения.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать и объяснять природу взаимодействия. закон всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной

Фронтальный опрос Включить  решение задач на применение закона

13

Сила упругости. Закон Гука.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать понятия:  деформация, сила упругости,  модуль Юнга; закон Гука. коэффициент жесткости . Уметь решать типовые задачи на закон Гука, приводить примеры различных типов деформации тела. 

Лекция, физ. оборудование Фронтальный опрос Включить  решение задач на применение закона

14

Вес тела. Невесомость.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать  и уметь различать понятия вес тела и сила тяжести, выполнять их графическое изображение и приводят примеры. Уметь  рассчитать перегрузку для тела, движущегося с ускорением, знать условие невесомости. Знать о силе тяжести, ее природе, уметь рассчитать значение этой силы для различных тел и планет на основе алгоритма по динамике

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос

15

Сила трения.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать  природу сил трения, способы изменения величины сил трения. Уметь приводить примеры действия сил трения, изображать силу графически.

эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия

16

Лабораторная работа №1.Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

1

Групповая работа

комплексное применение знаний

выполняется по  описанию в учебнике

17

Контрольная работа №1 («Законы Ньютона»)

1

 Индивидуальная работа

Знать основные понятия , формулы. Уметь решать задачи Уметь при менять полученные знания и умения при решении задач

Карточки, решение задач

4.Законы сохранения

8

18

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Решение задач

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать понятия: импульс, изменение импульса тела, импульс силы; Уметь записывать второй закон Ньютона для через изменение импульса тела и применять его для решения простейших задач, знать границы реактивного  движения

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос решение задач

19

Механическая работа. Мощность.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь  рассчитать работу различных сил, действующих на тело, знать  частные случаи равенства работы нулю

беседа, теоретический опрос решение задач

20

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать виды механической энергии и математическую запись закона сохранения энергии. Уметь приводить примеры превращения механической энергии.

беседа, теоретический опрос решение задач

21

Работа силы тяжести. Потенциальная энергия.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать виды механической энергии и математическую запись работы силы тяжести и  силы упругости. и потенциальной энергии Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

беседа, теоретический опрос решение задач

22

Закон сохранения энергии. .

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь анализировать физические процессы используя закон сохранения энергии. Знать математическую запись закона сохранения энергии знать границы применимости закона сохранения энергии Уметь анализировать физические процессы используя закон сохранения энергии.

эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия Включить  решение задач на применение закона

23

Лабораторная работа №2. Изучение закона сохранения  механической энергии

1

Групповая работа

комплексное применение знаний

выполняется по  описанию в учебнике

24

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач

Физический диктант беседа, теоретический опрос Групповая работа

25

Контрольная работа №2 («Законы сохранения в механике»)

1

Индивидуальная работа

Знать основные понятия , формулы. Уметь решать задачи

 Карточки,

решение задач

 )

Молекулярная физика   21 час

Тема 5. Молекулярная структура вещества -2 ч


26

Основные положения МКТ

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать основные положения МКТ;

Уметь решать задачи с применением основных формул

Эвристическая

 беседа

27

Количество вещества. Агрегатные состояния вещества.

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать  понятия количество вещества, концентрация молекул, масса молекулы, молярная масса. Уметь применять основные формулы в простейших вычислениях.

Лекция, фронтальный опрос

6. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа  - 8 часов

28

Идеальный газ. Температура и тепловое равновесие

 Фронтальная работа, самостоятельная работа с учебником

 Знать и  уметь анализировать наблюдения, на основе которых построена МКТ;

Уметь переводить единицы  температуры  в Кельвины.

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта

Демонстрация действия различных термометров.

29

Измерение скоростей молекул газа.

  самостоятельная работа с литературой и составление конспекта

 

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Лекция, презентация

30

  Решение задач по теме «Температура.Скорость и средняя кинетическая энергия молекул»

 Индивидуальная работа

 

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Консультация, индивидуальная беседа

31

Уравнение состояния идеального газа

 Фронтальная и индивидуальная работа

 Уметь выводить уравнение состояния идеального газа в форме, полученной Менделеев. и Клапейрон.

Демонстрация невозможности изменения только одного параметра газа.

32

Газовые законы

 Фронтальная работа

Уметь выводить  и объяснять формулы газовых законов из уравнения состояния ид. газа и уметь объяснять процессы, происходящие в газах при помощи основных положений  МКТ

Решение типовых и экспериментальных задач тесты, демонстрация газовых законов

 

33

Лабораторная работа №3 Опытная проверка закона Гей-Люссака

 Лабораторная работа

Уметь применить полученные знания и умения при выполнении лабораторной работы, уметь объяснять процессы, происходящие в газах при помощи основных положений  МКТ

Физическое оборудование

34

Решение задач по теме МКТ идеального газа

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

фронтальный опрос

35

Контрольная работа №3 («Молекулярно-кинетическая теория идеального газа»)

Контрольная работа

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

карточки

Тема 7. Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела-  4 часа

36

Насыщенный пар. Кипение

Фронтальная работа

Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и не насыщенного пара.

Лекция, физ. оборудование

37

Влажность воздуха.

Лабораторная работа №4 Измерение влажности воздуха

Фронтальная работа, Лабораторная работа

Уметь применить полученные знания и умения при выполнении лабораторной работы

Демонстрация устройства психрометра и гигрометра и измерение влажности воздуха,

Лекция, самостоятельная работа с учебником

38

Решение задач

Фронтальная работа

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Решение типовых и экспериментальных задач

39

Кристаллические тела. Аморфные тела.

самостоятельная работа с учебником

Понимать различия и свойства кристаллических  и аморфные тела

Модели кристаллических решеток. Кристаллические тела. Аморфные тела.

Тема 8. Термодинамика -7 часов

40

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике

Фронтальная работа

Знать и понимать  смысл понятий: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача и работа в термодинамике

Демонстрация изменения  внутренней энергии газа при теплопередаче и при совершении работы

41

Первый закон термодинамики

Фронтальная работа

Знать и понимать  смысл первого закона термодинамики.

Демонстрационные опыты

42

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Фронтальная работа, самостоятельная работа с учебником и составление конспекта.

Знать и понимать  смысл первого закона термодинамики для изопроцессов.

Демонстрационные опыты

Лекция, самостоятельная работа с литературой и составление конспекта.

43

 Решение задач Первый закон термодинамики

Фронтальная работа, индивидуальная

Знать и понимать  смысл первого закона термодинамики.

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Беседа , консультация

44

Второй закон термодинамики

Фронтальная работа

Знать и понимать  смысл понятий: излучение, количество теплоты. Уметь рассчитать количество теплоты для систем тел, используя уравнение теплового баланса

Лекция,

45

Условия работы тепловых двигателей

Решение задач

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь описывать и объяснять роль тепловых двигателей в техническом прогрессе, влияние экономических и экологических требований на совершенствование тепловых машин и основные напра вления  НТП в этой сфере

Лекция, Демонстрационные опыты

46

Контрольная работа №4(«Термодинамика»)

Контрольная работа

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Карточки


Основы электродинамики -22 часа

Тема 9.Электростатика -9 часов

47

Электрический заряд. Закон Кулона.

 Решение задач

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать и понимать  смысл понятий: электризация, электрический заряд;  и  закона сохранения электрического заряда  Знать границы применимости закона Кулона, дискретность электрического заряда.

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Демонстрация: электризация,взаимодействие электрических зарядов, электрометр  Демонстрация: равновесия и движения заряженных тел под воздействием кулоновских сил

48

Электрическое поле. Напряженность.

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать понятия: электрическое поле, напряженность поля, виды полей, их графическое изображение Уметь вычислить напряженность поля по формуле, изобразить линии напряженности точечного заряда Уметь применять принцип  суперпозиции электрических полей для расчета напряженности.

Уметь применять принцип  суперпозиции электрических полей для расчета напряженности.


Эвристическая беседа,составление опорного конспекта

Демонстрация: силовых линий электрического поля.

49

Проводники и диэлектрики

Фронтальная работа , самостоятельная работа с литературой и составление конспекта

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Беседа. Демонстрация  проводников и диэлектриков в электрическом поле. Принцип электростатической защиты.

50

Потенциальная энергия заряженного тела.

Фронтальная работа

Знать понятия: потенциал, потенциальная энергия,  работа по переносу заряда., разность потенциалов

Лекция, Наглядные пособия: изображение силовых линий эквипотенциальных поверхностей точечного заряда, заряженной сферы и плоскости.

51

Связь между напряжением и напряженностью

Фронтальная работа

Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета потенциала

Лекция, Решение типовых и экспериментальных задач

52

Решение задач Связь между напряжением и напряженностью

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Беседа, консультация

53

Электроемкость.

Фронтальная работа самостоятельная работа с литературой и составление конспекта.

Знать и понимать  смысл величины: электроемкость и применение  и соединение конденсаторов.

Демонстрационные опыты

Беседа

54

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать и понимать  смысл величины: электроемкость и применение  и соединение конденсаторов.

Демонстрации: электрическое поле воздушного конденсатора, батарея конденсаторов.

Беседа  Решение типовых и экспериментальных задач

55

Решение задач по теме «Электроеькость.Энергия заряженного конденсатора»

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Решение типовых и экспериментальных задач

56

Резервный урок

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Решение типовых и экспериментальных задач, консультация

Тема 10. Законы постоянного тока- 7часов

57

Электрический ток. Сила тока Закон Ома для участка цепи


Фронтальная работа

Знать понятия: сила тока, напряжение, сопротивление, формулировку и запись закона Ома для участка цепи. Уметь показать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника.

Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников

Демонстрация изучения последовательного и параллельного соединения проводников

58

Работа и мощность постоянного тока

Фронтальная работа

Уметь получить формулу для расчета количества теплоты для различных соединений проводников Знать о роли источника тока в цепи, работе сторонних сил и их связи с величиной заряда, формулировать закон Ома для полной цепи  

Демонстрация теплового и механического действия электрического тока.

59

Решение задач Работа и мощность постоянного тока

Фронтальная работа, Фронтальная и индивидуальная работа

Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников

Консультация, фронтальный опрос

60

Лабораторная работа №5. Изучение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Лабораторная работа

Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона  Ома для полной цепи.

Демонстрация измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

61

Закон Ома для полной цепи

Фронтальная работа

Уметь получить формулу для расчета количества теплоты для различных соединений проводников Знать о роли источника тока в цепи, работе сторонних сил и их связи с величиной заряда, формулировать закон Ома для полной цепи  

Решение типовых и экспериментальных задач, Эвристическая беседа, составление опорного конспекта

62

Лабораторная работа № 6 Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

Лабораторная работа

Уметь применить полученные знания и умения при выполнении лабораторной работы

Физическое оборудование

63

Решение задач. «Электростатика»

Фронтальная и индивидуальная работа, самостоятельная работа

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Консультация, фронтальный опрос

Тема 11.Электрический ток в различных средах- 5часов

64

Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры

Фронтальная и индивидуальная работа

Понимать физическую природу проводимости различных веществ. В частности металлов

Демонстрационные опыты

Беседа

65

Электрический ток в полупроводниках. Примесная проводимость полупроводников

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать о природе электрическоготока в полупроводниках.

Лекция, самостоятельная работа с литературой и составление конспекта.

Демонстрационные опыты

66

Электрический ток через контакт полупроводников. Транзисторы.

Фронтальная и индивидуальная работа

Понимать, что такое термоэлектронная эмиссия и разбираться вольт-амперных характеристиках электронных ламп.

Физическое оборудование Беседа

67

Электрический ток в вакууме, в жидкостях и газах Решение задач

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать законы электролиза и уметь применять его при решении задач.

Демонстрационные опыты

Лекция

68

Контрольная работа №5 («Электростатика»)

Контрольная работа

Уметь применить полученные знания и умения при решении задач

Решение типовых и экспериментальных задач

Всего уроков:    68

Из них

Уроков -контрольных работ:         5

Уроков –лабораторных работ:  6

Примерный тематический поурочный план   по физике 11 класс

2012-2013уч.год 1 полугодие

(2ч х34нед=68 часов)


урока

Тема урока

Кол-во час

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

План

 дата

 Факт

дата

Глава 1 Магнитное поле

5

1

Магнитное поле

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать опыт Эрстеда, об образовании м.п. вокруг пров. с током, взаимодействие параллельных токовУметь применять полученные знания и умения при решении задач

Знать понятия: м. п., вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции Знать физический смысл магнитной индукции

Эвристическая беседа Экранно-иллюстрирующие пособия

2

Сила Ампера

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать понятия: вихревой характер магнитного поля, расчет модуля вектора В, правило буравчика  , уметь объяснить проявление силы Ампера

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос решение задач

3

Сила Лоренца

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать понятия: м. п., вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции Знать физический смысл магнитной индукции, знать закон Лоренца

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос ,решение задач

4

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действий магнитного поля на ток»

1

Групповая работа

комплексное применение знаний

выполняется по  описанию в учебнике

5

Решение задач. Магнитное поле

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь решать задачи на движение заряженных частиц в однородном магнитном поле., определять величину и направление сил Ампера и Лоренца.

Физический диктант эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия

Глава 2 Электромагнитная индукции

8

6

Явление электромагнитной индукции

1

  Фронтальная и индивидуальная работа

Знать  опыты Фарадея по обнаружению явления ЭМИ Знать причины возникновения индукционного тока  и объяснять изменение направления индукционного тока Уметь выбирать направление обхода контура

эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

7

 Закон электромагнитной индукции

1

  Фронтальная и индивидуальная работа

Объяснять изменение направления индукционного тока . Знать правило Ленца

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос решение задач

 8

ЭДС индукции в движущихся проводниках

1

  Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь  объяснять  причины возникновения индукционного тока в проводниках и рассчитывать численное значение ЭДС индукции

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос решение задач

10

Самоиндукция. Индуктивность

1

  Фронтальная и индивидуальная работа

Знать явление самоиндукции и причины его возникновения, о ее роли в технике, понятие индуктивности Рассчитывать индуктивность контура и катушки Знать  об особенностях возникновения в цепи энергии м.п., рассчитывать ее. причинах возникновения и свойствах э.-м. поля Использовать ф-лу энергии м.п. Применять принцип относительности Галилея для объяснения возникновения э.-м. поля

эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

11

Решение задач

1

  Фронтальная и индивидуальная работа

Знать основные понятия , формулы. Уметь решать задачи

Физический диктант беседа, теоретический опрос решение задач

12

Лабораторная работа № 2 Изучение явления электромагнитной индукции

1

  Групповая работа

комплексное применение знаний

выполняется по  описанию в учебнике

13

Контрольная работа №1

«Электромагнитная индукция»

1

  Индивидуальная работа

Знать основные понятия , формулы. Уметь решать задачи

Контрольная работа, карточки

Глава 4-5 Электромагнитные колебания.(гл. 3 механические колебания – для самостоятельного ознакомления)

10

14

Свободные электромагнитные колебания в контуре.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать схему колебательного контура., формулу Томсон Знать,  как происходит превращение энергии в колеб. контуре, используют з-н сохр. Энергии

эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

15

Уравнение , описывающее процессы в колебательном контуре.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать основное уравнение колебательного контура Применение первой и второй производной по qt для получения основного ур-я к.к.

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос решение задач

16

Переменный ток.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Понимать принцип действия генератора переменного тока.

эвристическая беседа, , Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

17

Активное сопротивление и резонанс в эл.цепи

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь рассчитывать параметры цепи при различных видах сопротивлений

Лекция,  физ. оборудование Фронтальный опрос решение задач

18

Автоколебания

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать об условиях резонанса

эвристическая беседа, Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

19

Трансформаторы.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать устройство и принцип действия индукционного генератора  и трансформатора переменного тока, уметь рассчитывать мощность трансформатора

Беседа, теоретический опрос решение задач

2 четверть

20

Производство и использование электроэнергии.

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Понимать основные принципы производства и  передачаиэлектроэнергии, уметь рассчитывать потери мощности при передаче электроэнергии

Эвристическая беседа,  Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

21

Передача электроэнергии

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Понимать основные принципы производства и  передачаиэлектроэнергии, уметь рассчитывать потери мощности при передаче электроэнергии

Эвристическая беседа,  Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

22

Лабораторная работа № 3 Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

1

Групповая работа

Комплексное применение знаний

Выполняется по  описанию в учебнике

23

Контрольная  работа № 2  «Электромагнитные колебания»

1

Индивидуальная работа

Знать основные понятия , формулы. Уметь решать задачи

Решение задач Контрольная работа, карточки

Глава 7  Электромагнитные волны (Глава 6 «Механические волны» для самостоятельного ознакомления))

7

24

Что такое электромагнитная волна

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать  о взаимосвязи переменных эл. и м. полей и существовании единого э-м. поля, о э-м. волне и передаче э-м. вз-ви

Эвристическая беседа, Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

25

Опыты Герца

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать  опыты Герца Уметь работать с алгоритмами решения задач

эвристическая беседа,  Экранно-иллюстрирующие пособия решение задач

26

Плотность потока электромагнитного излучения

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь применить полученные знания при решении задач и тестов

беседа, теоретический опрос решение задач

27

Принцип радиосвязи, телевидение

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать Принципы радиосвязи. . Свойства электромагнитных волн

беседа, теоретический опрос решение задач

28

Решение задач «Электромагнитные волны»

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать основные понятия , формулы. Уметь решать задачи

Физический диктант решение задач

29

Контрольная работа № 3 «Электромагнитные волны»

1

Индивидуальная работа

Знать основные понятия темы , формулы. Уметь решать задачи

Контрольная работа, карточки решение задач

30

Резерв времени

1

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать основные понятия , формулы. Уметь решать задачи

Анализ к/р, Беседа, консультация по проблемным вопросам решение задач

 

Тема 8.  Световые волны- 13 ч

31-1

Скорость света

Фронтальная работа

 Знать методы определения скорости света, уметь решать задачи по формуле (лабораторный метод)

Эвристическая беседа, презентация

32-2

Законы отражения и преломления света

Фронтальная работа

 Знать принцип Гюйгенса и закон отражения света. Знать явление преломления света, закон преломления света, Уметь доказывать закон преломления света,

Лекция, Экранно-иллюстрирующие пособия

33-3

Лабораторная работа № 4 Измерение показателя преломления стекла

Лабораторная работа

Уметь полученные знания применить  на практик Измерить показатель преломления стекла

Физическое оборудование

 

34-4

Линзы. Построение изображения в линзе

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать основные характеристики линзы и лучи, используемые для построения изображения

Беседа, индивидуальный опрос, Физическое оборудование

 Демонстрация построения изображений в линзе.

35-5

Формула тонкой собирающей линзы

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь выводить и применять формулу тонкой собирающей линзы  для решения качественных и расчетных задач

Решение типовых экспериментальных задач, тесты

Беседа, индивидуальный опрос

36-6

Лабораторная работа № 5 Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

Парная лабораторно-поисковая работа

Уметь полученные знания применить  на практике

Физическое оборудование, беседа

37-7

Дисперсия света. Интерференция механических волн

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать о явлениях дисперсии и поглощ. света, зависим. показателя преломления света от длины волны. Знать о явлении интерференции, понятие когерентности, находить максимумы и минимумы амплитуды

Демонстрация явления дисперсии света,

Решение типовых экспериментальных задач, тесты

38-8

Интерференция света

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь объяснить принцип действия бипризмы Френеля, строить  ход лучей в тонких пленках и объяснять причины получения колец Ньютона

Демонстрация явления интерференции света, Беседа, индивидуальный опрос

39-9

Дифракция. Дифракционная решетка

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать и уметь объяснять причины дифракции

Беседа, индивидуальный опрос, Изображение опыта Юнга, дифракционных картин от различных препятствий 

40-10

Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная  теория света

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать о естественном и поляризованном свете,  уметь доказывать поперечность световых волн, свойства поляризованного света, примен. поляризации в технике

Лекция, Демонстрация явления поляризации света,

41-11

Лабораторная работа № 6 Измерение длины световой волны

Лабораторная работа

Уметь полученные знания применить  на практике

Беседа, индивидуальный опрос

42-12

Решение задач по теме Световые волны 

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь полученные знания применить  при решении задач

Решение типовых экспериментальных задач, тесты

43-13

Контрольная  работа № 4  «Световые волны»

Контрольная  работа

Уметь полученные знания применить  на практике

Решение  задач, карточки

Тема 9. Излучение и спектры- 4ч

44-1

Виды излучений

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать о природе излучения и поглощения света телами,

Беседа, индивидуальный опрос

45-2

Виды спектров

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь анализировать спектры исп. и погл., знают методы спектр. анализа

Лекция,Экранно-иллюстрирующие пособия

46-3

Шкала электромагнитных излучений

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать об источниках и осн. св-вах инфракр. и ультрафиол. Излучения, причины возникновения рентгеновского излучения и его применение

Экранно-иллюстрирующие пособия

47-4

Лабораторная работа № 7 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

Лабораторная работа

Уметь полученные знания применить  на практике

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

                                                    Тема 10. Элементы теории относительности- 3ч

48-1

Теория относительности. Постулаты ТО

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь объяснять противоречие м/у классической мех-кой и электродин, постулаты СТО, относительность одновременности и линейных размеров тела, об увеличении интервалов времени в движущейся СО

Лекция,

Экранно-иллюстрирующие пособия

49-2

Релятивистские законы.  Связь массы и энергии

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать об изменении массы и импульса движущегося тела, понятие массы покоя, уметь рассчитывать массу и импульс движущегося тел

Экранно-иллюстрирующие пособия

Беседа, индивидуальный опрос

50-3

Обобщающий урок по теме  «Элементы теории относительности и излучения и спектры»

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать теоретический материал по теме: «Элементы теории относительности и излучения и спектры, Уметь полученные знания применить  при решении задач

Решение  задач, карточки

Беседа, индивидуальный опрос



Тема  11. Световые кванты- 6 ч

51-1

Квантовая физика.

Фронтальная и индивидуальная работа

Эвристическая беседа,Экранно-иллюстрирующие пособия

52-2

Фотоэффект.

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать  о законы Столетова и уметь объяснять их на основе уравнение Эйнштейна

Эвристическая беседа,Экранно-иллюстрирующие пособия

53-3

Фотоны.

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь определять параметры фотона Уметь полученные знания применить  при решении задач

Беседа, индивидуальный опрос

Решение типовых экспериментальных задач, тесты

54-4

Химическое действие света

Давление света

Фронтальная и индивидуальная работа

Понимать смысл понятия давление света, уметь объяснить опыт П.Н.Лебедева

Беседа, индивидуальный опрос

Экранно-иллюстрирующие пособия

55-5

  Повторительно-обобщающий урок по  теме  «Световые кванты

Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь полученные знания применить  при решении задач Уметь использовать ур-е Планка и ур-е Эйнштейна для решения задач по теме «Фотоэффект»

Беседа, индивидуальный опрос

Экранно-иллюстрирующие пособия

56-6

Контрольная работа №4 «Световые кванты»

Контрольная  работа

Уметь полученные знания применить  при решении задач

Решение  задач, карточки


                                                                                  Тема  12. Атом и атомное ядро – 2 ч

57-1

Опыты Резерфорда

 Фронтальная и индивидуальная работа

Знать о противоречиях между ядерной моделью атома Резерфорда и законом сохранения энергии

Беседа, фронтальный опрос, наглядные пособия по атомной физике

58-2

. Квантовые постулаты Бора

 Фронтальная и индивидуальная работа

Знать квантовые постулаты Бора, рассчитывать частоту излучения и уметь объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения

Беседа, фронтальный опрос, демонстрация линейчатых спектров излучения


Тема 13. Физика атомного ядра -7 ч

59-1

Открытие радиоактивности

Радиоактивные превращения. Закон  радиоактивного распада

Фронтальная и индивидуальная работа

Знать устройство и принцип действия счетчика Гейгера, камер Вильсона и пузырьковой историю открытия радиоакт., суть явления, состав излучения,

Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада. записывать Альфа-, бета- и гамма распады

Знать закон радиоактивного распада, уметь рассчитывать количество радиоактивных ядер в любой промежуток времени. Знать об активности образца

Справочная литература, дем. оборудование: датчик ионизирующих излучений

60-2

Строение атомного ядра

 Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь определять зарядовое и массовое число

 Периодическая таблица химических элементов


61-3



Энергия связи


 Фронтальная и индивидуальная работа


Понимать энергию связи нуклонов

 

Периодическая таблица химических элементов

62-4

Ядерные и цепные ядерные реакции

 Фронтальная и индивидуальная работа

Понимать условия и механизм ядерных реакций

 Периодическая таблица химических элементов

63-5

Ядерный реактор. Применение ядерной энергии.

 Фронтальная и индивидуальная работа

Знать строение ядерного реактора, уметь объяснить назначение основных частей Понимать важнейшие факторы. Определяющие перспективность различных направлений развития энергетики в том числе термоядерной

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта Презентация, наглядные пособия

64-6

Повторительно-обобщающий урок по  теме   Физика атомного ядра

1 Фронтальная и индивидуальная работа

Защита презентаций


Уметь полученные знания применить  при решении задач

фронтальный опрос, решение задач

65-7

Контрольная работа №5 «Физика атомного ядра»

1 Контрольная  работа

Уметь полученные знания применить  при решении задач

решение задач, карточки

Тема 14 Элементарные частицы. Солнечная система- 3 ч

66-1

Элементарные частицы Три этапа в развитии физики элементарных частиц.

 Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь объяснять классификационную таблицу

Классификационная  таблица элементарных частиц

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта

67-2

Итоговое занятие по курсу физики

11-го класса.

Единая физическая картина мира

1 Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь полученные знания применить в практической деятельности

  Обобщение контроля знаний

68-3

 Урок по теме: Солнечная система. Звезды


  1 Фронтальная и индивидуальная работа

Уметь объяснить законы движения небесных тел и планет

Уметь объяснить строения Солнца и звезд

Презентация, наглядные пособия Экранно-иллюстрирующие пособия

Всего часов -68

Из них уроков

Лабораторных работ- 7

Контрольных работ -5

                                                                 

«Технология работы с КИМ по физике»

курс по физике11клас 0,5 часа в неделю (0,5х 34недели=17 часов)

Тема урока

Кол-во

часов на тему

Из них

Дата план

Дата факт

Теоретических

занятий

Практических

занятий

1

Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Работа с тестами.

1

0

1

2

Законы Ньютона Работа с тестами.

1

0

1

3

Силы в природе Работа с тестами.

1

0

1

4

Законы сохранения в механике Работа с тестами.

1

0

1

5

Основы МКТ. Газовые законы Работа с тестами.

1

0

1

6

Взаимное превращение жидкостей, газов Работа с тестами.

1

0

1

7

Свойства твердых тел, жидкостей и газов Работа с тестами.

1

0

1

8

Тепловые явления Работа с тестами.

1

0

1

9

Электростатика Работа с тестами.

1

0

1

10

Законы постоянного тока Работа с тестами.

1

0

1

11

Основы электродинамики. Магнитное поле Работа с тестами.

1

0

1

12

Электромагнитные явления Работа с тестами.

1

0

1

13

Колебания и волны Работа с тестами.

1

0

1

14

Оптика. Световые волны Работа с тестами.

1

0

1

15

Световые кванты Работа с тестами.

1

0

1

16

Атомная физика Работа с тестами.

1

0

1

17

Итоговый тест

1

0

1

 Итого

17

0

17

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Механические явления

Выпускник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;

• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления

Выпускник научится:

• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон ДжоуляЛенца и др.);

• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;

• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;

• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:

• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;

• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;

• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  4. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь

  1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  2. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  3. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  4. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.

 Критерии выставления текущих отметок успеваемости

                        Общая характеристика оценочной шкалы

Отметки по результатам проверки и оценки выполненных обучающимися работ выставляются по пятизначной порядковой шкале.

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся демонстрирует:

•  уверенное знание и понимание учебного материала;

• умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;

•   умение применять полученные знания в новой ситуации;

• отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала (самостоятельно устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя);

• соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:

•   знание основного учебного материала;

• умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;

•   недочёты при воспроизведении изученного материала;

• соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:

•    знание учебного материала на уровне минимальных требований;

•    умение воспроизводить изученный материал, затруднения в ответе на вопросы в измененной формулировке;

•  наличие грубой ошибки или нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала;

•   несоблюдение отдельных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:

• знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований, фрагментарные представления об изученном материале;

• отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;

• наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала;

• несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся демонстрирует:

•   полное незнание изученного материала;

•   отсутствие элементарных умений и навыков.

       

Критерии выставления отметок за устные работы

           Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:

•    последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

• показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

•  самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов; свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;

•  уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;

•   излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

•   рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;

•  допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:

•   показывает знание всего изученного учебного материала;

•   дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает  одну негрубую ошибку или не более двух

недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;

• анализирует и обобщает теоретический материал, результаты приведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;

•  соблюдает основные правила культуры устной речи; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «удовлетворительно» (3     балла)     выставляется,     если обучающийся:

• демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет  пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;

• применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуация по образцу;

•   допускает ошибки   и   использовании   терминологии   учебного предмета;

• показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умении, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

• затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;

•  дает неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;

• использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:

•   не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;

•  не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

• допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 Критерии выставления отметок за письменные работы

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух недочетов.

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется. Если обучающийся выполнил не менее половины работы, допустив при этом:

•    не более двух грубых ошибок;

•    либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет;

•    либо три негрубые ошибки;

•    либо одну негрубую ошибку и три недочета;

•    либо четыре-пять недочетов.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:

•   выполнил менее половины работы;

•  либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для отметки «удовлетворительно».

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся не приступал к выполнению работы, либо выполнил менее 10 % объема работы.

Примечание:

За оригинальное выполнение работы учитель вправе повысить обучающемуся отметку на один балл.

 Критерии выставления отметок за лабораторные работы

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:

  1. самостоятельно определил цель работы;
  2. самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
  3. выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
  4. получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения (для обучающихся 1Х-Х1 классов);
  5. грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения);
  1. экономно использовал расходные материалы;
  2. обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:

  1. самостоятельно определил цель работы;
  2. самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
  3. выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в рациональной последовательности;
  4. выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:

  1. самостоятельно определил цель работы;
  2. выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя;
  3. выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
  4. выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:

  1. не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоятельно;
  2. выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение правил безопасности.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся не смог определить цель работы/и подготовить необходимое оборудование, либо допустил неоднократные нарушения правил безопасности и был отстранен от выполнения работы.

                      Виды ошибок и недочетов при выполнении работ

        Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

•  незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц измерения величин;

•  незнанием алгоритмов (последовательности) решения типичных учебных задач;

• неумением определить цель работы и не допускать отклонения от нее в ходе выполнения работы;

• некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными посылками и выводимых из них заключением);

•   нарушением правил безопасности при выполнении работ;

• небрежным отношением к учебно-материальной базе, повлекшим поломку (выход из строя) приборов, инструментов и другого оборудования.

         К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

•  невнимательностью при производстве вычислений, расчетов и т.п. (ошибки в вычислениях);

•   недостаточной обоснованностью (поспешностью) выводов;

•   нарушением правил снятия показаний измерительных приборов, не связанным с определением цены деления шкалы;

•  некритическим отношением к информации (сведениям, советам, предложениям), получаемой от других участников образовательного процесса и иных источников;

• нарушением орфоэпических, орфографических, пунктуационных и стилистических норм русского языка при выполнении работ (кроме работ по русскому языку).

Недочетами при выполнении работ считаются:

•   несвоевременное представление результатов выполнения работы (превышение лимита времени, отведенного на ее выполнение);

•  непоследовательностью изложения текста (информации, данных);

•  описки (опечатки), оговорки, очитки (более трех в одной работе);

•  нарушение установленных правил оформления работ;

•  использование нерациональных способов, приемов решения задач, выполнения вычислений, преобразований и т.д.;

•   небрежность записей, схем, рисунков, графиков и т.д.;

•   использование необщепринятых условных обозначений, символов;

•   отсутствие ссылок на фактически использованные источники информации.

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса по учебному курсу.

1) Литература:

Александрова З.В. Уроки физики с использованием информационных технологий. 7 – 11 класс. Издательство «Глобус», 2010 год.

Волков В.А. поурочные разработки по физике  М., «ВАКО» 2005.

Браверманн Э.М. Советы изучающим и преподающим физику и не только. Москва. 2009г.

Браверманн Э.М. Уроки физики в современной школе. Творческий поиск учителей. М.Просвещение.1993г.

Браверманн Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. Пособие для учителей и методистов. Книги -1, 4.

Журнал «Физика в школе» - издательский дом Первое сентября.

Журнал «Физика. Все для учителя»- издательская группа «Основа»

Рабочие программы по физике 7 – 11 классы по УМК   А.В. Перышкина.

Рымкевич  А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.   Дрофа, 2006г

Степанова Г.Н. Сборник задач по физике 10-11 класс.- М.,Просвещение,2003г.

2) Оборудование и приборы для практической и лабораторной работы.

3) Видеоматериал:

DVD Уроки физики в школе 10,11 класс (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)

DVD Уроки физики, издательство  «Глобус».

DVD Мультимедийный репетитор.

Видеокассеты с учебным материалом по физике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...