Токи в средах
учебно-методический материал по физике (11 класс) по теме

Крушина Александра Ивановна

Разработка урока-конференции "Токи в средах" в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krushina_a_i_urok_toki_v_sredakh.rar20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Южноуральского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

 

Урок-семинар в 12 классе ОЗК:

«Токи в различных средах»

Разработал: Крушина А.И., учитель физики

очно-заочных классов I категории  

МОУ СОШ № 3

Южноуральск

2013 год

Учитывая особенности учащихся в 11 классах ОЗК, где на усвоение отводится небольшое количество часов классе, и учащиеся должны учиться самостоятельно приобретать знания, я практикую уроки-семинары, где они делают сообщения на уроках по отдельным темам, использую рекомендуемую литературу.

Тема: «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ»  (2 часа)

Урок построен на основе Программы общеобразовательных учреждений Физика 10 кл, Москва, «Просвещение», 2009 г. и рабочей программы учителя.

Цели урока:

  1. Изучить электрический ток в различных средах, его практическое применение в быту, технике, на производстве в стране, Челябинской области и г. Южноуральске.
  2. Развитие познавательной активности и интереса к самостоятельному приобретению знаний. Для этого задействовать как можно больше учащихся в процессе подготовки и проведения данного семинара (практической и теоретической частей)

Предварительно всем учащимся было дано задание: самостоятельно подготовиться с темой по учебнику Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий. Физика 10. Москва, «Просвещение», Параграфы 111-126.

Тип урока: Урок по изучению нового учебного материала.

Оборудование:

  1. Все приборы, необходимые для демонстрации опытов по теме.
  2. Учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий. Физика 10. Москва, «Просвещение».

Этапы урока

  1. Организационный.
  2. Ввод темы.

Учитель

Ведущая деятельность учащихся

(на протяжении всего семинара делают сообщения, проводят опыты,  остальные ведут записи в тетрадях согласно плану урока)

Токи в различных средах

Опыты и демонстрации

Практическое применение

Национально-Региональный компонент

Сообщает тему урока «Ток в различных средах».

План семинара:

  1. Знакомство с темой.
  2. Опыты и сообщения учащихся.
  3. Закрепление по записям.
  4. Подведение итогов.

3 Этап.

Проверка степени усвоения  темы в процессе самостоятельной работы. Для этого учащимся были заданы вопросы:

Что собой представляет собой ток в металлах, полупроводниках, вакууме, в жидкостях и газах.

4 Этап:

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель обращает внимание на важность изучаемой темы, обратив особое внимание на практическую направленность рассматриваемых вопросов.

5 Этап:

Усвоение новых знаний.

К 3-му этапу:

1. Ток в металлах представляет собой направленное движение электронов под действием электрического поля.

2. Ток в полупроводниках: направленное движение электронов и «дырок».

3. Ток в вакууме: термоэлекронная эмиссия (поток электронов из нагретого металла под действием электрического поля).

4. Ток в жидкостях: направление движение (+) и (-) ионов под действием электрического поля.

5. Ток в газах: направленное движение электронов и ионов.

Опыт:  Зависимость сопротивления проводника от температуры.

Устройство и действие диода. Работа фотоэлемента.

1. Устройство и работа вакуумного диода.

2. Электронно-лучевая трубка (осциллограф).

Отложение меди на угольных электродах.

1. Несамостоя-тельный разряд, где в качестве ионизатора применяется пламя зажигалки.

2. Работа электрической дуги.

Алюминий, медь (чистые в электропроводах, генераторах, во всех токопроводящих устройствах). Сверхпроводники.

Полупроводниковые приборы. Диоды как выпрямители тока. Фотореле в автоматике и телемеханике. Терморезисторы, фоторезисторы, солнечные батареи.

Экраны телевизоров, мониторов, радиолокаторов.

Гальваностегия, гальванопластика в полиграфической промышленности.

Виды разрядов:

1. Тлеющий (рекламные трубки, лампы дневного света).

2. Дуговой (выплавка и сварка металла, источник света).

3. Искровой разряд (резка металла, молния)

Работа русских учёных  (например, Н.Н.Боголюбова) над созданием сверхпроводящих материалов как залог технической революции в настоящем и будущем.

Южноуральский завод «Кристалл» - крупнейший производитель радиотехнического кварца в мире, который используется во многих электронных приборах.

Южноуральский (ЗРК), Каслинский и Челябинский радиозаводы

Покрытие изделий для энергетики на заводе ЮМЭК г. Южноуральска, Кыштымский электролитический завод, где получают чистую медь, золото и др. элементы.

Южноуральский Арматурно-Изоляторный завод, сварка, резка металла на всех производствах.

6 и 7 этапы:

Проверка понимания учащимися нового материала и его закрепление. Для этого предложить отдельным учащимся воспроизвести свои записи с целью закрепления данной темы.

Учащиеся просматривают и корректируют свои записи, общаясь друг с другом.

8 этап:

Инструктаж домашнего задания.

Снова обратиться к учебнику (параграфы 111-126). Дополнить свои записи тем материалом, который на семинаре не прозвучал.

Учащиеся записывают домашнее задание.

9 этап:

Подведение итогов семинара.

Оценить работу всего класса, степень активности учащихся, подчеркнуть важность изучаемого материала, его практическую направленность.

Охарактеризовать и оценить выступления одноклассников.

Дополнительная  литература:

  1. Першин В. Т. Основы современной радиоэлектроники. Москва, «Фенникс», 2009 год.
  2. Полупроводниковая электроника. Техника связи. 1990 год.
  3. Харченко Н. В. Индивидуальная солнечная установка. 1991 год.
  4. Зуев В. М. Термическая обработка металлов.  «Академия», 1999 год.
  5. Омельяненко П. Д. Путь к плавке металла. 1992 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по физике в 10 классе "Токи в различных средах"

Урок проводится в компьютерном классе, обучающиеся разбиваются на 5 групп, в каждой группе назначается лидер, который направляет работу группы. Члены группы сидят за соседними компьютерами и на ...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок-путешествие в империю электрического тока: "Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр"

Урок-путешествие в империю электрического тока: "Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр"В форме игры изучить новый материал...

Презентация "Электрический ток в различных средах.Действия электрического тока."

Презентация к уроку физики в 8 классе "Электрический ток в различных средах.Действия электрического тока"...

Урок по физике "Электрический ток в различных средах.Действия электрического тока."

домашнее задание проверяется в виде соревнования,затем идёт ииследовательская работа с самостоятельными выводами.В ходе урока используется приём для формирования самооценки учащихся"Копилка хороших от...

Моделирование лабораторной работы: определение удельного заряд электрона методом сбросового тока в вычислительной среде Матлаб

Целью настоящей работы была попытка моделирования движения электрона с учетом теплового разброса  вылетевших из катода электронов, а также учет сложной зависимости скорости электрона от расстояни...