Главные вкладки

    Методическая разработка (французский язык, 10 класс) по теме:
    Статья "Методы научного познания и современная картина мира на уроке французского языка"

    Пшеничникова Наталья Витальевна

    Данная статья является результатом двухгодичного обучения системе согласованного обучения (ССО), разработанная кандидатом педагогических наук Комаровым Б.А. Статья сопровождается презентацией, которую я использовала на уроке французского языка в 10-ом классе по теме "Образовательная система во Франции".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metody_nauchnogo_poznaiya.docx21.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пшеничникова Наталья Витальевна

    г. Санкт-Петербург

    Методы научного познания и современная картина мира

    на уроке французского языка

          В гимназии № 271 г. Санкт-Петербурга педагогическим коллективом активно изучается и внедряется в практику система согласованного обучения (ССО), разработанная научным руководителем кандидатом педагогических наук Комаровым Борисом Алексеевичем, преподавателем РГПУ им. Герцена.

         В рамках программы обучения мною был подготовлен и представлен урок-лаборатория по теме «Методы научного познания и современная картина мира на уроках французского языка». Эта тема была раскрыта на фоне изучаемой темы в 10-ом классе «Образование во Франции».

         Данная тема очень хорошо согласуется с системно-деятельным подходом, который является одним из положений ФГОС. Исходя из этого положения, предполагается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения общества на основе толерантности и диалога двух культур.

         Стандарт так же устанавливает требования к предметным результатам обучающихся, т.е. освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта, специфического для данной предметной области деятельности по получению новых знаний, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

         Многовековая познавательная деятельность людей показывает, что всякое научное исследование производится по строго определенному плану. Поэтому, прежде чем сформулировать некий закон или теорию строятся предварительные догадки, предположения, которые либо отвергаются, либо становятся гипотезами.

         Традиционно построение гипотезы сводится к следующим основным этапам:

         -  ставится задача выявить причину определенного явления или класса явлений;

         - с помощью опытов, экспериментов, наблюдений и т.д. производится изучение этого явления,  выясняются условия его появления, время, связь с другими явлениями;

         - формируется первичное предположение о возможной причине, вызывающей данное явление, предположение строится не на основе одной фантазии, а при непосредственном использовании знаний причин иных фактов или явлений;

         - формулируются следствия на основе построенного вероятного предположения (гипотезы).

         Таким образом, мы ставим перед собой и учащимися задачу, проводим определенные исследования и, уже используя полученные знания, формируем следствия.

         В начале урока по теме «Образование во Франции» была выдвинута гипотеза «Является ли на ваш взгляд система образования во Франции более совершенной, чем в России?»

         Выдвинув гипотезу, необходимо было выстроить вопросно-ответную беседу по целенаправленной актуализации знаний.

         В рамках данного метода учащиеся должны уметь:

         - задавать вопросы к наблюдаемому явлению, факту для выявления их существенных свойств – повторение языкового и страноведческого материала по теме «Школа. Образование» на базе вопросно-ответной работы;

         - формулировать вопросы в различных формах – повторение грамматического материала по теме «Вопросительное предложение»;

         - вычленять информацию из общей совокупности в соответствии с поставленной учебной задачей – сравнить системы образования во Франции и в России.

          Содержание коммуникации на уроке  определяется  поставленной учителем дидактической целью. Любой урок в той или иной мере подчинен следующим дидактическим целям:

         - формирование знаний;

         - формирование умений;

         - развитие мышления;

         - развитие самостоятельности.

          Влияние дидактической цели на характер вопроса может быть связано с определением роли и места вопроса на уроке; использованием различных источников информации для постановки вопросов, также зависит от содержания используемой информации и от субъекта обращения.

         Документальная база урока представляла собой подборку текстовых и графических документов, а так же презентацию на тему «Образовательная система Франции». На базе предложенного информационного поля учащиеся отвечали на вопросы учителя, задавали вопросы друг другу и в заключении работали в группах.  

         В ходе  урока учащимся необходимо было не только ответить на вопросы, но и сделать анализ определенных явлений на основании полученных ответов, то есть применить метод аналогии. Были выявлены сходные признаки и признаки различия сравниваемых объектов. Была составлена сравнительная таблица двух систем образования по семи основным пунктам.

           Запланировав вопросно-ответную работу на уроке, учитель не может обойтись без индуктивного и дедуктивного методов познания. В процессе познания наше мышление совершает восхождение от частного, единичного, конкретного к общему, т.е. общий вывод делается из частных посылок – это индуктивный метод.  При дедуктивном методе познания частный вывод формулируется из общего положения.

         Итогом урока стало домашнее задание – написать эссе, в котором необходимо было ответить на вопрос «Хотели бы вы продолжить обучение во Франции?».  Учащимся предлагалось аргументировать свой выбор, используя все те знания и информацию, которая была предложена на уроке. Моделирование мнения строилось по трем основным пунктам:

    Вступление (определение темы высказывания).

    Развитие (высказывание «за» и «против» по теме с приведением примеров).

    Заключение (аргументированное обоснование собственного выбора).  

         Таким образом, используя на уроке методы гипотезы и аналогии, а также индукцию и дедукцию можно подойти к такому методу научного познания как моделирование. Этот метод основан на способности субъекта (человека) вычленять сходные признаки или свойства у различных предметов, явлений и устанавливать определенное соотношение между ними.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Bonjour, Paris!" Чередование и последовательность четырёх видов деятельности на уроке французского языка

    Цели урока: обучение чтению нового вида текста (программа пребывания в Париже, текст, содержащий географические данные) и извлечению необходимой информации; ввод новых слов, знакомство учащихся с геог...

    Курс «Деловой французский» на уроках французского языка.

    Курс «Деловой французский» на уроках французского языка.Пoгaрская Мaрина Евгеньевнa учитeль шкoлы с углублeнным изучениeм oтдельных предметoв №1363 (г. Москва)Сoвременная цeль oбучeния инoстрaнным язы...

    Современные методы обучения на уроках французского языка и дополнительного образования

    В этой статье я хочу поделиться своим опытом освоения современными образовательными технологиями.Хочу рассказать, какие методы я стараюсь применять, что учитывать на своих уроках, какие материалы подб...

    «Формирование и развитие ИКТ-компетенции на уроках французского языка»

    Тема охраны окружающей среды сегодня является актуальной как никогда. В то же время, часто подача "экологической проблемы" не является увлекательной, тем более, уже столько всего сказано за последние ...

    Особенности формирования естественно-научной картины мира на уроках географии и химии

    Работа освещает некоторые аспекты проведения бинарных урпоков  по географии и химии...