"Исследовательская работа на уроках физики"
статья по физике по теме

Мордовина Иннеса Викторовна

Статья о методах работы на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya.doc37 КБ
Package icon issledovatelvkaya_deyatelnost_na_urokah_fiziki.zip2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2

Во всём мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности истекших дней, до их причины,

 До оснований, до корней, до сердцевины.

Всё время схватывая нить судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.

Борис Пастернак.

Любому открытию сопутствует опыт, талант, а иногда случай. Что значат слова: «Я сделал открытие?»

Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чём-либо, то это и есть открытие.

Современное общество, вал информации по всем предметам приводит к необходимости обучения школьников умению самостоятельного поиска, готовности к исследовательской деятельности.

Слайд 3

И каждый урок при желании можно трансформировать в исследования разного уровня. Исследовательская работа может быть «вмонтирована» в лабораторный практикум и выполнятся в ходе урока, но может проводиться и постепенно в ходе изучения темы.

Задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования таких приёмов как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение. Необходимо учить школьников делать самостоятельные наблюдения, высказывать, проверять предположения, делать обобщение изучаемых фактов, творчески применять их в новых ситуациях.

Слайд 4

Чтобы цель, поставленную учителем, ученик считал своей целью, нужно не просто сообщить её, но и всемерно стимулировать его познавательную активность, пробуждать интерес и внимание, формировать готовность к учению, к овладению методов научного познания. Тогда природные явления станут более понятными и привлекательными, ведь на Земле ещё много того, что достойно порой удивленья.

Слайд 5

Нужно научить ученика

Удивляться росе, удивляться цветам,

Удивляться упругости стали, удивляться тому,

Чему люди порой удивляться давно перестали.

К примеру, сколько удивительного, непривычного для нашего обыденного понимания явлений готовит нам изучение ядерной физики и физики элементарных частиц.

Слайд 6

Масса десяти картофелин по 100 грамм каждая всегда будет один килограмм, а масса ядра атома всегда оказывается меньше суммарной массы слагающих его нуклонов. Удивительно!

 А секрет стабильности ядра атома в нестабильности его составных частиц, во взаимном превращении протонов и нейтронов. Удивительно! Две частицы электрон и позитрон, сталкиваясь, аннигилируют, исчезают, превращаясь в Y-квант. Удивительно! Возникают вопросы, на которые ученику хочется найти ответ, и современная наука даёт ответы на эти вопросы. Можно восхищаться глубиной человеческого разума, который успешно внедряет в жизнь нанотехнологии, и постиг тайны строения и рождения вселенной.

 Но на одном из уроков в ходе обобщающего повторения прокомментировать несколько фактов, взятых из газет. Вот один из них…

Слайд 7

Авария на чернобыльской АЭС внесла серьёзные коррективы в энергетический комплекс европейского континента: заметно возросла доля энергии, получаемой от сжигания нефтепродуктов и угля. Появились новые поставщики газа: Египет, Иран, Азербайджан, Россия и другие. Каковы положительные и отрицательные последствия этой тенденции?

Слайд 8

И что же, теперь результат НТП вызывает страх и опасение за самое святое, за жизнь на Земле. Возникает проблема: «Достижение научно-технического прогресса - благо для человечества или трагические шаги к гибели. Атом - мирный ли он?» Для прояснения ясности на следующем занятии группа «Я - атом» приводит аргументы в защиту использования атомной энергии, а задача другой группы «Мы - люди» привести контраргументы. Вот что у нас получилось. Приходим к выводу о разумности использования человеком достижений науки.

Под этим небом человек – единственно разумный,

Он всемогущ, но вопреки своей природе может

Одним движением руки природу уничтожить.

Тогда сам бог не защитит своей Земли нетленной.

И шум лесов, и пенье птиц замолкнут во Вселенной.

Чей разум станет воскрешать наш мир во мраке мёртвом?

Тебе разумному решать быть богом или чёртом.

Твоя Земля живёт скорбя, умерь её страданья.

С мольбой, с надеждой на тебя взирает мирозданье.

Валерий Хатюшин.

Проблемно – развивающее обучение помогает сделать принципиально важный шаг к формированию мотивов учения и познавательных интересов.  

Для учащихся – это формирования мировоззрения, основанного на научных принципах; воспитание критического отношения к информации и устойчивой человеческой психики в современном быстро меняющемся мире.

Одной из форм исследовательской деятельности является проект. Возможности для самовыражения здесь практически безграничны: работа индивидуальная и в группах, исследования – предметные, межпредметные и выходящие за рамки школьных курсов, защита проектов в виде компьютерной презентации, конференции, театрализованного представления, и т.д.

Сейчас вашему вниманию представлена компьютерная презентация проекта «Статика», отвечающая на простой вопрос: «Почему же до сих пор не упала всё время падающая Пизанская башня».

Слайд  9-13

Исследовательская деятельность – перспективная образовательная технология, позволяющая комплексно решать вопросы, воспитания, творческого развития личности.

Так как одно обучение не есть воспитание, и даже вредно для возделывания нравственности, как считал Николай I.

Личность вызревает постепенно по мере формирования в единстве мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремлённости и воли, инициативы и самостоятельности.

В процессе практической деятельности в школе сложилась определённая структура самоуправления. Учащиеся принимают активное участие в организации школьных праздников, готовят семинары, деловые игры.

Слайд 14-17

Формирование гражданских позиций стимулирует работа вы школьном музее. Он открыт 19 мая 1962 года и каждое новое поколение вносит свой вклад и пишет свою страничку истории школы. К 65 летию победы в ВОВ ученики 10 «А» класса подготовили проект, фрагменты которого представлены вашему вниманию.

Слайд 18.

Среди моих учеников есть и участники многих конкурсов, и призёры районных олимпиад, выпускники успешно учатся в ВУЗах.

Но каким бы мощным и незыблемым ни казался окружающий нас материальный мир, на самом деле он хрупок и беззащитен и будущее зависит от тех, кого мы воспитаем сегодня.

Надеюсь, что успехи моих учеников и выпускников станут трамплином для дальнейшего развития творческой личности, способной созидать и сеять разумное, доброе, вечное.

Слайд 19.



Подписи к слайдам:

Организация самостоятельной работы, развивающей творческую активность учащихся
Учитель физики МОУ СОШ68Мордовина Иннеса Викторовна
Борис Пастернак
Во всём мне хочется дойти до самой сути.В работе, в поисках пути , в сердечной смуте.До сущности истекших дней, до их причины,До оснований, до корней, до сердцевины.Всё время схватывая нить судеб, событий,Жить, думать, чувствовать,Свершать открытья!
Исследовательская деятельность на уроках физики.
Задачи учителяразвитие познавательных способностей учащихся; формирование таких приёмов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
Удивляться росе, удивляться цветам…
∆E = ∆MC2∆M = Zmp + Nmn - Mя
Выбросы CO2 различными источниками электроэнергии, способствующее усилению парникового эффекта
F3
А
Рассмотрим тело, которое может вращаться вокруг оси А
Пусть на тело действует сила F3
Определим плечо этой силы:
1) проведём линию действия силы;
2) опустим на эту линию перпендикуляр из точки А
଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹㊏쐐펕ᮆ鼅쬟ʻ衄᫈윻Ō돦꯫阩鷚䵸䷇䑬炒儨ᭁ彣᥊險蘬ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀䈀۲ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̍Я஛ใए,န$࿱܀䐄Ϩ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!ꠑ௿Ъэȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀฀ကࣰff看嘆༌ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏЇD쐀ሀĀĀᘌ牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀卥ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̎я෨ᗡͰ,န$࿱܀䐄ఁ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀弝ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̍൦ٷሩ໺,န$࿱܀ЄלНТ МF3 равен нулю:ྡtH 24E昀昀M昀￧E昀E昀M昀￧ྪ"7ЉྦрǔːϰԐԎಢ〔਀ѓHǯЂ伀Բїƿǿ̿쎀οText Box 32#Ϥǿ@쎩Ϙ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹鲘劇품爘暘⁡곏턍瘱䝂뀼䫢寊탡빺灠䞠쵃⧛ꕭꭟ쇛⥙強굲倫཰ꙅI輯围缇⽕定껮ﳧ뭼縹ꭄ䱫ꊙ嫣₦㾖＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀؀㞷휪ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̋༬ॺถ၌,န$࿱܀ЄϨ
d = О
Определим ЗНАК момента этой силы:
так как линия действия силы проходит через ось вращения А, то
так как плечо силы равно НУЛЮ, то и сам МОМЕНТ МF3 равен нулю:
М = 0

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на уроках физики

Выступление на методическом объединениии учителей физики Эртильского района Воронежской области (2011 г)...

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.

Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе

Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...

презентация "Проектно-исследовательская работа на уроках физики"

   Этот материал разработан с целью создания методической системы   работы учителя в условиях   введения ФГОС  на примере формирования проектно-исследов...

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе...