Формирование ценности научного познания на уроках английского языка
статья по английскому языку

Десятова Елена Евгеньевна

В статье  рассмотрен особый вид познавательной деятельности  - научное познание, раскрыты принципы и стратегии по формированию ценности научного познания учащихся. Рассмотрены ключевые компетенции, которые формируются при обучении иностранному языку. Представлены упражнения по формированию читательской грамотности, правила отбора текстов к заданиям по смысловому чтению. Раскрыта роль учебно-исследовательской деятельности для осознания ценности научной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Десятова Е.Е.

Учитель иностранного языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Подсинская средняя школа"'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье  рассмотрен особый вид познавательной деятельности  - научное познание, раскрыты принципы и стратегии по формированию ценности научного познания учащихся. Рассмотрены ключевые компетенции, которые формируются при обучении иностранному языку. Представлены упражнения по формированию читательской грамотности, правила отбора текстов к заданиям по смысловому чтению. Раскрыта роль учебно-исследовательской деятельности для осознания ценности научной деятельности.

Ключевые слова: ценность научного познания, проблемный подход в обучении, ключевые компетенции, практическое применение, читательская грамотность, учебно-исследовательская деятельность.

Keywords: the value of scientific knowledge, problem-based learning, key competencies, practical application, reading literacy, educational and research activities.

В 2021 г Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты.  В частности в целевом разделе ООП СОО добавили новое направление - ценность научного познания.

В связи с этим для учителя возникла необходимость в создании условий по формированию ценности научного познания учащихся.

Под научным познанием подразумевается особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

Ценность научного познания предусматривает:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Мировоззрение -  система взглядов, воззрений на природу и общество. Формирование любой системы подразумевает выполнение повторяющейся деятельности при помощи выработанной стратегии. Поэтому на уроках я придерживаюсь следующих принципов:

  1. Проблемный подход в обучении. На уроках не давать готовых знаний, а создавать условия для получения  их, в ходе разрешения проблемной ситуации. Выявление, фиксацию затруднений, выбор оптимального решения, учащиеся осуществляют самостоятельно или с помощью учителя. В ходе её решения производят рассуждения, выдвижение гипотезы, доказательства гипотезы и т.д.

Проблемный подход в обучении не только стимулирует познавательную активность, но позволяет обучающимся ощутить себя первооткрывателем. А также осознать эволюционный путь развития науки. Таким образом, формируется система знаний, представлений о мире и месте в нём человека.

  1. Овладение основами любой науки невозможно без овладение «ключевыми компетенциями». Введение понятия «компетенция» в методику преподавания иностранного языка в школе связано с поисками более точного, строгого определения целей обучения, с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения иностранному языку и которые обеспечивают овладение им и в конечном счете служат развитию личности школьника.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение необходимыми знаниями о языке, его устройстве и функционировании, лингвистике как науке; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики английского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.

3) Изучая иностранный язык, необходимо показывать  практическое применение, то есть способность и готовность школьников использовать язык для решения коммуникативных задач (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, изучить информацию на иноязычном сайте, заполнить анкету обратной связи и т.д.). Практические задания можно применять на уроке любого типа. Как на уроке отработки знаний, так и в качестве проблемной ситуации на уроке получения новых знаний. Практико-ориентированное обучение устраняет разрыв между школьными знаниями и повседневной жизнью и даёт школьнику возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.  

Успешность в обучении иностранному языку невозможна без  владения читательской культурой, являющейся важнейшим блоком  ценностей научного познания

Читательская культура – одна из частей общей культуры личности, характеризующая степень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований по освоению культурного потенциала письменных текстов на основе традиционных и инновационных информационных технологий и определяющая эффективность социокультурного взаимодействия личности в современной информационной среде.

Одной из наиболее важных составляющих частей читательской культуры является читательская грамотность. Это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность при обучении иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие таких умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач, а именно:

- умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

- умение извлекать информацию из разных источников;

- способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

- умение пользоваться источниками и ссылаться на них;

- умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов;

- способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

В формировании читательской грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе и среднем звене мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на смысловое чтение:

- текст должен быть  интересен;

- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

- объем текста не должен превышать норму;

- шрифт должен помогать легко читать текст;

- текст должен развивать кругозор;

- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

- иллюстрации должны  не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

- текст должен быть структурирован;

- в тексте не должно быть ошибок;

- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

В своей учительской практике я использую следующие упражнения по формированию читательской грамотности:

  1. Определить по заголовку тему текста;
  2. Найти ответы на вопросы.
  3. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
  4. Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
  5. Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).
  6. Найти описание внешности, места, события и др.
  7. Догадаться о значении слова по контексту.

Большую помощь в работе над развитием читательской грамотности оказывает раздел «Страноведение. Россия и англоязычные страны в сравнении», где представлены лингвострановедческие сведения, а также информация о культуре, традициях и обычаях, праздниках, интересных местах и достопримечательностях англоговорящих стран, даны исторические справки, дополнительный занимательный материал по изучаемой теме. Изучая данный раздел, обучающиеся могут делать доклады в различной форме, это может послужить поводом поиска и работы с дополнительной литературой, а так же темой для исследования или проекта.

Проектирование – решение некоторой практической задачи. Проектная деятельность подразумевает создание какого-либо заранее запланированного объекта (продукта). Это не всегда осуществимо на уроке так как требует больших временных затрат. Исследование — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов; Результат исследовательской деятельности – интеллектуальный продукт.  Поэтому мини – исследования возможно проводить в системе на уроках любого вида. Формы организации исследований могут быть любыми, от индивидуальных до групповых. Подобная учебно-исследовательская деятельность позволяет  осознать ценность научной деятельности, и сформировать готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Развитие Ценности научного познания невозможно без  интереса к изучению предмета. Анализируя всё выше изложенное можно заметить, что все приемы и методы, направленные на формирование ценности научного познания, в первую очередь, призваны развить у обучающихся желание понять, что мы изучаем,  где это применяется, каково дальнейшее развитие, пригодятся ли полученные знания в будущем? То есть в первую очередь заинтересовать, удивить, увлечь. Всем известно, что  интерес возникает только в процессе активной учебной  деятельности. Поэтому деятельностный подход, как метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности наиболее соответствует выполнению задачи формирования ценности научного познания.

Список литературы

  1. Artemyeva O.A. New approaches in the English language teaching: English for specific purposes – role-plays and projects// Transactions TSTU. – 2005. – № 4. – С. 992-1000.
  2. Мильруд Р. П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ. 2000, № 4. С. 19 – 14.
  3. Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 2006, № 4.
  4. Формирование читательской грамотности на уроках английского языка: методические рекомендации / Сост. Т.С. Чевычелова, О.Е. Шабалова. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2022. – 20 с.
  5. Цели обучения иностранному языку. / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2002.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"...

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Формирование методов научного познания на уроках физики

laquo;Формирование методов научного познания на уроках физики».      В свете президентской инициативы «Наша новая школа» развитие познавательных и твор...

Использование серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках программы ФГОС

Описание серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» и эффективности их использования на уроках английского языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...

Воспитание нравственных ценностей и принципов на уроках английского языка

Материал может быть использован для выступления на методическом объединении....

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...