Примеры логических задач
учебно-методический материал по физике (9 класс) по теме

Крушина Александра Ивановна

Материал может быть полезен для подготовки к ЕГЭ и ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_logicheskikh_zadach.rar15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры логических задач.

1. При езде на велосипеде без заднего крыла грязь с колеса попадает на спину велосипедисту. Как это получается?

Образец возможного решения

Элементы ответа:

1. Дано объяснение того факта, почему комок грязи отрывается не сразу, а по истечении какого-то времени и при большой скорости. На сообщение ему скорости, необходимой для преодоления сил межмолекулярного притяжения колеса и грязи нужно время (инерция комков). При малой скорости центростремительное ускорение, которое прямо пропорционально квадрату линейной скорости, мало и центробежная сила недостаточна для преодоления сил притяжения. При большой скорости времени поворота колеса на пол-оборота становится достаточно для того, чтобы сообщить такую скорость.

2. На вершине колеса комочки грязи приобретают скорость верхних точек колеса, а она направлена вперёд. По закону сложения скоростей скорость комочков относительно Земли рассчитывается как сумма скорости верхних точек колеса относительно велосипеда, направленной вперёд и по модулю равной скорости велосипеда относительно Земли и скорости самого велосипеда относительно Земли. Получается двойная скорость велосипеда. Если скорость велосипедиста большая, то комки грязи развивают нужную скорость до того, как колесо повернётся на 1800, а направление скорости в этом случае – под наклоном вверх по направлению в сторону движения велосипедиста, как раз по направлению в сторону его спины.

Критерии оценки выполнения ответа

Баллы

Приведены оба элемента правильного ответа

2

Приведены оба элемента правильного ответа, но допущено не более одной ошибки,

или

приведён только один элемент правильного ответа

1

Приведён только один элемент правильного ответа, но в нём допущена ошибка

0

Максимальный балл

2

2.Крупные градины оставляют вмятины на капоте автомобиля больше, чем маленькие. Почему?

Образец возможного решения

Элементы ответа:

1. Крупные градины при падении получают ускорение такое же, как и маленькие, но в связи с большей массой они имеют большую инертность и сопротивление воздуха на них оказывает меньшее влияние, чем на маленькие. В результате к Земле они прилетают с большей скоростью.

2. При ударе о капот автомобиля они преодолевают силу упругости материала капота. Величина вмятины сводится к глубине, то есть величине деформации, которая пропорциональна силе упругости (по закону Гука), то есть в данном случае – удара. При ударе градина затормаживается со скорости падения до полной остановки. И чем больше скорость падения, тем больше ускорение градины, тем больше сила действия градины на капот (по II закону Ньютона), тем глубже вмятина.

Критерии оценки выполнения ответа

Баллы

Приведены оба элемента правильного ответа

2

Приведены оба элемента правильного ответа, но допущено не более одной ошибки,

или

приведён только один элемент правильного ответа

1

Приведён только один элемент правильного ответа, но в нём допущена ошибка

0

Максимальный балл

2

3. Мальчик, поднявшись на лестницу, выпустил из рук сосуд с водой. Чему равно давление воды на дно во время падения?

Образец возможного решения

Элементы ответа:

1. В стакане действует гидростатическое давление, порождаемое притяжением воды к Земле. Давление в общем виде рассчитывается по формуле p=F/S, где роль силы играет вес воды.

2. Вес – это сила упругости, с которой тело действует на опору или подвес вследствие притяжения к Земле. Во время падения стакан и вода движутся с одинаковым ускорением - свободного падения. В начале движения оба тела были в покое. Значит, и в любой последующий момент времени оба эти тела будут иметь одинаковую по модулю и направлению скорость. В этом случае тела не могут действовать друг на друга, так как при взаимодействии либо модули, либо направления скоростей тел должны быть разными. Раз нет действия тела на опору, значит и нет веса, нет и давления жидкости на дно.

Критерии оценки выполнения ответа

Баллы

Приведены оба элемента правильного ответа

2

Приведены оба элемента правильного ответа, но допущено не более одной ошибки,

или

приведён только один элемент правильного ответа

1

Приведён только один элемент правильного ответа, но в нём допущена ошибка

0

Максимальный балл

2

4. Зимой в городском транспорте можно провести эксперимент: если подуть на холодное замёрзшее окно, то сначала на этом месте будет нарастать иней, а потом он начнёт таять. Объясните это явление.

Образец возможного решения

Элементы ответа:

1. Иней сначала будет нарастать потому, что окно очень холодное, и тепла выдоха не будет хватать на то, чтобы нагреть и расплавить лёд. Но в нём содержится водяной пар, и он, охлаждаясь, будет сублимироваться на льду.

2. Но при сублимации на лёд будет выделяться немалое количество теплоты, состоящее из удельных теплот парообразования и плавления. И довольно быстро лёд начнёт нагреваться и прогреется до 00С

Критерии оценки выполнения ответа

Баллы

Приведены оба элемента правильного ответа

2

Приведены оба элемента правильного ответа, но допущено не более одной ошибки,

или

приведён только один элемент правильного ответа

1

Приведён только один элемент правильного ответа, но в нём допущена ошибка

0

Максимальный балл

2

5. Положительно заряженное тело притягивает подвешенный на нити лёгкий шарик. Можно ли утверждать, что шарик заряжен отрицательно?

Образец возможного решения

Элементы ответа:

1. Если шарик изготовлен из материала - диэлектрика, например из бумаги, то - да, однозначно заряжен отрицательно.

2. Если шарик изготовлен из токопроводящего материала, например из фольги, то нельзя: по проводнику электроны могут свободно передвигаться под действием внешнего электрического поля и в случае отсутствия заряда на шарике электроны сместятся под действием электрического поля в сторону положительно заряженного тела, ближайшая сторона шарика будет заряжена отрицательно и шарик притянется и в этом случае.

Критерии оценки выполнения ответа

Баллы

Приведены оба элемента правильного ответа

2

Приведены оба элемента правильного ответа, но допущено не более одной ошибки,

или

приведён только один элемент правильного ответа

1

Приведён только один элемент правильного ответа, но в нём допущена ошибка

0

Максимальный балл

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»

В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...

Развитие логического мышления с помощью решения логических задач

Методическая   работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач"  . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...

Решение логических задач с использованием логических квадратов.

Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

Решение логических задач ЕГЭ Построение таблиц истинности логических выражений

Решение логических задач ЕГЭПостроение таблиц истинности логических выражений...