Лингвокультурологические задачи в формировании языковой картины мира на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
В 5,6 классах основной единицей изучения на уроках русского языка и литературы с использованием лингвокультурологического подхода является лексика с так называемым национально-культурным компонентом, фразеологизмы, пословицы, поговорки. С целью формирования лингвокультурологической компетенции учащихся можно обратиться к такому приему, как работа с лингвокультурологическими задачами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 490.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В арсенале современного учителя русского языка и литературы достаточно большой методический материал, позволяющий ему успешно реализовывать лингвокультурологический подход в обучении.
Задачи, содержащие пословицы, поговорки, загадки. Работа с такими упражнениями позволяет формировать у учащихся бережное, внимательное отношение к слову, сохранять и передавать культурный опыт нации, развивает память, чувство юмора, учит любить родной край, повышает познавательный интерес учащихся.
Задача 1 Учащимся предлагается для анализа 3 пословицы о труде: Куй железо, пока горячо. Не боги горшки обжигают. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Задание: 1. Прочитайте пословицы. Устно передайте их основное значение. Задание 2. Укажите непонятные вам по значению слова.
Лингвокультурологический комментарий «Куй – это повелительное наклонение от глагола «ковать». «Пригож» – это краткое прилагательное от слова «пригожий». «Гож» – это также краткая форма устаревшего прилагательного «гожий», т.е. «годный», «пригодный». Задание 3. Ответьте на вопросы: - Почему с течением времени устаревшие формы слов в пословицах люди не заменили на современные? - Согласны ли вы с данными пословицами? - Вспомните другие пословицы и поговорки о труде. Задание 4. Выбери одну из пословиц и составь небольшой текст-рассуждение на тему пословицы.
Задачи, содержащие фразеологизмы. Задача 1 Учащимся предлагается вспомнить фразеологические обороты, прочитав историю их создания. Назовите их значение. В XIX веке в Москве открылась водолечебница Лодера , в которой аристократическую публику лечили искусственными минеральными водами и продолжительными прогулками. Это заведение, точнее его основатель, упоминается во фразеологическом обороте.
По древнегреческой легенде, сиракузский царь Дионисий Старший посадил как-то раз на пиру своего приближенного, питавшего тайную зависть к монарху, на свое царское место. Но, к ужасу вельможи, над головой у него оказался острый меч, висящий на тонком конском волоске. С тех самых пор и появилось крылатое выражение.
В старину случалось, что во время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение.
Задача 2 Учащиеся получают задание назвать русский фразеологизм. Англичане говорят о таком человеке, что он живет в клевере, немцы – что он сидит как личинка (червячок) в сале, французы – как петух в тесте. А как говорим мы? англичане говорят о таком человеке: негнущийся, как кочерга; французы – прямой, как кол; испанцы – прямой, как палец святого Иоанна. А как говорим мы? французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А как говорим мы?
Задача 3 Учащиеся получают задание расположить данные фразеологизмы в той последовательности, в которой они возникли, объяснить значение : как шведы под Полтавой, отложить в долгий ящик, мамаево побоище, филькина грамота, адмиральский час
Проверьте себя! Мамаево побоище (14 в) - крупная ссора, драка; беспорядок, разгром. Связан он с именем татарского хана Мамая, совершившего в 14 в. опустошительное нашествие на Русь и разгромленного русским войском в Куликовской битве (1380г.) (побоище – поле битвы после сражения, а также само сражение). ◼ Филькина грамота (16в ) - фальшивый, не имеющий силы документ. Иван Грозный преследовал московского митрополита Филиппа, выступавшего против бесчинств царя: царь презрительно называл разоблачительные послания митрополита Филькиными грамотами ◼
Отложить в долгий ящик (17в) - отложить решение вопроса на неопределенный срок. К стене дворца Алексея Михайловича был прикреплён длинный ящик, предназначавшийся для прошений царю; прошения, отпущенные туда, рассматривались очень долго. ◼ Как шведы под Полтавой (18 в) - потерпеть сокрушительное поражение; разгром в 1709 г. шведского войска русской армией Петра 1 ◼ «Адмиральский час» (19 в)- обеденное время. С 1865 года в Петербурге начало обеденного перерыва отмечалось выстрелом из пушки Адмиралтейства в 12 часов дня.
Задачи , содержащие анализ метафорической составляющей слова. Задача 1 Прочитайте текст. Подумайте, с какими цветовыми прилагательными сочетается существительное зависть в русском языке? Возможна ли в пушкинском тексте замена цветового прилагательного черная на белая ? Аргументируйте свой ответ. Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку… (Пушкин)
Задача 2 Подумайте , почему в русском языке нельзя потемнеть от радости или озариться от гнева? Какое отношение имеет идея света к делению эмоций на положительные и отрицательные? Составьте «световые» метафоры, используя слова из двух групп: Светиться, потемнеть, сиять, озариться. Любовь, радость, гнев, счастье, злоба.
Заключение Таким образом, мы видим, что решение подобных лингвокультурологических задач в единстве с другими методическими приемами позволяет гармонизировать знания, развивает культуру бережного отношения к русскому языку, позволяет развить творческое воображение и чувство языка учащихся.
Спасибо за внимание!
На момент создания шаблона все ссылки являются активными ! Карандаши: https:// img-fotki.yandex.ru/get/6830/119528728.3123/0_17ef5c_3247efb8_orig Лист с загнутым уголком: http:// www.dwcsj.edu.ph/pages/administration/css/images/curlpage-white.png Золотая кнопка: https:// www.dreamstime.com/royalty-free-stock-images-d-golden-thumbtack-isolated-white-background-image32565689#res5606696 Книга с лупой: https:// img-fotki.yandex.ru/get/9360/137563163.dcc/0_ea994_49d0d3d7_orig Фон: https:// img-fotki.yandex.ru/get/9508/39663434.473/0_91801_9eafbdbd_orig Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы научного познания и современная картина мира на уроке французского языка"
Данная статья является результатом двухгодичного обучения системе согласованного обучения (ССО), разработанная кандидатом педагогических наук Комаровым Б.А. Статья сопровождается презентацией, которую...

Доклад "Совершенствование языкового анализа текста на уроках русского языка.
Анализ текста в старших классах на уроках русского языка....

Языковые особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе, целью которого яляется определение языковых особенностей публицистического стиля, разработан в соответствии с современными подходами к обучению языку - коммуникативным...

Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц в работе....

Формирование языковой компетенции учащихся на уроках русского языка, литературы, на предпрофильных, элективных курсах, на занятиях внеурочной деятельности
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы...

Формирование языковой компетенции учащихся на уроках русского языка, литературы, на предпрофильных, элективных курсах, на занятиях внеурочной деятельности
Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы...
Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки
В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...
