Элективный курс. Физические задачи и методы их решения. 10 класс.
элективный курс по физике (10 класс)

Юрина Наталья Васильевна

Изучение элективного курса поможет удовлетворить  запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне.. Он углубляет практическую часть - решение разнообразных физических задач.

Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс по теме:

«Физические задачи и методы

 их решения»

10 класс, 35 часов.

Автор программы 

Учитель физики

Юрина Н.В.

Нижневартовск-2009 год.

Паспорт программы.

ТЕМА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Физические задачи и методы  их решения».

АВТОР- РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ

Юрина Наталья Васильевна

РЕЦЕНЗЕНТЫ


ТИП ПРОГРАММЫ

Образовательная

ВИД ПРОГРАММЫ

Авторская

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Физическая

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

Учащиеся 10 классов общеобразовательной средней школы.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4 года

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-обеспечить дополнительную поддержку учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике;

-предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти повышенного уровня.

-создание условий для формирования и развития учащихся;

-продолжить развитие интеллектуальных и практических умений в механике;

-интереса к изучению предмета физики;

-коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Изучение элективного курса поможет удовлетворить  запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне (как дополнение к  базовым урокам). Он углубляет практическую часть - решение разнообразных физических задач.

Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий.

Тема: «Физические задачи и методы их решения».

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Программа «Физические задачи и методы их решения» реализуется в соответствии с законом РФ «Об образовании, а так же с другими законодательными и нормативно правовыми актами РФ и ХМАО – Югра регламентирующие деятельность образовательных учреждений. Содержание программы согласовано с государственными стандартами общего среднего образования и примерными программами по физике для профильного уровня.

        Новизна данной программы состоит  в дополнительной поддержке учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике, где уровень обучения повышается не столько за счёт расширения теоретической части курса физики, сколько за счёт углубления практической – решения разнообразных физических задач.

Элективный курс «Физические задачи и методы их решения» адресован учащимся 10-х классов с базовым уровнем обучения (2 ч в неделю).

Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный  характер при минимальном объёме математических выкладок.  Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождения курса, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 3-4 часов в неделю. При решении задач широко используются аналогии, графические методы, физический эксперимент.

        Календарно-тематический план мною разработан на 35 часа, при обучении 1час в неделю.

Программа состоит из трёх разделов: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика» и «Электродинамика». При проведении занятий используются различные формы организации учебной деятельности. Теоретический материал излагается на лекциях; на практических занятиях учащиеся решают задачи и выполняют экспериментальные исследования. Существенная роль отводится самостоятельной работе учащихся при решении задач.

        Цель программы:

 -обеспечить дополнительную поддержку учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике;

-предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти повышенного уровня.

-создание условий для формирования и развития учащихся;

-продолжить развитие интеллектуальных и практических умений в механике;

-интереса к изучению предмета физики;

-коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

В процессе изучения курса учащиеся должны:

Повторить теоретические основы, необходимые для выполнения практических заданий.

Уметь:

- Решать задачи на основе аналогии, графических методов, физического эксперимента.

Отработать стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях и в изменённых.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Физические задачи и методы их решения» 10 класс

(35 ч. 1 час в неделю).

№ урока

тема

Вид занятия

дата.

Тема 1.Эксперимент.

1/1

Эксперимент.

Лекция 1.


Тема 2. Механика (12ч).

2/1.

Кинематика.

Лекция 2.

3/2.

Динамика.

Лекция 3.

4/3.

Движение тел со связями. Статика и гидростатика.

Лекция 4.

5/4.

Кинематика.

Практическое занятие 1.

6/5.

Графики основных кинематических параметров.

Практическое занятие 2.

7/6.

Динамика. Законы Ньютона.

Практическое занятие 3.

8/7

Динамика. Силы тяготения.

Практическое занятие 4.

9/10

Динамика. Силы упругости.

Практическое занятие 5.

10/11

Динамика. Силы трения.

Практическое занятие 6.

11/12.

Статика.

Практическое занятие 7.

13/12

Гидростатика. Итоговый урок.

Практическое занятие 8.

Тема 3. Молекулярная физика и термодинамика (12ч).

14/1.

Основы МКТ. Газовые законы.

Лекция 5.

15/2.

Первый и второй законы термодинамики.

Лекция 6.

16/3.

Основное уравнение МКТ.

Практическое занятие 9.

17/4.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

Практическое занятие 10.

18/5.

Определение экспериментальных параметров.

Практическое занятие 11.

19/6.

Полупроницаемые перегородки.

Практическое занятие 12.

20/7.

Первый закон термодинамики.

Практическое занятие 13.

21/8.

Агрегатные состояния вещества. Насыщенный пар.

Практическое занятие 14.

22/9.

Круговые процессы.

Практическое занятие 15.

23/10.

Поверхностный слой жидкости.

Лекция 7.

24/11.

Поверхностный слой жидкости.

Практическое занятие 16.

25/12.

Тепловые двигатели.

Итоговый урок.

Практическое занятие 17.

Тема 4. Электродинамика.(10ч).

№ урока

тема

Вид занятия

дата.

26/1.

Электростатика. Конденсатор.

Лекция 8.

27/2.

Постоянный ток.

Лекция 9.

28/3.

Электростатика.

Практическое занятие 18.

29/4.

Энергия взаимодействия зарядов.

Практическое занятие 19.

30/5.

Соединение конденсаторов.

Практическое занятие  20.

31/6.

Движение электрических зарядов в электрическом поле.

Практическое занятие  21.

32/7.

Закон Ома для однородного участка и полной цепи.

Практическое занятие  22.

33/8.

Правила Кирхгофа.

Практическое занятие  23.

34/9.

Нелинейные элементы в цепях постоянного тока.

Практическое занятие  24.

35/10.

 Итоговый урок. «Электростатика. Постоянный ток».

Практическое занятие  25.

Содержание курса.

1.Эксперимент (1ч).

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

2. Механика (12 ч).

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения. Законы Кеплера.

Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

Законы сохранения импульса и энергии и их совместное применение в механике. Уравнение Бернулли – приложение закона сохранения энергии в гидро- и аэродинамике.

3.Молекулярная физика и термодинамика (12 ч).

Статистический и динамический подход к изучению тепловых процессов. Основное уравнение МКТ газов.

        Уравнение состояния идеального газа. Следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы. Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся изопроцессами.

        Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

 Второй закон термодинамики. Расчёт КПД тепловых двигателей, круговых процессов и цикла Карно.

        Поверхностный слой жидкости, поверхностная энергия и натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Давление Лапласа.

 

4. Электродинамика (10ч).

Электростатика. Напряжённость и потенциал электрического поля точечного и распределённых зарядов. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля. Параллельное и последовательное соединение конденсаторов. Перезарядка конденсаторов. Движение зарядов в электрическом поле.

 

Аттестация учащихся.

Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися:

1) текущие (десятиминутные) контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа.

2) получасовые контрольные работы-тесты (по окончании каждого раздела).  

В конце элективного курса – зачет с оценкой достижений учащихся. Критерии итогового зачета по всему курсу должны быть известны ученику с начала занятий.

Литература

1. А.С.Богатин. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по физике.

2. В.А. Касьянов. «Физика: Тетрадь для контрольных работ. Базовый уровень.10-11 класс: тесты». - М.: Дрофа, 2006г.

3. В.А. Касьянов. «Физика: Тетрадь для контрольных работ. Профильный уровень.10-11 класс: тесты». - М.: Дрофа, 2006г.

4. Г.А.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Учебник физики для 10 класса.- Москва, «Просвещение»,  2007 г.

5. Л.Н.Терновой, Е.Н.Бурцевой, В.А..Пивень; «Физика. Подготовка к ЕГЭ» - М.: «Экзамен», 2007 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...

Программа элективного курса по алгебре и началам анализа, 11 класс. "Решение задач с параметрами"

Рабочая прграмма для проведения элективного курса в 11 классе по теме "Решение задач с параметрами"...

Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...

Элективный курс по химии для учащихся 10-11 классов по теме: «Решение расчетных задач».

Цели курса:формирование интеллектуальных и практических умений, позволяющих решать задачи различного уровня сложности, соответствующих требованиям ЕГЭ;ориентирование учащихся в выборе естественн...

Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебны...

Программа элективного курса по математике «Универсальный метод решения неравенств» 11 класс.

Целью элективного курса является обеспечение углубленного изучения предмета математики и подготовка учащихся к итоговой аттестации и продолжению образования....

Элективный курс "Просто о сложном: методы решения физических задач"

Программа элективного курса для учащихся 10-го гумманитарного класса, желающих более углубленно изучать физику. Программа позволяет при 2-х часах физики в неделю подготовитьучащихся к сдаче ЕГЭ за сче...