Роль учебника в повышении качества образования
материал (физика) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prosveshchenie.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль современного учебника в повышении качества образования.

Одним из ведущих факторов повышения качества образования Пермского края в условиях реализации Программы развития образования в Пермском крае до 2010 года стал процесс апробации современных учебников.

Современная школа должна работать по-новому, результативно и качественно, а значит создавать условия для развития личности, способной к самореализации.

Школа должна растить личность инициативную, самостоятельно принимающую решения, способную к сотрудничеству, обладающую развитым чувством ответственности за себя.

Современное развитие образования диктует значительные изменения не только в школьном образовании, но и в практике учебного книгоиздания.

Меняются цели и задачи обучения. Это влечет за собой обновление образовательных технологий, средств обучения, основными из которых являются учебники и учебно-методические пособия, и  развитие системы образования и его главной фигуры – учителя.

Развитие осуществляется через инновационный процесс, то есть через процесс разработки и освоения новшеств, который предполагает поисково-исследовательскую экспериментальную деятельность педагогов.

Творить, искать, экспериментировать, постоянно обновлять содержания и методы работы по созиданию личности школьника является теперь не только правом, но и обязанностью учителя, что официально закреплено в Законе РФ “Об образовании” и в Примерном положении о средней общеобразовательной школе.

Любой современный учитель прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно, так или иначе, участвует в каких-то экспериментах: либо тех, что подготовлены  им самим, либо тех, что организует школа.

Объектом экспериментальной деятельности всегда, в конечном счете, являются дети, вот почему знание и умение организовать и провести эксперимент приобретает особое значение и требует от учителя огромной ответственности безупречной компетентности и профессионализма.

Без стремления к научной работе учитель… попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.

Понятие эксперимента.

Существует два ключевых метода исследования: наблюдение и эксперимент.

Первый их них – относительно пассивный, помогает выявить то, что уже есть, искать или терпеливо ждать, когда появится то, что будет ценным и интересным.

Второй – предполагает активное вмешательство в педагогическую действительность, ее целенаправленное преобразование.

 Он требует активности, смелости, готовности к преодолению трудностей, а также осмотрительности, ответственности и компетентности.

Разные авторы в понятие “эксперимент” вкладывают неодинаковый смысл.

         В широком смысле - это любой педагогический поиск, нацеленный на получение новых результатов: решение вновь возникших задач или обнаружение более эффективных способов и условий решения задач, уже давно реализуемых.

В узком смысле – это специально организованный опыт диагностики и преобразования педагогической действительности в строго фиксируемых и преднамеренно варьируемых условиях, позволяющий выявить степень влияния отдельных факторов или условий на результаты процесса.

Организация эксперимента достаточно сложна.

В результате эксперимента должна появиться новая, более прогрессивная, чем прежде образовательная практика.

Существуют три основных механизма рождения нового:

  • модификационный;
  • комбинаторный;
  • радикальный (новаторский).

Именно эти механизмы, как каждый в отдельности, так и их сочетание в разной степени, присутствуют во всех экспериментах, проводимых в школах.

В связи с переходом к массовому творческому поиску ( а без него невозможно определить “лицо” школы, найти её “социальную нишу”, свой контингент ) необходимое “разделение труда” в педагогике, оказалось размытым.

Традиционно считалось, что ученый (педагог, валеолог, психолог) разрабатывает новшества, методист их изучает, отбирает, адаптирует и делает новшества доступным для внедрения в практику, а учитель использует разработки и рекомендации.

Однако ситуация изменилась, деятельность всех участников инновационного процесса приобретает многосторонний характер, что позволило российскому образованию в труднейших условиях недофинансирования не только выжить, но и серьёзно обновиться.

В 2004 году я вступила в эксперимент по апробации УМК под редакцией А. А. Пинского и В. Г. Разумовского Физика-7   издательства “Просвещение”,  г. Москва. В 2005, 06, 07, 08, 09годах эта работа была продолжена с учебниками Физика-8, 9, 10, 11 класс.

Объект исследования:

  • процесс обучения физики в классах с углубленным изучением.

Предмет исследования:

  • процесс использования УМК при изучении физики в классах с углубленным изучением  как фактор развития школьников.

Цель исследования:

  • отследить соответствие УМК педагогическому назначению и возрастным особенностям учащихся.

Задачи исследования:

  • изучить педагогическую целостность  и системность продукта (наличие и полноту обслуживающего дидактического аппарата, возможности для организации различного рода учебной деятельности и индивидуализации обучения).
  • отследить педагогическую эффективность УМК.

Открытое акционерное общество “Издательство “Просвещение”,  действующее на основании Устава, заключило со мной  договор-подряд о нижеследующем:

1.осуществлять методическое сопровождение и контролировать апробацию УМК в течение учебного года.

2.составлять аналитический отчет по итогам апробации УМК.

3.сдавать отчетные материалы по результатам апробации УМК  Издательства “Просвещение”.

Обязательный перечень отчетных материалов:

1.“Дневник учителя” по УМК;

2.“Дневник методиста” с общими выводами и предложениями по итогам апробации УМК;

3.Отчет о проведении апробации УМК.

Общая оценка учебника основывается на анализе:

1.текста отдельных разделов и параграфов, соответствия содержания учебника Обязательному минимуму содержания образовательных программ;

2.методической схемы учебника и дидактического аппарата учебника;

3.учебных достижений учащихся при обучении по данному учебнику.

Дневник учителя.

Дневник учителя представляет собой:

  • Титульный лист (слайд 1)
  • Записи об особенностях изложения отдельных тем и параграфов учебника по каждой теме и параграфу, включающие в себя:
  1.  название;
  2. количество уроков;
  3. ключевые понятия; (слайд 2)
  4. количество страниц;
  5. замечания по тексту;
  6. замечания по методике изложения;
  7.  замечания по дидактическому аппарату;
  8. среднее время,  затрачиваемое учащимися на прочтение и освоение текста параграфа при выполнении домашней работы.  ( слайд 3,4)
  • Общие оценки и выводы о научном уровне и педагогической эффективности апробируемого учебника. (соответствие программе, соответствие Обязательному минимуму содержания, усредненные показатели, учебные достижения учащихся, оценка текста учебника, оценка методологической схемы, методических подходов, оценка дидактического аппарата учебника), (слайд 5, 6, 7, 8, 9, 10)
  • Общее заключение о качестве учебника. Рекомендации по доработке.  (слайд 11)

Дневник методиста.

Включает в себя:

  • Титульный лист.
  • Общие оценки и выводы о научном уровне и педагогической эффективности апробируемого  учебника  (соответствие программе, соответствие Обязательному минимуму содержания, учебные достижения учащихся, оценка текста учебника (в научном отношении, доступность текста, познавательность и занимательность изложения),

оценка методологической схемы,  методических подходов, оценка дидактического аппарата учебника (вопросы и задания, иллюстративный ряд, справочный аппарат)).

  • Общее заключение о качестве учебника. Рекомендации по доработке.

Схема годового отчета по апробации учебно-методической литературы издательства “Просвещение”.

Включает в себя:

  • Отчет о мероприятиях по поддержке и методическому обеспечению учителей.
  • Анализ деятельности учителей-предметников, осуществляемых апробацию УМК.
  • Общие выводы.
  • Положительные моменты учебника.
  • Отрицательные моменты учебника.

Издательство “Просвещение” обеспечило меня комплектом учебно-методической литературы:

  • Учебники по физике 7, 8, 9, 10, 11 классы.
  • Тетради для лабораторных работ по физике на печатной основе 7, 8, 9 класс.
  • Физический эксперимент по курсу “Физика и астрономия”.
  • Контроль ЗУНов учащихся при изучении курса “Физика и астрономия” 7-9 класс.
  • Методика преподавания курса “Физика и астрономия”. 7-9 класс. Книга для учителя.
  • Углубленное изучение физики в 10-11 классах. Книга для учителя.
  • Физический практикум для классов с углубленным изучением физики 10-11 класс.

Также в этот комплект входит Программа по курсу “Физика и астрономия”: тематическое планирование, авторы  Шилов В. Ф., Дик Ю. И. , Пинский А. А., которая не была получена вместе со всей литературой.

Учебники Физика 7-9 интегрированы с курсом астрономии. Переработаны и дополнены в соответствии с новым содержанием образования по физике.

В учебниках использован новый тип дидактического материала – система домашних экспериментальных заданий.

Материал учебников различен по сложности: для обязательного и углубленного изучения. Дифференцированы вопросы для самоконтроля, качественные и расчетные задачи, лабораторные работы и домашние экспериментальные задания.

Достаточное количество практических работ обеспечивает необходимый объем знаний и умений учащихся.

В тетрадях для лабораторных работ, в отличие от УМК  А.В. Пёрышкина, материал разделен на три части в соответствии с этапами проведения лабораторных работ:

Подготовительный - анализ предстоящего эксперимента,

основной – проведение лабораторной работы в кабинете физики под руководством учителя,

контрольный (развивающий) – анализ результатов, полученных экспериментально.

Пособие “Контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса “Физика и астрономия” содержит контрольные работы, которые включают расчетные, качественные, графические и экспериментальные задачи, определенные программой и Обязательным минимумом содержания основного общего образования.

Все работы даны в двух вариантах с решениями и систематизированы по уровню сложности, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении . ( слайд12,13)

Методика преподавания курса “Физика и астрономия”, 7-9 класс, книга для учителя.

В методике преподавания курса “Физика и астрономия” рассматриваются его структура и содержание, даются рекомендации и примерные планы уроков по всем классам, а также методика проведения физического эксперимента, фронтальных лабораторных работ и домашних  экспериментальных заданий.

В учебниках  “Физика 7-9”рассматриваются:

  • природные явления, наблюдаемые на Земле и во Вселенной  и объясняемые законами физики;
  • исторические сведения, иллюстрирующие динамику развития физических идей и их воплощение на практике;
  • роль наблюдений, эксперимента и теории.

представлены:

  • практические и экспериментальные задания;
  • лабораторные работы;
  • вопросы для самоконтроля;
  • упражнения в форме качественных и расчетных задач;
  • система домашних экспериментальных заданий.

предлагается:

  • двухуровневое изложение учебного материала, позволяющее реализовать уровневую дифференциацию.

Авторами впервые создан интегрированный учебник для девятилетней школы, где вводятся основные физические и астрономические понятия, без знания которых немыслимо дальнейшее изучение предмета.

В учебниках использован новый тип дидактического материала – система домашних экспериментальных заданий.

Учебник Физика-10 содержит разделы:

  • Механика: основные понятия и уравнения кинематики, законы динамики, вращательное движение тел, условия равновесия тел, законы сохранения импульса, момента импульса и энергии в механических процессах.
  • Молекулярная физика: основные положения МКТ, уравнение состояния идеального газа, реальные газы, агрегатные состояния и фазовые переходы, свойства поверхностей жидкостей, капиллярные явления, кристаллические тела, жидкие кристаллы.
  • Основы термодинамики: 1 закон термодинамики, необратимость тепловых процессов, 2 закон термодинамики, теплоемкость газов, жидкости и твердых тел, работа в термодинамике, тепловые и холодильные машины.
  • Электродинамика: электрическое поле, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, теорема Гаусса, постоянный электрический ток, правила Кирхгофа, магнитное поле, электромагнитная индукция, электрический ток в различных средах.
  • Лабораторные работы.
  • Оценка погрешностей измерений.

В учебнике достаточное количество качественных,  расчетных  задач и лабораторных работ, что обеспечивает необходимый объем практических умений учащихся, а высокий научный уровень изложения учебного материала позволяет формировать прочную теоретическую основу.

Физический практикум.

В книге предлагаются описания лабораторных работ физического практикума для 10-11 классов средней школы. Содержание практикума ориентировано на учащихся профильных классов , в которых физика является профильным предметом.

Лабораторные работы представлены в нескольких вариантах. Варианты отличаются как по уровню сложности, так и по используемому оборудованию. Книга содержит материалы об измерении физических величин и оценки погрешности их измерения. Многие лабораторные работы  имеют дополнительные задания. Это позволяет выбрать вариант, соответствующий задачам обучения в данном классе и осуществить реализацию дифференцированного подхода к учащимся в процессе лабораторных занятий.

Углубленное изучение физики в 10-11 классах. Книга для учителя.

В данной книге рассматриваются некоторые общие вопросы методики преподавания физики на повышенном уровне и вопросы  методики изучения основных тем углубленного курса физики.

В первой главе анализируются основные цели и задачи обучения физике в классах с углубленным изучением. Особое внимание уделяется способам развития творческих способностей школьников в процессе изучения физики, работе с одаренными школьниками.

В данном  методическом пособии приводятся примеры решения задач повышенной трудности, предлагаются  возможные варианты постановки демонстрационных опытов  и выполнения лабораторных работ, содержатся указания по выполнению заданий исследовательского и конструкторского типа.

Авторы методического пособия предлагают:

  • рекомендации к проведению уроков физики в классах с углубленным изучением предмета;
  • анализ вопросов повышенного уровня сложности по всем разделам программы;
  • разработку общих вопросов к методике углубленного изучения физики.

Вывод:

Учебники под редакцией А. А, Пинского написаны для классов с углубленным изучением физики, рассчитаны на 204 часа в год  (6 часов в неделю) и выдержали несколько изданий. Они характеризуются высоким уровнем научности и адресованы интеллектуально одаренным школьникам, интересующимся физикой.

Некоторая абстрактность изложения, доказательность, обилие лабораторных работ призваны способствовать формированию у школьников понимания теоретического и экспериментального методов познания природы, умения работать с научной литературой.

Все эти качества необходимы для будущего успешного усвоения вузовского курса физики.

Учебники содержат объемный комплекс разноуровневых задач, позволяющий организовать эффективный тренинг. Имеются примеры решения задач, задания для самостоятельного решения, описания лабораторных работ, информация о расчете погрешностей измерения величин.

Обращают на себя внимание факторы, затрудняющие работу с этими учебниками. Стиль изложения суховат, учебный материал излишне теоретизирован, не все вопросы изложены доступно, отсутствует занимательность.

Велики объемы параграфов, нет выводов по главам, мало выделений основных элементов знания (цветом, шрифтом). Учебники лишены таких достоинств, как наглядность, красочность, высокое качество иллюстраций, привлекательный дизайн, интересные сноски, выделение главного.

Авторы не придают значения эстетике оформления, гуманитарным элементам, что выгодно отличает, например, учебники С.  В. Громова и В. А. Касьянова.  Нет сведений об обобщенных планах действий, алгоритмах деятельности (за исключением инструкций о выполнении лабораторных работ и расчете погрешностей).

Были бы полезны вопросы для самоконтроля, систематизация изложенного в конце темы с помощью структурно-логических схем, таблиц. По моему мнению, учебники под редакцией А. А. Пинского нуждаются в доработке по указанным позициям.

Мониторинг обученности:

Успеваемость 100 процентная не зависимо от УМК

Качество знаний по предмету по УМК  Пинского в среднем на 24.6% выше, чем по УМК  Пёрышкина.

Результаты итоговой аттестации по УМК Пинского  достаточно стабильны и высоки в среднем 70%

Средняя годовая оценка по УМК Пинского на 0,37 баллов выше, чем по УМК Перышкина.

В общем УМК Пинского дает положительные результаты, успеваемость на отличном уровне, что говорит о грамотном составлении и сочетании всего комплекса, очень заметно повышение качества знаний у учащихся, также высоки результаты итоговой аттестации, и постепенно увеличивается средняя годовая оценка, которая на 0,37 баллов выше, чем по УМК Перышкина.

Программа основной школы. Физика 7-9 классы, авторы: Ю. И. Дик, А.А. Пинский, В. Г. Разумовский.

Программой предусмотрено выделение на изучение курса физики в 7 классе по 2 часа в неделю, в 8 и 9 – по 3 часа. Для выполнения программы рекомендуются следующие учебники и учебные пособия, выпущенные издательством “Просвещение ” (под ред. А. А.  Пинского, В. Г. Разумовского):

  1. Физика. Учебник для 7 класса,
  2. Физика. Учебник для 8 класса,
  3. Физика. Учебник для 9 класса,

Хорошо известные учителям и методистам интегрированные с курсом астрономии двухуровневые учебники “Физика и астрономия” для девятилетней школы переработаны и дополнены в соответствии с новым содержанием физического образования и пожеланиями учителей. Изучение физических и астрономических явлений в их взаимосвязи дает учащимся целостное представление об окружающем мире, в учебниках использован новый тип дидактического материала – система домашних экспериментальных заданий. С 2002 г. эти учебники выходят под названием “Физика”.

Программа. Физика для школ (классов) с углубленным изучением предмета. 10-11 классы. Авторы: Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, В. А. Орлов, А. А. Пинский.

 На изучение физики программой отведено 6 часов в неделю в 10-11 классах. Рекомендуемые учебники (выпущены издательством “Просвещение” под редакцией Пинского А.А., Кабардина О.Ф.):

  1. Физика. Учебник для 10 класса ( физико-математический профиль.)
  2. Физика. Учебник для 11 класса ( физико-математический профиль).

Учебники переработаны и дополнены в соответствии с новой школьной программой. В основе изложения учебного материала – метод научного познания, в частности метод модельных гипотез.

В учебнике для 11 класса усовершенствовано изложение многих глав и параграфов,  их содержание упрощено и приближено к возможностям учеников, но научный уровень учебника при этом не снижен. Введены новая глава “Строение и эволюция Вселенной” и новый параграф “Радиоастрономия”,  существенно переработана глава “Элементы теории относительности”,  что связано с развитием физической науки и ее современным миропониманием. Увеличено число задач и примеров их решения. Учебники выигрывают тем, что в них реализован профильный уровень образования.

Содержание практикума ориентировано на учащихся тех классов, где физика является одним из профилирующих предметов. По многим темам лабораторные работы представлены в нескольких вариантах, отличающихся как по уровню сложности, так и по используемому оборудованию. В книге для учителя разъясняются наиболее трудные вопросы курса физика, особое внимание обращено на изучение раздела “Механика”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР «Ведущая роль педагога в повышении качества образования»

Цель: демонстрация форм организации учебного занятия как  средства достижения основной образовательной цели – повышение качества знанийЗадачи:1.     Обмен опытом работы ...

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

Выступление на методическом объединение "Роль педагога в повышении качества образования на уроках математики"

Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение , которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития о...

Роль учителя в повышении качества образования через внеурочную деятельность.

Статья. В статье раскрываются основные задачи учителя в повышении качества образования через внеурочную деятельность....

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...