Формирование методов научного познания на уроках физики
учебно-методическое пособие по физике (10 класс) по теме

Мануйлова Татьяна Александровна

«Формирование методов научного познания на уроках физики».

 

     В свете президентской инициативы «Наша новая школа» развитие познавательных и творческих способностей учащихся должно занимать важное место в работе учителя.  Введённый в программу научный метод познания должен способствовать этому. Научный метод  – это ключ для развития познавательной и творческой инициативы учащихся в процессе обучения. Он позволяет школьникам самостоятельно мыслить и действовать . 

      Современный научный метод познания  - это вершина достижений человеческой культуры. Этот метод прошёл долгий исторический путь развития – от Платона до Н.Коперника, Г.Галилея,   И.Ньютона и их последователей. Наиболее полное и ясное изложение современного научного метода познания дано А.Эйнштейном.                  

        А.Эйнштейн в 1952 г. В частном письме изобразил схему современного научного метода познания (рис. 1) и пояснил её следующими словами:

                                                                            

 

     «(1) Нам даны Е – непосредственные данные чувственного опыта.

     (2) А – это аксиомы, из которых мы выводим заключения. Психологически А основаны на Е. Но никакого логического пути, ведущего от Е к А не существует. Существует лишь интуитивная (психологическая) связь, которая постоянно «возобновляется».

     (3) Из аксиом А логически выводятся частные утверждения S, которые могут претендовать на строгость.

     (4) Утверждения S сопоставляются с Е (проверка опытом).

     Строго говоря, эта процедура относится к вне логической (интуитивной) сфере, ибо отношение понятий, содержащихся в S, к непосредственным данным чувственного опыта Е и по своей природе нелогично» [1, с. 569-570].

      Таким образом, А.Эйнштейн показал, что процесс научного познания составляет замкнутый цикл, который начинается с эксперимента  Е  и кончается экспериментом Е.

Он состоит из четырёх этапов:

1) сбор экспериментальных данных и постановка проблемы; 

2) выдвижение гипотезы-аксиомы;

3) математическое развитие гипотезы, логический вывод из неё следствий;

4) экспериментальная проверка гипотезы и её следствий.

       В этом цикле исследование явлений,  догадка об их закономерной связи- А, строгие логические выводы следствий -S и экспериментальная проверка- Е  тесно связаны. При анализе этой замечательной схемы становится понятной важность интуиции, догадки в научном познании при переходах от опыта к теории и от теории к эксперименту. Ведь именно интуиция приводит к новизне открытия, к творчеству!

       А.Эйнштейн показал, что аксиомы-гипотезы -А в физической науке выдвигаются исследователями интуитивно на основе выделения и обобщения некоторой группы экспериментальных данных -Е  как догадка, а теоретические выводы -S из аксиом делаются в соответствии с законами логики, как в математике. Поэтому, с одной стороны, гипотеза обладает познавательной мощью объяснения и предвидения, а с другой стороны, поскольку она строится на догадке, сама требует экспериментальной проверки.

       На это обстоятельство обращали внимание многие известные современники А.Эйнштейна. На различную роль интуиции и логики в научном творчестве указывал французский учёный А.Пуанкаре. Он, в частности, писал: «В самой науке интуиция остаётся, за исключением нескольких привилегированных умов, главным инструментом изобретения, в то время как анализ всё более стремится стать единственным законным инструментом доказательства…» [2].

       Между тем учебный процесс чаще всего строится так, что из содержания предмета выбрасывается все проблемы и всё «не логичное». Об этом писал академик РАО В.А. Фабрикант: «Вопрос о соотношении между наукой и образованием далеко не прост. Когда мы говорим о высоком научном уровне изложения учебного материала, то зачастую под этим понимаем сугубо логизированную схему результатов развития науки. Однако при этом в учебниках, как правило, вытравляют следы того реального пути, которым шла наука для получения соответствующих результатов. Тем самым у учащихся создаётся неверное представление о научном методе. Мы их, по существу, знакомим с методом изложения научных результатов, а не с методом их получения» [3, с. 8-9]. Обучение школьников научному методу познания помогает решить эту важную проблему.

В соответствии с современной концепцией образования процесс обучения основывается на признании ученика субъектом собственного развития. Исследовательская деятельность представляет собой познавательную деятельность , так как направлена на поиск информации с целью познания или преобразования действительности. В ходе исследовательской деятельности информация становится активной, актуальной.

Отечественным методистом В.Г.Разумовским был сформулирован принцип цикличности познания(взаимосвязь исходных фактов, модели-гипотезы, теоретических следствий и эксперимента в естественнонаучном творчестве).Согласно этой закономерности в учебном процессе физическая теория и физический эксперимент должны быть органично связаны.

 На уроке я предлагаю рассмотреть модель управления исследовательской деятельности учащихся при построении  «цепочки познания», в основе которой положен эксперимент по изучению процессов перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое в частности на уроке «Испарение и конденсация по изучению закономерностей  протекания этих процессов.

Литература:

1 Эйнштейн. А. Собрание научных трудов. Т.4 _М; Наука. 1967.-600 с.

2 Пуанкаре А. Избранные труды. Т.3_М; Наука.1974-660с.

3.Фабрикант В.А. Физика, оптика, квантовая электроника (избранные статьи ).-М: Издательство МЭИ 200.-209с.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_nauchnogo_poznaniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Методы научного познания.

У научного изучения предметов две основные цели:

предвидение и польза.                       Д.И. Менделеев

ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

моделирование

Физические теории

принципы создания теорий

схема метода научного познания

схема метода научного познания мира

наблюдение

физический закон

гипотеза

наблюдение

теория

эксперимент

Объединяет несколько опытных закономерностей и гипотез и даёт объяснение целой области явлений природы с единой точки зрения, позволяет предсказывать новые явления

Метод научного исследования, в котором изучаемое физическое явление (или) объект заменяется другим, сходным с ним – моделью.

Материальные

модели

Идеальные

модели

Метод принципов

Метод модельных гипотез

Принцип соответствия

Принцип причинности

Физическая картина мира- это физическая модель природы построенная на основе наиболее общих принципов, законов и теорий, соответствующих конкретному историческому периоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы научного познания и современная картина мира на уроке французского языка"

Данная статья является результатом двухгодичного обучения системе согласованного обучения (ССО), разработанная кандидатом педагогических наук Комаровым Б.А. Статья сопровождается презентацией, которую...

Урок по теме "Гипотеза как метод научного познания. Обучение основам построения гипотезы".

Открытый урок по теме «Гипотеза как метод научного познания. Обучение основам построения гипотезы» для 8 класса на материале «Ma futur profession».Учитель: Смекалова Анна ВладимировнаОбразовательное у...

Формирование естественнонаучных компетентностей учащихся на уроках химии и биологии посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье рассматриваются основные образовательные компетенции и разбираются отличия исследовательской работы и работы над проектом....

Выступление на районном методическом объединении учителей физики и математики. Тема: ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Подготовка к ЕГЭ

Цель: повторение основных понятий, законов и формул ФИЗИКИ И МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  в соответствии с кодификатором ЕГЭ....

Технологическая карта урока "Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики"

Технологическая карта урока по формированию естественно-научной грамотности (ЕНГ) при разборе заданий формата международного тестирования PISA.Разбор задания PISA по ЕНГ, «Кто дальше и кто ...

Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики

Формирование функциональной грамотности на уроках физики является одной из важнейших задач для учителя данного предмета. Согласно федеральному образовательному стандарту, ученик должен обладать не тол...

Формирование естественно-научного мировоззрения на уроках физики

Статья-эссе содержит взгляды автора о влиянии естесственно-научных  дисциплин на формирование естественно-научного мировоззрения. В статье содержатся некоторые примеры методов и историческая...


 

Комментарии

Мануйлова Татьяна Александровна

У научного изучения предметов две основные цели:
предвидение и польза. Д.И. Менделеев