Главные вкладки

    Открытый урок: "Твердые кристаллические и аморфные тела"
    видеоурок по физике (10 класс) по теме

    Бородкина Татьяна Ивановна

     

    Открытый урок по теме: «Твердые кристаллические и аморфные тела» разработан учителем физики Бородкиной Татьяной Ивановной  и проведен в 10-ом классе ГБОУ лицей №486. К уроку создана презентация. Урок получил высокую оценку учителями города, присутствующими на уроке. Тип урока: исследовательская деятельность.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация к открытому уроку по теме: «Твердые кристаллические и аморфные тела». Подготовила: учитель физики Бородкина Т.И. Лицей №486, г. Санкт-Петербург. 27.02.2013г.

    Слайд 2

    Твердые тела . Большинство веществ в умеренном климате земли находится в твердом состоянии. Твердые тела сохраняют форму и объем. По характеру относительного расположения частиц, твердые тела делятся на 3 вида. Кристаллические тела. Аморфные тела . Композиты. Монокристалл ss ы . Поликристалл ллы . Молекулярный тип ( H ₂, Br₂ , Ar ₂ ), их прочность невелика. Металлический тип. Ионный тип ( NaCl , AgBr ) Ковалентный тип ( алмаз,п / п ).

    Слайд 3

    Монокристаллы. Монокристаллы - твердые тела, имеющие многогранную форму, а слагающие их частицы (атомы, молекулы, ионы) расположены закономерно. Поверхность кристаллов ограничена плоскостями, которые носят название граней. Места соединения граней называются рёбрами, точки пересечения которых называются вершинами или углами.

    Слайд 4

    Распространенные простые формы кристаллов.

    Слайд 5

    КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ ХИМИЯ

    Слайд 6

    Полиморфизм кристаллов. Тела, которые имеют одинаковый химический состав ,но различаются кристаллическим состоянием, называют полиморфными . Пример полиморфизма: графит и алмаз.

    Слайд 7

    Алмаз . Графит.

    Слайд 8

    Анизотропными называют такие вещества, которые имеют одинаковые свойства (твердость, теплопроводность, упругость, распространение света и др.) в параллельных направлениях и неодинаковые - в непараллельных. Монокристаллы (в основном) – анизотропны . Анизотропия монокристаллов.

    Слайд 9

    Поликристаллы. Большинство кристаллических тел состоят из множества расположенных беспорядочно мелких кристаллов, сросшихся между собой. Такие тела называют поликристаллическими. Например: кусок сахара. Металлы также являются поликристаллами. Со временем размеры кристаллов поликристаллического типа могут изменяться. Мелкие кристаллы железа переходят в крупные, этот процесс ускоряется при ударах, сотрясениях (Ж/ д рельсы). От этого их прочность со временем уменьшается . Поликристаллы изотропны по всем направлениям .

    Слайд 10

    Аморфные тела По физическим свойствам и по внутреннему строению, аморфные тела стоят ближе к жидкостям, ч ем к твердым телам. Сосновая смола

    Слайд 11

    Афморфные тела даже при невысоких температурах обладают текучестью. Если в стеклянную воронку бросить кусок смолы, и оставить в тёплой комнате, то через несколько недель увидим, что смола приняла форму воронки и даже начала вытекать из неё. Вывод: аморфное тело ведёт себя как очень густая и вязкая жидкость.

    Слайд 16

    Композиты. Композитные материал- это материалы, механические свойства которых превосходят естественные материалы. Они состоят из матрицы и наполнителей. В качестве матрицы используют полимерные, металлические, углеродные или керамические материалы. Наполнители могут состоять нитевидных кристаллических волокон, проволоки. Например: железобетон (строительство) , железографит (изготовление подшипников, втулок).

    Слайд 19

    Всегда. Иногда. Никогда. 1.Тело, представляющее собой один кристалл, называют монокристалл. 2.Кристаллы льда полиморфны. 3.Поликристаллы – анизотропны . 4.Твердые тела имеют определенную температуру плавления (кристаллизации). 5.Аморфные тела – изотропны. 6.Композиты – это прочные твердые тела , которые используются в строительстве зданий. Игра: «Всегда. Иногда. Никогда». Вопросы.

    Слайд 20

    Спасибо за активное участие. При подготовке урока были использованы :



    Предварительный просмотр:

    Тема урока :        «Твердые кристаллические тела».  10 класс.

     (Разработала и провела урок :учитель физики Бородкина Татьяна Ивановна ГБОУ лицей №486 Выборгского района г.С.-Петербурга.)

               Цели и задачи урока:

               Обучающая цель:   Сформировать прочные знания о строении и свойствах              твердых кристаллических и аморфных тел.

    Воспитательная цель: воспитание положительной мотивации к изучению темы урока, самодисциплины, ответственности.

    Развивающая цель:   развитие наглядно-образного мышления, внимания, зрительной памяти.

    Методическая цель: использование  ИКТ на уроке.

    Задача:

    • Познакомить учащихся с кристаллическими , аморфными , композитными телами и  их свойствами.
    • Дать представление об изотропии и анизотропии.
    • Показать значение физики твердого тела для народного хозяйства.

    Формируемые компетенции:

    учебно-познавательня, информационная, коммуникативная.

                Тип урока:  урок изучения нового материала.

    Вид урока: исследовательская деятельность.

    Форма проведения :  комбинированная.

    Оборудование урока: Компьютер, штативы , пробирки с желтым веществом и с зеленым веществом, спиртовки, термометры, презентация, кристаллы различной формы.

    Демонстрации: модели кристаллических решеток, кристаллы.

    Подготовка к мероприятию: перед учащимися проблемный вопрос: " Почему твердые тела проявляют различные свойства?". Учащимся предлагается провести дома процесс плавления и отвердевания твердых тел. Пробирки с зеленым и желтым веществом, термометры были розданы ученикам заранее. Необходимо было записать результаты проведенных опытов в таблицы, построить графики зависимости t°(t) отвердевания данных веществ. Сделать выводы. Оформить письменно результаты исследования и принести на урок.

    План урока:

    1. Постановка проблемного вопроса (1 мин)
    2. Целеполагание  (2 мин).

    1. Закрепление и первичная проверка (10 мин)
    2. Итог урока (2 мин)
    3. Рефлексия (синквейн) (5 мин)
    4. Оценки за урок. (1 мин)
    5. Д/з  §11 вопросы после параграфа (1 мин)

                                              Ход урока:

    1.Организационный момент (1-2мин).

    2.Постановка проблемного вопроса:

    Алмаз и графит не похожи на вид –

    В природе встречается чаще графит,

    С алмазом, увы, не везёт…

    Графита немало, но редок алмаз …

    А почему? Может, знает весь класс?

    (именно на этот вопрос нам необходимо сегодня ответить)

    Слайд №2

    Учитель: большинство веществ в умеренном климате Земли находится в твердом состоянии. Они сохраняют форму и объем. По характеру относительного расположения частиц, твердые тела делятся на 3 вида. Давайте рассмотрим более подробно. (работа со слайдом. Учитель демонстрирует детям коллекцию монокристаллов и поликристаллов).

    Слайд №3Давайте с вами подробно рассмотрим монокристаллы. Монокристаллы-твердые тела, имеющие многогранную форму, а слагающие частицы (атомы,….) расположены закономерно. Поверхность кристаллов ограничена плоскостями, которые носят название- грани. Места соединений называются-ребра, точки пересечения которых называют вершинами и гранями.

    Задание ученикам: найдите монокристаллы на подносе. Рассмотрите внимательно их.

    Слайд №4  Давайте  с вами посмотрим: какие наиболее распространенные формы кристаллов. 

    Слайд №5 Давайте рассмотрим виды кристаллических решеток.

    Слайд №6 Но, оказывается: тела, имеющие одинаковый химический состав могут различаться кристаллическим состоянием. Например: графит и алмаз, лед. Это явление называют полиморфизмом, а тела полиморфными.

    Слайд №7 Вид внешний и свойства алмаза и графита различаются.

    Слайд № 8   Давайте разберем еще одно свойство кристаллов- анизотропия.  Это явление. Когда кристалл обладает одинаковыми оптическими, тепловыми и др. свойствами в параллельных направлениях и неодинаковыми свойствами в других направлениях. Монокристаллы в основном анизатропны.

    Задание: запишите в тетради определение анизотропии со слайда.

    Слайд №9 Поликристаллы –изотропны.

    Задание: запишите в тетради определение изотропии.

    Найдите на разносе поликристаллы. Расмотрите их. Как вы думаете: почему поликристаллы изотропны?

    3.Задание:   вы вчера должны были провести исследование с желтым и зеленым твердыми веществами. Расскажите ,пожалуйста, о зеленом веществе. Нарисуйте графики плавления и отвердевания данного вещества.

    Аналогично расскажите про желтое вещество. Какие результаты наблюдений, измерений. Постройте графики плавления и отвердевания.

    Класс выслушивает выступления учащихся.

    Учитель: ребята, вы проводили исследования по полученным графикам . В чем у вас возникла проблема? (дети объясняют, что у них нет на графике прямых отвердевания и плавления для желтого тела).

    Учитель: давайте вместе разберемся с этой прблемой. Учитель представляет аморфные тела на слайдах:

    Слайд № 10

    Слайд №11

    Слайд № 12

    Слайд №13

    В процессе изучения нового материала, дети делают записи в тетрадях.

    Учитель: так как можно назвать твердое желтое вещество в пробирке? (дети отвечают, что это аморфное вещество).

    Стекло принадлежит также к аморвным телам. Давайте посмотрим где его используют в народном хозяйстве.

    Слайд №14

    Слайд №15

    Учитель: а теперь давайте вернемся к слайду №2. Какой вид твердых тел мы с вами еще не рассмотрели? (дети отвечают, что это композиты).

    Учитель представляет композиционные материалы с помощью слайдов: 16-18. Ученики делают записи в тетрадях.

     Слайд №16 

     Слайд №17

    Слайд №18

    Закрепление изученного материала. Учитель задает вопросы , используя вышепоказанные слайды.

    Проверкой изученного материала является игра: «Иногда, никогда, всегда».

    Слайд №19

    Выставление и комментарии отметок за проведенную работу дома, работу на уроке и игру «Иногда,никогда, всегда».

    Дом.задание:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Кристаллические и аморфные тела"

    Конспект урока  по теме "Кристаллы" для 10 класса....

    Кристаллические и аморфные тела в современном мире

    Цели и задачи:Познакомить учащихся со строением и свойствами твердых тел;Показать роль физики твердого тела в создании материалов с заранее заданными свойствами;Показать формулу кристаллов, симметрию ...

    Презентация к уроку физики "Кристаллические и аморфные тела"

    Презентация к уроку физики в 10 классе "Кристаллические и аморфные тела"....

    Интегрированный 2-х часовой урок (физика, химии) по теме: «Кристаллические и аморфные тела»

    Цель  урока: Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел, опираясь на метапредметные связи курсов физики – химии и продолжив формировать представление об окружающем нас мире, природ...

    Презентация к интегрированному уроку по теме: "Кристаллические и аморфные тела"

    Урок проводят 2 учителя: учитель физики и учитель химии....

    Кристаллические и аморфные тела

    В ходе урока формируются  понятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тело», изучаются основные свойства кристаллических и аморфных тел. ...

    Информационная карта по физике. 10 класс. Кристаллические и аморфные тела.

    Информационая карта по физики для учащихся 10 класса венчерней (сменной) школы по теме: "Кристаллические и аморфные тела"....