Формирование языковой компетенции учащихся на уроках русского языка, литературы, на предпрофильных, элективных курсах, на занятиях внеурочной деятельности
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zhidkova.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование языковой компетенции учащихся

на уроках русского языка, литературы, на предпрофильных, элективных курсах, на занятиях внеурочной деятельности

Жидкова Л.И.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ Школы №127

 г.о. Самара

           «Язык – это история народа.

Язык – это цивилизация и культура.

Поэтому-то изучение и сбережение

русского языка является

не праздным занятием,

 но и насущной

необходимостью».

А.И. Куприн

          Изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, – очень важная и актуальная задача. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения, так как язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах.

          Владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог, добиваться  успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо, профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры.

             Сегодня в образовании при изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект изучения языка и культуры, что предполагает, прежде всего, формирование представлений о русской культуре, воспитание любви к русскому народу, формирование языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия.

            Как нам видится, русская речевая культура в современном образовании может и должна развиваться в двух направлениях:

  • обучение русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отраженной в языке;
  • познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства в  сопоставлении с другими культурами и языками.

          Процесс формирования контекста русской культуры необходимо осуществлять, по нашему мнению, путем включения в содержание преподавания следующей информации:

  • высказываний о русском языке и русской культуре ученых и писателей;
  • стереотипов речевого поведения (знакомство с основами речевого этикета);
  • сведений о быте, традициях и обычаях русского народа, о духовных ценностях.

          Особое место следует отвести прецедентным феноменам, знание которых есть показатель принадлежности к данной эпохе и культуре, незнание их – предпосылка отторженности от  русского языка и русской культуры. Это могут быть цитаты из художественных произведений, пословицы и поговорки: «Счастливые часов не наблюдают», «С корабля на бал», «На безрыбье и рак рыба» и другие.

            В нашей школе учителя русского языка и литературы уделяют вопросам культуры речи и развитию языковой компетенции большое внимание. В течение ряда лет через познание русской культуры в диалоге и взаимодействии с культурами других народов с опорой на понятие языковой картины мира осуществляется:

  • изучение лексики: терминов родства, названий времен годов, календарных дат;
  • изучение произведений устного народного творчества и внеклассные мероприятия (посиделки, праздники русской словесности, литературные гостиные («Прекрасное должно быть величаво»), литературные праздники («Басни И.А. Крылова») , конкурсы знатоков русского языка, фольклорные вечера и другое);
  • творческие задания (ассоциации, сочинения разных жанров и  т.п.);
  • исследовательская работа учащихся;
  • проектная деятельность в области филологии.

          Особое внимание в последние время мы уделяем приобщению учащихся к языку, к речевой культуре через организацию исследовательской работы. Главная цель исследовательской работы – формирование информационной культуры и кодекса речевого поведения, воспитание у учащихся любви к языку и потребности в чистой, грамотной выразительной речи. Важным элементом данной работы является формирование культуры публичного выступления.

             Как дополнение к классно-урочной системе обучения мы используем проектную деятельность, которая создает условия для обращения личности «внутрь себя», улучшает пунктуационную и орфографическую грамотность, развивает умение работать с текстами, то есть способствует развитию речевой культуры ученика.

              Слова А.И. Куприна, взятые в качестве эпиграфа, являются, без сомнения, актуальными. Сегодня речевая культура испытывает значительные изменения. Среди них мы можем выделить следующие положительные тенденции:

  • Расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики;
  • Приближение языка СМИ к потребностям достоверного освещения реальности.

     Наряду с этими  в современной речи получили развитие и отрицательные тенденции:

  • бесчисленное количество нововведений;
  • множество необоснованных заимствований;
  • следование речевой моде;
  • чрезмерное употребление просторечий, жаргонов, вульгаризмов, обесцененной лексики;
  • снижение уровня общей культуры и как следствие культуры речи.

       Поэтому задача школы, а особенно преподавателей  гуманитарных дисциплин, состоит в том, чтобы сохранить национальные языковые и культурные традиции. В среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски, что ведет к снижению уровня языковой компетенции носителей языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию норм языка литературного.

         Конечно, мы прекрасно понимаем, что источником формирования речевой культуры школьника является не только школа, но и семья, книги, друзья, СМИ, причем, телевидение – самое массовое и доступное средство информации, активно влияющее на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка.

         Свою задачу мы видим, следовательно, в том, чтобы научить ребенка не только говорить правильно и отличать правильные в языковом отношении выражения от неправильных, но и использовать языковые средства уместно применительно к контексту и ситуации общения. Учащиеся должны иметь выбрать из всего языкового богатства необходимые по смыслу слово или его форму, соблюдать единство стиля. избегать повторений, заботиться о чистоте и благозвучии речи. Этому его сожжет и должен научить педагог.

Какие же факторы влияют на развитие культуры речи современного школьника?  К самым важным их них можно отнести следующие:

  • речевое общение со взрослыми и сверстниками;
  • обучение в школе;
  • образцовая речь учителя;
  • чтение художественной литературы;
  • уроки грамматики и правописания, развивающие навыки литературной речи;
  • просмотр телепередач;
  • СМИ.

         Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы главными факторами формирования культуры речи стали те, которые помогут ее повысить, а не снизить.

         Мы считаем, что необходимо классно-урочному обучению добавить еще организацию дополнительного образования. На занятиях предпрофильных и элективных курсов учащиеся получают дополнительные знания в области филологии. Назовем некоторые из спецкурсов по русскому языку и литературе, которые проводятся в нашей школе:

Предпрофильные курсы:

1. Практический курс речеведения.

2. Юный писатель.

3. Стилистика русского языка на основе материалов СМИ.  

4. «И голос публицистики в Инете».  

5. Литературная гостиная.

 Список элективных курсов для 10 класса (1 полугодие):

1. Культура русского речеведческого общения.

 2. Комплексный лингвистический анализ текста для написания сочинения-рассуждения

Список элективных курсов для 11 класса (1 полугодие):

1. Культура русского речеведческого общения.

2. Художественный анализ текста.

            По данным курсам составлены и адаптированы программы.

           Внеурочная деятельность в 5-9-х классах организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).  

            Содержание данных занятий формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как  экскурсии,  кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования,  проектная деятельность, общественно полезные практики и так далее.

Вот некоторые формы организации внеурочной деятельности в нашей школе:

  1. «Твоя сцена» (кружок).
  2. Пресс-центр «Созвездие» (социальные практики).
  3. Краеведение (поисковые исследования).
  4. «Хочу все знать» (научное общество).
  5. Тайны русского языка (кружок).

           Мы практикуем проведение интегрированных уроков гуманитарного цикла, способствующих развитию межпредметных связей, формированию ключевых компетенций и языковой культуры.

            Такие занятия организуют диалог культур, способствуют расширению кругозора, формируют языковой кодекс. Интегрированными могут быть не только уроки, но и олимпиады, предметные вечера, турниры знатоков.

Повседневная практика показывает, что эволюция языка непреложна.

            Какие же особенности характеризуют функционирование современного русского языка в конце XX века?

            Во-первых, никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.

             Во-вторых, почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной.

             В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная. Если же выступление и было подготовлено (даже написано), то стараются говорить, а не читать. Об этом свидетельствуют выступления государственных деятелей всех рангов, депутатов, политиков, ученых по телевидению, на различных встречах, диспутах, конференциях, переговорах.

               В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованной.

              Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры.

              В чем это проявляется? Прежде всего, в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио.

              В научной литературе, в печати появляются статьи, заметки, авторы которых по-разному оценивают то, что происходит в языке. Одни считают, что русский язык приходит в упадок, ему грозит гибель, другие более трезво оценивают ситуацию, раздумывают над тем, что необходимо сделать, чтобы ее изменить.

               Развитие языка и его обновление складываются из накоплений и потерь, не нарушающих преемственности речевых навыков. Изменение – это неизбежный спутник языковой истории. Важно лишь, помня об этом, не забывать и о культуре речевого общения и чистоте языка.

              Язык – наше бесценное наследство, с ним мы не расстаемся на протяжении всей жизни, поэтому нельзя быть безразличным к тому, как мы пользуемся языком, как выражаем свои чувства и мысли, как ценим родное слово. Этому мы должны научить и своих учеников.

             Хорошо в связи с этим сказал Паустовский: «Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

              Все дело в нас самих, мы призваны сохранить великую силу русского слова: разумного и ладного, красивого и содержательного.  Потому что слово, язык, культура речи вбирают в себя смыслы человеческого существования: это и речь, и народ, и земля отцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.

Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка

Доклад "Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка" представляет интерес для педагогов, работающих с учащимися,  изучающ...