Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по физике
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (11 класс) на тему

Денисова Жанна Викторовна

Вот уже несколько лет подряд основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень усвоения федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx465.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по физике

Денисова Ж.В.

учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Йошкар-Олы»

Вот уже несколько лет подряд основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень усвоения федерального государственного образовательного стандарта. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

Почему определенная часть обучающихся в качестве сдаваемого предмета в 11 классе выбирает «Физика»?

  1. Большая часть выбирающих руководствуется, как правило, профориентационным мотивом (предмет в дальнейшем нужен для поступления в вуз)
  2. Вторые выбирают по рекомендации родителей
  3. Третьи- «по нему я хоть что-то знаю, а по другим предметам- я полный профан».

Сложность для учителя в связи с этим будет заключаться в необходимости так организовать работу этой разноуровневой группы выпускников по подготовке к ЕГЭ, чтобы

  • Минимизировать временные собственные затраты
  • Добиться 100% успешной сдачи ЕГЭ
  • Подвести учащихся средневысокого уровня подготовленности к пониманию, что возможное их использование в качестве консультантов, будет для них полезным, ибо «повторение- мать учения!».

Проанализировав опубликованную литературу по ЕГЭ, я пришла к следующим выводам:

  1. Начинать ненавязчиво настраивать учащихся на осознанный выбор предмета на ЕГЭ;
  2. Во время обучения учащимся предлагается набор элективных курсов, которые работают на предпрофиль и на проверку устойчивости интереса школьника к изучаемому предмету, к расширению его знаний, совершенствованию умений;
  3. Для успешной сдачи ЕГЭ учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий;
  4. Чтобы иметь определённый высокий результат, можно, начиная с 8 класса, практиковать принцип минимакса при выборе уровня выполнении домашнего задания, предлагая еженедельно в качестве расширения круг заданий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий, облачая задания в форму, применяемую на ЕГЭ;
  5. Чтобы быть в курсе проблем, возникающих при сдаче ЕГЭ, учитель должен проанализировать Информационные письма по итогам сдачи ЕГЭ в текущем году.  В них он найдёт множество подсказок, на какие «западающие» темы нужно обратить внимание;
  6. Свою работу по подготовке учащихся нужно чётко спланировать во времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку тестов;
  7. Изучение нового содержания по программе продолжается вплоть до конца мая, однако последний раздел целесообразно на занятиях по подготовке к ЕГЭ изложить блочно, чтобы позже на уроке ребята, готовящиеся к ЕГЭ, только бы повторили уже известный им материал;
  8. Большую помощь при подготовке к ЕГЭ может оказать работа учащихся с компьютерным тестирование  с использованием программы «My Test», которая предоставляет учителю возможность самостоятельно заполнить тестовую базу содержания в выбором 1 и более верных ответов, с самостоятельным заполнением учащимся цифр, в необходимой последовательности (как в уровне В в тексте ЕГЭ). Преимущества очевидны с точки зрения независимой оценки и проверки знаний. Программа сама считает количество верных ответов, время выполнения, выставляет оценку и фиксирует для учителя результаты выполнения теста конкретным учащимся.
  9. При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ЕГЭ предпочтительнее будет составление схемы, а не конспекта темы. При составлении теста учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в
  10. Усвоение теории и сформированность навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя, именно эта информация должна быть открытой для родителей по подготовке их ребёнка к ЕГЭ во время встреч-консультаций с родителями данной категории учащихся.
  11. Используйте возможности школьного сайта:
  • Создайте свою страницу на нём как учитель.
  • Поместите на данную страницу рабочие ссылки на бесплатное он-лайн тестирование (предварительно пройдите его сами, чтобы убедится в качестве предлагаемых тестов).

Проблема заключается в том, что базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний и формирование умения решать задачи по физике. Следовательно, обучающиеся, изучающие  физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.  Раз так, то долг учителя физики – продумать систему организации подготовки учащихся к ЕГЭ.

Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ЕГЭ по физике является последний год обучения. Именно в этот период подготовки учащихся к ЕГЭ по физике  система работы учителя должна вестись  по трем направлениям:

•        Работа по самообразованию и методическая работа учителя;

•        Работа с учащимися;

•        Работа с родителями, администрацией .

 Не вызывает сомнения, что свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей, а значит и гарантом успешной сдачи учащимися ЕГЭ. Подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать с себя.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1.        Изучение нормативно-правовых, инструктивных, рекомендательных документов, касающихся организации и проведения ЕГЭ.

2.        Работа в методических объединениях, творческих группах.

3.        Исследовательская деятельность.

4.        Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

5.        Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.

6.        Трансляция собственного педагогического опыта.

7.        Использование ИКТ и др.

Самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных  преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.         

Одним из дефицитов, выявленных в результате анализа выполнения заданий ЕГЭ по физике, является недостаточное понимание учащимися явлений и процессов, обнаруживаемых в процессе проведения демонстрационных и ученических опытов. Задания, построенные на контексте описания опытов, выполняются существенно хуже, чем проверяющие аналогичные элементы содержания теоретические вопросы.

В процессе обучения необходимо использовать больше заданий на построение графиков по результатам исследований (с учетом абсолютных погрешностей измерений), на определение по результатам эксперимента значения физических величин (косвенные измерения), на оценку соответствия выводов имеющимся экспериментальным данным, на объяснение результатов опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов, теорий. Все это возможно только при использовании в преподавании предмета лабораторных работ исследовательского характера, при выполнении которых формируется необходимая взаимосвязь всех перечисленных выше методологических умений в целом. Использование же теоретических заданий не может являться инструментом для формирования таких умений.

Для качественных задач в ЕГЭ по физике используется обобщенная система оценивания, которая построена на описании полного правильного решения. Полное правильное решение таких заданий должно включать в себя правильный ответ (например, что будет наблюдаться, как изменяться показания приборов, вид построенного графика), и полное верное объяснение (логически не противоречивое и отражающее все этапы протекания явления или процесса) с указанием наблюдаемых явлений и законов (названий явлений и законов или необходимых формул).

Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации. Например:

-Широкое информирование учащихся о порядке проведения ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.

-Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ЕГЭ задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ЕГЭ;

-Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на занятиях кружка;

-Проведение мероприятий по подготовке к ЕГЭ в рамках недели физики в школе; участие учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов;

-Организация тестирования учащихся в формате ЕГЭ по материалам РЦМКО и школы (пробные испытания);

-Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач группы С;

-Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ;

-Организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2;

-Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ЕГЭ.

Проверкой готовности учащихся к итоговой аттестации служат результаты централизованного тестирования (март-апрель), результаты пробных испытаний, результаты участия в районных и республиканских олимпиадах и научно-практических конференциях и т. д.

Для подготовки учащихся могут быть организованы и проведены следующие мероприятия:

1.        Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач с учителем-предметником в течение года.

2.        Особая организация учебной деятельности на уроках.

3.        Домашнее задание по принципу «массив заданий».

4.        Курс интенсивной подготовки.

Особое внимание в своей работе я уделяю дополнительным занятиям-консультациям, занятиям по решению нестандартных задач  в течение года.

Занятия решения нестандартных задач рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению.

 Структура дополнительных занятий:

•        Обзор темы или раздела в целом;

•        Детальное изучение некоторых особенностей и тонкостей темы;

•        Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации;

•        Отработка материала в режиме проверочных работ, промежуточного тестирования, проговаривания основных моментов темы;

•        Изучение вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой;

•        Тренинг полученных знаний на тестах.

        Для ликвидации пробелов в знаниях, формирования устойчивых навыков решения заданий частей А и В,  обеспечения охвата подготовкой всех учеников класса необходимо уделять 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня.

Согласованность действий учителя – предметника и администрации образовательного учреждения – это еще одна слагающая успеха в достижении общей цели – получение желаемых результатов выпускных экзаменов.

В процессе обучения  и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать.

        Важно репетировать еще и потому,  что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

        Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать, причем именно тогда, когда нужно. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета.

Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.

В работе дан теоретический и практический материал по подготовке учащихся к ГИА....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ К ЕГЭ (ПИСЬМО И ГОВОРЕНИЕ)

Цель данной работы – поделиться опытом работы с учащимися 11 классов по подготовке к Единому Государственному Экзамену. Проанализировав результаты, полученные учащимися гимназии № 1512 в 2010-2011 уче...

Методические рекомендации по подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ по информатике

Методические рекомендации по подготовки учащихся  11 классов к ЕГЭ по информатике...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике

В условиях перехода к единой форме сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ становится акту­альным вопрос о целенаправленной, системной, качественной подготовке учащихся к экзамену.Методические рек...

Методические рекомендации по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по обществознанию

Представленные материалы содержат методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, памятку для учащихся и примеры заданий для формирования и закрепления навыков работы с КИМам...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Методические рекомендации при подготовки к сдачи ОГЭ по физике

Данный материал содержит советы для выпускников на разных этапах подготовки к экзамену...