Открытый урок: "Твердые кристаллические и аморфные тела"
видеоурок по физике (10 класс) по теме

Бородкина Татьяна Ивановна

 

Открытый урок по теме: «Твердые кристаллические и аморфные тела» разработан учителем физики Бородкиной Татьяной Ивановной  и проведен в 10-ом классе ГБОУ лицей №486. К уроку создана презентация. Урок получил высокую оценку учителями города, присутствующими на уроке. Тип урока: исследовательская деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к открытому уроку по теме: «Твердые кристаллические и аморфные тела». Подготовила: учитель физики Бородкина Т.И. Лицей №486, г. Санкт-Петербург. 27.02.2013г.

Слайд 2

Твердые тела . Большинство веществ в умеренном климате земли находится в твердом состоянии. Твердые тела сохраняют форму и объем. По характеру относительного расположения частиц, твердые тела делятся на 3 вида. Кристаллические тела. Аморфные тела . Композиты. Монокристалл ss ы . Поликристалл ллы . Молекулярный тип ( H ₂, Br₂ , Ar ₂ ), их прочность невелика. Металлический тип. Ионный тип ( NaCl , AgBr ) Ковалентный тип ( алмаз,п / п ).

Слайд 3

Монокристаллы. Монокристаллы - твердые тела, имеющие многогранную форму, а слагающие их частицы (атомы, молекулы, ионы) расположены закономерно. Поверхность кристаллов ограничена плоскостями, которые носят название граней. Места соединения граней называются рёбрами, точки пересечения которых называются вершинами или углами.

Слайд 4

Распространенные простые формы кристаллов.

Слайд 5

КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ ХИМИЯ

Слайд 6

Полиморфизм кристаллов. Тела, которые имеют одинаковый химический состав ,но различаются кристаллическим состоянием, называют полиморфными . Пример полиморфизма: графит и алмаз.

Слайд 7

Алмаз . Графит.

Слайд 8

Анизотропными называют такие вещества, которые имеют одинаковые свойства (твердость, теплопроводность, упругость, распространение света и др.) в параллельных направлениях и неодинаковые - в непараллельных. Монокристаллы (в основном) – анизотропны . Анизотропия монокристаллов.

Слайд 9

Поликристаллы. Большинство кристаллических тел состоят из множества расположенных беспорядочно мелких кристаллов, сросшихся между собой. Такие тела называют поликристаллическими. Например: кусок сахара. Металлы также являются поликристаллами. Со временем размеры кристаллов поликристаллического типа могут изменяться. Мелкие кристаллы железа переходят в крупные, этот процесс ускоряется при ударах, сотрясениях (Ж/ д рельсы). От этого их прочность со временем уменьшается . Поликристаллы изотропны по всем направлениям .

Слайд 10

Аморфные тела По физическим свойствам и по внутреннему строению, аморфные тела стоят ближе к жидкостям, ч ем к твердым телам. Сосновая смола

Слайд 11

Афморфные тела даже при невысоких температурах обладают текучестью. Если в стеклянную воронку бросить кусок смолы, и оставить в тёплой комнате, то через несколько недель увидим, что смола приняла форму воронки и даже начала вытекать из неё. Вывод: аморфное тело ведёт себя как очень густая и вязкая жидкость.

Слайд 16

Композиты. Композитные материал- это материалы, механические свойства которых превосходят естественные материалы. Они состоят из матрицы и наполнителей. В качестве матрицы используют полимерные, металлические, углеродные или керамические материалы. Наполнители могут состоять нитевидных кристаллических волокон, проволоки. Например: железобетон (строительство) , железографит (изготовление подшипников, втулок).

Слайд 19

Всегда. Иногда. Никогда. 1.Тело, представляющее собой один кристалл, называют монокристалл. 2.Кристаллы льда полиморфны. 3.Поликристаллы – анизотропны . 4.Твердые тела имеют определенную температуру плавления (кристаллизации). 5.Аморфные тела – изотропны. 6.Композиты – это прочные твердые тела , которые используются в строительстве зданий. Игра: «Всегда. Иногда. Никогда». Вопросы.

Слайд 20

Спасибо за активное участие. При подготовке урока были использованы :



Предварительный просмотр:

Тема урока :        «Твердые кристаллические тела».  10 класс.

 (Разработала и провела урок :учитель физики Бородкина Татьяна Ивановна ГБОУ лицей №486 Выборгского района г.С.-Петербурга.)

           Цели и задачи урока:

           Обучающая цель:   Сформировать прочные знания о строении и свойствах              твердых кристаллических и аморфных тел.

Воспитательная цель: воспитание положительной мотивации к изучению темы урока, самодисциплины, ответственности.

Развивающая цель:   развитие наглядно-образного мышления, внимания, зрительной памяти.

Методическая цель: использование  ИКТ на уроке.

Задача:

  • Познакомить учащихся с кристаллическими , аморфными , композитными телами и  их свойствами.
  • Дать представление об изотропии и анизотропии.
  • Показать значение физики твердого тела для народного хозяйства.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательня, информационная, коммуникативная.

            Тип урока:  урок изучения нового материала.

Вид урока: исследовательская деятельность.

Форма проведения :  комбинированная.

Оборудование урока: Компьютер, штативы , пробирки с желтым веществом и с зеленым веществом, спиртовки, термометры, презентация, кристаллы различной формы.

Демонстрации: модели кристаллических решеток, кристаллы.

Подготовка к мероприятию: перед учащимися проблемный вопрос: " Почему твердые тела проявляют различные свойства?". Учащимся предлагается провести дома процесс плавления и отвердевания твердых тел. Пробирки с зеленым и желтым веществом, термометры были розданы ученикам заранее. Необходимо было записать результаты проведенных опытов в таблицы, построить графики зависимости t°(t) отвердевания данных веществ. Сделать выводы. Оформить письменно результаты исследования и принести на урок.

План урока:

  1. Постановка проблемного вопроса (1 мин)
  2. Целеполагание  (2 мин).

  1. Закрепление и первичная проверка (10 мин)
  2. Итог урока (2 мин)
  3. Рефлексия (синквейн) (5 мин)
  4. Оценки за урок. (1 мин)
  5. Д/з  §11 вопросы после параграфа (1 мин)

                                          Ход урока:

1.Организационный момент (1-2мин).

2.Постановка проблемного вопроса:

Алмаз и графит не похожи на вид –

В природе встречается чаще графит,

С алмазом, увы, не везёт…

Графита немало, но редок алмаз …

А почему? Может, знает весь класс?

(именно на этот вопрос нам необходимо сегодня ответить)

Слайд №2

Учитель: большинство веществ в умеренном климате Земли находится в твердом состоянии. Они сохраняют форму и объем. По характеру относительного расположения частиц, твердые тела делятся на 3 вида. Давайте рассмотрим более подробно. (работа со слайдом. Учитель демонстрирует детям коллекцию монокристаллов и поликристаллов).

Слайд №3Давайте с вами подробно рассмотрим монокристаллы. Монокристаллы-твердые тела, имеющие многогранную форму, а слагающие частицы (атомы,….) расположены закономерно. Поверхность кристаллов ограничена плоскостями, которые носят название- грани. Места соединений называются-ребра, точки пересечения которых называют вершинами и гранями.

Задание ученикам: найдите монокристаллы на подносе. Рассмотрите внимательно их.

Слайд №4  Давайте  с вами посмотрим: какие наиболее распространенные формы кристаллов. 

Слайд №5 Давайте рассмотрим виды кристаллических решеток.

Слайд №6 Но, оказывается: тела, имеющие одинаковый химический состав могут различаться кристаллическим состоянием. Например: графит и алмаз, лед. Это явление называют полиморфизмом, а тела полиморфными.

Слайд №7 Вид внешний и свойства алмаза и графита различаются.

Слайд № 8   Давайте разберем еще одно свойство кристаллов- анизотропия.  Это явление. Когда кристалл обладает одинаковыми оптическими, тепловыми и др. свойствами в параллельных направлениях и неодинаковыми свойствами в других направлениях. Монокристаллы в основном анизатропны.

Задание: запишите в тетради определение анизотропии со слайда.

Слайд №9 Поликристаллы –изотропны.

Задание: запишите в тетради определение изотропии.

Найдите на разносе поликристаллы. Расмотрите их. Как вы думаете: почему поликристаллы изотропны?

3.Задание:   вы вчера должны были провести исследование с желтым и зеленым твердыми веществами. Расскажите ,пожалуйста, о зеленом веществе. Нарисуйте графики плавления и отвердевания данного вещества.

Аналогично расскажите про желтое вещество. Какие результаты наблюдений, измерений. Постройте графики плавления и отвердевания.

Класс выслушивает выступления учащихся.

Учитель: ребята, вы проводили исследования по полученным графикам . В чем у вас возникла проблема? (дети объясняют, что у них нет на графике прямых отвердевания и плавления для желтого тела).

Учитель: давайте вместе разберемся с этой прблемой. Учитель представляет аморфные тела на слайдах:

Слайд № 10

Слайд №11

Слайд № 12

Слайд №13

В процессе изучения нового материала, дети делают записи в тетрадях.

Учитель: так как можно назвать твердое желтое вещество в пробирке? (дети отвечают, что это аморфное вещество).

Стекло принадлежит также к аморвным телам. Давайте посмотрим где его используют в народном хозяйстве.

Слайд №14

Слайд №15

Учитель: а теперь давайте вернемся к слайду №2. Какой вид твердых тел мы с вами еще не рассмотрели? (дети отвечают, что это композиты).

Учитель представляет композиционные материалы с помощью слайдов: 16-18. Ученики делают записи в тетрадях.

 Слайд №16 

 Слайд №17

Слайд №18

Закрепление изученного материала. Учитель задает вопросы , используя вышепоказанные слайды.

Проверкой изученного материала является игра: «Иногда, никогда, всегда».

Слайд №19

Выставление и комментарии отметок за проведенную работу дома, работу на уроке и игру «Иногда,никогда, всегда».

Дом.задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Кристаллические и аморфные тела"

Конспект урока  по теме "Кристаллы" для 10 класса....

Кристаллические и аморфные тела в современном мире

Цели и задачи:Познакомить учащихся со строением и свойствами твердых тел;Показать роль физики твердого тела в создании материалов с заранее заданными свойствами;Показать формулу кристаллов, симметрию ...

Презентация к уроку физики "Кристаллические и аморфные тела"

Презентация к уроку физики в 10 классе "Кристаллические и аморфные тела"....

Интегрированный 2-х часовой урок (физика, химии) по теме: «Кристаллические и аморфные тела»

Цель  урока: Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел, опираясь на метапредметные связи курсов физики – химии и продолжив формировать представление об окружающем нас мире, природ...

Презентация к интегрированному уроку по теме: "Кристаллические и аморфные тела"

Урок проводят 2 учителя: учитель физики и учитель химии....

Кристаллические и аморфные тела

В ходе урока формируются  понятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тело», изучаются основные свойства кристаллических и аморфных тел. ...

Информационная карта по физике. 10 класс. Кристаллические и аморфные тела.

Информационая карта по физики для учащихся 10 класса венчерней (сменной) школы по теме: "Кристаллические и аморфные тела"....