Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие по физике (10 класс) по теме:
    Формирование методов научного познания на уроках физики

    Мануйлова Татьяна Александровна

    «Формирование методов научного познания на уроках физики».

     

         В свете президентской инициативы «Наша новая школа» развитие познавательных и творческих способностей учащихся должно занимать важное место в работе учителя.  Введённый в программу научный метод познания должен способствовать этому. Научный метод  – это ключ для развития познавательной и творческой инициативы учащихся в процессе обучения. Он позволяет школьникам самостоятельно мыслить и действовать . 

          Современный научный метод познания  - это вершина достижений человеческой культуры. Этот метод прошёл долгий исторический путь развития – от Платона до Н.Коперника, Г.Галилея,   И.Ньютона и их последователей. Наиболее полное и ясное изложение современного научного метода познания дано А.Эйнштейном.                  

            А.Эйнштейн в 1952 г. В частном письме изобразил схему современного научного метода познания (рис. 1) и пояснил её следующими словами:

                                                                                

     

         «(1) Нам даны Е – непосредственные данные чувственного опыта.

         (2) А – это аксиомы, из которых мы выводим заключения. Психологически А основаны на Е. Но никакого логического пути, ведущего от Е к А не существует. Существует лишь интуитивная (психологическая) связь, которая постоянно «возобновляется».

         (3) Из аксиом А логически выводятся частные утверждения S, которые могут претендовать на строгость.

         (4) Утверждения S сопоставляются с Е (проверка опытом).

         Строго говоря, эта процедура относится к вне логической (интуитивной) сфере, ибо отношение понятий, содержащихся в S, к непосредственным данным чувственного опыта Е и по своей природе нелогично» [1, с. 569-570].

          Таким образом, А.Эйнштейн показал, что процесс научного познания составляет замкнутый цикл, который начинается с эксперимента  Е  и кончается экспериментом Е.

    Он состоит из четырёх этапов:

    1) сбор экспериментальных данных и постановка проблемы; 

    2) выдвижение гипотезы-аксиомы;

    3) математическое развитие гипотезы, логический вывод из неё следствий;

    4) экспериментальная проверка гипотезы и её следствий.

           В этом цикле исследование явлений,  догадка об их закономерной связи- А, строгие логические выводы следствий -S и экспериментальная проверка- Е  тесно связаны. При анализе этой замечательной схемы становится понятной важность интуиции, догадки в научном познании при переходах от опыта к теории и от теории к эксперименту. Ведь именно интуиция приводит к новизне открытия, к творчеству!

           А.Эйнштейн показал, что аксиомы-гипотезы -А в физической науке выдвигаются исследователями интуитивно на основе выделения и обобщения некоторой группы экспериментальных данных -Е  как догадка, а теоретические выводы -S из аксиом делаются в соответствии с законами логики, как в математике. Поэтому, с одной стороны, гипотеза обладает познавательной мощью объяснения и предвидения, а с другой стороны, поскольку она строится на догадке, сама требует экспериментальной проверки.

           На это обстоятельство обращали внимание многие известные современники А.Эйнштейна. На различную роль интуиции и логики в научном творчестве указывал французский учёный А.Пуанкаре. Он, в частности, писал: «В самой науке интуиция остаётся, за исключением нескольких привилегированных умов, главным инструментом изобретения, в то время как анализ всё более стремится стать единственным законным инструментом доказательства…» [2].

           Между тем учебный процесс чаще всего строится так, что из содержания предмета выбрасывается все проблемы и всё «не логичное». Об этом писал академик РАО В.А. Фабрикант: «Вопрос о соотношении между наукой и образованием далеко не прост. Когда мы говорим о высоком научном уровне изложения учебного материала, то зачастую под этим понимаем сугубо логизированную схему результатов развития науки. Однако при этом в учебниках, как правило, вытравляют следы того реального пути, которым шла наука для получения соответствующих результатов. Тем самым у учащихся создаётся неверное представление о научном методе. Мы их, по существу, знакомим с методом изложения научных результатов, а не с методом их получения» [3, с. 8-9]. Обучение школьников научному методу познания помогает решить эту важную проблему.

    В соответствии с современной концепцией образования процесс обучения основывается на признании ученика субъектом собственного развития. Исследовательская деятельность представляет собой познавательную деятельность , так как направлена на поиск информации с целью познания или преобразования действительности. В ходе исследовательской деятельности информация становится активной, актуальной.

    Отечественным методистом В.Г.Разумовским был сформулирован принцип цикличности познания(взаимосвязь исходных фактов, модели-гипотезы, теоретических следствий и эксперимента в естественнонаучном творчестве).Согласно этой закономерности в учебном процессе физическая теория и физический эксперимент должны быть органично связаны.

     На уроке я предлагаю рассмотреть модель управления исследовательской деятельности учащихся при построении  «цепочки познания», в основе которой положен эксперимент по изучению процессов перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое в частности на уроке «Испарение и конденсация по изучению закономерностей  протекания этих процессов.

    Литература:

    1 Эйнштейн. А. Собрание научных трудов. Т.4 _М; Наука. 1967.-600 с.

    2 Пуанкаре А. Избранные труды. Т.3_М; Наука.1974-660с.

    3.Фабрикант В.А. Физика, оптика, квантовая электроника (избранные статьи ).-М: Издательство МЭИ 200.-209с.            

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metody_nauchnogo_poznaniya.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы научного познания.

    У научного изучения предметов две основные цели:

    предвидение и польза.                       Д.И. Менделеев

    ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

    моделирование

    Физические теории

    принципы создания теорий

    схема метода научного познания

    схема метода научного познания мира

    наблюдение

    физический закон

    гипотеза

    наблюдение

    теория

    эксперимент

    Объединяет несколько опытных закономерностей и гипотез и даёт объяснение целой области явлений природы с единой точки зрения, позволяет предсказывать новые явления

    Метод научного исследования, в котором изучаемое физическое явление (или) объект заменяется другим, сходным с ним – моделью.

    Материальные

    модели

    Идеальные

    модели

    Метод принципов

    Метод модельных гипотез

    Принцип соответствия

    Принцип причинности

    Физическая картина мира- это физическая модель природы построенная на основе наиболее общих принципов, законов и теорий, соответствующих конкретному историческому периоду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эксперимент-как метод развития мышления на уроках физики

    В статье описаны примеры использования эксперимента на уроках физики. Они помогают заинтересовать ученика, повысить мотивацию в изучении физики, развиваот логическое и творческое мышление обучающихся....

    Метод мозгового штурма на уроках физики

    В докладе освещены примеры применения метода Мозгового штурма по конкретным темам и классам....

    Возможности использования методов развивающего обучения на уроках физики

    Развивающее обучение - гармоничная система, обращенная к ученику в целом, используемые при этом методы основаны на гармоничном сочетании работы обоих полушарий головного мозга - левого (доминиру...

    Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)

    Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...

    Формирование экспериментального метода решения задач на уроках физики

    В данный момент я работаю над данной проблемой.  на уроках использую различные методы на лабораторных занятиях и во внеурочное время. Выступала по этой теме на регинальном семинаре....

    Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

    Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...

    Практические формы и методы деятельностного подхода на уроках физики при переходе на ФГОС второго поколения

    Физика не может быть неинтересной! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьному учебному предмету. В этом я пытаюсь убедить и своих учеников. Учител...


     

    Комментарии

    Мануйлова Татьяна Александровна

    У научного изучения предметов две основные цели:
    предвидение и польза. Д.И. Менделеев