Проектная работа "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по физике"
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике на тему

Козырева ЛАРИСА Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektnaya_rabota.ppt76 КБ
Microsoft Office document icon proekt_po_fizike.doc242 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Система по подготовке учащихся к ЕГЭ по физике»

Слайд 2

Комплекс подготовки информационная готовность предметная (содержательная) готовность психологическая готовность

Слайд 3

Организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ информационная работа с педагогами информационная работа с учащимися информационная работа с родителями

Слайд 4

Мониторинг качества образования контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ контрольные работы самостоятельные работы контрольные срезы результаты пробных ЕГЭ

Слайд 5

Психологическая подготовка к ЕГЭ навыки саморегуляции, самоконтроля (снятия нервно-психического напряжения) повышение уверенности в себе, в своих силах (противостояние стрессу)

Слайд 6

Методы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике Блочно-зачетная система обучения Метод проектов Метод анализа задач

Слайд 7

Физические задачи Экспериментальные Теоретические: расчетные качественные графические комбинированные

Слайд 8

Подготовка к ЕГЭ по физике — работа для профессионала !

Слайд 9

спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Содержание информационной деятельности по вопросам ЕГЭ…...4

ГЛАВА 2. Мониторинг качества образования……………………………………….5

ГЛАВА 3. Психологическая подготовка к ЕГЭ……………………………………….6

ГЛАВА 4. Методы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике………………………...7

§ 4.1 Блочно-зачетная система обучения…………………………………………9

§ 4.2 Метод проектов………………………………………………………………....12

§ 4.3 Метод анализа задач…………………………………………………………..14

§ 4.4 Основные недостатки  и типичные ошибки, допускаемые  учащимися  

          при выполнении заданий экзаменационной работы……………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………25

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………..26 

Приложения ………………………………………………………………………………..27


ВВЕДЕНИЕ.

В свете модернизации системы образования и введения ЕГЭ, прослеживается необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к ЕГЭ в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ мы выделяем следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности — “настрой”, внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ относится следующее:

1. организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;

2. мониторинг качества;

3. психологическая подготовка к ЕГЭ.

Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме, Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, психолога и родителей. В школе ведется работа с учётом общешкольного годового плана подготовки к ЕГЭ (Приложение 1), а так же каждый учитель-предметник имеет свой план подготовки учащихся к ЕГЭ по предмету (Приложение 2), где предусматриваются возможные пути решения обозначенных вопросов.

С этой целью в данном Проекте осуществлена попытка, разработать систему по подготовке к ЕГЭ по физике.


Глава 1.  СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОПРОСАМ ЕГЭ

В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ  можно выделить три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями. 

Содержание информационной работы с педагогами.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях:

- нормативно-правовыми документами по ЕГЭ;

- о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, в районе и области;

2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

- проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ;

- творческая презентация опыта по подготовки учащихся к ЕГЭ (на методической или научной конференции в рамках школы):

- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся):

- психологические особенности 11 -классников.

3) Педагогический совет “ЕГЭ — методические подходы к подготовке учащихся.

4) Направление учителей на районные и областные семинары и курсы по вопросам ЕГЭ.

Содержание информационной работы с учащимися.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

- правила поведения на экзамене:

- правила заполнения бланков;

- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.

3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам.

5) В учебной части:

- папка с материалами по ЕГЭ (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ, перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по подготовке к экзаменам):

- стенд с пособиями по ЁГЭ.

Содержание информационной работы с родителями учащихся

1) Родительские собрания:

- информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;

- информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ (декабрь).

- пункт проведения экзамена, вопросы проведения пробного ЕГЭ в апреле.

2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог- психолог).

Глава 2. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ. Напомним определения «мониторинг» и «мониторинг качества образования». Мониторинг — отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания) (по: И. Ивлиева, В. Панасюк, Е. Чернышева). Мониторинг качества образования — “следящая” и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования. Поэтому он одновременно есть, с одной стороны, подсистема системы управления качеством образования, а, с другой стороны информационная система, в которой циркулирует, собирается, обрабатывается, хранится, анализируется, представляется (визуализируется) информация о качестве образования (по: А.И. Субетто).

Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает следующие направления деятельности:

- посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;

- включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;

- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;

- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ;

- широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;

- психологическая поддержка учащихся, консультировн ие. выработка
индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. По нашему мнению, он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ЕГЭ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.


Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Психологическая подготовка учащихся может осуществляться в форме спецкурса (или элективного курса). Цели такого курса: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится по желанию учащихся — со всем классом или выборочно.

Педагог-психолог может проводить индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам.

Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:

- системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям — информационно, предметно, психологически);

- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).


Глава 4. МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ

Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики касается большого числа явлений и закономерностей. В отличие от большинства других школьных дисциплин естественно-научного цикла, физика требует высокого уровня математической подготовки. Вдобавок в последние годы в старших классах обычной непрофильной школы количество часов, отводимых на физику, сокращено в полтора-два раза, а программа практически не сократилась.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по физике добавляет к этим сложностям новые, вытекающие из специфики проведения ЕГЭ и из содержания контрольных измерительных материалов (КИМ). Вот некоторые примеры проявления этих сложностей:

  • из-за недостатка времени условие задачи прочитано бегло и понято неправильно;
  • результаты верно решенной задачи записаны с нарушением правил заполнения бланков ответов и не засчитаны;
  • предложенная задача относится к разделу школьной программы, до которого часто в школе «руки не доходят».

Подготовка к ЕГЭ включает не только освоение учебной дисциплины, но и изучение самого процесса сдачи экзамена. Хорошо подготовиться к Единому государственному экзамену или Государственной итоговой аттестации — значит получить навыки тестирования, понять, как распределять время на выполнение заданий, узнать о самых распространенных ошибках на экзамене и научиться их избегать.
дело в том, что среди 36 заданий ЕГЭ лишь два-три сформулированы как теоретические вопросы. Все остальные — это задачи. Поэтому для тех ребят, кому надо успешно сдать ЕГЭ по физике, отсутствие специальной подготовки равносильно провалу на ЕГЭ.

Подготовку учащихся  к итоговой аттестации в основной школе и организации профильных классов, успешной сдачи ЕГЭ необходимо начать с 7 класса. Более целенаправленно на уроках и дома внедрять задания, отражающие разные виды деятельности учащихся, которые  они должны освоить в ходе изучения физики: от умения воспринимать информацию, представленную им в разных видах, до умения использовать физические понятия, связанные с жизнедеятельностью человека. Контрольные работы рекомендуется проводить в форме ЕГЭ, обязательно включать в них задания  с использованием видов деятельности, которые проверяются КИМ ЕГЭ.

Что означает «серьёзная подготовка»? Некоторые полагают, что достаточно почитать теорию накануне экзамена, выучить формулы и «поднатаскаться» на решении задачек, характерных для ЕГЭ по физике. Это глубокое заблуждение. Сколько раз нам доводилось видеть, как вся подготовка к ЕГЭ шла насмарку из-за такой вот позиции учеников или их родителей!

Серьёзная подготовка к ЕГЭ состоит в изучении физики как науки. Нет заданий, характерных для ЕГЭ. Есть физика, которой надо учиться.

Как научиться решать задачи по физике? Прежде всего необходимо понимать теорию. Зубрить формулы и законы бессмысленно — надо вникать в суть физических явлений. Поэтому первое, к чему вам следует приготовиться — это постепенное освоение теории всего пятилетнего школьного курса физики. Задания ЁГЭ по физике охватывают всю программу. Любой пробел в знаниях обернётся на ЕГЭ потерей баллов.


§ 4.1 Блочно-зачетная система обучения

В своей работе я использую блочно-зачетную систему. Подача учебного материала блоками позволяет высвободить время для развертывания групповой работы в классе, для индивидуальной работы с учащимися. Она облегчает создание целостного представления у учащегося об изучаемом материале, позволяет повысить самостоятельность и ответственность учащихся и оставляет большой простор для
творчества учителя.

Изучаемый материал делится на блоки, рассчитанные на шесть — десять часов. для всего блока определяется единые цель и задачи, которые придется решать. Исходя из задач, выбирается формы обучения, в основном активные: семинар, лабораторная или практическая работа, различного рода практикумы по решению физических задач, экспериментальные, творческие занятия, зачет.

Структуру блока доводится до сведения учащихся на первом уроке. Заранее определяю объем и форму заданий, которые должны быть выполнены к каждому уроку.

В задания включаю параграфы учебника, материал для повторения, номера задач, названия лабораторных работ, вопросы для семинаров, список вопросов к зачету, дополнительную литературу.

Учащиеся сами планируют объем и время домашних заданий в рамках отведенных часов по теории, но все же решение задач необходимо комментировать.

Мой основной педагогический принцип: “Сначала научи потом спрашивай”. Поэтому я уменьшаю время, отводимое на уроке контролю, уделяю больше внимания многократному повторению материала, к решению задач.

  • Методика зачетной системы

Сначала весь материал блока в виде логически связанного рассказа даю на лекции, затем отрабатываем его на практикумах, семинарах, лабораторных работах; после этого провожу зачет. Не вошедший в лекцию материал по логике ее построения, дается на последующих занятиях. Часть материала может быть вынесена на самостоятельное изучение с последующим обсуждением на семинаре. Кроме зачета, контроль осуществляю по мере усвоения материала в различных формах.

В чем же заключается подготовка учителя?

Она начинается с выяснения конечной цели: какие понятия, величины и законы надо изучить с учащимися, какие типовые задачи научить решать, какими приборами научить пользоваться. Исходя из этого, продумываю структуру блока и выбираю формы занятий, продумываю виды домашних заданий, составляю вопросы семинара, подбираю творческие задания и намечаю различные формы повторения. Делю материал на три уровня: достаточный для получения оценки «3», «4», «5».

Задания и формы обучения подбираю так, чтобы они как можно больше способствовали развитию логического мышления учащихся, помогали им полюбить умственный труд.

При продумыванию системы заданий и форм ведения урока не исключается учет индивидуальной подготовки, склонностей и способностей учащихся. Для этого используются разные средства и приёмы:

1. Всегда пред лекцией пишу четкий план на доске, какие вопросы должны рассмотреть. Развернутый план-конспект ученики записывают в свои тетради.

2. Широко использую иллюстрирование тетрадей, заполнение учащимися обобщающих и систематизирующих таблиц, поиски ответов в учебнике на поставленные вопросы, составление сравнительных характеристик и алгоритма действий при решении типовых задач, анализ учениками устных ответов товарищей.

3. При решении задач учу делить ее на части, сводимые к типовым.

  •   Структура блочно-зачетной системы

Блочно-зачетную систему образуют следующие уроки:

1. Урок вводного повторения, где рассматривается ранее изученный материал (Чаще всего использую такую форму, как физический диктант)

2. Изучение нового материала

Лекция – один из видов преподавания, этот метод сообщения новых знаний, его отличает высокая целенаправленность и большой объем информации

3. Тренинг – минимум. На таком уроке выполняются задания минимального уровня сложности, выполнение лабораторных работ. Идет неоднократное «прокручивание» темы посредством задач. Работа строится по принципу  задача – учебник – задача. На этих уроках неудовлетворительные оценки не ставлю, так как основная идея  занятий – научиться, освоить определённый круг знаний. Такие уроки вырабатывают не только знания, но и уверенность, что все по силам.

4. Урок-семинар (для изучения нового материала, дополнительного объёма). Семинар – одна из форм учебных занятий, требующих активного участия каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. От учащегося требуется  серьезная, самостоятельная работа с дополнительной литературой. Учащиеся выступают с докладами, проектами.

5. Семинар-практикум -  развивающее дифференцированное обучение. Учащиеся работают по подгруппам. Организационная форма семинара меняется от урока к уроку. Результаты контрольных заносятся в таблицу, где указаны три уровня усвоения. Такая диагностика помогает вести индивидуальную работу. На этом уроке необходимо обеспечить схему развития для каждого ученика.

6. Решение задач. Уроки решения задач провожу с поэтапным повышением уровня сложности, чередуя стандартные задачи с оригинальными, используя методику «погружения» в задачу.

Решение задачи — коллективное творчество, в процессе которого ученики совершают открытия, повторяют и закрепляют теоретические знания, развивают математические навыки, получают дополнительную информацию, учатся оценивать реальность полученного результата.

По окончании решения привожу примеры подобных и обратных задач. Вырабатываем общий подход к их решению — алгоритм.
На уроках решения задач применяю карточки технологического «тренажа». Эти карточки позволяют отрабатывать элементарные умения, из которых формируются более сложные.

7. Урок-повторение. Урок-консультация.

Цель таких уроков — оказание учебной помощи ученикам. Поэтому на этом уроке провожу индивидуальную работу. Работают в группах, группы формируются отдельно из слабых и сильных учеников. Сильные ученики работают самостоятельно. Со слабыми учащимися — работает учитель.

8. Урок-зачет — одна из форм проверки знаний в конце изучения блока или дифференцированная или тестовая контрольная работа.

Обязательно провожу анализ результатов работы и коррекцию знаний, используя при этом готовые решения, карточки с правильными решениями. Сравнивая их со своим решением, ученик видит собственные ошибки, понимает их суть и может самостоятельно ликвидировать пробелы. Наиболее сложные задачи решаем на доске с подробным объяснением.


§ 4.2  Метод проектов

Преподавание физики в сегодняшней школе должно давать твёрдые основы знаний, которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше, чем это было раньше.

  • Как следует подходить к изучению физики на уроках?

Цель знания - не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучали, выработать последовательное методическое мышление Кто-то «великих» сказал: «Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

  • От учителя зависит многое

Своим ученикам нужно помогать и направлять их на верный путь. Но всё это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что всё это он делает сам. (А это самое сложное)

Возьму на себя смелость высказать суждение о том, что метод проектов, методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной мере соответствуют обозначенным положениям. Изучая и анализируя результаты работы коллег, я попыталась организовать и провести подобную работу на уроках физики. Идеи таких уроков отражены в серии библиотеки журнала «Физика в школе», например, выпуск 24/2ОО1г. В.И.Елькин «Оригинальные уроки физики и приёмы обучения». В этой же серии есть замечательная идея для использования её методе проектов.

Это уроки конструирования или использование элементов конструирования на уроках. На таких уроках предлагается придумать простейший прибор, сделать его, проградуировать, объяснить принцип действия, выдать главные технические характеристики изделия. Перед ребятами ставится определённая цель: например, изготовить и проградуировать прибор. Как его изготовлять, не говорится, но предоставляются материалы, которые можно использовать, на начальном этапе подсказывается идея конструкции. Класс разбивается на группы (3-4 человека). «Ведущего специалиста» в группах выбирают сами. К таким задания можно отнести изготовление следующих приборов: простейший вариант ареометра, сделать здесь, изготовить «Сквознякометр», сконструировать фильтр для воды, сделать компас, электроскоп, термос и т.. Критерии оценивания проекта обсуждаются и разрабатываются совместно с учениками.

                                                                                      (Примеры проектов — Приложение 3)

• Метод проектов обладает рядом преимуществ:

1. организация обучения ориентирована на личность обучаемого.

2. овладение мыслительными процессами определяется как синтез, сравнение, обобщение классификация, абстрагирование.

3. появляется интерес, усиливается мотивация личностного роста, изменения себя.

4. изменяется роль учителя. Учитель — организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.

§ 4.3  Метод анализа задач

Самое трудное в подготовке к ЕГЭ это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных опытным преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
Физические задачи можно систематизировать по способам решения, постановке вопроса, ожидаемым результатам.

Физические задачи

Экспериментальные

Теоретические

(требующие постановки и

проведения физического эксперимента)

расчетные
качественные
графические
комбинированные

Весьма важную информацию можно получить в ходе сравнения физической проблемы. В текстах учебных задач описывается не само явление, его так называемая, физическая модель: идеальная физическая система, в которой учитываются только существенные стороны, решающим образом влияющие на ход явления, определяющие содержание и метод решения задачи.

ПРИМЕР

Автобус массой 15 т трогается с места с ускорением 1,4 м/с2. Найдите работу силы тяги и работу силы сопротивления на первых 10 м, если коэффициент сопротивления равен 0,02. Какую кинетическую энергию приобрел автобус?

Проанализируем существенные и несущественные стороны приведенного явления и построим физическую модель.

Существенные стороны

Несущественные стороны

1. Наличие у автобуса массы

2. Постоянство ускорения автобуса на большей части пути

3. Действие постоянной силы тяги и постоянной силы сопротивления

4. Превращение работы силы тяги только в кинетическую энергию автобуса (за вычетом работы против силы сопротивления)

1. Размеры и форма автобуса

2. Фактическое изменение ускорения на начальном  этапе и его небольшие изменения в ходе реального движения

3. Пренебрежимо малая сила сопротивления воздуха

4. Наличие неровностей на дороге, изменяющих силу сопротивления

5. Превращение небольшой доли кинетической энергии во внутреннюю

Таким образом задача решается не для реального автобуса, совершающего реальное движение в реальных условиях, а для модели этого явления.

Материальная точка (автобус) массой 15 т трогается с места с ускорением (сразу) 1,4 м/с2 (и движется с этим неизменным ускорением, т.е. строго равноускоренно). В процессе движения соотношение сил не меняется, сопротивлением воздуха пренебрегают.

Только после анализа (и упрощения) условия задачи можно приступать к ее решению. Предварительную подготовку условия, формирование физической модели явления выполняют авторы задачников, преподаватели физики. Обучающемуся необходимо «увидеть» эту модель при изучении условия задачи и, опираясь на особенности модели, подобрать методы решения, алгоритмы построить математическую модель явления в виде соотношений, уравнений, неравенств и др. Осуществить аналитическое, а затем численное решение, получить результат, провести анализ полученных выражений и числовых значений.

Любая достаточно сложная физическая задача нередко требует для решения творческих подходов, поскольку содержит нестандартные ситуации. Однако случается и так, что, преодолев «барьер творчества», учащийся сталкивается с такими этапами решения, которые выполняются стандартно: требуют определенной последовательности действий, работы по алгоритму. Необходимо овладеть этими стандартными методами, освоить технику, отработать основные приемы при решении серий задач. В этом случае учащийся овладевает таким набором, комплексом алгоритмов, который позволяет сосредоточить усилия на анализе физических аспектов задачи, на творческой стороне проблемы.

Итак, для успешного решения задач необходима система условий: знание теории, умение строить модели явлений, владение алгоритмами применения основных методов.

§ 4.4  Основные недостатки  и типичные ошибки, допускаемые  учащимися  

               при выполнении заданий экзаменационной работы.

Несмотря на некоторое улучшение  показателей качества выполнения заданий экзаменационной работы по физике,  продолжают иметь место  характерные  недочеты в знаниях учащихся и типичные ошибки, выявленные  в ходе  ЕГЭ по физике.

Проанализируем их по двум  параметрам, заложенным в спецификации экзаменационной работы: по видам деятельности, проверяемым на экзамене (воспроизведение, применение знаний по алгоритму, т.е. в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации и применение знаний и умений в новой ситуации) и по проверяемым умениям.

 Задания на воспроизведение знаний и применение знаний в знакомой ситуации (область А).

 1.Примеры заданий на выявление умений приводить  примеры опытов, обосновывающих научные  представления и законы, или примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия.

1.1 Однородное тело плавает, частично погрузившись в воду, если плотность

  1. равна плотности воды
  2. больше плотности воды
  3. меньше плотности воды
  4. равна или меньше плотности воды

Верный ответ 3.

Учащиеся выбирают в качестве правильного варианты ответов 1 и 4, что свидетельствует  о непонимании условий плавания тел.

 

1.2  Жидкости могут испаряться

        1) только при низком давлении
2) только при  нормальном атмосферном давлении
3) только при температуре, близкой к температуре её кипения
4) при любых внешних условиях

Верный ответ 4.  

Учащиеся указывают на вариант ответа 3, как правильный, что свидетельствует о том, что  данная часть выпускников не усвоила существенные признаки явления кипения.  

2. Примеры заданий на выявление  умений применять  содержательный  смысл физических понятий, величин, законов для анализа физических явлений и процессов.

2.1 Тело свободно падает с некоторой скоростью, равной нулю. Время, за которое тело пройдет путь L прямо пропорционально

1) L2                  2)            3) 4          4)  4

Верный ответ 4.  

Учащиеся ошибочно выбирают  варианты ответов  1 и 3,  что свидетельствует о неумении выполнить простейший анализ  ситуации.

2.2  Хаотичность теплового движения  молекул  льда  приводит к тому, что

1) лед может испаряться при любой температуре

2) температура льда во время  его плавления не меняется

3) лед  очень трудно сжать

4) кристалл льда рассыпается  на отдельные молекулы

Верный  ответ 1.

Часто в качестве правильных  учащиеся указывают на варианты ответов 2,3.

2.3 Если увеличить в 2 раза напряжения  между концами проводника, а площадь  его сечения  уменьшить  в 2 раза,  то сила тока, протекающего через проводник,

1) увеличиться в 2 раза

2) уменьшиться в 2 раза

3) не изменится

4) увеличится в 4 раза

Правильный ответ 3.

Учащиеся не умеют выполнять анализ  формул при изменении значений физических величин.

2.4 Оптика.  Светящаяся точка расположена в фокусе собирающейся линзы. Изображение точки

1) мнимое и находится между линзой и фокусом  

2)  действительное и находится  между линзой и фокусом

3) находится в бесконечности

4) действительное и находится за двойным фокусом

Верный ответ 3.

2.5 Волновая оптика.  Какое из природных  явлений не может  служить примером излучения электромагнитных волн?

1) молния

2) гром

3) излучение звезд

4) полярное сияние

Правильный  ответ 2.

Учащиеся не умеют выделять существенные признаки  физических понятий.

2.6  Какой объект  может двигаться со скоростью, большей скорости  света с ?

1) солнечный зайчик на отдаленной стене относительно стены

2) протон в ускорителе  относительно Земли

3) электромагнитная волна относительно движущегося источника света

4) ни один  из объектов, так как это  принципиально  невозможно

Верный ответ 1.  

Учащиеся формально применяют постулаты теории относительности, выбирая варианты ответов 2,3,4.

2.7 Квантовая физика. Импульс фотона имеет наибольшее значение в диапазоне частот

1) инфракрасного излучения

2) видимого излучения

3) ультрафиолетового излучения

4) рентгеновского излучения

Правильный ответ 4.

Учащиеся не используют знания о порядке расположения перечисленных видов излучений на шкале электромагнитных излучений.

2.8 Строение атома. В реакции радиоактивного превращения ядра    в      вылетает одна  частица с массой покоя, не равной нулю. Это

1) нейтрон

2) позитрон

3) протон

4) электрон

Правильный ответ 4.

Учащиеся не знают существенных признаков электрона.

3. Примеры заданий на выявление  умений объяснять  физические явления.

3.1 Явление диффузии в жидкостях свидетельствует  о том, что молекулы жидкостей

1) движутся хаотично

2) притягиваются друг к другу

) состоят из атомов

4) колеблются около своих  положений равновесия.

Правильный ответ 1.

Учащиеся не умеют  выделить главный, определяющий признак явления диффузии.

3.2 В кастрюле с водой, поставленной на электроплиту, теплообмен  между конфоркой и водой осуществляется путём

1) излучения

2) конвекции и теплопроводности

3) теплопроводности

 4) излучения и теплопроводности

Правильный ответ 2.

Учащиеся затрудняются выделить явления, которые имеют место в данном примере.

3.3  Перенос вещества происходит в случае прохождения электрического тока  через

1) металлы и проводники

2) полупроводники и электролиты

3) газы и полупроводники

4) электролиты и газы

Правильный ответ 4.

    Учащиеся в большинстве случаев не понимают , что прохождение электрического  тока через  газ сопровождается переносом  вещества, т.е. сходство явлений электролиза жидкостей и ионизации газов.

3.4 В основе  работы электрогенератора на ГЭС лежит

1) действие магнитного поля на проводник с электрическим током

2) явление электромагнитной индукции

3) явление самоиндукции

4) действие электрического  поля на электрический заряд

Правильный ответ 2.

Учащиеся показывают  довольно низкий уровень  сформированности умений  выделять существенные признаки  физических явлений, в частности явления  электромагнитной индукции.

3.5 Как инфракрасное  излучение  воздействует на живой организм?

1) вызывает фотоэффект

2) охлаждает облучаемую поверхность

3) нагревает облучаемую поверхность

4) способствует загару

Правильный ответ 3.

   Учащиеся часто выбирают  вариант ответа 4, что свидетельствует о том, что они путают свойства инфракрасных и ультрафиолетовых лучей.

3.6  В вакууме электромагнитные  излучения волн различной длины отличаются друг от друга тем, что

1) имеют  разную частоту

2) распространяются с различной скоростью

3) одни являются продольными, другие – поперечными

4) одни обладают  способностью к дифракции

Правильный ответ 1.

Учащиеся не владеют существенными признаками  электромагнитных  волн, указывая на варианты ответов 3 и 4.

4. Примеры заданий на выявление  умений делать  выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой,  схемой, фотографией.

4.1 Тележка  удерживается пружиной  и находится в равновесии на наклонной плоскости. Зависимость растяжения пружины х от высоты Н наклонной плоскости  приведена в таблице:

Н, см

10

20

30

40

х, см

2

4

6

8

Каким, примерно будет  растяжение пружины  при
Н=60 см?

1) 120 см        2) 10 см                3) 42 см                4) 12 см

Правильный ответ 4.
Учащиеся  затрудняются  выявлять по приведенным табличным данным  закономерность  и использовать  при прогнозировании результата эксперимента.

5. Примеры заданий на выявление умений применять законы физики для  анализа процессов на качественном уровне.

5.1 Внутренняя энергия газа в заполненном сосуде  определяется главным образом

1) хаотическим движением молекул газа

2) движением всего сосуда с газом

3) взаимодействием сосуда с газом и Земли

4) действием на сосуд с газом внешних  сил

Правильным является ответ 1.

Учащиеся не владеют  умением выделять главный, существенный признак понятия «внутренняя энергия».

5.2 Укажите правильное утверждение.

При переходе  вещества из жидкого состояния в газообразное
А. увеличивается среднее расстояние между его молекулами.
Б. молекулы почти перестают  притягиваться друг к другу.
В. полностью теряется упорядоченность в расположении его молекул.

1) только А

2) только Б

3) только В

4) А,Б и В

Правильный ответ 4.

Учащиеся затрудняются в системном использовании существенных признаков, указывая на варианты ответов 1,2,3.

5.3 Спортсмен совершает прыжок с шестом.  Сила тяжести  действует на спортсмена
1) только тогда, когда он соприкасается с поверхностью Земли
2) только то время, когда он сгибает шест в начале прыжка
3) только то время, когда он падает вниз  после преодоления планки
4) во всех этих случаях

Верный ответ 4.
Учащиеся не владеют  существенным признаком понятия «сила тяжести», указывая часто на вариант ответа 3.

5.4  Внутренняя энергия  монеты увеличивается, если ее

1) натереть

2) заставить двигаться с большей скоростью

3) поднять над поверхностью  Земли

4) опустить в воду той же температуры

Верный ответ 1.

Учащиеся не владеют существенным признаком понятия «внутренняя энергия» указывая варианты ответов 2,3,4.

5.5 В герметично закрытом сосуде находится одноатомный идеальный газ. Как изменится внутренняя энергия газа при понижении его температуры?

1) увеличится

2) уменьшится

3) увеличится или уменьшится в зависимости от атмосферного давления

4) не изменится

Верный ответ 2.

Учащиеся ошибочно  указывают  вариант ответа 4.

6. Примеры заданий на выявление  умений применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне.

6.1 У поверхности Земли  на космонавта действует гравитационная сила 720 Н. Какая гравитационная сила действует  со стороны  Земли на того же космонавта  в космическом корабле, который с помощью реактивных двигателей удерживается неподвижно относительно Земли на расстоянии двух ее радиусов от земной поверхности?
1) 360 Н          2) 240 Н           3)180 Н        4) 80 Н

Верный ответ 4.

Учащиеся при расчётах берут расстояние от поверхности  Земли, а не от ее центра.

6.2  Массу математического маятника увеличили, оставив  неизменной длину. Как изменился при  этом период его колебаний?

1) не изменился

2) увеличился

3) уменьшился

4) ответ зависит от длины маятника

Верный ответ 1.
Учащиеся не умеют  анализировать зависимости между физическими величинами, от которых  зависит период колебаний маятника.

6.3 Луч света падает на плоское зеркало. Угол между  падающим  лучом и зеркалом уменьшили на 20о. Угол между зеркалом и отраженным лучом

1) увеличился на 20о

1) увеличился на 10о

1) уменьшился на 20о

1) уменьшился  на 10о

Верный ответ 3.

Учащиеся не понимают  сути закона отражения света, указывая вариант ответа 4.

6.4 Если увеличить в 2 раза напряжение между концами  проводника, а площадь его  сечения уменьшить в 2 раза, то сила тока, протекающего через проводник,

1) увеличится в 2 раза

2) уменьшится в 2 раза

3) не изменится

4) увеличится в 4 раза

Верный ответ 3.

Учащиеся не умеют выполнять анализ  формул, если изменяются  одновременно значения физических величин в числителе и знаменателе.

7.  Примеры заданий на выявление умений описывать преобразования энергии в физических явлениях и технических устройствах.  

7.1 Как изменяется  внутренняя энергия идеального газа при его изотермическом расширении?

1) увеличивается

2) уменьшается

3) увеличивается или уменьшается в зависимости от скорости изменения объема

4) изменяется

Верный ответ 4.

Учащиеся затрудняются выделить существенные признаки явления расширения газа при постоянной температуре, указывая на вариант ответа 1.

7.2 Энергия фотона, поглощенного  при фотоэффекте, равна Е. Кинетическая энергия электрона, вылетевшего с поверхности металла под действием этого фотона

1) больше Е

2) меньше Е

3) равна Е

4) может быть больше или меньше Е при разных условиях

Верный ответ 2.

Учащиеся не понимают  условий, при которых осуществляется явление фотоэффекта, указывая на варианты ответов 1 и 3.

7.3  При увеличении угла   падения     на плоский фотокатод монохроматического излучения с неизменной длиной волны  максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов

1) возрастает

2) уменьшается

3) не изменяется

4) возрастает при >500 нм и уменьшается при <500 нм

Верный ответ 3.

Учащиеся не владеют  существенными признаками явления фотоэффекта, указывая на вариант ответа 1.

8. Примеры заданий на выявление  умений иллюстрировать  роль физики в создании и совершенствовании технических  устройств.

8.1 В основе работы  электродвигателя лежит
1) действие магнитного поля на проводник с электрическим током
2) электростатическое взаимодействие зарядов
3) явление самоиндукции
4) действие электрического поля на электрический заряд

Верный ответ 1.

Учащиеся не владеют  умением  выделять существенные признаки явлений, лежащих в основе работы технических устройств.

9. Примеры заданий на выявление  уровня владения понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью  человека.

9.1 При измерении температуры жидкости рекомендуется подождать некоторое время, прежде чем записывать показания термометра. Это объясняется тем, что

1) жидкость испаряется

2) жидкость плохо сжимается

3) жидкость обладает текучестью

4) должно установиться тепловое равновесие между термометром и жидкостью

Верный ответ 4.
Учащиеся не умеют выделять существенные признаки физического явления, указывая вариант ответа1. 

9.2  На столе под лучами Солнца  стоят три одинаковых кувшина, наполненных водой. Кувшин 1 закрыт пробкой; кувшин 2 открыт; а стенки кувшина 3 пронизаны множеством пор, по которым вода медленно просачивается наружу. Сравните установившуюся температуру в этих кувшинах.
1) в кувшине 1 будет самая низкая температура
2) в кувшине 2 будет самая низкая температура
3) в кувшине 3 будет самая низкая температура
4) во всех трех кувшинах будет одинаковая температура.

Верный вариант 3.

Учащиеся не умеют анализировать  ситуации на основе выявления существенных признаков физических явлений, указывая варианты ответов 1,2,4.

10. Примеры заданий  на выявление  умений указывать  границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий.

10.1 Одинаковые опыты по наблюдению спектра водорода  выполнялись  в одинаковых лабораториях – на Земле и в космическом корабле, движущемся относительно Земли с постоянной скоростью. Наблюдаемые спектры

1) одинаковы

2) существенно различны

3) сходны, но расстояния между спектральными линиями  разные

4) сходны, но ширина спектральных линий различна

Верный ответ 1.

10.2 Формулы  специальной теории относительности необходимо использовать при описании движения
1) только микроскопических тел, скорости которых близки к скорости света
2) только макроскопических тел, скорости которых близки  к скорости света
3) любых тел,  скорости которых близки к скорости света
4)  любых тел,  скорости которых малы по сравнению  со скоростью  света
Верный ответ 3.  

10.3 Использование понятий  или формул специальной теории относительности  требуется для расчёта
1) энергии элементарной частицы известной массы
2)  мощности реактора
3) интерференционных  максимумом световых волн
4) дифракционных максимум световых волн.

11. Задания на выявление границ применимости  научных  моделей, законов и теорий оказываются для учащихся наиболее сложными для выполнения.

Анализ заданий на применение знаний в измененной ситуации (области А и В), вызывающих наибольшие затруднения при выполнении ЕГЭ.

Для того, чтобы в заданиях области В получить числовые ответы, совпадающие с заложенными  в памяти компьютера, помимо фактических знаний по физике необходимо:

1) использовать значения физических  констант и других данных, взятых из таблиц, расположенных перед тестовыми  заданиями, с указанной там точностью;

2) при расчетах помнить о необходимости перевода значения всех величин в основные единицы СИ;

3) уметь записывать любое (как большое, так и малое) число в стандартном виде, а также проводить арифметические действия с такими числами;
       4) обратить внимание на единицы измерения, в которых следует получить ответ;

5) знать кратные и дольные приставки и уметь без ошибок проводить арифметический счет с их использованием;

6)  если есть указание, то уметь округлить ответ до указанного разряда.

Анализ ответов, приведенных участниками ЕГЭ для заданий из части В, позволяет судить о том, что многие из них  получают неверный ответ не по причине отсутствия знаний физических законов, а потому что в должной мере не владеют навыками, о которых было сказано выше.

Пример.

1. Какое ускорение сообщает Солнце Земле своим притяжением?
Расстояние до Солнца примерно в 24 тыс. раз больше чем радиус Земли, а масса Солнца превышает массу Земли в 333 тыс. раз. Ответ выразить в мм/с
2  и округлить до сотых.

Если при расчетах не была допущена ошибка, получается число 5,78125. С учетом округления, на бланке ответов нужно записать число «6».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка к ЕГЭ по физике работа для профессионала. Нужно разобрать с учеником все теоретические тонкости курса физики. Нужно помочь ему освоить разнообразные методы решения физических задач. Это требует большого методического мастерства и высокой квалификации преподавателя.

В данном проекте рассмотрена незначительная часть системы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике. По-моему мнению таким должен быть серьёзный курс подготовки к ЕГЭ по физике. Только при такой подготовке можно получить высокие баллы на ЕГЭ. Поверьте, любой другой путь ведёт в никуда и является пустой тратой времени и денег.


ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ

1. В.И. Елькин «Оригинальные уроки физики и приёмы обучения». Журнал «Физика в школе». 24/2ОО1г.

2. В.С. Игропуло «ФИЗИКА: алгоритмы, задачи, решения», изд. «Сервисшкола» -М.2005

3. Физика. Подготовка к ЕГЭ. — учебно-методическое пособие под ред. МонастырскогоЛ.М. изд. «Легион-М»,2009.

4. Г.А. Бендриков, Б.Б. Буховцев «Сборник задач по физике», изд. «Оникс»-М.2006.

5. Н. И. Зорин «Физика .Тестовые задачи.», изд. «Эксмо»-М.2ОО8.

6. abiturcenter.ru/doc/fiz_ege.html

7. www.alleng.ru

Приложение 1

План-график подготовки к ЕГЭ  

Цели:

        1. Грамотная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ.

        2. Формирование базы данных по данному направлению:

- потребности учащихся и их учебные и психологические возможности и способности;

- методическое и психологические обеспечение подготовки.

        3. Обеспечение учащихся, их родителей и учителей своевременной информацией.

Направления деятельности школы:

- работа с нормативно-правовой базой;

- работа с учениками;

- работа с родителями;

- работа с учителями.  


п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Утверждение порядка аттестации обучающихся в предстоящем учебном году. Утверждение локальных актов школы по аттестации обучающихся.

Зам.директора по УВР

2.

Утверждение плана работы школы по подготовке и проведению ЕГЭ в предстоящем учебном году.

Назначение ответственного по школе:

- за подготовку и проведение ЕГЭ;

- за ведение базы данных;

-за создание базы данных информационных материалов по ЕГЭ

Сентябрь

 Зам. директора по УВР

 

3.

Заседание методических объединений по вопросу подгоовки к ЕГЭ

- анализ результатов ЕГЭ предыдущего года;

-поступление учащихся в вузы;

- принятие решений о коррекции  плана работы по подготовке к ЕГЭ;

- внесение изменений в календарно – тематические планирования в целях подготовки к новой форме сдачи экзамена. 

Сентябрь

 Зам. директора по УВР

Руководители МО

4.

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки обучающихся к аттестации.

В течение года

Социальные педагоги, психолог

5.

Работа с обучающимися в 9-11 классах по подготовке к осуществлению ими сознательного выбора предметов для итоговой аттестации

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники

6.

Организация консультаций для учащихся по подготовке к ЕГЭ. Размещение графика консультативных часов на сайте школы. 

Октябрь

Зам. директора по УВР

7.

Подготовка списка обучающихся в 9, 11-х классах, подлежащих по состоянию здоровья итоговой аттестации в особых условиях.

Октябрь

Медсестра

8.

Подготовка списков по документам личности для формирования электронной базы данных выпускников

Октябрь

 

Зам. директора по УВР

9.

Организация работы учителей-предметников по подготовке выпускников к ЕГЭ

 (подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов, оформление стендов, составление графика консультаций, обучение заполнению бланков ответов). 

В течение года

Зам. директора по УВР

Руководители МО

10.

Контроль деятельности учителей-предметников по подготовке учащихся к ЕГЭ. Посещение уроков с целью мониторинга системы повторения учебного материала.

В течение года

Зам. директора по УВР

 

11.

Проведение мониторинга знаний учащихся по математике, физике, русскому языку, обществознанию по КИМ-ам прошлых лет.

Октябрь

Учителя-предметники

12

Проведение беседы с выпускниками:

- цели, содержание и особенности подготовки и проведения ЕГЭ;

- знакомство с инструкцией по подготовке к ЕГЭ;

- проведение диагностических контрольных работ в форме ЕГЭ

Ноябрь

Зам. директора по УВР

 

 

13.

Проведение административных контрольных работ в форме ЕГЭ по экзаменационным предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология, история.

Ноябрь

Зам. директора по УВР

 

14.

Оформление стенда “Абитуриенту”и постоянное его обновление.

Декабрь

Зам.директора по УВР

15.

Размещение информации по ЕГЭ на сайте школы.

 

 

16.

Подготовка и обновление справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов по ЕГЭ.

В течение года

Учителя-предметники

Библиотекарь

17.

Проведение родительского собрания  по вопросу подготовки к ЕГЭ. Информация о новой схеме и сроках сдачи экзаменов.

Январь

Зам. директора по УВР

18.

Подготовка и обновление  списков по документам личности для формирования электронной базы данных выпускников

Январь

Зам. директора по УВР

 

19.

Проведение пробного ЕГЭ

Февраль

Руководители МО

20.

Собеседование с выпускниками: уточнение состава участников в ЕГЭ и набора экзаменов.

Февраль

Зам. директора по УВР

21.

Сдача заявлений учащихся 11-х классов на экзамены в форме ЕГЭ по выбору

До 1 марта

Зам. директора по УВР

22.

Проведение собрания выпускников и родителей:

- о порядке окончания учебного года;

- об учёте результатов ЕГЭ при выставлении итоговых отметок;

- об организации приёма и рассмотрения апелляций по результатам ЕГЭ;

- об организации выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ;

Апрель

Зам. директора по УВР

 

23.

Проведение педагогического совета по допуску выпускников к итоговой аттестации

Май

Зам. директора по УВР

 

24.

Организация сопровождения и явки выпускников на ЕГЭ. 

Май-июнь

Зам. директора по УВР

25.

Организация проведения апелляций: выдача бланков заявлений выпускникам, сбор заявлений и сдача их в конфликтную комиссию

Июнь

Зам. директора по УВР

26.

Получение и выдача свидетельств о результатах сдачи ЕГЭ выпускникам.

 

Июнь

Зам. директора по УВР

27.

Оформление личных дел обучающихся  9, 11 классов и классных журналов.

Май-июнь

Классные руководители 11-х классов

28.

Проведение педсовета по предварительному анализу результатов ЕГЭ.

Июнь

Зам.директора по УВР

Приложение 2

ПЛАН  

подготовки учащихся к ЕГЭ

Занятие 1. Решение реального варианта ЕГЭ 2009 года. Разбор варианта и выявление трудностей его решения на основе полученных результатов.

Занятие 2. Механика. Основные термины и закономерности. Типовые задачи по механике, используемые в вариантах ЕГЭ, и тактика их решения. Кинематика. Динамика. Законы сохранения.

Занятие 3. Условия равновесия твердого тела (в том числе случай, когда ось вращения не задана). Гидро- и аэростатика. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плавание тел на поверхности жидкости, покоящейся в лифте. Механические колебания. Методы решения задач, связанных с гармоническими колебаниями.

Занятие 4. Молекулярная физика. Основные термины и закономерности. Типовые задачи, используемые в вариантах ЕГЭ. Что должно быть задано и что можно вычислить в задачах термодинамики. Модель термодинамической системы в термодинамике и в молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ и другие модели.

Занятие 5. О формулировке начал термодинамики. Уравнение теплового баланса в случае фазовых переходов. Типовые задачи по молекулярной физике, используемые в вариантах ЕГЭ, и тактика их решения.

Занятие 6. Электродинамика. Закон Кулона. Расчет электростатических полей. Связь напряженности электростатического поля с разностью потенциалов в общем случае. Расчет цепей постоянного тока. Магнитное поле. Закон электромагнитной индукции. Колебательный контур. Типовые задачи по электродинамике, используемые в вариантах ЕГЭ, и тактика их решения.

Занятие 7. Геометрическая оптика. Физическая оптика. Приближенные методы вычисления в задачах геометрической и физической оптики. Элементы специальной теории относительности. Задачи, используемые в вариантах ЕГЭ, и тактика их решения.

Занятие 8. Квантовая физика. Квантовые свойства света. Решение задач. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. Решение задач. Постулаты Бора. Атом водорода. Спектральный анализ. Решение задач. Механика ядерных реакций. Решение задач.

Занятие 9. Решение реального варианта ЕГЭ 2010 года.

Приложение 3

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ

Исследовательские проекты.

-философско-физические исследования (в жанре эссе):

«Принцип толерантности и современное общество»,

«Принцип относительности и его влияние на развитие межличностных отношений в современном обществе»;

-литературно-физические трактаты:

«Чувственное и рациональное в познании окружающего мира»,

«Что видят в одном явлении природы разные люди: физик, обыватель, поэт, художник, композитор»;

-проекты позволяющие установить межпредметные связи:

«Компьютерные технологии в теоретической физике: проблемы и перспективы»,

«Физика и проблемы создания новых материалов с заданными свойствами»,

«Экологические проблемы большого города (физические аспекты)»,

«Физические измерения в медицине».

Ролевые, игровые проекты.

-ролевая игра «Суд над трением», «Суд над ядерной физикой»,

-проект «Дебаты»-«Озоновый экран нашей планеты: состояние, проблемы».

Информационные проекты.

«Радиационное загрязнение окружающей среды»,

«Транспорт «за» и «против».

Прикладные проекты.

-документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

-опорные конспекты;

-справочный материал;

-дидактический материал;

-таблицы;

-учебное пособие;

-презентация к уроку.

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образование

(повышение квалификации специалистов Московской области)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА  ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Система  подготовки

учащихся к ЕГЭ по физике»

Автор: Козырева Лариса Леонидовна

учитель физики МОУ Ловецкая СОШ

Луховицкого района Московской области

Руководитель: Ковалёва Светлана Яковлевна

к.п.н., доцент

 

Воскресенск 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые размышления о подготовке учащихся к экзамену по физике

Одна из трудностей, которая возникает у учащихся при решении  комбинированных задач по физике - это боязнь их решения. Как помочь учащемуся не запутаться в море формул, находить "тропинки от одно...

Подготовка учащихся к олимпиадам по физике в условиях «Санаторно-лесной школы» для детей, нуждающихся в длительном лечении.

 Эта статья поможет учителям, которые заинтересованны в том, чтобы их ученики активно участвовали в олимпиадном движении. В статье проводится сравнительный анализ моей работы в этом направ...

«Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по физике»

Практико-ориентированный проект...

Использование современных средств обучения при подготовке учащихся к ГИА по физике

Актуальна тема - подготовка к ГИА по физике. Проблемы, решения, оценка....

Эффективная подготовка учащихся к ГИА по физике

В настоящее время  важным фактором в обучении  учащихся является подготовка  их к  ГИА .  Моя методика подготовки основана  на подаче базового и специфического теоретичес...

Система подготовки учащихся к ОГЭ по физике

—Овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике- главное условие успеха на экзамене по физике....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по физике

Вот уже несколько лет подряд основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Единый государственный экзамен п...