урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся по теме "Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников", 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Степура Ирина Алексеевна

форма проведения: урок решения задач в 9 классе (расчетных, качетсвенных, экспериментальных)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МКОУ Манушкинская СОШ

Урок физики в 8 классе

«Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»

ТИП УРОКА:  урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок решения задач

УЧИТЕЛЬ: Степура  Ирина Алексеевна

г.Чехов - 2012

Цели:

  1. проверить знания физических явлений и их признаки, физические величины и единицы измерения, законы и формулы;

Цели урока: 

Образовательные: 

  1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков обучающихся:
  1. интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать учебный материал
  2. самостоятельности в мышлении и учебной деятельности
  3. работы во времени.

  1. Продолжить формирование специальных умений:
  1. представления о силе тока, напряжении и сопротивлении проводников, как о физических величинах; видах соединения проводников, как одной из основных характеристик электрической цепи
  2. умение применять закон Ома для различных видов соединения проводников
  3. решения качественных, экспериментальных и расчетных задач с применением изученных формул и законов;

Развивающие: 

  1. показать значение различных видов соединения проводников в быту и технике
  2. обосновать необходимость применения различных видов соединения проводников
  3. развивать интерес к изучению физики
  4. способствовать расширению кругозора учащихся.

Воспитательные: 

  1. обеспечение мотивации изучения физики
  2. умения добывать  интересные сведения
  3. развитие умений работать в коллективе, сотрудничества  

Оздоровительные: 

  1. создание комфортных условий деятельности на уроке
  2. сохранность здоровья обучающихся

Оборудование: 

  1. мультимедийный проектор, презентация к уроку
  2. физические приборы: источники питания, соединительные провода, лампы на подставке, ключ
  3. измерительные приборы: амперметр, вольтметр

Структура урока:

I. Мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задач урока.

II. Проверка знаний фактического материала:

а) Фронтальный опрос по вопросам учителя.
б) Проверка домашнего задания. Работа с единицами измерения физических величин.

III. Проверка знания понятий, законов и умение объяснить их сущность. Опрос проводится в форме индивидуальных ответов с мест и у доски, опережающие задания.

IV. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и умений (решение качественных, экспериментальных и расчетных задач).

V. Проверка усвоения ЗУН

VI. Итоги урока, домашнее задание.

Ход урока:

I этап: Организация начала урока

ТДЗ:

  1. Организация начала урока
  2. Обеспечение мотивации деятельности обучающихся  на уроке

СУМ:

  1. Рапорт дежурного
  2. Сообщение темы и цели урока
  3. Сообщение домашнего задания и краткая инструкция к нему
  4. Проверка готовности обучающихся к деятельности на уроке, наличия учебно-письменных принадлежностей

Закону Ома в подтверждение

По всевозможным проводам,

С увеличеньем напряжения

Заряд несется: тут и там!

Через определенное сечение

Он протекает вопреки сопротивлению,

И сила тока в это же мгновение

Вдруг увеличится в проводнике!

И, если присмотреться нам  внимательно,

В пересеченье разных проводов,

Заметим мы закон соединения:

Последовательность схем, проводников!

Заметим параллельное течение

Зарядов-электронов, как в реке!

Изучим с вами все соединения,

Чтобы не плавать «двойкам» в дневнике!

Поставим пред собою цель,

Чтоб после этого урока

Мог каждый другу рассказать:

Как вычислить сопротивленье, силу тока.

И получить при этом «пять»!

А с целью воспитания учащихся,

Мне хочется вам каждому сказать:

«Учись работать, думать, и

Самостоятельно решать!»

Сегодня на уроке мы с вами постараемся повторить, обобщить и систематизировать знания по изученной теме «Закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников».

II этап:  Проверка знаний  фактического материала(домашнего задания)

ТДЗ:

  1. Актуализация  опорных ЗУН и активизация мыслительной деятельности обучающихся
  2. Подготовка и обеспечение мотивации деятельности учащихся  на основном этапе уроке

СУМ:

  1. Фронтальный опрос по вопросам учителя:
  1. сформулируйте закон Ома
  2. предложите математическую запись закона Ома (формулу для расчета силы тока)
  3. объясните каждую величину, входящую в эту формулу
  4. назовите единицу измерения силы тока в системе СИ
  5. от каких физических величин зависит сила тока?
  6. запишите формулу для определения напряжения
  7. назовите единицу измерения напряжения в системе СИ
  8. как рассчитать общее сопротивление в цепи согласно закона Ома?
  9. назовите единицу измерения сопротивления в системе СИ
  10. Назовите виды соединения проводников
  11. Заполните таблицу на доске (законы последовательного и параллельного соединения проводников)

Соединение проводников

I

U

R

Последовательное

I1=I2=Iобщ=const

Uобщ=∑U

Rобщ=∑R

Параллельное

Iобщ=∑I

U1=U2=Uобщ=const

Rобщ= R1∙R2

          R1+R2

  1. Работа с единицами измерения физических величин: перевод в систему СИ (индивидуальная работа в тетрадях и у доски):
  1. 50 мА
  2. 1.7 кОм
  3. 10 кВ

  1. Закончите схему: (последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников)

III-IV этап: Систематизация, обобщение, закрепление и проверка глубины осмысления знаний обучающимися:

ТДЗ:

1.Систематизация, обобщение и комплексное  применение опорных ЗУН обучающихся по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»

2. Реализация внутри и межпредметных связей с историей, информатикой, математикой и технологией

3.  Развитие интереса учащихся к изучению предмета, расширение их кругозора на примере жизни выдающихся ученых.

4. Формирование общеучебных и специальных умений: работа с приборами, применение различных видов соединения проводников

МО и ФОПД: Индивидуальные ответы с места и  у доски, работа в парах и группах, фронтальная беседа, работа с учебником и приборами, карточками индивидуальных заданий, презентацией

СУМ:

  1. Краткие биографические справки об ученых

Учитель: 

Отдавая дань величайшим открытиям основоположников такого важнейшего раздела физики как «Электрические явления» вы получили в качестве домашнего опережающее задание – подготовить сообщения с поддержкой презентации. Итак:  Анри Ампер, Алессандро Вольта и Георг Ом и их вклад в развитие физики.

 (3 слайда компьютерной презентации, подготовленные обучающимися с краткой биографической справкой и сведениями об их вкладе в историю изучения электрических явлений).

  1. решение качественных, экспериментальных и расчетных задач:

Экспериментальное задание № 1 (работа в парах).

Тема: “Расчет сопротивления участка цепи из двух электрических ламп, соединенных:

 а) последовательно, б) параллельно”.

Цель: Рассчитать сопротивление проводников при последовательном и параллельном соединении проводников

Оборудование: 

  1. источник питания, ключ, соединительные провода
  2. амперметр
  3. вольтметр.

Расчетные формулы:

  1. Rобщ=∑R
  2. Rобщ= R1∙R2

          R1+R2

Ход работы

1) Соберите электрическую цепь последовательного соединения, подсоединив амперметр последовательно, а вольтметр - параллельно к каждой лампе.

А). Запишите результат:

I = …. А
U
1 = … В

U2 = … В

Б) Рассчитайте сопротивление каждого проводника:

R1 = …. Ом

R2 = …. Ом

В)Рассчитайте общее сопротивление участка цепи:

Rобщ = …. Ом

2) Соберите электрическую цепь параллельного соединения, подсоединив амперметр (последовательно), а вольтметр - параллельно. Измерьте силу тока и напряжение на приборах. Рассчитайте общее сопротивление участка цепи.

Экспериментальное задание № 2(работа в группе)

Тема: “Расчет сопротивления проводников при различных видах соединения”.

Цель: Рассчитать сопротивление трех резисторов по 6 кОм при различных видах соединения проводников

Оборудование: 

  1. линейка,
  2. карандаш
  3. данные задачи.

Расчетные формулы:

  1. Rобщ=∑R
  2. Rобщ= R1∙R2

                       R1+R2

Возможные варианты решения задачи:

1)Для параллельного соединения трех проводников решение приведено на доске: Rобщ=2Ом

2)Для последовательного соединения трех проводников - устно Rобщ=∑R = 18 кОм

3)Остальные варианты – самостоятельная работа в группе:

Решение расчетной  задачи № 1383 с. 171:

Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении?

Дано:

U=120В

R1=R2=240 Ом

Решение:

Последовательное соединение: I1=I2=Iобщ=const= U/ R1+R2=0,25А

Параллельное соединение: U1=U2=Uобщ=const=120В, I= U∙Rобщ=1А

I1=I2=Iобщ/2=1А

I1= ?  I2= ?

Ответ: Iпаралл ≠ Iпослед

V этап:  Проверка усвоения ЗУН (беседа).

ТДЗ:

  1. практическое применение опорных ЗУН учащихся по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников» при ответах на вопросы

МО и ФОПД: индивидуальные ответы с места

СУМ:

1. Вопросы к беседе:

  1. Общая сила тока в проводниках, соединенных последовательно остается….(постоянной)
  2.  Общая сила тока на участке параллельного соединения трех проводников по 1А равна..(3А)
  3. Общее напряжение на участке параллельного соединения проводников остается... (постоянным)
  4. Общее сопротивление двух проводников сопротивлением по 1 Ом при последовательном соединении равно….(2 Ом), при параллельном ….(0,5 Ом)
  5. В законе Ома под символами I, U, R понимают какие значения силы тока, напряжения и сопротивления проводников?...(общие)

VI этап:  Итоги урока, домашнее задание.

ТДЗ:

  1. Подведение итогов
  2. Выставление оценок в дневники, комментарий работы учеников на уроке
  3. Инструктаж по выполнению домашней работы

СУМ: Домашнее задание – повторить записи в тетради, подготовиться к тематической контрольной работе по теме «Закон Ома. Виды соединения проводников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Повторение и обобщение темы: «Последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока».

Продолжение формирования умений применять свойства последовательного и параллельного соединения проводников; применять закон Ома для расчета сопротивлений проводников; правильно изображать и читать сх...

Сопровождение урока обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые» на основе ЭОР.

Сопровождение  урока обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые» на основе ЭОР. Содержит характеристику и ссылки на...

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по алгебре в 7 классе по теме “Линейное уравнение с одной переменной”.

Урок обощения и систематизации знаний, умений и навыков по алгебре в 7 классе по теме "Линейное уравнение с одной переменной"...