Открытый урок: "Твердые кристаллические и аморфные тела"
видеоурок по физике (10 класс) по теме
Открытый урок по теме: «Твердые кристаллические и аморфные тела» разработан учителем физики Бородкиной Татьяной Ивановной и проведен в 10-ом классе ГБОУ лицей №486. К уроку создана презентация. Урок получил высокую оценку учителями города, присутствующими на уроке. Тип урока: исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.61 МБ |
![]() | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Твердые тела . Большинство веществ в умеренном климате земли находится в твердом состоянии. Твердые тела сохраняют форму и объем. По характеру относительного расположения частиц, твердые тела делятся на 3 вида. Кристаллические тела. Аморфные тела . Композиты. Монокристалл ss ы . Поликристалл ллы . Молекулярный тип ( H ₂, Br₂ , Ar ₂ ), их прочность невелика. Металлический тип. Ионный тип ( NaCl , AgBr ) Ковалентный тип ( алмаз,п / п ).
Монокристаллы. Монокристаллы - твердые тела, имеющие многогранную форму, а слагающие их частицы (атомы, молекулы, ионы) расположены закономерно. Поверхность кристаллов ограничена плоскостями, которые носят название граней. Места соединения граней называются рёбрами, точки пересечения которых называются вершинами или углами.
Распространенные простые формы кристаллов.
КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ ХИМИЯ
Полиморфизм кристаллов. Тела, которые имеют одинаковый химический состав ,но различаются кристаллическим состоянием, называют полиморфными . Пример полиморфизма: графит и алмаз.
Алмаз . Графит.
Анизотропными называют такие вещества, которые имеют одинаковые свойства (твердость, теплопроводность, упругость, распространение света и др.) в параллельных направлениях и неодинаковые - в непараллельных. Монокристаллы (в основном) – анизотропны . Анизотропия монокристаллов.
Поликристаллы. Большинство кристаллических тел состоят из множества расположенных беспорядочно мелких кристаллов, сросшихся между собой. Такие тела называют поликристаллическими. Например: кусок сахара. Металлы также являются поликристаллами. Со временем размеры кристаллов поликристаллического типа могут изменяться. Мелкие кристаллы железа переходят в крупные, этот процесс ускоряется при ударах, сотрясениях (Ж/ д рельсы). От этого их прочность со временем уменьшается . Поликристаллы изотропны по всем направлениям .
Аморфные тела По физическим свойствам и по внутреннему строению, аморфные тела стоят ближе к жидкостям, ч ем к твердым телам. Сосновая смола
Афморфные тела даже при невысоких температурах обладают текучестью. Если в стеклянную воронку бросить кусок смолы, и оставить в тёплой комнате, то через несколько недель увидим, что смола приняла форму воронки и даже начала вытекать из неё. Вывод: аморфное тело ведёт себя как очень густая и вязкая жидкость.
Композиты. Композитные материал- это материалы, механические свойства которых превосходят естественные материалы. Они состоят из матрицы и наполнителей. В качестве матрицы используют полимерные, металлические, углеродные или керамические материалы. Наполнители могут состоять нитевидных кристаллических волокон, проволоки. Например: железобетон (строительство) , железографит (изготовление подшипников, втулок).
Всегда. Иногда. Никогда. 1.Тело, представляющее собой один кристалл, называют монокристалл. 2.Кристаллы льда полиморфны. 3.Поликристаллы – анизотропны . 4.Твердые тела имеют определенную температуру плавления (кристаллизации). 5.Аморфные тела – изотропны. 6.Композиты – это прочные твердые тела , которые используются в строительстве зданий. Игра: «Всегда. Иногда. Никогда». Вопросы.
Спасибо за активное участие. При подготовке урока были использованы :
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Твердые кристаллические тела». 10 класс.
(Разработала и провела урок :учитель физики Бородкина Татьяна Ивановна ГБОУ лицей №486 Выборгского района г.С.-Петербурга.)
Цели и задачи урока:
Обучающая цель: Сформировать прочные знания о строении и свойствах твердых кристаллических и аморфных тел.
Воспитательная цель: воспитание положительной мотивации к изучению темы урока, самодисциплины, ответственности.
Развивающая цель: развитие наглядно-образного мышления, внимания, зрительной памяти.
Методическая цель: использование ИКТ на уроке.
Задача:
- Познакомить учащихся с кристаллическими , аморфными , композитными телами и их свойствами.
- Дать представление об изотропии и анизотропии.
- Показать значение физики твердого тела для народного хозяйства.
Формируемые компетенции:
учебно-познавательня, информационная, коммуникативная.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: исследовательская деятельность.
Форма проведения : комбинированная.
Оборудование урока: Компьютер, штативы , пробирки с желтым веществом и с зеленым веществом, спиртовки, термометры, презентация, кристаллы различной формы.
Демонстрации: модели кристаллических решеток, кристаллы.
Подготовка к мероприятию: перед учащимися проблемный вопрос: " Почему твердые тела проявляют различные свойства?". Учащимся предлагается провести дома процесс плавления и отвердевания твердых тел. Пробирки с зеленым и желтым веществом, термометры были розданы ученикам заранее. Необходимо было записать результаты проведенных опытов в таблицы, построить графики зависимости t°(t) отвердевания данных веществ. Сделать выводы. Оформить письменно результаты исследования и принести на урок.
План урока:
- Постановка проблемного вопроса (1 мин)
- Целеполагание (2 мин).
- Закрепление и первичная проверка (10 мин)
- Итог урока (2 мин)
- Рефлексия (синквейн) (5 мин)
- Оценки за урок. (1 мин)
- Д/з §11 вопросы после параграфа (1 мин)
Ход урока:
1.Организационный момент (1-2мин).
2.Постановка проблемного вопроса:
Алмаз и графит не похожи на вид –
В природе встречается чаще графит,
С алмазом, увы, не везёт…
Графита немало, но редок алмаз …
А почему? Может, знает весь класс?
(именно на этот вопрос нам необходимо сегодня ответить)
Слайд №2
Учитель: большинство веществ в умеренном климате Земли находится в твердом состоянии. Они сохраняют форму и объем. По характеру относительного расположения частиц, твердые тела делятся на 3 вида. Давайте рассмотрим более подробно. (работа со слайдом. Учитель демонстрирует детям коллекцию монокристаллов и поликристаллов).
Слайд №3Давайте с вами подробно рассмотрим монокристаллы. Монокристаллы-твердые тела, имеющие многогранную форму, а слагающие частицы (атомы,….) расположены закономерно. Поверхность кристаллов ограничена плоскостями, которые носят название- грани. Места соединений называются-ребра, точки пересечения которых называют вершинами и гранями.
Задание ученикам: найдите монокристаллы на подносе. Рассмотрите внимательно их.
Слайд №4 Давайте с вами посмотрим: какие наиболее распространенные формы кристаллов.
Слайд №5 Давайте рассмотрим виды кристаллических решеток.
Слайд №6 Но, оказывается: тела, имеющие одинаковый химический состав могут различаться кристаллическим состоянием. Например: графит и алмаз, лед. Это явление называют полиморфизмом, а тела полиморфными.
Слайд №7 Вид внешний и свойства алмаза и графита различаются.
Слайд № 8 Давайте разберем еще одно свойство кристаллов- анизотропия. Это явление. Когда кристалл обладает одинаковыми оптическими, тепловыми и др. свойствами в параллельных направлениях и неодинаковыми свойствами в других направлениях. Монокристаллы в основном анизатропны.
Задание: запишите в тетради определение анизотропии со слайда.
Слайд №9 Поликристаллы –изотропны.
Задание: запишите в тетради определение изотропии.
Найдите на разносе поликристаллы. Расмотрите их. Как вы думаете: почему поликристаллы изотропны?
3.Задание: вы вчера должны были провести исследование с желтым и зеленым твердыми веществами. Расскажите ,пожалуйста, о зеленом веществе. Нарисуйте графики плавления и отвердевания данного вещества.
Аналогично расскажите про желтое вещество. Какие результаты наблюдений, измерений. Постройте графики плавления и отвердевания.
Класс выслушивает выступления учащихся.
Учитель: ребята, вы проводили исследования по полученным графикам . В чем у вас возникла проблема? (дети объясняют, что у них нет на графике прямых отвердевания и плавления для желтого тела).
Учитель: давайте вместе разберемся с этой прблемой. Учитель представляет аморфные тела на слайдах:
Слайд № 10
Слайд №11
Слайд № 12
Слайд №13
В процессе изучения нового материала, дети делают записи в тетрадях.
Учитель: так как можно назвать твердое желтое вещество в пробирке? (дети отвечают, что это аморфное вещество).
Стекло принадлежит также к аморвным телам. Давайте посмотрим где его используют в народном хозяйстве.
Слайд №14
Слайд №15
Учитель: а теперь давайте вернемся к слайду №2. Какой вид твердых тел мы с вами еще не рассмотрели? (дети отвечают, что это композиты).
Учитель представляет композиционные материалы с помощью слайдов: 16-18. Ученики делают записи в тетрадях.
Слайд №16
Слайд №17
Слайд №18
Закрепление изученного материала. Учитель задает вопросы , используя вышепоказанные слайды.
Проверкой изученного материала является игра: «Иногда, никогда, всегда».
Слайд №19
Выставление и комментарии отметок за проведенную работу дома, работу на уроке и игру «Иногда,никогда, всегда».
Дом.задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-74930-1363605333.jpg)
Конспект урока "Кристаллические и аморфные тела"
Конспект урока по теме "Кристаллы" для 10 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/09/picture-120744-1349806424.jpg)
Кристаллические и аморфные тела в современном мире
Цели и задачи:Познакомить учащихся со строением и свойствами твердых тел;Показать роль физики твердого тела в создании материалов с заранее заданными свойствами;Показать формулу кристаллов, симметрию ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-209308-1363523969.jpg)
Презентация к уроку физики "Кристаллические и аморфные тела"
Презентация к уроку физики в 10 классе "Кристаллические и аморфные тела"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-454576-1402297570.jpg)
Интегрированный 2-х часовой урок (физика, химии) по теме: «Кристаллические и аморфные тела»
Цель урока: Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел, опираясь на метапредметные связи курсов физики – химии и продолжив формировать представление об окружающем нас мире, природ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-454576-1402297570.jpg)
Презентация к интегрированному уроку по теме: "Кристаллические и аморфные тела"
Урок проводят 2 учителя: учитель физики и учитель химии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-163443-1424679122.jpg)
Кристаллические и аморфные тела
В ходе урока формируются понятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тело», изучаются основные свойства кристаллических и аморфных тел. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-244597-1366572615.jpg)
Информационная карта по физике. 10 класс. Кристаллические и аморфные тела.
Информационая карта по физики для учащихся 10 класса венчерней (сменной) школы по теме: "Кристаллические и аморфные тела"....